Идея поделить на всех энергодолги Северного Кавказа вызвала недовольство
Энергокомпании Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) годами живут в минусе: тарифы низкие, потребители не платят, а долги растут. Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы эту проблему решили за счет специальной надбавки на оптовом рынке электроэнергии. Фактически это значит, что средства на поддержку СКФО будут поступать от потребителей из других регионов страны. Деньги получит новый государственный гарантирующий поставщик — компания "Энергосбыт", которая заменит сбытовые активы "Россетей", работающие на Северном Кавказе со времен реформы "РАО ЕЭС", начатой Анатолием Чубайсом. Инициатива уже на стадии разработки вызвала резкую критику экспертного сообщества: потребители закономерно отказываются оплачивать провалы регуляторов и энергетиков. Подробности — в материале Накануне.RU.
Ассоциация "Сообщество потребителей энергии" (объединяет крупнейших промышленных потребителей страны) выступила против введения дополнительных платежей в целях финансирования отрасли на Северном Кавказе. По мнению директора организации Валерия Дзюбенко, даже сама логика предлагаемого решения вызывает куда больше вопросов, чем финансовые последствия. Эксперт подчеркивает, что дискуссия вокруг надбавки на поддержку энергосистемы Северного Кавказа должна начинаться не с расчётов, а с ответа на принципиальный вопрос: почему за системные провалы региональных энергетиков и регулятора должны отвечать остальные потребители в стране?
"Вопрос не только в том, насколько эта надбавка увеличит конечный платёж. Важно другое — почему потребители из других регионов должны платить за то, что энергокомпании и государственный регулятор на Северном Кавказе годами не могут навести порядок? Если не работает контроль, если низкая платежная дисциплина и колоссальные потери, то это их зона ответственности", — объясняет он в беседе с Накануне.RU.
По словам собеседника издания, Минэнерго фактически предлагает закрыть проблему деньгами, не устраняя корневых причин: "Вместо того чтобы обеспечить исполнение полномочий, повысить ответственность, улучшить правоприменение, предлагается просто "размазать" потери и долги между всеми потребителями. Это путь в никуда. Такие меры не стимулируют систему работать лучше — они лишь откладывают проблему".
Эксперт напоминает, что подобные попытки предпринимались в других регионах, например, в Тверской области, где государство обсуждало идею переложить банкротную задолженность энергосбытовой компании на повторные платежи потребителей.
"Мы категорически против такой логики. Потребитель уже оплатил электроэнергию один раз. Если деньги были утрачены, выведены, разворованы или просто не собраны — это не повод выставлять людям счёт во второй раз. Нужно искать тех, кто допустил потери, и взыскивать с них. Если проблема в регулировании — тогда вопросы к регулятору, но точно не к добросовестным потребителям", — отметил Дзюбенко.

Представители отрасли сходятся во мнении, что ситуация на Северном Кавказе требует системного решения, а не временных денежных "инъекций" за счет всей страны. Необходимо повышение собираемости, реальная борьба с коммерческими потерями, ужесточение контроля, работа с незаконным потреблением. "Пока эти меры не будут реализованы, любые финансовые схемы окажутся бессмысленными. Они только создадут иллюзию решения проблемы и при этом увеличат нагрузку на всю экономику", — говорят отраслевики.
Уточним, цена на электроэнергию на оптовом рынке — это стоимость генерации и формируется она из двух величин: непосредственно цене на выработанный киловатт-час и ставку мощности. В плату за мощность в том числе входят все инвестиционные затраты компаний, а также готовность в любой момент включиться в работу, в независимости от того работал блок или нет. Кроме того, плата за мощность стала излюбленным источником госрегуляторов для финансирования всевозможных программ и субсидий, например, Дальнего Востока. Платежи "размазываются" между большим числом потребителей в рамках ценовых зон. Пока их в полной мере существует две: Европейская часть России и Урал, а также Сибирь. Это позволяет делать скрытые надбавки менее заметными, но логика "заплатил за себя — заплати и за соседа" от этого никуда не девается.
И сейчас к этим платежам планируется добавить финансирование энергосистемы Северного Кавказа. Впрочем, проблемы СКФО — действительно огромные: долги перед энергорынком достигают 64 млрд рублей, это почти 90% всех долгов на оптовом рынке России. Причины простые — низкая собираемость платежей, большие "коммерческие" потери электроэнергии и тарифный дисбаланс. Сейчас региональные сбытовые компании получают поддержку около 35 млрд рублей в год — половину своей выручки. Дополнительно "Россети" направляют почти 13 млрд рублей на погашение долгов перед генерацией. Эта помощь может сохраниться и после появления нового гарантирующего поставщика.

Минэнерго РФ предлагает, в частности, включать в тарифы расходы на сомнительные долги и постепенно повысить нормативы потерь электроэнергии в Дагестане и Ингушетии. Сейчас они достигают 48—54%, фактически почти половина произведенной энергии теряется или крадется. Потребители тоже почувствуют изменения: возможно повышение тарифов, а платежи крупных промышленных мощностей могут возрасти дополнительно на 12—15 млрд рублей в год. При введении спецнадбавки конечная цена на оптовом рынке может увеличиться на 0,4—0,6%, но этот механизм рассматривается как временный — сроком на 5—7 лет. После этого региональная энергосистема должна стать самодостаточной, считает экспертное сообщество.
Напомним, что схожая схема уже работает для новых регионов — ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Там электроэнергия продается по заниженной цене, а разницу компенсирует надбавка к мощности. Но в новых территориях это объяснимо тем, что в регионы живут в условиях военных действий. По каким причинам к ним решено приравнять республики Северного Кавказа, неясно.
Летать в России станет еще дороже
Креатив Госдумы так и прет: про букмекеров и депутатов
Вот это "Вызов"