Якутские пожары накрыли Россию смогом, но дым Отечества в Москве не замечают?
В Якутии ввели режим ЧС регионального значения из-за бушующих в республике лесных пожаров, дым от которых достиг уже Сибири и Урала, а на Севере, как свидетельствует спутниковый снимок, опубликованный НАСА, шлейф добрался до полюса Земли. На поверхности Байкала образовалась смолянистая черная пленка. Площадь, съеденная огнем в Якутии, превышает 6 млн гектаров, горят и особо охраняемые природные территории, объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО — нацпарк "Ленские столбы", и населенные пункты. Трагедия перерастает в природную катастрофу, но даже это пока не побудило Владимира Путина приехать, лично оценить масштаб проблем и принять кардинальные меры.
Пожары в Якутии начались в первой половине июня 2021 года. В организации "Гринпис" уверены, что причина пожаров — человеческий фактор, а также предупреждают, что последствия часто повторяющихся природных пожаров заключаются в том, что старые леса вместе с изрядной долей биологического разнообразия исчезают, а их место занимают молодые леса и открытые пространства, которые гораздо быстрее просыхают и продуваются ветром. В результате они еще сильнее горят, а пожары быстрее распространяются на большие площади.
С человеческим фактором борются с помощью уголовных дел, но за всеми не уследишь, так как лесников в России просто не хватает, за порядком на брошенных землях и в безлюдных деревнях, где все заростает бурьяном, никто не следит — вот вам и "запал" для огня. Но вот глава Якутии Айсен Николаев видит причину в изменении климата, он заявил, что в Якутии с каждым годом становится все жарче. Этот тезис на состоявшемся в Челябинской области совещании повторил и президент России Владимир Путин. Кстати, странно, что это совещание президент провел на Южном Урале — да, там тоже горело, но не так масштабно. Тогда как выезд в Якутию помог бы лучше оценить ситуацию в наиболее пострадавшем регионе? Между тем, уже сегодня челябинцы наблюдали смог от якутских пожарищ, а это, на минуточку, несколько тысяч километров:
И сейчас не так важна причина возникновения столь масштабного бедствия, как отсутствие понимания — почему не боролись с последствиями возгорания? Опять же "Гринпис" видит главную проблему — недофинансирование лесного хозяйства примерно в 100 млрд руб. в год, в то время как сейчас все регионы получают немногим более 30 млрд, приводят данные защитники природы.
"Невозможно сберечь леса, если на охрану и организацию правильного хозяйства выделять только треть от реальной потребности, причем очень неравномерно: регионы, которые горят часто — Север, Сибирь и Дальний Восток — получают меньше всего, — сказано на сайте "Гринписа". — При этом половина лесов России от пожаров охраняется условно или не охраняется никак. Больше 40% лесов приходится на так называемые "зоны контроля", где пожары по закону разрешается не тушить, и ещё почти 10% — на леса, растущие на землях сельхозназначения или спорных землях, за сохранность которых никто не отвечает".
И правда, в начале "огненной истории" казалось, что на пожары не обращали особого внимания, а тех, кто начинал об этом писать, просили не разводить панику, мол, "Якутия всегда горит". Чиновники проснулись слишком поздно, когда огонь начал выгонять людей из домов, а города затянула скорбная дымка лесных пожаров. Но для того, чтобы справиться с проблемой, сейчас необходимо мобилизовать силы всей страны, считает политолог Илья Гращенков: "Направить для тушения армию, МЧС, организовать вырубку лесополос, окопать территорию городов, создать искусственные дождевые тучи, мобилизовать добровольцев и т.д.".
Но мобилизация слишком дорого обойдется, в то время как власти оценивают ущерб от пожаров всего в 1 млрд руб., эксперт напоминает, что, к примеру, тот же "Норникель" оштрафовали на 146 млрд за загрязнение одного водоема.
"Якутские лесные пожары могут привести к еще более глобальной катастрофе. Столь масштабное выгорание происходит впервые, ранее Якутия стабильно горела, но нынешнее бедствие самое крупное за всю историю наблюдений, — отмечает Илья Гращенков. — Огонь начал топить вечную мерзлоту, теперь в атмосферу выбрасывается повышенное количество углекислого газа, что уже привело к образованию аномальных ураганов и "сухих" гроз. Дымом заволокло полмира: Сибирь, Китай, Канаду, Аляску и даже Гренландию. Фактически уже произошла глобальная экологическая катастрофа, последствия от которой, по мнению экологов, могут привести к вымиранию видов и ускорить изменение климата в России. Правда, есть и "плюсы", так как быстрее растает Арктика и можно будет начать освоение ее ресурсов".
Пока же, если мы говорим об освоении, то в основном бюджетов, а не новых территорий. Все может быть гораздо более прозаично, чем апокалиптические разговоры о глобальном потеплении — банальное разграбление лесоохраны времен СССР. Тот же Гращеков отмечает, что лесников нет, а значит, все завалено буреломом, загорается трава и торфяники. Уничтожена техника для локального тушения пожаров, местные власти боятся поднимать эту тему, по старинке отчитываясь перед Москвой традиционным "все хорошо".
Последствия нужно измерять не только в деньгах, но и в человеческих жизнях, если не сам огонь, то смог уже начал убивать сердечников и людей с заболеванием дыхательных путей (а таких все больше — по известным причинам). Илья Гращенков приводит цифры: в 2010 году от пожаров в ЦФО и ПФО умерли более 55 тыс. человек, смертность возросла почти в два раза. Что же ждет нас теперь?
Российский "Гринпис" предложил на рассмотрение правительства список мер по сокращению масштабов лесных пожаров, которые, вопреки всем разговорам о слишком жарком лете — повторяются каждый год, площади пожаров неуклонно растут. Среди предложений:
- сокращение площади неохраняемых лесов;
- полное обеспечение финансовых лесных обязанностей регионов и усиление охраны природных территорий;
- сокращение бюрократии в лесхозах, чтобы специалисты занимались не документооборотом, а имели время на реальную охрану лесов.
Опять же все упирается в деньги — нельзя просто так взять и увеличить лесную охрану, нанять специалистов и сберечь национальные парки, если не выделять на это достаточное количество денег ежегодно. А денег в регионах нет. Тогда как Россия отправляет свои Бе-200 на пожары в Турцию, и там платят за это солидный барыш — около 24 млн долларов, как писали СМИ.
Может быть, из-за безденежья регионов на совещании с президентом Владимиром Путиным глава МЧС Евгений Зиничев предложил вернуть на федеральный уровень контроль за охраной лесов . Также, по словам Зиничева, нужно довести до норматива штатную численность работников лесной охраны, по сравнению с советским периодом она сокращена в четыре раза, признал он.
Министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов, который участвовал в совещании удаленно, предложил президенту усилить пожарную авиацию, увеличить штат сотрудников. Но может ли исправить ситуацию увеличение количества пожарных или передача ответственности на федеральный уровень? Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин в беседе с Накануне.RU говорит, что его удивляет то, что на самом высоком уровне звучат разные предложения, но как будто никто не понимает, в чем суть вопроса.
"У нас сейчас на 80 тыс. га один лесник, а так нельзя, но никто не хочет решать этот вопрос. Думают, одними пожарными справимся. Второе — у лесников нищенская зарплата. Причем, если у лесника нет пожаров, то зарплата намного ниже, чем у лесника, у которого случился пожар, и он участвует в ликвидации последствий".
Эксперт приводит в пример Татарстан, где сохранились советские традиции в лесном хозяйстве и повсеместно остались лесники, охраной природы занимаются со школы — в профильных классах есть "экологи" и будущие смотрители леса, ведется строительство химических станций, и результат, как говорится, налицо: "Почему-то в Татарстане повсеместно это сделали, и лесхозы не разорили, там нет пожаров. Засуха который год, но там опять все в порядке".
Второй пример — Белоруссия, где лесников больше, чем в России, хотя территория лесов в десять раз меньше, и таких крупных пожаров не происходит. Ранее эта система имелась и у нас, более того, в каждом совхозе и колхозе была своя пожарная команда, пожарная машина — а часто и две, работали специалисты, которых власть отмечала за заслуги, они имели социальные гарантии и даже получали жилье вне очереди. Все это было рутиной, обычными вещами, а сейчас об этом, как о чем-то новом и необходимом говорят министры, отчитываясь о единичных примерах создания пожарных команд в некоторых деревнях. Дело хорошее, конечно, но это не система.
"Зиничев говорит, что все надо перевести на федеральный уровень, но нет — системно нужно работать. Не надо изобретать велосипед. Это система — вся вертикаль должна работать, как только уберешь на федеральный уровень — ничего не увидишь. Должна работать система, единая, как механизм. Ответственность должна быть одинаковой, федерация не должна спать, когда появился пожар регионального уровня, и муниципалитет не должен спать. Все должны нести ответственность", — говорит эксперт.
К работе лесоохраны тоже есть вопросы — есть техника, но почему-то появившийся очаг не тушат, пока сотни гектар не заполыхают, и только потом летит самолет, говорит Кашин. Еще одной причиной сложившейся ситуации являются заброшенные земли, на сегодняшний день почти 40 млн га только заросших бурьяном пашен, а это реальный "запал" для пожаров. 196 га — пастбища, сенокосы и другие не окультуренные, естественные угодья.
"Пока мы не введем все это в оборот, пока не будем отвечать полностью за все территории с помощью лесничества, все так и будет продолжаться. Когда были лесхозы — они за все отвечали, мы их восстановили, им дали право ухаживать за лесом, делать посадки, бороться с вредителями, но ограничены права. Права надо прописать, усовершенствовать систему арендаторов, многие из которых просто "кровопийцы" в лесу, по льготным проектам работают, ничего не делают для природы, не платят в казну, только набивают карманы себе", — резюмирует эксперт.
Между тем депутат Госдумы от Якутии Федот Тумусов предложил президенту России уволить министра природных ресурсов и экологии РФ Александра Козлова из-за пожаров, которыми объята республика. По словам Тумусова, "министр есть, а вот природы нет — сгорела". Факт очевидный, как и то, что дело не только в конкретном Козлове.