06 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика За рубежом

Как старый китайский революционер народную коммуну сберёг

Спецпроект "Социализм с китайским лицом"

В 2018 году в России многие узнали о совхозе им. Ленина, которым руководит Павел Грудинин. Одних восхищало его предприятие и созданная при нем территория социального оптимизма, другие обращали внимание на то, что юридически это не совхоз, а акционерное общество — то есть своего рода социалистический уголок, но живущий по капиталистическим законам. В любом случае бренд "совхоз" оказался весьма привлекательным и вызвал дискуссию о пути организации сельского хозяйства и других отраслей. Интересно, что такая дискуссия существует и в КНР, где со времён Мао Цзэдуна сохранилась всего одна народная коммуна. Её руководство не участвует в выборах, но сам факт того, что коллективное хозяйство успешно работает уже более полувека, заставляет многих задуматься о возможных альтернативах развития страны. Подробности — в нашем спецпроекте "Социализм с китайским лицом".

Народные коммуны в КНР как явление в лучшем случае считают "китайскими колхозами", в худшем — совсем карикатурным явлением, где крестьяне в свободное от борьбы с воробьями время плавили металл в небольших доменных печах. В 1978 году в провинции Аньхой частники одной из коммун договорились разделить землю по семьям, часть урожая сдать по плану государству, а излишками распорядиться самостоятельно. Власти эту инициативу поддержали, после чего система семейного подряда стала одним из столпов реформ Дэн Сяопина. С тех пор и в самом Китае, и тем более за рубежом, распространился взгляд на коммуны как на нечто негативное, мешавшее развитию производительных сил на селе.

Тем интереснее, что переход к новым формам хозяйствования понравился не всем. Одним из сторонников прежнего порядка оказался старый революционер, член КПК с 1944-го года Лэй Цзиньхэ (雷金河. Вернувшись с фронтов антияпонской и гражданской войн, он в 1949 году создал в местности Чжоуцзячжуан сельскохозяйственный кооператив, а затем — одну из первых в Китае народных коммун. Голод конца пятидесятых практически не затронул Чжоуцзячжуан. Даже лошади и мулы здесь оставались сытыми и здоровыми. В начале шестидесятых Лэй Цзиньхэ уже провёл электрификацию, многие крестьяне смогли купить себе радиоприёмники. В годы культурной революции Лэя раскритиковали и сместили с должности, но затем в 1978 году он смог вернуться к руководству коммуной.

Лэй Цзиньхэ - бывший руководитель народной коммуны Чжоуцзячжуан(2021)|Фото: kuaibao.qq.com

Дела снова пошли на лад, но вскоре появилось постановление о необходимости раздела земель между семьями. К этому времени все работники имели паёк, зарплату, их детям коммуна предоставляла бесплатные школу и детский сад. Все, кто достиг 60-летнего возраста, получали пенсию по старости. В этих условиях жители Чжоуцзячжуана высказались против реформы. 3055 человек приложили отпечатки пальцев в качестве подписей на документ о недопустимости раздела земли между семьями. Лэй Цзиньхэ с этим документом отправился в Пекин, но там его встретили расплывчатыми отговорками. Тогда он обратился к руководству провинции с просьбой об эксперименте: оставить всё как есть на год, и начать реформу только если коллективное хозяйство покажет результаты хуже, чем в соседних поселениях. 54 тысячи коммун по всей стране уже к середине восьмидесятых годов были реформированы.

С возвращением прежнего административного деления Чжоуцзячжуан (周家庄) назвали волостью городского округа Цзиньчжоу (晋州) провинции Хэбэй, а народная коммуна зарегистрировалась как крестьянско-рабоче-торговый кооператив (农工商合作社), сохранив, однако, внутренне деление по производственным бригадам и прежние методы ведения хозяйства. Поэтому Чжоуцзячжуан в полной мере можно назвать "единственной сохранившейся коммуной". Лэй Цзиньхэ умер в 2001 году, но спасённое им хозяйство держится по сей день — уже сорок лет в условиях рыночной экономики.

В настоящее время насчитывается 10 производственных бригад, 4508 дворов, 13 138 человек и 1281 гектар земли. Примерно половина отведена под пшеницу, также есть виноградник, грушевый сад, питомник, теплицы с овощами и ферма, где держат коров. Внешний вид этого посёлка решительно отличается от соседних, даже тех, что считаются образцовыми. Там, где прошла реформа, дома жителей, соревнующихся друг с другом, растут ввысь, заборы обмотаны колючей проволокой, окна и двери защищены от взломов. За пределами домовладений — мусор и сточные воды. "Это ли новая деревня с китайской спецификой, которая пропагандируется нашей партией?" — задаётся вопросом корреспондент издания "Ую чжи сянь".

Напротив, когда въезжаешь в коммуну, обращаешь внимание на то, что дома однотипные, дороги прямые и широкие, на них нет торговцев и зазывал, препятствующих движению, а дворы — ухожены и чисты.

В сельхозугодьях нет межей, разделяющих семейные наделы. Это экономит площадь общего поля и облегчает использование техники. Нет и открытых каналов между полями. Орошение осуществляется по системе подземных каналов. У такого подхода есть два преимущества: во-первых, поливная вода испаряется гораздо меньше, а, во-вторых, каналы не отнимают площади от посевов. Но эта ирригационная система гораздо дороже, а также не имеет смысла на небольших наделах. Её внедрение стало возможным лишь благодаря сохранению крупного коллективного хозяйства.

Поле в коммуне Чжоуцзячжуан(2021)|Фото: meipian.cn

Удобрения и пестициды вносятся планомерно и организованно. В деревнях с подрядной системой каждый фермер, стремясь вырастить как можно больше урожая, использует любые средства на своё усмотрение. Установить контроль за каждым мелким хозяйством — задача сложная и в результате за годы реформ загрязнение сельхозугодий пестицидами стало серьёзной проблемой для Китая.

Вид на коммуну Чжоуцзячжуан(2021)|Фото: kuaibao.qq.com

По старому маоистскому принципу производственные бригады занимаются попеременно сельским хозяйством, а также строительством и обслуживанием инфраструктуры. Жители получили местные стройматериалы по себестоимости, а строители возводят дома за рабочие баллы (примерно аналог трудодней) в свободное время от полевых работ.

Руководящие кадры — вплоть до глав производственных бригад, коммуны и секретаря парткома также занимаются крестьянским трудом, а офисы построены ещё полвека назад и без роскоши обставлены старой мебелью.

Портреты основоположников и цитата Мао(2021)|Фото: meipian.cn

Из-за всех этих особенностей Чжоуцзячжуан отдельно учитывается в экономических рейтингах, но, если брать здешний средний доход на душу населения, по этому показателю коммуна опережает все другие районы городского округа Цзиньчжоу.

В итоге практика показала, что социалистическое хозяйство лучше подходит для удовлетворения растущих потребностей членов общества, нежели система подрядов. В Чжоуцзчжуане нет ни имущественного расслоения, ни других проблем, характерных для современной китайской деревни. ""Последняя Народная Коммуна" — лучшее и самое убедительное доказательство того, что сотрудничество в сельской местности является направлением деятельности миллиарда китайских фермеров", — такими мнениями делятся авторы китайских вичат-каналов.

В то же время небольшие промышленные предприятия сейчас переживают трудности из-за перепроизводства в обрабатывающей промышленности в стране в целом. А местные власти поддерживаясь принципа "трёх не" (никакой агитации, никакого стимулирования, никакой оппозиции) осторожничают и не дают Чжоуцзячжуану широко пропагандировать преимущества коллективного социалистического хозяйства и критиковать эгоистичное поведение.

"Мы не понимаем, отчего Китай, заявляющий о своей "социалистической специфике", не может энергично продвигать социалистическую общественную собственность и превосходство коллективной экономики, а также критиковать слепоту, спекуляцию и вред рыночной экономики. Для Чжоуцзячжуана крайне необходимо организовать дебаты о характере общества, основываясь на своём собственном развитии за 30 лет, сравнить ситуацию с соседними деревнями и сделать выводы", — отмечают другие китайские публицисты.

История Чжоуцзячжуана действительно известна мало, особенно за рубежом. Насколько этот опыт универсален — неясно, но успешное функционирование хозяйства хороший пример и для наших народных предприятий, и для поиска пути развития самого Китая.

Еще материалы спецпроекта "Социализм с китайским лицом":


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС