20 Сентября 2021
форумfeedback
search

К 100-летию Станислава Лема

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo


Аналитика все материалы


Экономика За рубежом

Как старый китайский революционер народную коммуну сберёг

Спецпроект "Социализм с китайским лицом"

В 2018 году в России многие узнали о совхозе им. Ленина, которым руководит Павел Грудинин. Одних восхищало его предприятие и созданная при нем территория социального оптимизма, другие обращали внимание на то, что юридически это не совхоз, а акционерное общество — то есть своего рода социалистический уголок, но живущий по капиталистическим законам. В любом случае бренд "совхоз" оказался весьма привлекательным и вызвал дискуссию о пути организации сельского хозяйства и других отраслей. Интересно, что такая дискуссия существует и в КНР, где со времён Мао Цзэдуна сохранилась всего одна народная коммуна. Её руководство не участвует в выборах, но сам факт того, что коллективное хозяйство успешно работает уже более полувека, заставляет многих задуматься о возможных альтернативах развития страны. Подробности — в нашем спецпроекте "Социализм с китайским лицом".

Народные коммуны в КНР как явление в лучшем случае считают "китайскими колхозами", в худшем — совсем карикатурным явлением, где крестьяне в свободное от борьбы с воробьями время плавили металл в небольших доменных печах. В 1978 году в провинции Аньхой частники одной из коммун договорились разделить землю по семьям, часть урожая сдать по плану государству, а излишками распорядиться самостоятельно. Власти эту инициативу поддержали, после чего система семейного подряда стала одним из столпов реформ Дэн Сяопина. С тех пор и в самом Китае, и тем более за рубежом, распространился взгляд на коммуны как на нечто негативное, мешавшее развитию производительных сил на селе.

Тем интереснее, что переход к новым формам хозяйствования понравился не всем. Одним из сторонников прежнего порядка оказался старый революционер, член КПК с 1944-го года Лэй Цзиньхэ (雷金河. Вернувшись с фронтов антияпонской и гражданской войн, он в 1949 году создал в местности Чжоуцзячжуан сельскохозяйственный кооператив, а затем — одну из первых в Китае народных коммун. Голод конца пятидесятых практически не затронул Чжоуцзячжуан. Даже лошади и мулы здесь оставались сытыми и здоровыми. В начале шестидесятых Лэй Цзиньхэ уже провёл электрификацию, многие крестьяне смогли купить себе радиоприёмники. В годы культурной революции Лэя раскритиковали и сместили с должности, но затем в 1978 году он смог вернуться к руководству коммуной.

Лэй Цзиньхэ - бывший руководитель народной коммуны Чжоуцзячжуан(2021)|Фото: kuaibao.qq.com

Дела снова пошли на лад, но вскоре появилось постановление о необходимости раздела земель между семьями. К этому времени все работники имели паёк, зарплату, их детям коммуна предоставляла бесплатные школу и детский сад. Все, кто достиг 60-летнего возраста, получали пенсию по старости. В этих условиях жители Чжоуцзячжуана высказались против реформы. 3055 человек приложили отпечатки пальцев в качестве подписей на документ о недопустимости раздела земли между семьями. Лэй Цзиньхэ с этим документом отправился в Пекин, но там его встретили расплывчатыми отговорками. Тогда он обратился к руководству провинции с просьбой об эксперименте: оставить всё как есть на год, и начать реформу только если коллективное хозяйство покажет результаты хуже, чем в соседних поселениях. 54 тысячи коммун по всей стране уже к середине восьмидесятых годов были реформированы.

С возвращением прежнего административного деления Чжоуцзячжуан (周家庄) назвали волостью городского округа Цзиньчжоу (晋州) провинции Хэбэй, а народная коммуна зарегистрировалась как крестьянско-рабоче-торговый кооператив (农工商合作社), сохранив, однако, внутренне деление по производственным бригадам и прежние методы ведения хозяйства. Поэтому Чжоуцзячжуан в полной мере можно назвать "единственной сохранившейся коммуной". Лэй Цзиньхэ умер в 2001 году, но спасённое им хозяйство держится по сей день — уже сорок лет в условиях рыночной экономики.

В настоящее время насчитывается 10 производственных бригад, 4508 дворов, 13 138 человек и 1281 гектар земли. Примерно половина отведена под пшеницу, также есть виноградник, грушевый сад, питомник, теплицы с овощами и ферма, где держат коров. Внешний вид этого посёлка решительно отличается от соседних, даже тех, что считаются образцовыми. Там, где прошла реформа, дома жителей, соревнующихся друг с другом, растут ввысь, заборы обмотаны колючей проволокой, окна и двери защищены от взломов. За пределами домовладений — мусор и сточные воды. "Это ли новая деревня с китайской спецификой, которая пропагандируется нашей партией?" — задаётся вопросом корреспондент издания "Ую чжи сянь".

Напротив, когда въезжаешь в коммуну, обращаешь внимание на то, что дома однотипные, дороги прямые и широкие, на них нет торговцев и зазывал, препятствующих движению, а дворы — ухожены и чисты.

В сельхозугодьях нет межей, разделяющих семейные наделы. Это экономит площадь общего поля и облегчает использование техники. Нет и открытых каналов между полями. Орошение осуществляется по системе подземных каналов. У такого подхода есть два преимущества: во-первых, поливная вода испаряется гораздо меньше, а, во-вторых, каналы не отнимают площади от посевов. Но эта ирригационная система гораздо дороже, а также не имеет смысла на небольших наделах. Её внедрение стало возможным лишь благодаря сохранению крупного коллективного хозяйства.

Поле в коммуне Чжоуцзячжуан(2021)|Фото: meipian.cn

Удобрения и пестициды вносятся планомерно и организованно. В деревнях с подрядной системой каждый фермер, стремясь вырастить как можно больше урожая, использует любые средства на своё усмотрение. Установить контроль за каждым мелким хозяйством — задача сложная и в результате за годы реформ загрязнение сельхозугодий пестицидами стало серьёзной проблемой для Китая.

Вид на коммуну Чжоуцзячжуан(2021)|Фото: kuaibao.qq.com

По старому маоистскому принципу производственные бригады занимаются попеременно сельским хозяйством, а также строительством и обслуживанием инфраструктуры. Жители получили местные стройматериалы по себестоимости, а строители возводят дома за рабочие баллы (примерно аналог трудодней) в свободное время от полевых работ.

Руководящие кадры — вплоть до глав производственных бригад, коммуны и секретаря парткома также занимаются крестьянским трудом, а офисы построены ещё полвека назад и без роскоши обставлены старой мебелью.

Портреты основоположников и цитата Мао(2021)|Фото: meipian.cn

Из-за всех этих особенностей Чжоуцзячжуан отдельно учитывается в экономических рейтингах, но, если брать здешний средний доход на душу населения, по этому показателю коммуна опережает все другие районы городского округа Цзиньчжоу.

В итоге практика показала, что социалистическое хозяйство лучше подходит для удовлетворения растущих потребностей членов общества, нежели система подрядов. В Чжоуцзчжуане нет ни имущественного расслоения, ни других проблем, характерных для современной китайской деревни. ""Последняя Народная Коммуна" — лучшее и самое убедительное доказательство того, что сотрудничество в сельской местности является направлением деятельности миллиарда китайских фермеров", — такими мнениями делятся авторы китайских вичат-каналов.

В то же время небольшие промышленные предприятия сейчас переживают трудности из-за перепроизводства в обрабатывающей промышленности в стране в целом. А местные власти поддерживаясь принципа "трёх не" (никакой агитации, никакого стимулирования, никакой оппозиции) осторожничают и не дают Чжоуцзячжуану широко пропагандировать преимущества коллективного социалистического хозяйства и критиковать эгоистичное поведение.

"Мы не понимаем, отчего Китай, заявляющий о своей "социалистической специфике", не может энергично продвигать социалистическую общественную собственность и превосходство коллективной экономики, а также критиковать слепоту, спекуляцию и вред рыночной экономики. Для Чжоуцзячжуана крайне необходимо организовать дебаты о характере общества, основываясь на своём собственном развитии за 30 лет, сравнить ситуацию с соседними деревнями и сделать выводы", — отмечают другие китайские публицисты.

История Чжоуцзячжуана действительно известна мало, особенно за рубежом. Насколько этот опыт универсален — неясно, но успешное функционирование хозяйства хороший пример и для наших народных предприятий, и для поиска пути развития самого Китая.

Еще материалы спецпроекта "Социализм с китайским лицом":

add_circle ОБСУДИТЬ

Форум временно не работает по техническим причинам, приносим извинения.




Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Магазин спецодежды