Бездомным стать легко: на общежитиях ЗИЛа обкатывают "рейдерскую реновацию"?
Жители домов по Днепропетровской улице московского района Чертаново столкнулись с незаконными, на их взгляд, массовыми выселениями из собственных квартир без замены на другое жилье. Людей "выставляют на улицу", даже если квадратные метры были единственным домом и изыматься, вроде бы, не могут ни по каким нормам. Проблема с изъятием жилья актуализируется в России и для собственников обычных квартир в связи с реновацией, давшей метастазы и в регионах, в Госдуму был направлен законопроект о принудительном выселении из домов, расположенных на территориях, подлежащих "реновационному улучшению". Подробности – в материале Накануне.RU.
Некогда два дома, где ныне проживает более 1 тыс. человек, были общежитием ЗИЛа, по советской традиции рабочие завода получали жилье бесплатно, а после развала СССР, как и по всей стране, имели возможность стать собственниками по закону о приватизации, но не все прописанные в общежитиях смогли воспользоваться актом щедрости перестроечного государства из-за массы оговорок, отсрочек и поправок, хотя, в целом, некоторым удалось, но и это священное частное право не спасло их от выселения сегодня, которое инициировал то ли завод, то ли какие-то московские чиновники.
Сейчас в Москве идут судебные разбирательства, жители "общаг" настроены серьезно и будут отстаивать собственные права даже с помощью протестов. А ведь это не первый и не единичный случай, когда людей выселяют из собственных квартир буквально на улицу из бывших заводских общежитий. Проблемы с таким жильем, расположенным на территории Москвы и Московской области, возникли не вчера, люди, которых принудительно выселяют семьями без предоставления альтернативного жилья, писали и Владимиру Путину, обращались к депутатам еще в 2019 году, выходили на акции.
"Вселение производится именно заводом, то есть ЗИЛом, вообще в разных случаях были разные схемы, но все делается либо органами исполнительной власти, либо представителями того предприятия, на которое приезжали работать граждане", – говорит член рабочей группы в Госдуме по защите интересов граждан при реализации программы реновации Юлии Арто.
Механизм изъятия жилья, возможно, основан на подделке технических документов, говорят правозащитники, которые выступают на стороне выселяемых, ордера на квартиры, которые являются основанием для проживания, внезапно теряются в бюрократических ведомствах, адвокаты находят бумаги в архивах к удивлению судей, но доказать уже ничего не могут.
"Ордер на квартиру хранился не у жильцов, а у администрации – сегодня одну женщину уже выселили из квартиры, которая ей принадлежит наполовину. Право собственности на всю квартиру она не смогла выиграть опять-таки по той самой причине, что не было ордера. Ордер достали (в архиве), а сегодня в суде департамент государственного имущества (ДГИ) Москвы представил документ, что ордеры по Днепропетровской не предоставляются на хранение, мол, мы не будем задаваться вопросом, предоставлялись они или нет. Собственник данного дома – Москва", – рассказывает после одного из заседаний суда юрист потерпевших, правозащитник Юрий Кокорев.
Сложно доказать права
По закону жилье должно оставаться за людьми и после того, как тот или иной завод заявил о прекращении работы, и после того, как права собственника предприятия перешли к кому-то другому, на деле же происходит довольно запутанная, но от этого не менее чудовищная история. После закона о приватизации жилье должно было отойти городу, как говорят нам сами "выселенцы", но их дома из городской собственности, вроде бы, снова превращены в общежития, упраздненные в 1994 году, и вместе с проживающими в нем жителями переданы чиновниками ДГИ им. Москвы в частную собственность юридического лица, подконтрольного правительству Москвы.
"И используются в качестве извлечения незаконного обогащения, – считают жильцы, – город не получает ни копейки. В общежития превращены жилые дома, в которых граждане проживают на условиях договора социального найма и в качестве собственников. Пустующие жилые помещения сдаются для проживания гражданам из Средней Азии, используются, вероятно, для фиктивной регистрации и так далее".
Юлия Арто сообщает, что, судя по наблюдениям группы активистов, в дома бывших общежитий, из которых выселяют людей, якобы даже вписываются по ордерам чиновники, судьи и прокуроры. Также очень задевает "выселенцев" и само отношение судей к их бедам:
"Одна из судей во время заседания "ковырялась" в телефоне и очень пренебрежительно говорила про "общаги". Это всех задело. Такое отношение к людям, к их жилищным условиям непростительно, есть аудиозапись, и это можно прослушать. Пренебрежение возмутило всех, кто это слышал. А ведь она, скорее всего, и реализовала свое благополучие за счет таких жителей общежития?" – говорит Юлия Арто.
"Одним из юристов с противоположной стороны выступает настоящий "рейдер", – говорит Юлия Арто. – Да, она бывший адвокат, которая лишена этого статуса, жильцы подняли ее историю, оказалось, что она участвовала в рейдерском захвате жилья военных в Хабаровске. А схема отнятия жилья военных всем известна".
"Рейдер" - слово из 90-х, но действительность не лучше "мифов" о лихих временах, которые продолжаются тихой сапой. По словам жителей дома и правозащитников, за происходящим с бывшими общежитиями ЗИЛа, вероятно, стоит схема обогащения, в беседе с нашим изданием говорит Юлия Арто:
"Сначала, видимо, крадутся переселенческие ордера на заработанные квартиры – по сути их украли, сделав жильцов по поддельной документации "мертвыми душами" – это первый этап был. Сейчас второй этап – освободить дома для дальнейшего собственного сверхбыстрого обогащения по особо крупному сговору? Возможные цели всего этого – освободить дома либо под хостелы, либо под дальнейшую высотную застройку, что наиболее вероятно, учитывая потребности строймафии".
Напомним, что мэр столицы Сергей Собянин еще в 2017 году в преддверии своей программы по реновации заявлял, что большинство общежитий, по сути дела, этот статус утратили и перешли в категорию обычного жилья, где люди живут на правах социального найма:
"Таких домов очень много. Я считаю, что можно прописать в нашем городском законе, что такие общежития также могут попадать в программу реновации по общему правилу, которое есть в городе".
Но вот в рамках программы реновации жители бывших общежитий и коммуналок должны получить полноценные квартиры, так что у многих появляется "законный" интерес к коммуналкам, владеть там жилплощадью и попасть под реновацию – значит, получить новое жилье?
Легко стать бездомным
Технология выселения из общежитий отработанная и используется на территории всей России, говорит в беседе с нашим изданием член рабочей группы в Госдуме по защите интересов граждан при реализации программы реновации Юлия Арто. Она отмечает, что Сергей Миронов, глава "Справедливой России", года два назад сделал заявление, наряду с другими правозащитниками, которые также выступали на официальных площадках, что в России от 2,5 до 7 млн бездомных.
"Мы подходили к Элле Памфиловой перед выборами в муниципальные собрания в Москве четыре года назад, говорили про людей, которых выписали из единственного жилища, это целые семьи с детьми, люди в возрасте, которые мало того, что не могут получать пенсии и пособия на детей, они не могут прийти проголосовать, потому что у них прописка вымарана. Это обычные люди, это не бомжи в том смысле, что мы привыкли понимать – немытый человек, который бродяжничает и роется в помойке, это люди с юридическим статусом бездомных", – говорит Арто.
Правозащитники за это время выявили до 16 видов системного увода жилья и по большей части – это, вероятно, коррупционные схемы.
То, что сегодня происходит в Москве с реновацией, немногим лучше, считает эксперт, перед принятием закона о реновации анонсировалось, что застройка будет точечной, а это проблема даже для Москвы, самое важное – внимание обращается только на "лакомые куски" земли, то есть центр, районы у станций метро и так далее. Новые дома на этих территориях будут коммерчески востребованы, а это, кажется, единственная цель реноваторов? Так как возводимые новые здания – "однотипные башни из стекла и бетона" вызывают много сомнений с точки зрения архитекторов, да и самих горожан.
"Или где есть парк, например, в Москве в районе рядом с лесом, где прекрасный вид из окон, не совсем законно выстраивается жилой комплекс, причем уничтожен санаторий, то есть объект социальной инфраструктуры, а это был санаторий, который пользовался популярностью и действительно помогал людям", – отмечает она.
Реновация с изъятиями – далее везде?
Депутат Госдумы шестого созыва Вячеслав Тетекин заявляет, что в отношении реновации происходит чудовищная подмена понятий, несмотря на то, что количество аварийных домов, построенных еще в СССР, как временный и промежуточный вариант жилища, сегодня эксплуатируются и приходят в упадок, аварийного жилья много и особенно много в регионах, на северах, и именно так нужно строить новые дома, но это будет коммерчески невыгодно, потому "реновация" идет в больших городах, в хороших районах, где доля "авариек" очень мала, выселяют из обычных домов под предлогом улучшения жилфонда, а на самом деле для получения прибыли, для привлечения в центральные районы более платежеспособного населения. Феномен, на Западе получивший название "джентерезация", пришел и к нам в фантастических масштабах?
И если сегодня для сноса дома под реновацию требуется согласие определенного процента собственников, то в будущем, по внесенному в Госдуму законопроекту, изымать дома можно будет без спроса хозяев. Местные власти в России могут наделить правом принимать программы сноса и реконструкции практически любого, а не только аварийного жилья. Происходящее с общежитиями – это, возможно, наиболее дикое проявление передела жилой собственности, которое именуется ныне "реновацией" (в широком смысле слова).
"Людям, которые живут в интересных с точки зрения продажи жилья местах, с хорошей транспортной инфраструктурой – им надо очень внимательно относиться к теме реновации. Эти люди осуществили дорогостоящий ремонт, а могут получить гроши за квартиры и быть отселенными к черту на кулички, и кто-то более богатый купит это место в новом доме. Это очень опасная затея. Никакого отношения к благосостоянию народа это не имеет", – говорит Тетекин.
* На фото превью – участница митинга против реновации.