29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

"Роль государства в культуре – подсказывать, что такое хорошо, а что плохо"

Новый начальник управления культуры администрации Екатеринбурга Илья Марков – фигура для культурной тусовки столицы Урала не новая. В разные годы он возглавлял Дом музыки, ЦК "Урал", Дирекцию городских праздников, в ранге замглавы управления курировал работу всех муниципальных культурно-досуговых учреждений. Встав у руля городской культуры, он начал искать деньги на строительство в новых микрорайонах профильных школ. О первых итогах работы и планах на будущее Марков рассказал в интервью Накануне.RU.

Вас назначили начальником управления культуры в начале октября. Расскажите, что удалось сделать за это время?

– Удалось решить различные вопросы, например, мы получили первую часть денег на капитальный ремонт Театра кукол. Это была непростая затея, деньги выделяют федерация, область и город. Заменят всю инфраструктуру, касающуюся производства спектаклей, помещения, частично сети.

Театр на время ремонта переедет в "Колизей". Сейчас там – биеннале, однако 2 декабря начнется демонтаж. В марте 2020 г. театр туда заедет, и будет работать в здании до окончания ремонта, который продлится полтора года, примерно до конца 2021 г. Для этого "Колизею" требуются определенные вливания, чтобы там могли безопасно находиться зрители, в первую очередь, дети. Общая стоимость капремонта – 380 млн руб., из них больше 330 млн – федеральные деньги.

Решился вопрос по ЦПКиО – мы находимся в финальной стадии техзадания, скоро стартует конкурс на разработку сметы на первый этап реконструкции, максимум через две недели будет назначен новый директор.

Приняты решения по главным проектам на 2020 г. и выделение на них денег. Прежде всего, это открытие центра "Эрмитаж-Урал", это главное событие будущего года в сфере культуры. Над этим работали много людей, заслуга в его появлении больше не моя, а руководства Музея ИЗО и Эрмитажа, а также властей различного уровня. В мае 2020 г. мы открываем здание, наполняем его смыслом, в ноябре будет первая выставка. Что будут показывать, не знаю даже я. Нам должны сказать, что это будет за выставка, до конца года. Для нас сделали исключение: то, что она пройдет уже в ноябре 2020 г., – большая удача, обычно планирование идет на гораздо более далекий срок.

Эрмитаж сохранял в Свердловске работы во время Великой Отечественной войны. Наше пожелание таково, что их надо выставить, хотя бы частично.

Илья Марков(2019)|Фото: Накануне.RU

Вы в сфере культуры Екатеринбурга – не первый год. Но одно дело быть, например, директором ЦК Урал или дирекции городских праздников, а другое – руководить всей культурой города. Сработались с командой в новом статусе? Принимали ли Вы какие-то кадровые решения? Ждать ли их, скажем, до Нового года?

– Кадровые решения – текущий вопрос. Будет назначен директор ЦПКиО, это главное назначение в сфере культуры, учреждение очень заметно, тема не сходит с первых полос. Кроме этого, частично обновилась техническая команда управления культуры – бухгалтерия, другие департаменты. Но это не потому, что кто-то плохо работает, такого нет. Другие назначения – глава ЦК Орджоникидзевский, в ряде школ искусств заканчиваются контракты у директоров. Например, до сих пор нет руководителя в ДХШ № 1 имени Чистякова, это главная школа с точки зрения репутации, деятельности. Выбор директора тут должен быть очень взвешенным. Думаю, до Нового года назначение будет.

Когда Вы только вступили в должность, одним из приоритетов назвали ЦПКиО. В последнее время его руководство принимало неоднозначные решения – одни "идеологические гробы" остались в памяти надолго. Каким Вы представляете себе развитие парка и кого будете привлекать для этого?

ЦПКиО им. Маяковского(2014)|Фото: Накануне.RU

– Кто будет директором, пока говорить не буду, нам бы не хотелось преждевременно объявлять. Это будет человек одновременно и из сферы культуры, и не из нее.

Концепцию развития парка можно разделить на две части. Первая касается пространства. Ее основа – те идеи, которые обсуждали с общественностью. Те общественные слушания, которые прошли в марте в "Ельцин-центре", меня порадовали: люди увлеченно работали. По итогам сформулированы различные предложения, которые из-за противоречий не полностью, но вошли в техзадание, которое сегодня будет основой для разработки проекта.

Вторая часть – маркетинговая, смысловая. Не дожидаясь больших денег, которые мы рассчитываем получить как из бюджета, так и из внебюджетных источников, уже в 2020 г. мы начнем менять маркетинговые инструменты развития парка. Мое видение – парк должен быть не только местом, но и генератором различных услуг. Сегодня это делают предприниматели. Есть много разных партнеров – по кейтерингу, аттракционам, продажам. Глобально их должен предоставлять сам парк, от этого должно вырасти качество.

Это не говорит о том, что сегодня там все услуги плохие, они есть разного качества. Нам бы хотелось общий уровень качества поднимать – и визуального, и внешнего вида, и удобства оплаты, много сопутствующих сервисов, которые можно сделать лучше. Это возможно с минимальными вложениями.

Мне тяжело говорить о том, почему раньше нельзя было так сделать – я не погружен, например, в экономику парка. Рынок меняется. Возможно, на том этапе, когда были приняты решения, по-другому поступать было невыгодно. Платный или бесплатный вход в парк – большая разница. Не хочется рассуждать о качестве менеджмента, было и было.

Цена вопроса реконструкции не слишком большая?

– Цена полной реконструкции парка – 1,5 млрд руб., но это примерная цифра – нет проектов, сметы. Это срез примерных вливаний в подобные учреждения в России. Треть – бюджетные, две трети – внебюджетные. В число инвесторов входит, например, "Acons Group", которая является автором концепции развития – это основной партнёр администрации в этом вопросе. Но это не означает, что он единственный.

Что касается управленческих решений, обойдемся текущим бюджетом парка. Будем привлекать спонсорские деньги. Тут цена вопроса – десятки миллионов рублей. "Генеральная уборка", косметический ремонт будут уже в 2020 г., к сезону будет заметен результат.

цпкио, парк маяковского(2019)|Фото: nakanune.ru

У себя в Facebook 12 октября вы написали: "Как и планировал, познакомился с небольшими музыкальными школами, школами искусств и художественными школами – это вдохновляет! Невероятные люди там работают, часто в очень скромных условиях, и это наша точка роста!". Под "точкой роста" вы подразумеваете обновление зданий школ, рост зарплаты учителей, освобождение их от ига бумажной работы?

– На бумажную работу влиять тяжело, хотя лоббисткие шаги в части сокращения бюрократии мы делаем. Например, у нас среди директоров школ есть уважаемые люди, которые выступали в Госдуме – речь про директора ДМШ №11 имени Балакирева Елену Батанову. Тогда разговор шел о передаче полномочий музыкальных школ, но главный наш тезис – в том, что система художественного образования – невероятно актуальное наследие, в том числе, советского прошлого.

Пятая всероссийская выставка акварели, Курган(2018)|Фото:Накануне.RU

Но решения об облегчении бумажной работы принимаются на государственном уровне, город и даже область ограничены в возможностях. Мы стараемся свои акты максимально оптимизировать, чтобы была синхронизация. Основная задача – привести отчетность различного уровня к одному знаменателю, чтобы директор заполнил документы один раз и впоследствии они синхронизировались.

Я, безусловно, выступаю за повышение зарплаты работникам сферы культуры. Ежегодные индексации смешны, на уровне 5%, но, проехав по школам Екатеринбурга, могу сказать, что мало слышу о том, что "у нас маленькая зарплата, мы ничего не зарабатываем".

Илья Марков(2019)|Фото: Накануне.RU

Есть формальная средняя зарплата, а есть то, что работник фактически получает. При нормальной нагрузке достаточного уровня среднюю зарплату можно получать. Это меньше, чем в коммерции, но сегодня есть случаи, когда в культуру приходят из бизнеса. Приходят из рекламных агентств, строительных организаций. Приходят не только за деньгами, но и за смыслами. У меня лежит пачка резюме, кто хочет работать в разных должностях. Привлекает, скажем, "белая" зарплата.

Главная же "точка роста" – обновление материально-технической базы. Можно ждать "манны небесной", надеяться на учредителя. Наша задача – выдавать аргументацию, желательно цифровую, и ходить с этими цифрами не только к власти, но и бизнесу.

Для нас актуально государственно-частное партнерство. Для этого мы формируем пакет, чтобы разговаривать о нем с девелоперами, возводящими жилые кварталы. В том числе те, где изначально нет ничего, что касается художественного дополнительного образования детей. Застройщики могут нас услышать – это социальная ответственность, добавленная стоимость. Молодая семья, покупая жилье в Екатеринбурге, может при прочих равных выбрать вариант, при котором дети смогут получать художественное образование.

Я во время поездки был приятно удивлен тем, что сегодня в музыкальных школах работают молодые люди, в том числе парни. Конечно, есть те, кто из муниципальной сферы культуры уходит, но это не происходит массово. Человек должен расти. Как мотивировать, удерживать – вопрос.

Как влияет коммерциализация сферы на успехи отрасли? Если еще недавно родители платили символические средства за ДШИ и музыкальные школы, то сейчас все переведено на окупаемость?

– Мы все согласились некоторое время назад на то, что переходим на рыночную экономику, то, о чем вы спросили, – ее издержки. Чем отличается плановая экономика от рыночной? Плановая – есть в городе 100 детей, кто-то определил, что 20 % должны учиться в музыкальной школе – дали денег.

Сейчас какая система? Есть бесплатные места. Записался через "Госуслуги", если у твоего ребенка есть способности, его принимают. Если семья, не попав на бесплатное место, все равно хочет обучать своего ребенка музыке, его возьмут, но плата составит больше на ту часть, которую в случае бюджетного обучения компенсирует государство.

В абсолютных цифрах плата за обучение небольшая. Объезжая школы, я выяснил, что средняя сумма, которую платят родители в случае обучения на бюджете, – 1 тыс. руб./месяц, если плата берется полностью – 3-4 тыс. руб./мес.

Оформлено это как система пожертвований, однако мы были бы первыми, кто выступил бы за отмену такой системы. Бывает, родители говорят "это же пожертвования, я не будут платить". В этом случае ребенок все равно учится. Это очень тонкая материя, родители должны понимать такие вещи сами, они же потом сами решают, куда тратить эти деньги в рамках школы. Конфликтов в этой сфере сейчас гораздо меньше, чем было раньше. Соотношение бюджетного финансирования и внебюджетного финансирования, куда входят и пожертвования, – 80% на 20%.

Мы все время ровняемся на Запад, говорим, "как там все хорошо". Я в США учился и даже какое-то время жил там. Там все точно так же, только цена за те же услуги в несколько раз выше.

Закончилась V Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Ее тема – бессмертие. По-вашему, насколько тема смерти уместна в искусстве и как глубоко может быть раскрыта? Современное искусство должно чему-то учить, что-то объяснять или заставлять задуматься о чем-то?

– Изначально, еще до первой биеннале, когда ее комиссар Алиса Прудникова пришла в управление и предложила такое мероприятие, все спрашивали "Что это?", "Какие-то комиссары, кураторы". Нынешнего успеха не было бы, если бы тогдашняя команда управления культуры не поддержала эту идею.

Для меня, как менеджера, уже тогда была форма – как это реализовано, какие люди вовлечены – важнее содержания. Я не знаю секретов, это заслуга Прудниковой и ее команды, как они зашли, сделали презентации, уговорили людей в разных кабинетах.

Уральская индустриальная биеннале современного искусства(2017)|Фото: Накануне.RU

Контент, особенно на первой биеннале, был довольно спорным. Не помню, первая это была биеннале или вторая, на заводе была инсталляция – люди сидят, едят рыбу. Я подумал тогда: "Ну, что это за искусство, бред какой-то?".

Но что меня поразило: зрители радовались, это увидела молодежь, прогрессивные посетители с цветными волосами, то есть та аудитория, которая никогда не ходила в классические музеи. Для меня тогда ценным было именно взаимодействие с аудиторией. Качество и финансирование росло с каждым годом. Содержание, кураторы и смыслы тоже выросли. За это время я успел побывать в музее Гугенхайма и лондонском "Tate modern", могу сказать, что наша биеннале "звучит".

Дома на днях я читал одному из своих детей вторую часть книги "Детям об искусстве". Ее авторы простым языком рассказывают о шедеврах. На ее предпоследней странице – инсталляция с конфетами, размещенная в рамках пятой биеннале на Оптико-механическом заводе. То есть о том, что в Екатеринбурге в рамках биеннале была такая инсталляция, рассказано в изданной большим тиражом за рубежом книге для детей.

Илья Марков(2019)|Фото: Накануне.RU

В одном из интервью дирижер Теодор Курентзис сказал, что "красота – гармония духа и тела, когда дух телесный, а тело духовно". Как вам кажется, хватает ли современному искусству такой красоты?

– В современном искусстве очень разные жанры, специфика, сложно ответить. Скажем, 27 ноября я в рамках закрытия фестиваля "На грани" посмотрел постановку "Провинциальных танцев", реновацию "Свадебки" Игоря Стравинского. Не могу сказать, что являюсь фанатом современного танца, но в результате получил эстетическое удовольствие, хотя шел на постановку с унынием – с 9 утра я на работе, вечером надо было куда-то идти. Но я не пожалел, гармония духовного и телесного было, при том, что не все Стравинского понимают.

Илья Марков(2019)|Фото: Накануне.RU

Николай Бердяев в одной из своих работ отметил, что "государство создано не для того, чтобы создать на рай на земле, а для того, чтобы не допустить ада". Применительно к культуре и искусству, какова должна быть роль государства?

– Роль государства – подсказывать, что такое хорошо, а что плохо. Это его главная задача, причем не только в культуре. Художник может рассуждать и делать все, что угодно. Сегодня на людей сыпется очень многое, но в сегодняшнем мире интернета не то, что молодому человеку, но даже взрослому сложно разобраться, что хорошо, а что плохо. Почему я выступаю за школы искусств, мировую художественную культуру? Они воспитывают вкус. Я не выхожу из театра, все смотрю. Есть внутреннее понимание, что это или вот то я не разделяю. Государство должно посеять в каждого человека моральные устои.

Илья Марков(2019)|Фото: Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС