16 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Политика В России

Проект "Грудинин". Итоги выборов

На выборах-2018 случилось без преувеличения знаковое событие. Лево-патриотическая оппозиция впервые за многие годы сумела выдвинуть и зарегистрировать единого кандидата. Им стал директор "Совхоза имени Ленина" Павел Грудинин, которому, впрочем, удалось собрать всего 11% голосов. Это является одним из самых низких результатов для парламентских коммунистов на выборах.

На первый взгляд, итоги кампании КПРФ выглядят довольно скомкано. Сторонники Павла Грудинина прочат его на самые важные должности, а скептики и пессимисты говорят: "Лишь бы не посадили". В числе последних будто бы даже сам Геннадий Зюганов. На итоговой пресс-конференции лидер КПРФ грозно предупреждает, что партия не даст в обиду своего "красного" директора. Сам Грудинин, если верить источникам в СМИ, обращается за защитой к президенту. Внутри КПРФ есть те, кто доволен итогами выборов, но есть и те, кто ищет в партии саботаж и "зраду".

Пожалуй, главный вопрос избирательной кампании директора "Совхоза им Ленина" Павла Грудинина – зачем все это нужно было самому бизнесмену?

Грудинин и спикеры выдвинувшей его в президенты КПРФ, "Левого фронта" и ПДС НПСР, уверяли, что были нацелены на второй тур и победу. Чего в этой уверенности больше – политтехнологии или реальной убежденности, судить сложно.

Сторонники Грудинина в медиа и соцсетях утверждали, что хороший результат "красного" кандидата с левой программой окажет позитивное влияние на экономический и внутриполитический курс, который будет проводиться на новом сроке Владимира Путина.

Противники утверждают, что его просто "попросили" пойти на выборы в Администрации президента, чтобы увеличить явку и стать достойным соперником для действующего президента. Все-таки победа над возрастными Владимиром Жириновским и Григорием Явлинским и скандальной телеведущей Ксенией Собчак для национального лидера выглядела бы не очень убедительно.

Эксперты, опрошенные Накануне.RU, уверены, что цель Грудинина состояла в том, чтобы получить на выборах президента узнаваемость, заработать политический капитал, стать политическим тяжеловесом.

Разберем эти цели по порядку.

Победы КПРФ или хотя бы второго тура не случилось. Экономическая программа нового срока Путина пока плохо просматривается за туманом политтехнологий и красивых слов. Однако уже почти готово решение по повышению НДФЛ до 15%, да и фамилии Германа Грефа и Алексея Кудрина по-прежнему звучат куда чаще, чем, например, фамилия Сергея Глазьева, который вообще пропал из повестки. На чью сторону склоняется чаша весов в борьбе экономических взглядов в АП, уже понятно. Впрочем, это было ожидаемо, Накануне.RU писало о том, на какие школы и экономические методы ориентируется Кремль в подборе кадров.

План Администрации президента, если он был таким, каким его рисуют политические противники Грудинина и разговорчивые политологи, в целом удался. Явка на выборах президента оказалась рекордной, выборы впечатлили даже президента США Дональда Трампа, который накануне все же поздравил Путина с победой.

Удалось ли Грудинину стать политическим тяжеловесом? Тут оценки кардинально противоположные.

Адвокат, член КПРФ Дмитрий Аграновский уверен, что таким политиком он стал.

"Грудинин стал политиком федерального уровня. Кампания его была проведена отлично. В кампании, вы посмотрите, в этот раз доминировали новые лица. Да, Геннадий Андреевич тоже доминировал и молодец, но вы посмотрите: Шевченко со своим большим кулаком, Болдырев со своими роскошными усами, Удальцов", – говорит Аграновский.

Политолог Константин Калачев считает иначе. По его мнению, у Грудинина ничего не получилось, и скоро он сойдет со сцены.

"Глупо говорить, что Грудинин хотел попасть в ситуацию второго тура. Он хотел получить такой результат, чтобы, с одной стороны, стало ясно, что он политический тяжеловес, и о нем можно говорить как о политике федерального уровня. Но с другой стороны, результат такой, чтобы не сжечь мосты и оставить возможности переговоров по поводу его дальнейшей карьеры в исполнительной власти. В итоге, я думаю, ничего не получилось. В скором времени сойдет со сцены. Московская область ему точно не светит. В его собственном Совхозе за него проголосовало 55%. Я не думаю, что он хотел бы закончить свою жизнь нишевым политиком а-ля Жириновский. Зачем?" – говорит политолог.

Таким образом, однозначно утверждать, что кампания Грудинина достигла хоть какой-то из перечисленных целей, нельзя. Разве что Администрация президента (если она в этом и участвовала) свой результат получила.

Причины этого эксперты Накануне.RU видят в том, как, собственно, велась избирательная кампания Грудинина.

Политолог Николай Миронов отмечает, что у Грудинина были проблемы с позиционированием, а в кампании было слишком много образов. Директор Совхоза был и бизнесменом, и коммунистом, и националистом, и демократом, он хотел понравиться и либералам, и консерваторам, и коммунистам. Все это привело к тому, что посыл кампании оказался размыт и непонятен аудитории.

"Какая-то многообразность. Из-за этого не получилось перебить мощную информационную войну и противопоставить утверждениям, что он является крупным бизнесменом. А варианты были. Как не члена партии его можно было позиционировать как независимое лицо, не связанное партийной дисциплиной", – говорит Николай Миронов.

Впрочем, политолог Константин Калачев отмечает, что если бы Грудинин начал позиционироваться своей командой как независимый кандидат от широкой коалиции и претендовал на поддержку широкой аудитории, он бы неизбежно начал откалывать электорат от Владимира Путина. По мнению Калачева, этого не хотел сам Грудинин, да и ответные меры против Грудинина тогда были бы куда более жесткие.

"Это не потому, что он или его штаб что-то не понимали, это потому что выборы были референдумные, а у него была изначально задача занять второе место. Не более того. Расфокусировка кампании связана с тем, что, так или иначе, он не хотел переходить границу дозволенного. Даже не хочу это обсуждать. Сейчас так всерьез обсуждают ошибки Грудинина. Смешно же. Если бы Грудинин был дураком и думал о втором туре или о победе, то можно было бы говорить об ошибках. Он прекрасно понимал, что победитель известен заранее, а он должен показать максимальный результат", – говорит Калачев.

Характерно, что в самой КПРФ даже довольны, что "не перешли границы дозволенного".

"Вообще не вижу негатива. Более того, каким-то образом мы еще умудрились не рассориться ни с Путиным, ни с "запутинцами", – отмечает адвокат Аграновский в разговоре с корреспондентом Накануне.RU.

Однако результатами Грудинина на выборах и в самой КПРФ, и в широкой коалиции ПДС НПСР довольны не все. По завершении кампании о "саботаже" говорили многие, не только противники Грудинина на левом фланге, это слово в своей итоговой статье использует координатор НПСР, доверенное лицо Грудинина Юрий Болдырев. В разговоре с корреспондентом Накануне.RU упоминал о саботаже и член КПРФ, адвокат Дмитрий Аграновский. Накануне сами партийцы на закрытом совещании обвинили в саботаже кампании секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова.

"Негатив был в том, что и внутри структур наблюдался определенный саботаж, но что поделаешь, "пятая колонна" есть везде", – говорит Аграновский.

Источники Накануне.RU, знакомые с ситуацией в партии, утверждают, что некоторые региональные отделения действительно либо не вели кампанию вовсе, либо вели ее спустя рукава.

Не поддержавшая выдвижение Грудинина левая активистка Дарья Митина заявляет, что в кампании не участвовала треть обкомов.

"Я бы гораздо хуже думала о КПРФ, если она, разрывая тельняшку, работала на такого кандидата. Кто-то агитировал все-таки и искренне болел и переживал, кто-то саботировал, треть обкомов просто отказалась агитировать. Это было наглядно видно в те дни, когда КПРФ объявляла митинги. Где-то организованно выходили, где-то пикетик выставляли, а где-то не выставляли вообще никого. Питерский горком полностью проигнорировал, архангельский горком так и сказал: мы не знаем, кто это такой", – говорит Митина.

Впрочем, по данным источников Накануне.RU, на отсутствие мотивации на избирательной кампании Грудинина в регионах больше сказывалось отсутствие финансирования, чем идеологические проблемы. Напомним, что недавно доверенное лицо Грудинина Максим Шевченко прямо признал, что у "коммунистов просто не было денег". Шевченко также утверждает, что у самой кампании не было ни единого центра, ни единой технологии.

"На мой взгляд, в кампании Грудинина технологов не было вообще. Был энтузиазм людей, были ячейки НПСР в регионах, были инициативные и добровольные усилия таких людей, как я, и Интернет-партизан. Вот и все. Единой технологии не было. Мне кажется, если добавить к этому энтузиазму реальную, современную политтехнологию, информационные ресурсы, то левые будут непобедимы и станут могучей силой. Власть этого очень боится", – говорит журналист.

Напомним, ранее Накануне.RU писало о том, что на избирательной кампании Грудинина работало как минимум два независимых штаба.

Отмечают эксперты и позитивные моменты. Например, качество избирательной кампании Грудинина в Интернете и соцсетях в частности.

"На "красного" кандидата очень серьезно поработали в Интернете. Количество отечественных команд, способных вывезти такой уровень и объем работ, можно пересчитать по пальцам одной руки трудовика", – пишет в своем Фейсбуке политтехнолог Платон Маматов.

Бывший пресс-секретарь алтайского крайкома КПРФ Юрий Красильников в беседе с Накануне.RU рассказывает, как была устроена работа в Интернете.

"Действительно не было технологии единой – это правда. И не было денег, например, на тех же наблюдателей – это тоже правда. Но кампания была. Но только ее формат был другим. Был упор на соцсети. И не ботированная работа при том. Параллельный волонтерский штаб хорошо сработал – главный результат. А все потому, что с народом хорошо поработали в плане создания организации новой структуры. К слову, Народный штаб сторонников Грудинина на Алтае собрался именно из откликнувшихся на призывы в Интернете. Вот у Жириновского денег не было – не было и наблюдателей. От "Яблока", опять же, не было никого, хотя раньше всегда наблюдатели были и не по одному. А тут без денег, но за Грудинина – были!" – рассказал Красильников.

Впрочем, политтехнолог Платон Маматов осторожно намекает, что успехи команды Грудинина в Сети свидетельствуют о том, что ему, возможно, помогали в Администрации президента.

"Не очень сложно догадаться, Кто и Зачем работал на этого Независимого Кандидата", – пишет Маматов.

Однако отдельные удачные находки в избирательной кампании не смогли повлиять на общий результат. Грудинин получил 11% вместо ожидаемых 15-20%. При этом, как сообщил Накануне.RU на условиях анонимности один из политтехнологов, данные социологических исследований Администрации президента еще прошлым летом показывали, что КПРФ может рассчитывать и на 25% голосов избирателей.

Существует мнение, что команда Грудинина изначально была серьезно ограничена в выборе средств и методов, в том числе потому, что не хотела раздражать основного соперника – Владимира Путина, отбирая его электорат.

"Даже непонятно, что ему надо было сделать, чтобы показать результат. Те люди, которые любили Сталина и раньше голосовали за КПРФ, теперь спокойно голосуют за Путина. Непонятно, что можно было бы сделать, чтобы их увести у Путина. А в итоге вышло как нельзя лучше (да власти, – прим. Накануне.RU). Грудинина долбили-долбили, что привело к нему протестный электорат и повысило явку. Бойкот Навального провалился в том числе из-за присутствия Грудинина", – утверждает Калачев.

Характерно, что почти все эксперты, опрошенные Накануне.RU, склонны полагать, что результатом кампании Грудинина для него самого станет новая информационная война, которая может принять и более жесткие формы, чем на выборах. Могут появиться в этой истории и уголовные дела. Характерно, что такую судьбу Грудинину прочат как те, кто уверен, что он сотрудничал с АП, так и те, кто считает его реально независимым кандидатом. Это звучит логично, если принять версию о том, что Администрация президента не мешала росту узнаваемости Грудинина, но активно сбивала ему рейтинг.

"Надеюсь, он разберется с судом и "Совхоз" его не тронут", – говорит адвокат Дмитрий Аграновский.

"Если все пойдет по плану, у него есть шесть лет на подготовку кампании. Через шесть лет он точно будет кандидатом №1. В покое его не оставят, клевета будет продолжаться. Но он приобрел уже иммунитет перед этой клеветой. Надеюсь, он будет продолжать деятельность", – говорит доверенное лицо Грудинина Виктор Алкснис.

Хочется надеяться, что личные проблемы у Павла Грудинина – не единственные последствия выдвижения первого единого кандидата лево-патриотической коалиции. В КПРФ, ПДС НПСР и "Левом фронте" уверены, что созданная после его выдвижения коалиция патриотов в той или иной форме продолжит работу. Серьезно выросла и сама КПРФ. Стоит просто вспомнить, что еще за месяц до выдвижения Грудинина о партии почти не писали, а в итоге ее кандидат стал главным медиа-событием выборов. Укрепит ли это ее позиции, сказать сложно, особенно на фоне слухов о реформе партийной системы и сведении ее в к двухпартийной формуле "консерваторы против социалистов".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС