19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBVuQE
Работы по утеплению окон по адресу http://remont.youdo.com/building/insulation/heatinsulation/apartments/windows/.
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/building/zerocycle/fundamentnye/otmostka/, гарантии.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

ВЭБ промышленных масштабов: госбанк заинтересовался заводами

"Внешэкономбанк" меняет цели и стратегические направления работы. Правительство в поправках к федеральному закону "О Банке развития" сместило акцент работы ВЭБа с поддержки экспорта и работы с международными организациями на внутренний рынок: банку поручат сопровождение государственного оборонзаказа и реальный сектор. Закон по сути повторил тезисы стратегии развития ВЭБа до 2021 г., принятой набсоветом, в ней также закреплены меры поддержки инфраструктурного строительства и высоких технологий. Капиталоемкие вложения потребуют больше инвестиций ВЭБа, то есть - от государства, однако текущая версия закона дает банку развития и другой инструмент: он получает право привлекать депозиты от компаний, не являющихся партнерами ВЭБа по проектам.

"Внешэкономбанк действует в целях обеспечения долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и создания условий для устойчивого экономического роста", - проект Минэка меняет одну из основных статей ФЗ о целях работы ВЭБа. Сейчас организация отвечает только за "повышение конкурентоспособности экономики" и ее диверсификацию, новые "KPI" куда шире - помимо роста, это расширение инвестирования средств в экономику за счет реализации проектов в сфере развития инфраструктуры, промышленности, повышения энергоэффективности, расширения доступа к российской промышленной продукции и, разумеется, экспорта.

В новом проекте появилось ранжирование функций ВЭБа по важности. Из числа новых видов работ к основным отнесены финансирование проектов, в том числе за счет облигаций и участия в уставных капиталах; поддержка (как финансовая, так и экспертная) проектов из правительственной программы внедрения перспективных промышленных технологий; предоставление банковских гарантий по уплате налогов и пошлин; возмездное инвестиционное и финансовое консультирование; участие в проектах, связанных с поддержкой производства организациями оборонно-промышленного комплекса продукции гражданского и двойного назначения, а также финансирование юрлиц, участвующих в выполнении ГОЗ. Экспорт остался приоритетом, а вот особые экономические зоны, которые были актуальны для ВЭБа ранее, отошли на второй план.

Стоит заметить, что среди новых приоритетов ВЭБа промышленности как таковой, безотносительно экспортных проектов, нет. Председатель банка Сергей Горьков в презентации ВЭБа 2.0 - стратегии развития до 2021 г. - завил, что промышленность высоких переделов - один из сегментов, наиболее важных для трансформации российской экономики. Потребность в финансировании только этого направления вкупе с высокотехнологической сферой оценивается в 220-250 млрд руб. в год. В целом для реализации стратегии ВЭБу нужно инвестировать 570-700 млрд руб. ежегодно.

Внешэкономбанк, ВЭБ|Фото: forbes.ru

Направления для инвестиций: микроэлектроника, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение, авиационная и космическая промышленность, двигателестроение, фармацевтика. ВЭБ планирует предложить предприятиям кредиты от 500 млн руб., долгосрочное и мезонинное финансирование, господдержку.

Независимый экономист Александр Одинцов отмечает, что в сегодняшних условиях сохранять ориентацию исключительно на внешние рынки стратегически неправильно, поэтому произошли изменения в законе о ВЭБе.

"Все больше чиновников понимают: чтобы каким-то образом выбраться из того положения, в котором мы находимся, нужно развивать внутреннюю экономику. И промышленность, внутренний рынок в целом, играет огромную роль. Многие предприятия находятся частично в простое, у ВЭБа есть возможность стимулировать их развитие как через финансирование, так и через строительство инфраструктуры - это еще одно направление стратегии банка. Наши предприятия получат большой объем заказов. С другой стороны, банки, которые пока генерируют прибыль, тоже видят, что нужно икать новые источники вложения денег. И на фоне последних процессов на внешнем контуре, связанных с ограничениями на доступ к технологиям, промышленной продукции, стимулирование внутренней промышленности, предоставление кредитов предприятиям становится разумным ходом", - рассказал Накануне.RU экономист.

Для развития экспортных проектов существуют Российский экспортный центр, Российский фонд прямых инвестиций, ЭКСАР, напоминают эксперты, направление не останется без поддержки. По той же логике ВЭБ снижает свое присутствие в АПК - значительный объем финансирования предоставляет "Россельхозбанк".

"Мы будем инвестировать в отдельные стратегически важные высокотехнологичные производства в сельском хозяйстве", - уточняют в банке.

Напомним, на выставке "Иннопром" в Екатеринбурге к этому же - предоставлению длинных дешевых денег промышленникам через ВЭБ - призывал экс-председатель банка Владимир Дмитриев. Чтобы дать эти деньги ВЭБ,у он предлагал провести эмиссию рублей, воспользуется ли Правительство его рецептом - будет ясно после принятия поправок в закон. Тогда ВЭБ приступит к реализации стратегии, на которую ему нужны сотни миллиардов рублей. В бюджет эти средства не заложены.

В базовом сценарии ВЭБ сфокусируется на ограниченном круге проектов в приоритетных отраслях экономики. Объем предоставленного финансирования - 770 млрд руб. до 2021 г. С учетом софинансирования, проекты ВЭБа могут получить до 1,4 трлн руб. в 2017-2021 гг. Сценарий расширенной поддержки роста экономики - это 1,4 трлн руб. от ВЭБа до 2021 г. и 2,5 трлн руб. суммарно.

Для реализации обоих сценариев ВЭБу в 2017-2021 гг. потребуется субсидия государства на погашение внешнего долга - финансовая стабильность банка под вопросом, учреждение испытывает сложности с обслуживанием внешнего долга. Риски ВЭБ по специальным проектам планируется покрыть за счет дополнительных мер, обсуждаемых с государством.

Финансовая модель ВЭБ 2.0: финансирование от государства в виде капитала, деньги Фонда национального благосостояния, госгарантии по проектам с повышенным риском, рыночное финансирование. В составе последнего - облигации ВЭБ, ресурсы НПФ, депозиты крупных клиентов. О последнем инструменте стоит сказать подробнее. Банк имеет право лишь открывать и вести счета компаний-участников проектов, но поправки значительно расширяют возможности Внешэкономбанка, как финансовой организации. Согласно проекту, ВЭБ имеет право привлекать во вклады денежные средства не связанных с проектами юрлиц по решению Правительства. Таким образом, ВЭБ сможет открывать депозиты, как и другие банки. В пресс-службе поторопились опровергнуть привлечение средств во вклады на системной основе. По словам члена правления Алексея Иванченко, ВЭБ всегда заявлял об отсутствии у него намерения конкурировать на финансовых рынках с коммерческими банками:

"Новая стратегия требует существенного повышения эффективности и контроля движения средств, направленных в проекты. Открытие и ведение счетов данной категории лиц позволит обеспечить более эффективное комплексное банковское сопровождение проектов Внешэкономбанка, создание дополнительных инструментов мониторинга и контроля движения предоставляемых Внешэкономбанком средств, а также управления рисками долгосрочных и сложноструктурированных проектов".

Коммерческие средства, если таковые ВЭБу удастся привлечь, не станут серьезным подспорьем в реализации проектов, но средства могут пригодиться самому банку, рассуждает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

Не исключено, что таким образом реализуется схема финансовой подпитки банка, который сейчас реализует программу финансового оздоровления.

"Цель решения в том, чтобы ВЭБ имел альтернативную деятельность. У банка есть определенные обязательства в рамках программы спасения активов, санации финансового рынка, на что нужны деньги. Разрешение на привлечение вкладов - элемент глобальной системы подпитки и подкачки ВЭБа, который не может получать финансирование от государства на уровне 2009-2010 гг. Скорее всего из этих средств сложится запас на будущее для финансового института", - рассказал Накануне.RU Абзалов.

ОПК - тоже новое правление для ВЭБа и, возможно, один из элементов обеспечения стабильности банка. ВЭБ "открывает и ведет отдельные счета для осуществления расчетов по ГОЗ, осуществляет расчеты по ГОЗ и банковское сопровождение государственных контрактов, (...) а также осуществляет иные права и исполняет обязанности уполномоченного банка", сказано в проекте. Также ВЭБ будет участвовать в реализации проектов, связанных с поддержкой производства предприятиями ОПК гражданского и двойного назначения.

Раздел бюджета, связанный с оборонными расходами, засекречен, ранее СМИ со ссылкой на свои источники сообщали, что ГОЗ в 2017 г. составит порядка 1,7 трлн руб.

"За гособоронзаказ и денежные средства в ОПК борются очень много структур, тот же Белоусов (помощник президента РФ, - прим.) предлагал использовать денежные средства, которые агрегируются на спецсчетах ГОЗа, для финансирования инфраструктуры. Эти средства очень серьезно могут помочь в выживании ВЭБа, так как до 2020 г. финансирование "оборонки" будет серьезным. До последнего времени для операций со спецсчетами использовались в том числе коммерческие банки. Сейчас Правительство хочет взять все под единый контроль и перепрофилировать потоки под госбанки. Для ВЭБа это может стать хорошим полем для дополнительной ликвидности", - замечает Дмитрий Абзалов.

2017-2018 гг. - второй этап перехода в ВЭБу 2.0, за эти годы кредитование экономики со стороны структуры должно увеличиться до 120 млрд руб.

коллаж, рубль, нефть, рост|Фото: Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС