28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBZ4xH
youdo.com


Аналитика все материалы

Берия, "Пятая колонна" в СССР и "Письма о добром". Книжный обзор

Февраль 2017

Сергей Кремлев рассказывает о революции и развитии нового государства, его становлении и борьбе через "пенсне" знаменитого Лаврентия Павловича Берии, еще раз задаваясь вопросом - за что из него со времен Никиты Хрущева "лепили монстра"? Валерий Шамбаров в своей книге "Пятая колонна Советского Союза" собирает весь паноптикум предателей и приходит порой к неоднозначным выводам. Помнить о главном на фоне споров о вехах истории призывает своими "Письмами о добром" Дмитрий Лихачев.

"Берия. Лучший менеджер XX века"

Автор: Сергей Кремлев

Из серии: Главные исторические сенсации

Год издания: 2017

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

Книга входит в плеяду уже вышедших работ о Берии, чьи авторы пытаются реабилитировать политического деятеля после хрущевского переворота, незаконного ареста и убийства ("Убийство Сталина и Берии" Юрия Мухина, "Последний рыцарь Сталина" Елены Прудниковой, этому же посвящена часть книги Александра Бушкова "Сталин: ледяной трон").

Сергей Кремлев - автор аналитических работ (около 30 книг), в том числе концептуальной книги-манифеста "Мировой социализм: Единственная гарантия сохранения и развития человечества", профессор Академии военных наук, член Академии геополитических проблем, ветеран атомной энергетики и промышленности.

Писатель-публицист в книге "Берия. Лучший менеджер XX века" опирается на рассекреченные документы, издаваемые в соответствии с указом президента Российской Федерации "О подготовке и издании официального сборника архивных документов по истории создания ядерного оружия в СССР". "Восемь солидных томов этого "сборника" весят более десяти килограммов!" - замечает Кремлев в предисловии.

"Итак, для мировой истории ключевые слова в части Берии: «чудовище», «чистки», «лагеря», «ликвидация», «заговор», «расстрел», «смерть»… А сквозь зубы – «развитие»".

Исходной точкой повествования служит письмо Лаврентия Павловича, в подлинности которого многие сомневаются, убийство до сих пор не расследовано, и до конца не ясно, убили Берию сразу, еще у него в доме, или все-таки увезли в застенки, где продержали некоторое время до расстрела.

"Его вначале оклеветали, а затем вообще вырезали из истории страны потому, что преступником был не он, а его хулители и уничтожители"; "Повторяю: иногда авторство этого письма оспаривается – мол, не мог его Берия писать, он уже к тому времени был убит, а следовательно, письмо – фальсификат. Я уверен в обратном! Внимательный анализ содержания и стиля письма убеждает в том, что его, как и другие "письма из бункера", писал именно Лаврентий Павлович", - отмечает автор.

В книге мы можем увидеть все этапы становления Берии как политика, начиная с революционных лет. Также рассказывается про десятилетие в ЧК, отношения со Сталиным. В 1931 году Берия был утвержден членом коллегии ОГПУ, но в ближайший круг он не входил, пока Сталин не начал отмечать Берию за управленческую компетентность - недаром книга называется "лучший менеджер". О том, какие характеристики давал герою книги Сталин, известно из переписки Сталина и Кагановича за 1931–1936 гг., вышедшей в 2001 г.

"Работая над книгой, мне пришлось разгрести немало грязи, скопившейся на уже пожелтевших газетных и журнальных страницах "перестроечной" поры, на страницах "монографий" и "мемуаров", - пишет Сергей Кремлев. - Однако в ходе работы меня ожидали и приятные неожиданности, когда я находил вполне положительные для Берии сведения даже там, где, казалось бы, никак не мог их обнаружить. И по мере написания книги я все лучше начинал понимать – почему из Берии сделали монстра. Надеюсь, по мере прочтения книги это понимание будет приходить и к читателю".

"«Пятая колонна» Советского Союза"

Автор: Валерий Шамбаров

Из серии: Исторические открытия 

"ТД Алгоритм", 2017

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

Вышла новая книга из серии: "Исторические открытия"  публициста Валерия Шамбарова, известность которому принесла опубликованная в 1996 г. книга "Белогвардейщина". По своим взглядам Шамбаров – монархист, потому определить настроение книги несложно - речь будет идти о государственности по парадигме царь со "знаком плюс", большевики – со "знаком минус" и опять Сталин – государственник, значит, со "знаком плюс". При этом Шамбаров уверен, что "либеральная идея в исторической перспективе обречена".

На официальном сайте писателя отмечается, что Шамбаров — "не историк, глубина и серьезность его исторических познаний и публикаций вызывает серьезные сомнения — достаточно прочесть хотя бы несколько страниц из его работ". Видимо, это должно смягчить информацию о том, что неоднократно в работах Шамбарова читатели находили фактические ошибки и искажения.

большевики, 1917|Фото: rusrevolution.info

Итак, Запад во все времена использовал "пятую колонну" для развала России - масонствующие, либералы, сепаратисты всех мастей. Большевиков автор относит именно к такой публике - всех и всегда вели западные спецслужбы, мировая закулиса без устали финансировала этих "предателей". И вот в 1917 г. якобы результаты появились – Российская Империя рухнула, "кулиса" делала ставку на большевиков, хотя, империя рухнула-таки без их вмешательства. Тут, если уж быть последовательным, виноваты "масонствующие" думцы. Но автор видит ситуацию по-другому и продолжает настаивать на том, что ряды социалистов полнились агентами влияния (Троцкий, Свердлов, Каменев и другие).

История "пятой колонны" в СССР начинается с пространного описания тупикового проекта НЭП. Как по нотам разыгрываются все основные мифы и легенды об ужасах советской действительности. Мимолетом автор замечает, что эксперименты военного коммунизма вызвали страшный голод – а то, что страшный голод вызывал до этого царский строй при Романовых столетиями, не упоминается.

Получается, большевики, по мнению автора, – это первая "пятая колонна" Советского Союза, но в борьбе за власть после смерти Ленина верх взяло патриотическое крыло во главе со Сталиным. Видимо, итогом прихода к власти большевиков автор видит только НЭП (потому и начинает именно с него?). НЭП не восстановил промышленность – она даже до уровня 1913 г. не дотягивала, уровень безработицы поднимался, население ютилось в коммуналках, трущобах, регистрировались "Рога и копыта" по всей стране, то есть фиктивные предприятия, кредитные махинации плелись в узорчатой паутине авансовых счетов. Зато – сверкающая жизнь, гудящие двадцатые, рестораны, нувориши кормили богему – поэтому артисты, врачи, учителя и другие квалифицированные специалисты превратились в обслугу. Действительно, многие эксперты согласны с такой оценкой периода НЭПа, но к большевикам и идеям социалистов он имеет отдаленное отношение. Автор пишет: "Хотя за ней, как за мишурным занавесом, лежали нищета и отсталость. Отсталость, которой не было в России царской" (!) Отнюдь, здесь многие будут не склонны согласиться с автором, все было так же с одной лишь разницей - в Российской Империи не нувориши, а аристократы подкармливали богему и оставляли в голоде и нищете около 80% населения. Кстати, одной из "язв", разъевших Советский Союз, и была та самая богема, уехавшая в эмиграцию.

"Революция и Гражданская война выплеснули за границу 2 млн русских эмигрантов. Они рассеялись по разным странам, бедствовали. Ради куска хлеба трудились чернорабочими, грузчиками, судомойками, уборщиками мусора. Впрочем, некоторые устроились очень неплохо. Например, заговорщики, обеспечившие в свое время свержение царя, тузы российских банков, промышленности, купечества, Терещенко, Рябушинский, Нобель, Гукасов и иже с ними. Они заблаговременно перевели свои капиталы за рубеж, создали в эмиграции свою организацию – Торгпром, включились в европейский бизнес", - пишет автор.

Изгнанники ненавидели советскую власть, но друг друга тоже недолюбливали, потому единого фронта не получалось.   Антисоветские силы крепились, у них были хорошие спонсоры и влиятельные покровители. Автор осторожно замечает, что всевозможные "левые" и "демократические" группировки якобы получали помощь гораздо легче (а финансирование щедрее), чем монархисты и патриоты. Монархисту сложно признать, что белоэмигранты начали кормиться в иностранных кормушках. Но неизвестно, что позорнее – может, то, что они вскоре примкнут к нацистам Германии, и совершенно безвозмездно, из любви к искусству? С обидой автор констатирует, что бедному Врангелю ставили палки в колеса, и монархические организации влачили жалкое существование, а вот "Керенские, Милюковы, Гучковы и прочие деятели, приложившие руку к российской катастрофе, подобных трудностей избегали".

Барон Врангель, Гражданская война, Крым, правитель юга России, Петр Врангель, Белая армия, Черный барон|Фото: pavel-rostovtsev.ru

В книге рассматриваются попытки (удачные и нет) создания "пятой колонны" с начала истории СССР белоэмигранты, троцкисты, антипалестинский проект создания "Новой Хазарии" на юге России (еврейские колонии в Крыму), вредительство, правый уклон, коллаборационисты Великой Отечественной, сепаратисты, диссиденты на деньгах от спецслужб – в общем, сборная солянка всех, кого условно можно было бы обозначить модным нынче термином "пятая колонна".

"Пятую колонну" в национальных республиках растили другие государства, так, автор рассказывает, что Англия "курировала" Среднюю Азию, "подкармливая" деньгами и оружием басмачей: "Британцы взяли под покровительство и армянских дашнаков, азербайджанских мусаватистов. Дашнаков поддерживала и Америка через армянскую диаспору. Даже Польша приняла вдруг горячее "участие" в судьбах кавказских националистов".

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Повествование слегка касается темы троцкизма, затем более подробно останавливается на вопросе создания еврейских поселений в Крыму. За рубежом план получил название "Агроджойнт". "Кроме Феликса Варбурга, в нем приняли участие Пол Варбург, фонд Рокфеллера, глава компании "Сирс и Ребек" Джулиус Розенвальд, благотворительная организация "Джойнт" (подконтрольная банковской группе "Кун и Лоеб"). Подключилось "Французское еврейское общество", было создано "Американское общество помощи еврейской колонизации в Советской России". Американцы брали на себя 80% финансирования – 10 млн долларов", - пишет автор.

В книге упоминаются "власовцы", "бандеровцы", рассматриваются диссиденты, заговорщики и агенты влияния в партийной верхушке, объясняются загадки катастрофических зигзагов "хрущевщины", и как итог - феерический развал страны "перестройкой".

"Письма о добром"

Автор: Дмитрий Лихачев

Из серии: Личный архив

Год издания: 2017

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

В начале года вышла удивительная книга писем выдающегося советского ученого Дмитрия Лихачева "Письма о добром".

Лихачев - Лауреат Государственной премии СССР (1969), Сталинской премии второй степени (1952) и Государственной премий РФ (1993), автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы и культуры, таких как "Возникновение русской литературы". Он же один из главных исследователей "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", "Моление Даниила Заточника".

"Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека", - говорит в одном из писем автор, призывая уделить образованию фундаментальное значение.

"Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение", - пишет он.

Вышедшая книга - не совсем автобиография или воспоминания из серии ЖЗЛ – это разговор с неординарным человеком из другой эпохи: "Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто".

Лихачев сначала повествует о цели в жизни, о красоте поведения и постепенно переходит к красоте окружающего мира, к красоте произведений искусства. Ученый напоминает современному человеку, что для того, чтобы воспринимать красоты окружающие, человек сам должен быть душевно красив и глубок. Что еще более важно – у него должны быть правильные позиции. Но какие?

"Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном, - объясняет он. - А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей".

Интересно, как Лихачев подводит читателей к мысли, что цель человека – это и есть его цена. И если целью в жизни будет приобретение материальных благ, то и оценивает сам себя человек как "владельца нового автомобиля" или "хозяина мебельного гарнитура". А если человек живет, чтобы приносить людям добро и радость, то он оценивает себя на уровне человечества и ставит цель, достойную человека. Такие разговоры в наше циничное время невозможно услышать, а некоторым и понять, мысли выдающегося ученого - своего рода артефакты, оставшиеся от советской эпохи:

"Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС