28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC7Wyp
Вывоз мусора в Поварово - http://perevozki.youdo.com/povarovo/garbage/
Установка ванны в частном доме на http://remont.youdo.com/plumbers/bath/.
Профессиональное оформление юридических документов на YouDo
youdo.com


Аналитика все материалы

Александр Колпакиди - о "новом МГБ" и нетипичных для кризиса итогах выборов

В СМИ появилась информация, что до президентских выборов планируется провести масштабную реформу силовых ведомств. К ФСБ могут присоединить Федеральную службу охраны (ФСО) и Службу внешней разведки (СВР), и это станет новым ведомством - Министерством государственной безопасности (МГБ). Также Следственный комитет России вновь соединят с прокуратурой, усилят Минобороны, объединив его с МЧС. Предполагается, что это поможет победить коррупцию в ведомствах, а также приведет к более эффективному управлению силовыми и правоохранительными структурами.

Ранее же СМИ сообщали о возможном уходе официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина. Вслед появилась информация, что и его начальник Александр Бастрыкин также может покинуть свой пост после выборов. Эксперты связывали это с реформированием силовых ведомств, теперь же появилось "подтверждение" этим прогнозам.

Что касается будущего ФСБ, ФСО и СВР, то из объединения структур делали вывод, что новое министерство будет похоже на КГБ. Но в действительности у МГБ будут, скорее, иные задачи. Каковы настоящие причины для проведения таких реформ, насколько они будут действенны в борьбе против коррупции, какая тут связь с выборами и что в итоге может получиться? Об этом в интервью Накануне.RU рассказал политолог, историк спецслужб Александр Колпакиди.

ФСБ(2023)|Фото: Накануне.RU

Вопрос: Как Вы думаете, действительно ли реформа ФСБ может пройти, и каковы причины?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Александр Колпакиди: Напомню, что не первый раз возникают слухи о создании такой масштабной спецслужбы, и все время вспоминают названия сталинских времен, чтобы привязать это к Сталину. На мой взгляд, тут есть две причины, почему эти слухи постоянно появляются. Во-первых, люди, которые вбрасывают эту информацию, хотят тем самым подчеркнуть, что в стране режим, который напоминает чем-то сталинский, что тут нет демократии, тут диктатура, и для этого нужен такой супермонстр в виде госбезопасности.

Во-вторых, может быть со стороны самого режима интерес, так как по понятным причинам у нас население с ностальгией вспоминает о советских временах, и сам этот современный режим хочет каким-то образом "примазаться" к тем временам, показать, что нынешние власти - наследники тех правителей. Но, естественно, при этом основной вопрос собственности остается за рамками. Это такая традиционная макиавеллевская тактика - внешне все сделать, как хотят люди, а по существу делать то, что хочется.

Вопрос: И как может отреагировать общественность в стране, в мире, станет ли это новым КГБ?

Александр Колпакиди: Я думаю, что такого супермонстра создавать не будут, потому что это вызовет во всем мире однозначно негативную реакцию и обвинения, что режим – диктаторский, что здесь нет демократии. Хотя это ни о чем не говорит.

Однако, я думаю, объективно спецслужбы будут усиливаться, поскольку экономическая ситуация, несмотря на все прогнозы, остается сложной, экономика не перестроена, все разговоры о том, что надо слезать с "нефтяной иглы", оказались пустыми. Поэтому, я думаю, конечно, объективно не надо быть особо умным или продвинутым политологом, чтобы понимать, что при такой ситуации - если экономическое положение не выправится - дальше могут происходить всякие непрогнозируемые события, потому что экономика может рухнуть одномоментно, она не будет каждый день по чайной ложке убывать. С точки зрения властей, надо быть готовыми.

И вообще логика всех последних кадровых назначений и реформ госаппарата говорит о том, что власть к этому готовится и этого боится.

Кстати говоря, результаты выборов, на мой взгляд, анекдотические. Потому что ни в одной стране мира никогда в истории, когда ситуация в экономике ухудшалась, правящая партия не увеличивала голоса. То есть мы опровергли все законы демократического общества. Поэтому, я думаю, что в этой ситуации, когда нет у оппозиции, у народа возможности демократическим путем свою волю осуществлять, тут возможны неприятные инциденты, и к этому во власти все готовятся.

Я думаю, что во власти достаточно креативных умных политтехнологов, которые все это прекрасно знают, учитывают, поэтому в целом я прогнозирую этот тренд усиления спецслужб. Однако таких монстров, как во времена Сталина, все-таки не будут делать, да и это не особо надо.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Упоминается, что реорганизация поможет в борьбе с коррупцией. Припоминают дело Шакро Молодого, что, якобы работая именно по новой схеме, удалось его арестовать. Удастся ли действительно победить коррупцию, проведя реформы?

Александр Колпакиди: Тут надо вспомнить, что во времена Сталина тоже была коррупция. Она не достигала таких масштабов, но тоже была. И была, как ни смешно, именно в этих самых органах МГБ. После войны именно генералы МГБ "отличились" по вывозу из Германии всякого барахла вагонами. Правда, они были наказаны. Панацея борьбы с коррупцией будет, когда будут ясные правила - что все без исключения должны становиться объектами этой борьбы, а не какие-то выборочные персоны.

Понятно, что идет борьба одних ведомств с другими. Поэтому если аргумент борьбы с коррупцией выдвигается, то явно для того, чтобы отвести внимание, потому что на самом деле не о борьбе с коррупцией идет речь. Это самая страшная проблема, которая поразила наше общество, и вот уже более 30 лет мы являемся жертвами этого, это просто смертельный диагноз, который вынесен нашему обществу. Я думаю, что тут, конечно, нужны более эффективные методы, чем просто следование басне Крылова – "а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь".

Нам все время говорят, что везде коррупция - да, везде - и везде есть всякие проблемы. Но вопрос-то в том, в каких пропорциях это существует. У нас это просто зашкаливает. И я думаю, что тут не к силовым ведомствам вопрос, а к самой системе власти.

ФСБ(2023)|Фото: Накануне.RU

Вопрос: На Ваш взгляд, возможные реформы успеют пройти до выборов президента?

Александр Колпакиди: Эти реформы можно провести за несколько дней, если издать приказы. При Сталине эти ведомства тасовались, как того власти хотели - там соединили даже ГРУ и то, что сейчас называется ФСБ и СВР, в одно ведомство - и никто и не заметил этого. Издали приказ, соединили, сели, стали работать. Создание супермонстра тогда диктовалось условиями обострения Холодной войны в конце 40-х годов. Тогда это был единственный, насколько я помню, пример создания такого мощного ведомства.

Кроме того, в 30-е годы НКВД получил массу функций в экономике, но это было объяснимо тем, что проводилась модернизация, коллективизация, культурная революция. Тогда это диктовалось необходимостью иметь приводной ремень, который бы все это контролировал, держал в постоянном напряжении, чтобы это все не рухнуло. Более того, у Сталина было два таких ремня.

Во-первых, это партия, которая в конце 80-х годов уже насчитывала 19 млн человек. Во-вторых, это органы госбезопасности. А уже в конце советского времени это перестало работать - партию превратили из авангарда вообще не пойми во что, в "кормушку", а органы госбезопасности в конце 80-х годов уже не имели функций, что были ранее, особенно в области экономики, и сами по себе ослабли.

При Сталине это диктовалось не необходимостью удержать власть, а необходимостью 50 лет отставания преодолеть в течение нескольких лет, что и было сделано. Это сталинское "экономическое чудо" было сделано не только благодаря тому, что НКВД наделили огромным количеством функций, но еще и потому, что была мощная партия, которая действительно объединяла самых энергичных, деловых, лучших людей страны. Потому что была не только воля руководства, а еще и железная рука при этом.

Медведев, Магнитогорск, форум ЕР|Фото: gubernator74.ru

Вопрос: А как сейчас? Ситуация кардинально поменялась?

Александр Колпакиди: Сейчас я этого не вижу. Все разговоры о модернизации, о реформах остаются разговорами, и никто, как мне кажется, не верит, что это произойдет на самом деле. Дружно ждем повышения цен на нефть, когда начнет гореть вода в Америке, Штаты станут проваливаться под землю в результате сланцевой революции - и тогда опять цена на нефть взметнется, и все у нас будет хорошо.

Вопрос: Кому будет невыгодна потенциальная новая структура, кто будет против создания?

Александр Колпакиди: Бояться ее будут, наверное, некоторые лидеры оппозиции - они поймут, что им вообще никогда ничего больше не светит. Бояться могут и те, кто будет участвовать в этом процессе - кто-то станет главным, кто-то попадет в подчинение, вот они и будут бояться. Непонятно, допустим, СВР займет какое место. В КГБ это был первый главк, на особом положении. Думаю, что и чиновники, которые в этом окажутся задействованы, тоже могут остерегаться. А в остальном больше и некому.

По крайней мере, я не думаю, что этого будут бояться какие-то шпионы, враги народа, которые у нас расплодились, "иностранные агенты" их называют. Эти вряд ли будут бояться.

Вопрос: Какие в целом выводы можно сделать из этих предложений?

Александр Колпакиди: Можно в целом сказать, что необходимо не тасовать спецслужбы, а для того, чтобы решить проблемы, необходима мобилизация общества. Необходимо, чтобы люди поверили. А чтобы это произошло, надо сказать - куда идем, для чего и что будет сделано. Когда говорится, что мы живем в социальном государстве, и все для людей делается, но в то же время статистика говорит, что разница между бедными и богатыми растет, богатые становятся только богаче, а бедные - беднее, что 20% населения - за чертой бедности, то тут все не так просто.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС