"Запрет коммунистов" в ДНР оказался превентивной мерой для недопущения к выборам украинских партий?
В последние дни большой резонанс вызвала новость о том, что в ДНР якобы запретили деятельность коммунистической партии. С таким заявлением выступили коммунисты ЛНР, поводом к чему послужило исключение лидера донецких коммунистов Бориса Литвинова из Народного Совета ДНР, депутатом которого (и даже четыре месяца председателем) он был еще с мая 2014 года. Поскольку он был одним из лидеров сопротивления киевскому вооруженному перевороту и организаторов исторического референдума в Донбассе, то, по эмоциональному мнению луганских соратников, власти ДНР подобным шагом "поставили себя на одну доску с украинскими нацистами". Так ли это на самом деле и что стоит за отстранением Литвинова, разбирался корреспондент Накануне.RU в Донецке.
В биографии Литвинова нет каких-либо компрометирующих подробностей. Трижды он избирался депутатом Донецкого горсовета, в 2000-2012 гг. был замдиректора по экономике и внешним экономическим связям донецкой фирмы "Линком". До этого пять лет был директором представительства Братского алюминиевого завода на Украине, ранее – зампредседателя Совета директоров техникумов Донецкой области, а в 1986-1991 гг. - замдиректора Донецкого индустриально-педагогического техникума. Эти должности не позволяют усмотреть каких-либо порочащих Литвинова связей с олигархатом.
В то же время, по мнению некоторых блогеров, как раз это и стало причиной отстранения Литвинова, к которому якобы приложил руку олигархат, убирающий именно опасных для него идейных людей. Ведь основанием для "утраты доверия", которое и стало поводом для досрочного прекращения его полномочий, может быть что угодно. А вот тот факт, что Литвинов осенью 2015 года заявил о своем переходе в оппозицию к руководству ДНР, заставляет задуматься. Не потому ли его убрали?
И все же заявление луганских коммунистов, что "борьба в ДНР с пережитками украинского олигархического капитализма, усилия Бориса Алексеевича, направленные на возвращение в народную собственность ключевых промышленных и социальных объектов, кому-то пришлись очень не по нутру", является скорее эмоциональной оценкой, мало применимой к конкретному факту – увольнению Литвинова. Дело в том, что вопрос национализации собственности олигархов в ДНР решено было оставить еще в мае-июне 2014 года, когда буквально через несколько недель после референдума тон высказываний лидеров ДНР резко изменился. По всей видимости, в Москве было решено пойти на договор с олигархатом, без чего, вообще говоря (об этом часто забывают), референдум был бы невозможен.
Да и сам Литвинов не шел дальше теоретических высказываний о том, что все народное добро в принципе должно принадлежать народу. Но одно дело – высказывания, другое – конкретные дела. Так что заявления о том, что Литвинов боролся за "возвращение в народную собственность" ключевых объектов, являются скорее фигурой речи, чем реальной характеристикой, и в такой же степени применимы ко многим другим депутатам. Отобрать собственность у Ахметова и прочих олигархов, которые не собираются переходить в юрисдикцию ДНР, в Донбассе не может никто. Это, конечно, не является доводом против Литвинова.
Вызывает любопытство и исключение из парламента в тот же день Николая Рагозина с той же самой формулировкой. Это не вызвало резких комментариев, но Рагозин известен тем, что преподает в ДонНТУ (бывший ДПИ), где является директором Социально-гуманитарного института и завкафедрой социологии и политологии. По своим взглядам Рагозин является в значительной степени либералом, имея множество пособий и книг по теме "гражданского общества", "прав человека" и прочей западной толерантности. Его конфликт с членом Изборского клуба Новороссии Дмитрием Музой, который был в ДонНТУ заведующим кафедрой философии и известен русской патриотической позицией, вынудил последнего покинуть вуз. Поэтому исключение из парламента ДНР Литвинова и Рагозина именно по причине коммунистических взглядов является чистым предположением.
Как стало известно Накануне.RU от источника, близкого к правительству ДНР, это связано с Минским процессом и возможными выборами в ДНР. Состоятся они или нет, еще неизвестно, но, по крайней мере они не должны дать повод обвинить ДНР в грубых нарушениях договоренностей или неравных правах с Украиной, частью которой ДНР является в глазах всего мира. Как заявил на днях глава ДНР Александр Захарченко, "мы заинтересованы в соблюдении всех формальностей". А они таковы, что к выборам каким-то образом должна быть привязана Украина, коль скоро это выборы на ее территории. А Киев, по словам Захарченко, "настаивает на проведении выборов в Донбассе на собственных условиях". Значит, этого нельзя допустить.
Как сообщил Накануне.RU тот же источник, в выборах в ДНР и ЛНР не должны участвовать никакие партии, чтобы иметь возможность отказать и украинским партиям. Если же они будут от Донбасса, то отказать Украине уже будет нельзя. А компартия в ДНР – единственная, которая успела зарегистрироваться, когда шла подготовка к выборам 2 ноября 2014 года. Тогда, напомним, в начале октября коммунисты провели учредительную конференцию, но спустя несколько дней стало известно об отказе ЦИК ДНР допустить их к выборам, что так же, как и сегодня, вызвало заявления о преследованиях коммунистов в ДНР, которых якобы травят, расчищая дорогу малоизвестным до этого "Донецкой Республике" и "Свободному Донбассу". Однако, возможно, уже тогда в Москве имели план мирного урегулирования, который состоял, в частности, в недопущении украинских политических сил к выборам в Донбассе на том основании, что это нарушит принцип равных возможностей с Донбассом, где политические партии еще не сформировались.
Если бы в ДНР решили запретить коммунистическую идеологию и коммунистическую партию, то ее бы просто не зарегистрировали. Видимо, тогда, осенью 2014 года, произошло небольшое запоздание в принятии решения в Москве и "спуске" его в Донецк. Ведь в сентябре 2014 года еще никто толком не понимал, кто и как будет участвовать в выборах в ДНР, почему и было много разговоров и обид, что кого-то не пустили. Наибольший резонанс тогда вызвал недопуск к выборам Павла Губарева, что многие расценили как "слив" ДНР Москвой и впихивание ее обратно в состав Украины.
Однако на данном этапе то решение не допускать никакие партии представляется совершенно верным. Если бы тогда прошли в парламент партии, то сейчас бы они там заседали уже полтора года. И как на этом основании отказать украинским партиям в выборах на формально украинской же территории? В сегодняшней же ситуации Запад обязан войти в положение Донбасса, где политические силы еще не оформились, чтобы не допустить дискриминации общественных движений Донбасса со стороны украинских партий. Что же касается недопуска к политике Губарева, то это, конечно, неприятные издержки, вызванные желанием Москвы иметь абсолютно управляемую власть в ДНР. То же самое касается и Литвинова. В некотором смысле в ДНР уже существует российская политическая диктатура, что в условиях войны просто неизбежно, но сказать об этом открыто, разумеется, нельзя.
В сентябре 2015 года нашумевшей стала отставка Андрея Пургина с поста председателя парламента, что тоже многими связывалось с его идейными взглядами. Популярной тогда стала фотография Пургина на фоне портрета Сталина, из-за чего его якобы и убрали. Однако Пургин также был замечен в продвижении инициатив, не согласованных с "генеральной линией партии", которые могли нанести вред Минскому процессу. В частности, речь шла об открытии в ДНР отделения ОНФ, чего допустить, с точки зрения Москвы, было нельзя, ибо Россия ни в коем случае не имеет никакого отношения к "внутриукраинскому гражданскому конфликту". То же самое касается и выдвижения компартии на выборы, которое могло повредить делу.
Литвинов же, видимо, не вдаваясь в эти обстоятельства, продвигал идею участия компартии в выборах в ДНР, что изменило бы все расклады и дало повод настаивать Украине на участии и своих партий. Поэтому его тихо убрали. Новость сообщалась только на сайте парламента ДНР еще 6 мая и, вероятно, осталась бы вовсе незамеченной, если бы не заявление луганских коммунистов. Как сообщил Накануне.RU источник в парламенте, Литвинова исключили после того, как Леонид Кучма в Минске сделал замечание, что, мол, у вас есть компартия, а наши партии вы допускать к выборам не хотите. Хотя еще зимой Кучма как будто был исключен украинской стороной из контактной группы, он продолжает участвовать в переговорном процессе. Так, 20 апреля, сообщалось, что он принимал участие в заседании в режиме видеоконференции.
Таким образом, Минский процесс продолжает оставаться единственным способом политического урегулирования конфликта, и Москва жестко стоит на своем. В этом отношении показательны заявления лидеров республик Новороссии, которые они сделали на днях почти одновременно. В заявлении главы ЛНР Игоря Плотницкого сказано об обязательствах Киева, что уже "прошло 15 месяцев". "А если киевский режим и дальше будет тормозить Минский мирный процесс, мы оставляем за собою полную свободу действий", - подчеркнул Плотницкий.
С подобным заявлением выступил и Захарченко. "Терпеть вечно мы не будем. Если Евросоюз и США не заставят Киев выполнить свои обязательства в приемлемые и обозримые сроки, то мы проведем выборы сами, по своим законам. Обозримыми и приемлемыми сроками я считаю этот 2016-й год", - отметил глава ДНР. Он также сказал, что летом выборы уже провести не удастся, но осенью еще реально, и до осени ДНР готова потерпеть. По его словам, ждать, пока в Киеве сложится особая политическая комбинация, ДНР не будет. "Пусть Вашингтон продавливает эту комбинацию сегодня, пока есть время", - подытожил Захарченко. Что значит "пока есть время" и сколько его еще будет – остается неизвестным?
Все снова упирается в готовность России к самостоятельным действиям. Сколько раз еще будут переноситься выборы? Практически неизбежный перенос с 24 июля на осень будет уже третьим! И в Киеве начинают понимать, что могут сколько угодно валять дурака, каждый раз находя новые объяснения своему саботажу. Последнее из них – невозможность провести выборы как минимум в ближайшие два года (!), как заявил замглавы ЦИК Украины Андрей Магера, сославшийся на давнее отсутствие в Донбассе "государственного реестра избирателей". Воодушевленная этим фракция "Самопомощь" и вовсе предложила отказаться от выборов в Донбассе на два-три года. Их можно понять – партия только недавно прошла в Раду и хочет просидеть там как можно больше, поэтому выборы в Донбассе для них опасны. Но они нужны прежде всего Донбассу и России для переустройства Украины. Напомним, что цель России – создать и легитимизировать на Украине альтернативную НЕукраинскую государственность. Первая задача успешно выполнена, а вот выборы должны решить вторую. Когда на кону в Минском процессе такие ставки, Москва не может позволить себе хотя бы отчасти выпустить процесс из-под контроля.
Возможно, именно готовностью России действовать более решительно, переданной по закрытым каналам, объясняется активизация США в последний месяц на украинском направлении. Пока что все призывы к Киеву выполнить Минск-2 по-прежнему остаются словами, но это все равно не может продолжаться бесконечно. К тому же в ноябре в США президентские выборы, и полная неурегулированность на Украине играет против демократов и продления антироссийских санкций. Не исключено, что для этого и была назначена новый посол США на Украине Мэри Йованович.
Как бы то ни было, но ДНР по-прежнему во всем следует курсу Москвы, и искать в исключении Литвинова какое-то преследование коммунистов едва ли уместно. Его отстранение не означает никакого запрета компартии. Запретить коммунистов в Донбассе невозможно. Тем более что сама компартия в ДНР официально зарегистрирована, просто в сложившихся условиях не может участвовать в выборах в интересах процесса. А тот факт, что компартия – первая и единственная, которая успела зарегистрироваться в ДНР, говорит лишь о том, что поддержка коммунистов в промышленном Донбассе неизменно высока.