25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Тимченко, Мордашов, Потанин - кто станет "доктором" и придет на смену Зюзину?

"Мечел" является одной из самых закредитованных российских компаний. Получить прибыль предприятию не помогает и схема работы через офшоры. На сегодняшний день совокупный долг "Мечела" – $9,2 млрд, чистый долг, с учетом средств, находящихся на балансе компании – свыше $8,7 млрд. При этом, убыток в 18 млрд руб. в 2012 г. год спустя превратился в 27 млрд руб.

Компании не удается существенно сократить свой долг, прибыль уходит на выплату процентов, поэтому волнения кредиторов, которые заявили о возможности отстранения основного владельца "Мечела" Игоря Зюзина от дел компании (это к нему Владимир Путин как-то раз обещал выслать "доктора"), более чем обоснованы. Такие жесткие меры могут еще больше ухудшить положение "Мечела", но при этом стать выгодными для потенциальных покупателей, которым после покупки придется применить все навыки антикризисного менеджмента.

Ежегодные платежи "Мечела" по долгам составляют $680-$800 млн вместо $2 млрд, скидки удалось добиться благодаря политике реструктуризации и пролонгации долгов, на которую согласились крупнейшие кредиторы. Однако, даже этих денег у "Мечела" нет, объясняет растущий долг экономист Владислав Жуковский. EBITDA составляет те же самые $750 млн, и они отправляются исключительно на выплату процентов, основной кредит не уменьшается. При этом, падают котировки акций, заложенных в качестве обеспечения по кредитам.

"У банков есть серьезные претензии к руководству "Мечела". Они не понимают, зачем компания проводила крайне рискованную и опасную политику, скупая все активы, в том числе убыточные, привлекая под это "финансовое плечо". Банкиры понимают, что отдавать долги компания не может, а залоги, которые были внесены, уже ничего не стоят. Есть две возможные программы: распродать компанию по частям, выделив наиболее рентабельные активы, генерирующие прибыль, или продать "Мечел" целиком стратегическому инвестору. Сделать сегодня это очень сложно, так как в мировой экономике наблюдается перепроизводство всех базовых металлов, в том числе продукции черной металлургии. Для второго решения так же сложно найти инвестора в России, а тем более за рубежом, в перспективе маячит очередная волна санкций, уже отраслевых, которые коснутся не только нефтегазовой отрасли, но и металлургии", - рассказал Накануне.RU Владислав Жуковский, отметив, что ни один из двух сценариев не может быть воплощен.

Стоит отметить, что компания в последние годы действительно пытается бороться с долгами и использует самый популярный в России метод – распродает когда-то скупленные активы. На данный момент компания ведет переговоры по поводу рефинансирования долга, а также продаст свою долю на Эльгинском месторождении и планирует реализовать завод ДЭМЗ на Украине, а также Bluestone в Америке, сообщил Накануне.RU аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов. Однако, компания спохватилась слишком поздно – только в 2012 г.., поэтому сегодня под ударом находится главный владелец Игорь Зюзин, которому принадлежит 65% акций.

"Основной целью крупных банков-кредиторов "Мечела" является улучшение работы компании и снижение ее долговой нагрузки, поэтому рассматривается возможность отстранения основного владельца. Однако данная процедура может иметь негативные последствия из-за того, что последующая продажа активов компании может затянуться", - говорит Арнаутов.

При этом, он отмечает, что "Мечел" является одним из крупнейших производителей стали и коксующегося угля в РФ, поэтому передача акций основного владельца другому собственнику, а также возможная последующая распродажа части активов компании может повлиять на ее производственную деятельность.

"Все это даст возможность другим крупным российским компаниям увеличить свое присутствие на внутреннем рынке и снизить негативный эффект от падения мировых цен", - говорит аналитик.

Решение относительно судьбы "Мечела" будут принимать главные кредиторы. К счастью компании, только четверть всех заемных средств приходится на зарубежные финансовые инструменты, остальное Зюзин позаимствовал у государственных банков, которые терпеливо реструктурировали его долги. Крупнейшие кредиторы: "Сбербанк" ($1,3), ВТБ ($1,8 млрд) и "Газпромбанк" ($2,3 млрд).

"Порядка 42-45% акций Зюзина заложены крупнейшим госбанкам в рамках тех долгов, которые набрала компания. Так как именно российские кредиторы контролируют стратегически значимое предприятие России, то я думаю, что именно администрация президента и аппарат правительства будет подсказывать, как "разрулить" эту ситуацию не только в интересах государства и бизнес-структур, но и в интересах тех сырьевых олигархов, которые хотели бы, возможно, те или иные активы "Мечела" купить за бесценок", - говорит Жуковский.

Возможным приобретателем акций он называет "человека из окружения президента" Геннадия Тимченко. Но сделка, по его мнению, имеет больше политического смысла, чем экономического – актив продолжает обесцениваться и позитивных перемен в финансовых потоках не ожидается.

Игорь Арнаутов, напротив, считает, что "Мечел" будет интересен "профильным" бизнесменам – Владимиру Потанину или Алексею Мордашову: "Активы "Мечела" могут приобрести такие компании, как "Норильский Никель", либо "Северсталь". Также компанией может заинтересоваться Evraz, однако его долговая нагрузка из-за падения мировых цен на сталь и коксующийся уголь так же остается на высоком уровне. На данный момент сложилась не самая лучшая ситуация в металлургическом секторе, поэтому многие компании рассматривают возможность продажи своих активов".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС