18 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC7tpc
Монтаж готовых беседок, смотреть http://remont.youdo.com/building/outbuilding/besedki/montazh/.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/ekaterinburg/arendaavto/ по этой ссылке.
youdo.com


РЖД может сделать из ямальской железной дороги финансового донора. У участников строительства другие интересы

Политические события последних месяцев привели к тому, что вокруг многих проектов, реализуемых на территории России, образовался определенный инвестиционный вакуум. Инвесторы, как отечественные, так и иностранные, занимают осторожную позицию и предпочитают дожидаться более благоприятного климата для возобновления деловых отношений. В числе таких компаний оказались РЖД, инвестпрограмма которых сокращается, но инфраструктурных строек не становится меньше. Проекты финансируются большей частью за счет государства, у которого компания уже выпросила ряд льгот. Но очевидно, что денег все равно не хватает, поэтому сроки реализации таких проектов, как ЦКАД, БАМ и Транссиб могут быть сорваны. По информации источников Накануне.RU, несмотря на это, у руководства монополии есть планы по расширению портфеля: РЖД не прочь стать оператором "Северного широтного хода". Конечной целью госкомпании может стать не столько строительство магистрали, сколько получение планового финансирования проекта от государства и инвесторов.

Ситуация у Российских железных дорог действительно непростая. Еще в 2013 г. правительством РФ было вынесено на рассмотрение предложение о сокращении инвестиционной программы РЖД до 2018 г. с 5,7 трлн руб. до 2,7 трлн руб. На тот момент чиновники сошлись во мнении, что "уполовиненной" суммы будет вполне достаточно для осуществления финансирования ключевых проектов монополии - строительства портовой инфраструктуры, а также развития Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. В начале текущего года представители компании заявили о возможном сокращении инвестпрограммы РЖД еще на 2-3% за счет сдвига ряда долгосрочных проектов, часть которых перейдет на 2015-2016 гг.

якунин владимир иванович президент оао ржд российские железные дороги|Фото: Накануне.ru

Дальше – хуже. Уже в сентябре 2014 г. президент РЖД Владимир Якунин в ходе выставки InnoTrans в кулуарных беседах рассказал, что инвестпрограмма монополии на 2015 г. может быть сокращена еще на 20 млрд руб., что составит 6% от общего количества планируемых ранее инвестиций. Запланированный объем инвестпрограммы на 2015 г. составлял 415 млрд руб.

По словам Владимира Якунина, "требуемые инвестиции до 2020 года по Транссибирской магистрали составляют 181 млрд руб., по Байкало-Амурской магистрали – 737 млрд рублей. Это большие средства, обеспечение которых полностью только за счет результатов деятельности регулируемой компании ОАО "РЖД" не представляется возможным", - заметил Якунин. Монополия может ежегодно вкладывать в инвестпрограмму только 15 млрд руб.

В целом ОАО "РЖД" оценивает дефицит инвестиций в железнодорожную инфраструктуру и тяговый подвижной состав до 2020 г. в диапазоне от 4,5 до 8,3 трлн руб. в зависимости от сценария, следует из сообщения компании по итогам заседания научно-технического совета.

"В существующих условиях тарифной и кредитной политики объем собственных источников ОАО "РЖД" в 2013-2020 гг. находится на уровне около 3 трлн руб. Дефицит средств может быть нивелирован за счет господдержки, привлечения частных инвестиций и заемных средств в размере до 4,5 трлн руб. (консервативный сценарий) и 8,3 трлн руб. (инновационный сценарий), то есть в среднем 0,5-1 трлн руб. в год", - говорится в сообщении.

Владимир Якунин сделал ряд предложений по выходу из сложной финансовой ситуации: субсидирование лизинговых платежей, налоговые стимулы, новые субсидии монополии в размере до 45 млрд руб., и индексация тарифов на уровень выше инфляции. Последняя мера, как ранее сообщало Накануне.RU, нашла поддержку в правительстве, что неудивительно – Якунин угрожал кризисом монополии и рекордными убытками.

Вместе с тем, на первый взгляд удивительным на фоне складывающейся финансовой ситуации выглядит стремление компании к расширению портфеля своих проектов. Как рассказали Накануне.RU собеседники, знакомые с ситуацией, в планах РЖД взять на себя ответственность за реализацию транспортной ж/д магистрали, проходящей по территории Ямала, – Северного широтного хода (СШХ). Сейчас участниками его строительства являются "Газпром", "Корпорация развития", правительство ЯНАО и РЖД, в обязанности последнего пока входит реконструкция только одного из участков СШХ – "Пангоды – Коротчаево".

Проект имеет высокую степень проработанности, и его финансовое обеспечение уже не вызывает сомнений – проект поддерживается президентом РФ, и деньги на его строительство заложены в ФЦП. Но тогда зачем РЖД, учитывая его затруднительное финансовое положение, брать на себя обязательства по реализации еще одного проекта? Один из собеседников агентства считает, что Якунин уверен в том, что монополия выйдет из финансового кризиса и справится с еще одним инфраструктурным проектом. Другой источник предполагает, что СШХ станет донором для уже существующих строек.

"Этот шаг станет еще одним способом решения собственных финансовых проблем госкорпорации, и СШХ впоследствии превратится в своеобразного донора для реализации других проектов РЖД, не обеспеченных финансированием. Например, того же БАМа или Транссиба. А судьба СШХ - быть замороженным и отодвинутым до лучших времен", - говорит он.

Северный широтный ход|Фото: Накануне.RU

Ранее вице-президент РЖД Вадим Михайлов, комментируя сокращение инвестпрограммы РЖД, сказал, что "оно коснется переходящих проектов, которые имеют длительный цикл, который возможно двигать по времени". Есть риск, что среди таких проектов окажется СШХ.

Выгода для Якунина очевидна. Во-первых, в руках РЖД окажутся деньги ФНБ, так как одобрена заявка на финансирование части строительства их средств Фонда. Во-вторых, монополия будет распоряжаться средствами ФЦП, из которых будет профинансировано строительство моста через Обь. В-третьих, с РЖД придется работать инвесторам, которых уже удалось заинтересовать "Корпорации развития", в их числе компания Геннадия Тимченко "Стройтрансгаз". Напомним, предварительно строительство Северного широтного хода оценивается почти в 190 млрд руб.

Интерес к таким объемным инвестициям подогревается последними новостями из Минэкономразвития: из-за нехватки бюджетных средств может быть сокращено финансирование двух "транспортных" ФЦП: "Развитие транспортной системы России 2010–2020гг." и "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 г.". Несмотря на это, Якунин уверен, что средства на реконструкцию БАМа и Транссиба будут получены в полном объеме, об этом он рассказал на встрече со студенческими стройотрядами. По-видимому, президент знает, где изыскать эти средства.

Планы РЖД относительно Северного широтного хода обсуждаются кулуарно, участники строительства не комментируют такую возможность и свое отношение к ним. Однако даже если РЖД включится в борьбу за широтный ход, компании придется учитывать интересы всех компаний и субъектов, включенных в проект, опосредованно к ним можно отнести и владельцев завода "Ямап СПГ", и государство, развивающее порт Сабетта. Определенно, в консервации проекта северной магистрали никто из них не заинтересован.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС