20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Экологи предложили челябинцам раз в год "пересаживаться на велосипед", чтобы снизить выбросы от автомобилей

Состояние атмосферного воздуха в Челябинске оставляет желать лучшего. Портят воздух в городе как заводы, так и автомобили, при этом последние никто не контролирует, а их количество ежегодно растет. Чтобы хоть как-то повлиять на количество выбросов бензпирена в атмосферу, необходимо вводить дни ограничения движения автомобильного транспорта, считают эксперты.

И.о. руководителя управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области Галиулла Латыпов сообщил, что в 80-90 годы объем выбросов в регионе составлял 2,5 млн тонн в год, в начале 2010-го – 984 млн тонн, за 2013 год выбросы составили 667 тыс. тонн. Таким образом, за последнее десятилетие выбросы сократились 32%, передает корреспондент Накануне.RU.

"Факты – упрямая вещь. Тенденция идет к снижению, но вместе с тем состояние атмосферного воздуха в регионе оставляет желать лучшего", - отметил Латыпов на сегодняшнем заседании комитета по экологии в Заксобрании региона.

По его данным, выбросы в Челябинской области осуществляют около 2 тыс. предприятий. За исключением трех, все имеют утвержденные и действующие проекты предельно допустимых выбросов (ПДВ). Три предприятия имеют временно согласованные выбросы.

По словам Латыпова, 219 ФЗ предписывает, что с 1 января 2016 года все промпредприятия будут подразделяться на четыре категории по производимым выбросам: значительные, средние, незначительные, несущественные. С 1 января 2018 года предприятия, относящиеся к первой категории, обяжут устанавливать автоматические датчики контроля выбросов.

"Это дорогое удовольствие. Так, ММК имеет более 1,5 тыс. объектов выбросов в атмосферу. Сейчас готовится перечень предприятий, которые обязаны установить датчики", - пояснил он.

Проблемой остается несовершенство газоочистных установок. Всего на Южном Урале выбросов от промпредприятий 4,5 млн тонн, из них улавливается 3,9 млн тонн.

"Процент улавливания выглядит таким образом: твердые частицы улавливаются на 97%, а газообразные – на 14,%. Вот это и сказывается на загрязнении атмосферного воздуха и большом количестве жалоб: только в прошлом году их поступило 512, из которых 252 обращения по городу Челябинску", - пояснил он.

Портят воздух и частные неблагоприятные метеоусловия (НМУ). Так, в 2013 году практически каждый третий день в Челябинске был объявлен НМУ. Безветрие, инверсия в такие дни создает впечатление излишне накопленных выбросов, которые как раз чувствует население. Жалобы от горожан на грязный воздух поступают именно в дни НМУ.

По словам Латыпова, при первой степени НМУ предприятия должны снижать объемы производства на 15-20%, при второй – на 20-40%, при третьей – 40-60%. По отчетам эти нормы выполняются, но по факту - сказать трудно. Дело в том, что наступление НМУ даже второй степени не дает право инспекторам выехать на объекты на внеплановую проверку и установить нарушение.

Грешат промышленники и неправильной эксплуатацией газоочистных установок, выбросами без разрешительных документов. По словам эксперта, существует такая практика, когда вокруг завода стоят датчики, при превышении выбросов они срабатывают и предприятие обесточивается полностью. Однако южноуральским предприятиям до этого далеко – слишком дорого.

"Никакая федерация не поможет. Все вкладывают собственники предприятий. Все решаемо, но за огромные деньги, которые нужно вкладывать", - заметил председатель комитета по экологии Александр Федоров.

Латыпов считает, что для привлечения предприятий к ответственности нужно внедрить методику установления вреда по выбросам в атмосферу. Такая методика есть при контроле за загрязнением промпредприятиями водных объектов, там штрафы установлены от 10 тыс. руб. до 287 млн руб. Максимальный же штраф за выбросы в атмосферу – 250 тыс. руб. По словам Латыпова, предприятию вовсе не обязательно расплачиваться деньгами – можно установить очистные фильтры для снижения выбросов.

И.о первого заместителя министра радиационной и экологической безопасности региона Андрей Минченко сообщил, что государственный мониторинг состояния атмосферного воздуха осуществляется только в трех городах – Челябинск (восемь стационарных постов), Магнитогорск (пять стационарных постов), Златоуст (два поста). Два раза в месяц делают замеры в Карабаше, Сатке, при этом предприятия откуда-то знают, когда приезжает лаборатория.

По его словам, в правительстве Челябинской области обсуждается вопрос расширения сети мониторинга до регионального уровня. Также планируется подписать соглашение о взаимодействии с предприятиями, чтобы инспекторы имели доступ на объекты в период НМУ.

И если с промпредприятиями понятно, как бороться, то методики контроля за выбросами от автомобилей просто нет. Доля выбросов от автотранспорта в городах составляет 30%, или ежегодно 300 тыс. тонн. Вместе с тем, бензпирен от автомобиля относится к первому классу опасности.

"Никто не ведет контроль, номера не скрутил, не вернул в гараж, как это было в советские годы. Количество транспорта растет: два года назад его было 970 тыс. единиц, то на сегодня 1 млн 190 тыс.", - заметил Латыпов.

По его словам, ни у одного муниципалитета в регионе нет мер, которые направлены на решение этой проблемы.

"Я имею в виду такие меры, как ограничение движения или полив улиц. Эти мероприятия не разработаны ни в одном из муниципальных районов. На Западе существуют дни ограничения движения транспорта в центре города, у нас я такого не слышал", - сообщил эксперт.
"Один день в году на велосипедах все катаются и все", - пояснил председатель комитета по экологии Александр Федоров. Он заметил, что наложить штраф на директора предприятия легко, а с автомобилистами не ясно, как бороться.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС