20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Высокоскоростной долгострой: ВСМ-2 на совещании у Путина "доехала" только до Казани и потеряла в "скорости"

Сегодня Владимир Путин провел совещание по развитию скоростного железнодорожного сообщения. Обсуждались перспективы создания высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва – Казань" – первой очереди ВСМ-2, проходящей по территории 12 субъектов Российской Федерации. На этой ветке обсуждение пока и закончилось, хотя и было предложено продлить магистраль до Красноярска. С другой стороны, Путин поставил под сомнение, что ВСМ должна быть именно "высокоскоростной". Тем временем, в регионах Урала готовятся к общественным слушаниями по проекту и ждут президента РЖД Владимира Якунина с его первым замом, главным куратором ВСМ-2 Александром Мишариным, передает корреспондент Накануне.RU.

Строительство магистрали – один из масштабных инфраструктурных проектов РЖД. Первая высокоскоростная железнодорожная магистраль длиной 658 км должна соединить Москву и Санкт-Петербург. Корнями проект уходит в 90-е годы, тогда была озвучена сама идея и подписан соответствующий указ президента. Однако, проектные работы так и не начались. В 2006 году по инициативе Минтранса руководство РЖД реанимровало ВСМ. По изначальному плану дорога должна была открыться в 2018 году, но ее строительство еще не начато. 

Зато ведется бурное обсуждение второй ВСМ "Москва-Екатеринбург", первую очередь которой президент РЖД Виктор Якунин обещает завершить к той же дате. Дорога протяженностью 1 тыс. 600 км  пролегает через Москву, Московскую, Владимирскую, Нижегородскую, Свердловскую области, Чувашию, Марий Эл, Башкортостан, Удмуртию и Татарстан. В 2013 году в проект включился Пермский край.

Согласно технической документации, время нахождения в пути между промежуточными станциями – 3 -3,5 часа, от Екатеринбурга до Москвы можно "долететь" за 8 часов. Скорость передвижения по высокоскоростной магистрали от 200 до 400 км/час.

Проектировщики рассчитывают, что дорога будет  пользоваться популярностью, пассажиропоток оценивается от 10 до 13 млн человек в год. Впрочем, на совещании Владимир Путин отметил, что железная дорога "Москва-Казань" может потерять приставку "высоко-" и стать просто скоростной. Президент предложил продумать, насколько экономически целесообразно развитие высокоскоростного движения. 

"Вероятно, озабоченность главы государства в этом вопросе главным образом вызывает будущая нагрузка на бюджет в связи с реализацией подобных проектов", - оценила заявление президента аналитик "Инвесткафе" Кира Завьялова. 

Главным вопросом остается финансирование проекта. На майском совещании Якунин объявил общую стоимость строительства магистрали -  928 млрд руб., 650 млрд из них - государственный грант: "На этапе эксплуатации необходима государственная субсидия в размере 315 миллиардов рублей. Модель финансирования, рассчитанная в условиях оптимизации налогообложения проекта, позволяет привлечь существенно большую долю возвратных средств, в частности, средств Фонда национального благосостояния. Государственный грант на этапе строительства при этом снижается с 650 млрд руб. до 371 млрд, то есть на 43%", - привел расчеты Виктор Якунин.

Сегодня стало известно, что Минфин согласовал выделение 150 млрд из ФНБ на ветку "Москва-Казань".

В регионах проект ВСМ-2 уже выносится на общественные слушания. РЖД выделили 3 млрд руб. на обоснование инвестиций, и сейчас с материалами оценки воздействия на окружающую среду знакомятся жители территорий, задействованных в строительстве.

инфографика высокоскоростная магистраль №2, ВСМ-2, Москва-Казань-Екатеринбург|Фото: Накануне.RU

Маршрут ВСМ-2 (кликните для увеличения)

В Татарстане общественные слушания получили широкий резонанс. Железная дорога вызвала недовольство экологов - все варианты ВСМ проходят через заповедные территории: национальный парк "Нижняя Кама", семь природных заказников. Рекомендованный вариант идет через Волжско-Камский биосферный заповедник, входящий в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.

"Нам вдруг объявили, что помимо рекомендованного варианта, появился некий скорректированный рекомендованный вариант, который не затрагивает федеральные ООПТ и городской лес Лебяжье, а задевает лишь один региональный заказник. На просьбу жителей детально продемонстрировать на экране трассу его прохождения через республику, организаторы слушаний рекомендовали обратиться к картам, развешенным на стене. К сожалению, понять из него что-то было сложно, поэтому остается только верить на слово проектировщикам. К тому же, статус "скорректированного" рекомендованного варианта неизвестен. Нет никаких гарантий, что он не изменится еще раз", - рассказала Накануне.RU Неля Биктимирова, представлявшая организацию на слушаниях.

Новый вариант общественники изучить не успели. Гринписовцы опасаются, что представители "Скоростных магистралей" (компания, созданная РЖД и "Трансмашхолдингом" для реализации проектов ВСМ) представили скорректированный вариант только для "общего успокоения". Организация намерена провести анализ всех вариантов трассы и представить результаты правительству РФ и другим заинтересованным органам.

Власти Татарстана тоже выражают озабоченность экологией, но по всему видно, что проект ВСМ они полностью поддерживают. Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Ленар Сафин, стараясь успокоить земляков, отметил, что РЖД прилагает массу усилий для уменьшения воздействия на окружающую среду. И строительство магистрали компания будет вести, опираясь на международный опыт.

"В части экологии будут приняты беспрецедентные технологические решения. Там, где строительство не сможет пройти, не затронув леса или других природоохранных зон, будут приняты меры вплоть до того, что для животных, даже для мелких грызунов, будут сделаны отдельные проходы. То есть для популяции, условно говоря, сусликов может быть сделан "сусликопровод". Звучит странно, но все это будет предусмотрено в рамках проекта. Будет учитываться мировой опыт", - рассказал он журналистам.

В пресс-службе министерства лесного хозяйства республики Накануне.RU пояснили: независимые экологи, которые проводили оценку ОВОС магистрали, заключили, что проект действительно сопряжен с некоторыми экологическими издержками, но воздействие ВСМ на окружающую среду с учетом предложенных корректировок может быть доведено до допустимого уровня.

Протяженность магистрали по территории Татарстана составляет 244 км, ВСМ заходит и в столицу республики со стороны Чебоксар. В рекомендованном варианте железная дорога пролегает через Казань, где администрация планировала вести застройку по программе социальной ипотеки. Власти сделали реверанс в сторону РЖД: министр строительства Ирек Файзуллин объявил о том, что для жилых домов будут подыскивать новые площадки.

В Свердловской области общественные слушания еще не состоялись, но губернатор Евгений Куйвашев уже обозначил свою позицию по этому вопросу: "Я принял участие на прошлой неделе в совещании РЖД по вопросу реализации ВСМ-2. Сегодня выбраны маршруты прохождения, курирует этот вопрос от РЖД Александр Сергеевич Мишарин. Маршруты выбраны по шести субъектам. Я, на самом деле, не ожидал, что РЖД так активно займется этим вопросом. РЖД прикладывает максимальное количество усилий, чтобы реализовать проект. В кратчайшие сроки была проложена магистраль по субъектам. Ей занимается большое количество организаций, ведется серьезная работа по реализации проекта, по подходам. По срокам будет ясность после юридического оформления. Чтобы не было так, что мы сейчас отберем (земли), а через год земельные участки отойдут в частные руки. Там есть коридор, и он сейчас уточняется".

До Екатеринбурга магистраль дойдет не раньше 2030 года, инициатором удлинения ветки является экс-губернатор Александр Мишарин (а ныне первый вице-президент РЖД). Согласно рекомендованному варианту, длина ВСМ в области составит 215,8 км. Железная дорога пройдет через Ачитский, Нижнесергинский, Красноуфимский районы, Первоуральск, Новоуральск, Невьянск. У свердловских экологов тоже есть повод для беспокойства: как видно из документации, представленной на сайте областного минтранса, дорога находится вблизи заповедных зон, и эксперты не скрывают, что строительство трассы окажет существенное воздействие на окружающую среду.

ВСМ-2, высокоскоростная магистраль, Екатеринбург-Казань|Фото: Скоростные магистралиВСМ-2, высокоскоростная магистраль, Екатеринбург-Казань|Фото: Скоростные магистрали

По мнению депутата Законодательного собрания Свердловской области Евгения Артюха, ущерб, который строительство ВСМ может нанести экологии области - единственный существенный риск: "Проект должен пройти  общественную экспертизу. Нельзя допустить, чтобы магистраль пролегла по заповедникам и экологическим памятникам. Быть может, стоит пойти по западному пути и построить трассу над лесом, поставить специальные опоры. В целом я положительно отношусь к проекту, но с оговоркой об оценке время экологии. Если федерация выделит деньги и вложится в развитие нашего региона - я двумя руками "за"". 

Депутат Заксобрания Свердловской области Андрей Альшевских к мега-проекту относится с настороженностью по другой причине. По его словам, высокоскоростная магистраль будет невостребованной из-за высокой цены на билеты.

"Сейчас стоимость железнодорожных билетов не выдерживает конкуренции с ценами на авиабилеты. Одно дело лететь два часа, другое – ползти по железной дороге сутки. Нужно понимать, что ВСМ будет не востребована по той же причине, об этом говорили эксперты. Лучше бы эти миллиарды рублей вложили в нормальные дороги. Можно было построить хорошую магистраль от Екатеринбурга до Москвы. Там, где есть дороги, развивается экономика", - рассказал Накануне.RU депутат. 

На сегодняшнем совещании тему тарифов поднял Владимир Путин: "Уже сейчас необходимо предельно точно спрогнозировать объемы пассажиропотока на магистрали Москва-Казань, оценить ее потенциальную загруженность, продумать эффективную гибкую тарифную политику, которая бы обеспечила конкурентоспособную доступную цену на билеты", - сказал президент, отметив, что тарифная политика должна быть предельно гибкой. 

Екатеринбурга вовсе могло не появиться в проекте ВСМ-2, лоббистом этой идеи выступил Мишарин. Для строительства ветки "Екатеринбург-Казань" "Корпорации развития Среднего Урала" в свое время выделили 200 млн руб. бюджетных денег, однако после смены руководства региона от проекта решили отказаться. Повторения этой ситуации ждать не стоит.

Во-первых, регионам не предлагают "скинуться", речь идет о федеральном финансировании (именно с этим условием Евгений Куйвашев выступил в поддержку проекта). Во-вторых, для Мишарина проект ВСМ-2 мог бы стать буквально судьбоносным. После вброса информации о снятии Якунина (позже ее объявили "уткой") именно Мишарина прочили на должность главного железнодорожника. К слову, не исключено, что свой профессиональный праздник он отметит в Екатеринбурге, вместе с областным руководством и президентом РЖД, который посетит столицу Урала 4 августа.

Перспектива привлечения в регион федеральных денег сподвигла губернатора Пермского края Виктора Басаргина "впрячься" в общероссийский долгострой. Пермский край стал еще одной точкой остановки поездов ВСМ-2. По Куединскому, Высокогорскому, Кунгурском, Березовскому и другим районам края пройдет 121 км магистрали, более 13 км ВСМ пройдет непосредственно по Перми. Впрочем, существуют разные варианты маршрута, и Прикамью еще предстоит "побиться" за наиболее выгодный для себя.

В пресс-службе правительства края Накануне.RU сообщили, что общественные слушания по проекту назначены на 6 августа: "К обсуждению мы пригласили всех заинтересованных лиц: глав территорий, где пройдет строительство трассы, жителей, также будут присутствовать представители "Скоростных магистралей".

Депутат краевого Законодательно собрания Владимир Корсун поддерживает властей Пермского края в их желании войти в проект ВСМ-2: "Проект хороший и нужный. Главное, чтоб не хромала реализация, у нас могут  что-то не рассчитать, рельсы не так уложить. Для меня основным является вопрос о том, какие поезда пойдут по новым рельсам? Чьего производства? Если наши российские вагоны - я тем более за, если опять закупаем за границей и финансируем" чужого дядю", то это большой минус", - поделился своим мнением с Накануне.RU депутат.

Сегодня Владимир Путин высказал идею продлить магистраль "Москва-Казань" до Красноярска. 

"Эффективными эти маршруты являются только тогда, когда поездка длится около восьми часов, но между городами Сибири такие магистрали, безусловно, могли бы быть востребованы", - считает Путин. 

Новые повороты судьбы  второй очереди  железной дороги станут ясны в следующие 10 лет.  Пока что в федеральной повестке значится только участок ВСМ  "Москва-Казань", на строительство которого еще предстоит наскрести пару сотен недостающих миллиардов. Конкурс на проектирование ВСМ-2 объявят в сентябре этого года, строительство планируется начать в январе 2015 года, сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов на совещании.

Алена Ласкутова 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Развитие сюжета:

Ранее 12.08.2013 11:47 Мск Уральский маршрут магистрали "Москва-Екатеринбург" обсудят 1 октября
Ранее 06.08.2013 15:45 Мск ВСМ-2 "Москва-Екатеринбург" пройдет по Перми с молчаливого согласия жителей

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС