"Быть можно дельным человеком и
думать о красе ногтей"
А.Пушкин
Чиновник - это лицо, вся ценность которого в рамке. Согласившись с высказыванием французского писателя Орельена Шоля, в правительстве Свердловской области решили всерьез взяться за внешний вид чиновников.
На днях кабинет министров выпустил рекомендации, согласно которым слугам народа не стоит появляться на работе в неофициальной одежде. Под запрет попали майки, шорты, короткие юбки, топики, футболки и сланцы. Максимально возможное отклонение от правил – рубашка с коротким рукавом без галстука для мужчин и прозрачная блузка для женщин. Вот, кстати, любопытно ведь. Полупрозрачное - можно. И форма, видимо, соблюдена и содержание при желании можно увидеть запросто. А много ли развлечений в скучной чиновничей доле за рабочий день выдается.
Постановление готовили больше полутора лет. Видимо, инициатива правительства встретила сильное сопротивление рядового чиновного сословия. Действительно, кому захочется потеть в душных кабинетах в шерстяных костюмах? А лето нынче на Урале выдалось такое, что и Сочи позавидуют.
Желание придать российскому чиновнику унифицированный облик появляется время от времени то в одном, то в другом регионе. В Кировской администрации, например, строго на строго наказали: несмотря на жару, приходить на работу только в деловых костюмах. Доходило порой до комических ситуаций.
Мужчина в шортах долго и шумно препирался с охраной на пропускном пункте мэрии, пытаясь убедить служивых впустить его в здание. Охрана упиралась и показывала ему объявление, из которого следовало, что войти посетитель сможет только в том случае, если сменит короткие штаны на классические длинные. Посетитель напирал, ссылаясь на связи, и требовал допустить его к телефону, мол, позвоню, и тогда вам покажут... Но служащие, проявив характер стойкий, почти нордический, "боевого" поста не покинули. Мужчина, оставив поле брани, пошел-таки переодеваться.
У региональных властей на одежный геноцид свои причины. В том же Кирове с началом жары посетители и даже чиновники стали приходить в мэрию в летней, почти пляжной одежде. В горадминистрации расценили это как неуважение к официальным структурам. Причем, в Кирове запретили чиновникам появляться в официальных зданиях даже в пляжных шапочках. Видимо, были и такие прецеденты.
“На южных курортах стоят плакаты, запрещающие хождение в купальниках вне зоны пляжа, - сказал помощник кировского мэра по связям с общественностью Владимир Загравский, - так почему же в нашем городе люди могут спокойно приходить в администрацию в чем приспичит?”
В Кыргызстане пошли дальше. С 31 августа 2003 года по всей республике вводится форменная одежда и знаки различия для государственных служащих. Уже разработан дизайн униформы, отдельно для женщин и для мужчин. Дизайн утвержден ни меньше, ни больше Указом самого Президента Кыргызстана Аскара Акаева. Сейчас правительство разрабатывает специальные правила ношения форменной одежды и знаков различия, заодно определяет подрядчика для их изготовления. Оплачивать пошив форменной одежды, изготовление фурнитуры и знаков различия для госслужащих будет государство за счет налогоплательщиков, выделяя для этого деньги из бюджета.
Если обратиться к историческому опыту, то узнаем, что первым попытался придать унифицированный внешний вид госслужащим еще Петр I. Задумав реформировать неповоротливую страну "на западный манер", он взял за основу в первую очередь структуру заграничных армий. Так возникла "Табель о рангах", которая и определяла положение государственных служащих в России с 1722 по 1917 год. Военизированный склад государственной машины сказывался и на внешнем виде чиновников. В присутствии, то есть на службе, они обязаны были носить мундир военного покроя, хотя, конечно, поскромнее. По торжественным случаям самый ничтожный Акакий Акакиевич или Хлестаков обязаны были быть при шпаге как знаке своего положения. Если помните, в "Ревизоре" городничий прицепляет шпагу, готовясь ко встрече с ревизором.
Во второй половине XIX века чиновники гражданских ведомств получили погончики, продольные и поперечные, галунные клапаны сюртуков, с просветами, звездочками, напоминавшие погоны военных. Благодаря мундиру можно было, встретив чиновника на службе, по цвету обшлагов, воротника, по шитью, по галуну, по цвету пуговиц определить и ведомство, по которому он служит, и его чин. У Гоголя в "Носе": "По всему - по мундиру, по шляпе - видно, что он статский советник". И Нос говорит Ковалеву: "Судя по пуговицам вашего виц-мундира, вы должны служить по другому ведомству".
Отличить по внешнему виду чиновника можно и сейчас. Опухший от бумаг портфель, вываливающееся пузо из штанов, презрительный, никого не замечающий взгляд. Есть, правда, и другие типажи в наших сановных кабинетах: лощеная физиономия, лакированные ногти, пиджачок от французских кутюрье. Взгляд однако почти одинаковый: презренье в нем. Ну и представьте к тому или иному образу добавить шорты, футболку или сланцы. Получается, кто угодно, но только не государственный муж, который должен денно и нощно радеть за жизнь страны, области, города. Действительно, какое уж тут уважение!
И вот престиж государственной служба пытаются поднять… за счет костюма. Видимо, на то, что чиновника можно уважать за его непосредственную трудовую деятельность, в стране вообще-то никто и не рассчитывает.