в этот день
21.05.18
12:58
В Екб.14:58
Генерал ФСБ скончался после жесткой посадки вертолета в Хабаровском крае
"Временный" губернатор Тюменской области выберет главу для Ямала
Исследователь: В могиле Золотарева лежит жертва убийства, кости которой туда подкинули

Статьи по теме "экономика":


Новости

13:45 Мск
"Раунд второй". Депутат Госдумы продолжает борьбу с Куйвашевым за право получать информацию
12:55 Мск
В Екатеринбурге на посетительницу магазина крупной сети рухнул фрагмент потолка
12:42 Мск
СКР возбудил уголовное дело после жесткой посадки вертолета в Хабаровском крае
12:42 Мск
Дмитрий Кобылкин представлен коллективу Минприроды
12:41 Мск
11 человек обратились за медпомощью после экстренной посадки самолета в Волгограде
12:39 Мск
Сержант ВСУ после ссоры бросил гранату в соседей - 9 пострадавших
12:34 Мск
Нападающий Алексей Симаков покидает ХК "Автомобилист"
12:30 Мск
Житель подмосковного Орехово-Зуево арестован по подозрению в преступлении против половой неприкосновенности 10-летней девочки
12:30 Мск
"Временный" губернатор Тюменской области выберет главу для Ямала
12:17 Мск
Новым министром экологии Южного Урала стал профессор Лихачев
12:17 Мск
В Коркино и Томино прошли общественные слушания по проектам рекультивации Коркинского разреза
12:17 Мск
"По тропе мусора". Один из маршрутов "Майской прогулки-2018" прошел через Шарташский лесопарк
12:09 Мск
Полиция Екатеринбурга подвела итоги операции "Нелегальный мигрант": возбуждено 49 уголовных дел
11:59 Мск
Лариса Ассонова, обвиняемая по делу "Бухты Квинс", получила четыре года колонии
11:57 Мск
Президент Болгарии выступил за прямой газопровод из России через Черное море
11:54 Мск
В Кургане пьяный водитель на подъезде к элитному поселку сбил трех человек
11:51 Мск
Следователи изучают видео прыжков в Татарстане, в результате которых погибли два парашютиста
11:40 Мск
Депутат заксобрания потребует от губернатора Прикамья разобраться в запрете Знамени Победы на 9 мая
11:34 Мск
В Нижнем Тагиле во время пожара в частном доме погибли три человека
11:22 Мск
За минувшие сутки в Зауралье в пожарах погибли два человека

Реклама от YouDo
Объявление: вывоз и уборка снега в москве, выбирай YouDo!
Объявление: перевоз груз 20 тон, посетить сайт .

11:16 Мск
Путин внес на рассмотрение Госдумы кандидатуру Кудрина на пост главы Счетной палаты
11:16 Мск
ФСБ раскрыла экстремистскую группу в Крыму, созданную помощником Джемилева
11:01 Мск
На Южном Урале завершено расследование уголовного дела по факту гибели монтера РЖД
11:00 Мск
На партийные выборы "Единой России" заявился чиновник Тазовского района
10:51 Мск
Депутат МГД Елена Шувалова стала победителем праймериз левых сил на выборы мэра Москвы
10:50 Мск
СМИ: На стадионах ЧМ-2018 установят средства противодействия беспилотникам
10:47 Мск
В Югре потушен первый лесной пожар
10:38 Мск
Болельщики ФК "Урал" выбрали лучшего игрока в сезоне-2017/18
10:34 Мск
Список участников праймериз "Единой России" для последующего участия в выборах в думу Екатеринбурга закрыт
10:30 Мск
Челябинская дзюдоистка взяла бронзу на Кубке Европы в Испании, у России первое общекомандное место
10:23 Мск
Самолет "ЮТэйра" из Тюмени в Москву вернулся в "Рощино": сработал датчик задымления
10:19 Мск
Энергетики вернули электричество жителям Среднего Урала, пострадавшим от грозы
10:11 Мск
Жители Ижевска, оплачивая счета за электричество, финансировали избирательную кампанию депутата
10:07 Мск
Водителя БМВ в Челябинске, устроившего пьяную смертельную аварию, посадили в СИЗО
09:58 Мск
Улица Монтажников в Екатеринбурге закрывается на ремонт
09:54 Мск
В Тюмени "М.Видео Менеджмент" оштрафовали за нарушение правил пожарной безопасности
09:53 Мск
На Южном Урале четверым убийцам вмерзшей в лед женщины предъявлено обвинение
09:47 Мск
срочно На Сахалине горит 10-этажный дом, жильцы эвакуированы
09:43 Мск
В зауральском селе пожар уничтожил 14 жилых домов
09:39 Мск
Императорский бал собрал лучших молодых свердловчан
09:34 Мск
Куйвашев и Тунгусов вышли из отпуска, губернатор сразу покидает регион
09:31 Мск
срочно СМИ: Генерал ФСБ скончался после жесткой посадки вертолета в Хабаровском крае
09:28 Мск
В Кургане водитель "Лады" сбил 11-летнего мальчика
09:25 Мск
срочно Суду пришлось отложить заседание по иску прокуратуры к ЗакСО - парламент затягивает процесс
09:20 Мск
Семеро тюменцев госпитализированы после накрывшего город урагана
09:07 Мск
"На пятых этажах ее вообще нет, на втором малая струйка бежит": в Екатеринбурге жители Уктуса несколько дней сидят без холодной воды
09:01 Мск
Самолет "Анталья - Челябинск" экстренно сел в Волгограде
08:59 Мск
Мадуро побеждает на президентских выборах в Венесуэле
08:52 Мск
В Кургане после обращения ОНФ привели в порядок неухоженный горсад
08:50 Мск
Пермский "Амкар" остался в Премьер-лиге, обыграв "Тамбов" в стыковых матчах
08:47 Мск
Ямальские оленеводы просят министра Кобылкина утилизировать умерших оленей
08:44 Мск
Глава избиркома Тюменской области потерял 3,5 млн
08:38 Мск
Спасать Тюмень от вырубки деревьев пришли не "зеленые", а "красные" активисты
08:37 Мск
В Нижнем Тагиле ураган снес крышу "президентского" драмтеатра
08:36 Мск
Сборная Швеции сохранила титул чемпиона мира по хоккею
08:22 Мск
"Даже не притормозил". Челябинцы обсуждают пьяную аварию со смертельным исходом
08:21 Мск
Пост не сдал. В Минприроды перепутали нового и бывшего министров
08:07 Мск
В Госдуме объяснили немцам значение подаренного Путиным Меркель букета цветов
08:06 Мск
В Челябинске водитель на "Логане" насмерть сбил женщину
08:04 Мск
Исследователь: В могиле "дятловца" Золотарева лежит жертва убийства, кости которой туда подкинули
07:52 Мск
Крымчане смогут воспользоваться услугами Сбербанка и ВТБ благодаря биометрии
07:47 Мск
Парфенов прилетит в Екатеринбург для заключения контракта с "Уралом"
07:43 Мск
ЛДПР предлагает выдавать ипотеку с 14 лет
07:42 Мск
срочно Британский парламент призвал ужесточить санкции против лиц, связанных с Кремлем
07:00 Мск
Минобороны РФ: В Сирии зафиксированы новые нарушения режима перемирия
06:25 Мск
На севере Москвы аэроэкспресс насмерть сбил подростка
06:15 Мск
"Единая Россия" обсудит пути обновления партии

В колеса мегапроекту уже вставляют мини-палки?
размер шрифта: A A A   в блог   версия для печати

 (2005) | Фото: Накануне.ru

Любому журналисту приятно, когда впервые озвученный им термин становится устойчивым словосочетанием в определении чего-либо. Без лишней (в данном случае) скромности порадуемся, что впервые мегапроектом обозначили представленный Петром Латышевым 17 мая на совещании  в Челябинске под председательством Президента проект "Урал промышленный - Урал Полярный" именно мы - Накануне.RU. Попали в точку. Что, впрочем, далеко не сразу и далеко не всем стало ясно. Это вообще свойственно большинству крупных идей. Еще поэт, если помните, говорил: "Большое видится на расстояньи..." 

То, что упорно продвигаемая по всем каналам полномочным представителем Президента РФ в УрФО Петром Латышевым идея, именно большая, становится с каждым днем все очевидней. В доказательство - пройдемся по основным событиям, уже случившимся в судьбе проекта.   

Итак, 17 мая "Урал промышленный - Урал Полярный" был представлен Президенту , многим, присутствовавшим в Челябинске, федеральным чиновникам и всем заинтересованным губернаторам. Нельзя сказать, что абсолютно все встретили услышанное "на ура!" Даже из тех речей и выступлений, что были доступны прессе, можно было наблюдательному оку узреть скепсис всезнающего МЭРТа, небольшой энтузиазм со стороны Минприроды, серьезные вопросы Минтранса, железнодорожников и собственные позиции некоторых губернаторов, желавших "перетянуть" акценты в сторону автомобильного сообщения. И это только надводная часть айсберга, который можно обозначить как сопротивление или незаинтересованность в воплощении идеи.

Стоит также заметить вскользь, что мысль об объединении

Фото:
Фото: Накануне.ru
усилий для создания своеобразного промышленного моста :  полезные ископаемые Приполярья - промышленная база Южного и Среднего Урала в воздухе, а , точнее, в кабинетах руководителей витала уже несколько лет. В частности югорский губернатор Александр Филипенко и ямальский глава региона Юрий Неелов всерьез занимались изучением возможностей, но реализовать еще четыре-шесть лет назад проект, естественно, было в одиночку не под силу. А у того же Урала промышленного и страны в целом, как мы помним, были совсем другие заботы - добиться бы некой стабильности с постоянной выплатой зарплаты хотя бы на тех промединицах, что еще действовали.

Теперь времена иные. Из уст первых государственных руководителей мы все чаще слышим - качество жизни, повышение зарплат, стабильность должна перейти в развитие и так далее. Скажите, как в этом смысле может быть не интересен проект, направленный на увеличение ВВП на 38% к 2010 году? Ведь никогда не надо забывать, что тот же рост зарплат из воздуха берется лишь при высоких ценах на нефть, за кривой ценообразования которой на мировом рынке сейчас пристально и с замиранием сердца следит не только чиновник МЭРТа, а и простой российский "бомбила". А в прочей жизни, когда нефть исчерпывается, а в лабораториях- где-то в американской глубинке- мозгами русских, убывших на ПМЖ, индийцев, китайцев и прочих новоявленных граждан USA нарабатывается нечто, что лет через 30-50 заменит эту черную живительную жидкость, нужно думать прежде всего о создании производств, обспечении их всем необходимым, дабы было где сопоставимую с европейской зарплату получать в ближайшем будущем. И создавать эти производства надо именно сегодня.

Вот такая получается цепь. Недра Приполярья - промышленность Урала - рост ВВП - рост благосостояния граждан. Но, чтобы это простое уравнение заработало, нужны вообще-то титанические усилия.
Нужно преодолеть сопротивление вольное или невольное людей, привыкших мыслить по накатанной - мы свое еще отпилим, а там хоть потоп. Нужна дорога, и обязательно железная, иначе к ископаемым не подобраться. Нужно точно и уверенно знать - где, чего и сколько лежит, то есть нужна серьезнейшая геологоразведка. Нужна инфраструктура, то есть добывающие фабрики, жилье, рабочие руки, больницы, школы, комбинаты первичной переработки. Нужны, наконец, и прежде всего - инвестиции. Не беремся перечислить полный список, но и упомянутого достаточно, чтобы понять: "Урал промышленный-Урал Полярный" именно мегапроект.            

Итак, после майского совещания далеко не все стало определенно сразу. Но последовавший за ним перечень поручений Президента федеральным министерствам и ведомствам дал старт. Пока не громкий. Вслед за появлением поручений начались рабочие встречи полпредских людей с министрами . Рабочие встречи, о которых пишут скупые пресс-релизы, но которые означают, что началась какая-то рутинная работа по всем направлениям.

Дальше - больше. Полпред сам и его замы проводили совещания за совещаниями в регионах , где раз за разом ставили вопросы, требовали конкретных ответов, вызывали заинтересованность у промышленников.

Оживилось и ученое сообщество Урала. Академики и директора институтов с удовольствием впрягались в составление техзаданий, посвящали в конкретику заинтересованные СМИ,  чтобы все больше расходилась информация о проекте , наконец, совсем недавно Петр Латышев лично договаривался с Российской Академией наук на предмет погружения всех ее сил в проработку деталей мегапроекта. От составления перечня работ до конкретного выезда экспедиций геологов в приполярные кладовые.

Уидивительно совпало, но на минувшем также совсем недавно съезде главной политической силы страны "Единой России" впервые с трибун громко и требовательно звучало - перейти от стабильности к развитию. Конкретно о проекте "Урал промышленный-Урал Полярный" там вроде бы и не говорилось, но, если честно, ни о чем ,более отвечающем озвученному единороссами лозунгу, пока слышать не приходилось.

Еще более важно, что контроль за ходом дел, как накануне рассказал местным журналистам уральский полпред, осуществляет лично Президент, которому Петр Латышев на последней их рабочей встрече подробно докладывал.

Еще одна многозначимая деталь, тоже из случившихся в недавнем прошлом. Речь о кадровых перестановках на высшем уровне. Бывший непосредственный начальник Латышева Дмитрий Медведев теперь стал первым вице-премьером, лично отвественным за национальные проекты.  При этом он остался председателем Совета директоров "Газпрома", который, как известно, работает прежде всего не в столице, а на Ямале. И, если вернуться к четырем нацпроектам, то стоит заметить, критики у них, если и были, то именно с точки зрения - мол, это все из серии - как потратить. А где нацпроект на предмет того, как заработать? Под этим углом,  если посмотреть на "Урал промышленный-Урал Полярный" , то в глаза бросается , как он кстати. Не будем забывать и еще об одной нити лоббистских возможностей уральского полпреда. Руководителем администрации Президента, как известно, стал бывший тюменский губернатор Сергей Собянин, ныне по должности находящийся в постоянном контакте с главой государства.

Замахиваясь на большое дело, естественно, не стоит забывать и о такой важной сфере, как законодательная власть. Мало ли какой закон или какие другие формы поддержки понадобятся в столь новом и трудном деле, как реализация уральского мегапроекта? И здесь опять же в тему случившееся на прошедшей неделе подписание соглашения о сотрудничестве между Заксобраниями всех шести регионов, входящих в УрФО. Любому посвященному ясно, что инициатива, исходящая от одного субъекта, - это одно, а от сразу шести - совсем другое. Кстати, на подписании присутствовали и депутаты Госдумы, и члены Совета Федерации.

И еще одно все в ту же копилку. Комментируя назначение на пост тюменского губернатора Владимира Якушева, Петр Латышев отдельно и достаточно подробно остановился на вопросе о

Фото:
Фото: Накануне.ru
программе "Сотрудничество", которая стала разрешением политических и экономических противоречий между губернаторским триумвиратом трех регионов - Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.Большинство наблюдателей расценили это высказывание как недвусмысленное пожелание полпреда - не бередить былых ран и работать дружно. От себя добавим - на единую цель, коей в том числе должна стать реализация проекта "Урал промышленный-Урал Полярный".

Итак, положительные сдвиги вполне осязаемы. 

Но у любого большого дела, если оно и вправду серьезное и денежное, по нынешним временам в обязательном порядке  должны быть желающие поучаствовать. До сих пор эти силы себя четко не обозначали. Но благодушию или, вернее, равнодушию приходит  конец. Начинается этап, который в мире бизнеса обозначается как борьба за выгодного клиента, выгодный заказ, подряд etc. Первые признаки уже просочились на поверхность.
В некоторых уральских СМИ и интернете который месяц гуляла масса информаций, так или иначе бьющая по репутации высокопоставленных чиновников и бизнесменов Ямала. Почему именно Ямала? Ответ очевиден. Именно на Ямале уже ведется строительство части того дорожного полотна (Полуночная-Обская), что обозначено в проекте "Урал промышленный-Урал Полярный". Кто на кого и зачем сливал нелицеприятные данные, перемежаемые откровенными слухами, не столь важно. Важнее другое.
Подковерная борьба за будущие подряды в проекте началась именно в среде людей более всего информированных о перспективности мегапроекта, то есть имеющих к Ямалу самое непосредственное отношение.
Ничего похожего пока не проявилось в Югре, но ведь все только разворачивается.

Если коротко, то до сих пор все стрелы были направлены на заместителя губернатора г-на Демченко, известного в узких кругах своей близостью к бывшему вице-губернатору Иосифу Левинзону, который, в свою очередь, имеет прямое отношение к так называемому независимому производителю газа НОВАТЭКу. Теперь пролилось в ответ нечто черненькое на мундиры других замов губернатора Фуата Сейфитдинова и Александра Кима через "клеймение позором" главного ямальского единоросса и главу "Ямалтрансстрой" одновременно г-на Нака (см. АиФ-Урал №49, "Строительство "Уральского БАМа" будут начинать с уголовных дел). Не надо долго думать, чтобы понять - идет серьезная борьба между двумя весьма погруженными в ямальские процессы команд, за которыми стоят очень серьезные силы. Если с одной стороны - это уже обозначенный нами НОВАТЭК (который, заметим все настойчивей пытается заинтересовать "Газпром" в постройке вовсе не железных дорог,  а газопроводов конденсатных), то с другой - уже имеющийся подрядчик "Газпрома". Потому как "Ямалтрансстрой" ведет работы по строительству железнодорожного полотна  именно на деньги "Газпрома". Не надо быть высокого ума, чтобы догадаться - одним из серьезнейших инвесторов проекта "Урал промышленный-Урал Полярный" будет именно газовый монополист. И не только по причине заинтересованности, но и по политическим мотивам, и по мотивам, которые давно обозначены фразой: "Газпром"-это наше все".

А, значит, дабы получить доступ к освоению будущих смет, надо потоптать сегодняшнего партнера будущего подрядчика. Но беда в том, что, топоча конкурента, охотники до подрядов наносят урон прежде всего не ему, а самой идее. Конечно, хороший скандал нынче лучший пиар. Но, как показала практика последних лет, только не в случае с государственными проектами и интересами.
А то, что главным распорядителем мегапроекта намерено быть именно государство, косвенно подтвердил на совещании и сам полпред Петр Латышев. По крайней мере, уже прозвучала мысль о необходимости создания некой госструктуры в виде управляющей компании, которая и станет головным звеном проекта. При этом никто не собирается отказываться от частных инвестиций, естественно. И в этом смысле можно говорить о некоем государственно-частном партнерстве. Но думать, что лелеемую государственными людьми идею, отдадут на откуп одному или нескольким представителям частного бизнеса, было бы глупо, учитывая все тенденции в российской экономике последнего времени.

Именно поэтому борьба за свое светлое будущее в мегапроекте Урала началась уже сегодня и будет вестись с использованием всех средств влияния - газетно-телевизионный пиар, лоббистские возможности в кулуарах министерств и ведомств, в комитетах Госдумы, среди партийных бонзов "Единой России" и так далее. Это ,кстати, совершенно обязательно придется учитывать и аппарату уральского полпреда, и другим задействованным в реализации проекта на начальной стадии структурам. Можно в принципе начать с малого - с информационной масштабной поддержки проекта. Пока этого не наблюдается, хотя интерес к нему журналисты проявляют.

И, если попробовать резюмировать, то придется вновь и вообще-то с затаенным оптимизмом констатировать: проект "Урал промышленный-Урал Полярный" из идеи превращается в многообещающее, интересное для инвесторов, бизнеса и уже немного общества дело, сулящее развитие производства, освоение крайнего Севера страны и будущие дивиденды экономике всей России. Большому кораблю, как известно, нужно большое плавание  и не напороться бы на мелкие рифы на старте...     

 

Другие новости по темам: Латышев, Урал, промышленный, Урал, полярный, Ямал, Демченко, Нак, НОВАТЭК
07.12.2005 08:59 Мск | Виктор Крылов


Если Вы заметили ошибку, выделите текст, ее содержащий, и нажмите Ctrl + Enter







Добавить комментарий:

В колеса мегапроекту уже вставляют мини-палки?
Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *







Новости партнеров


Новости партнеров
Статьи по теме "экономика":



Другие статьи:


Предписано вымирать, или Между строк президентского указа
Виктор Балдоржиев: Перестанем ли участвовать в преступлении?
Путин утвердил кабмин: кто назначен, а кто остался за бортом?
18.05.2018 Мск  |  политика  |  комментариев: 2

"Тюменскую матрешку" обезглавили
Говорить о войне и продолжать кормить врага
18.05.2018 Мск  |  от издателя  |  комментариев: 11

В Гааге признали Крым российским?
"За воду платим, миллионы выделены, воды все равно нет…"
Точка невозврата: кто в Екатеринбурге развязал "войну за думу"?
Поможет ли "смена караула" в медиа потушить реальные "пожары" на Южном Урале?
В гордуму Тюмени кидают на усиление проверенные партийные кадры
Как Вы оцениваете назначение Медведева премьер-министром на новый срок?

Положительно

Нейтрально

Отрицательно


Результаты 1040
Екатеринбург Облачность:
Давление: 0 мм. рт. ст.

Температура, °С:
  днем 0
  ночью 0

Ветер: Северный  0м/с

подробнее
Новости партнеров

Новости Екатеринбурга и Свердловской области       
вверх
Рейтинг@Mail.ru
Наш проект  Наша команда 

Информационное агентство "Накануне.RU"
Свидетельство о регистрации СМИ ИА№ФС77-56094 от 15 ноября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Сетевое издание "Накануне.RU"
Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ФС77-56357 от 02 декабря 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель ООО "Институт информационных технологий"
620142, г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 16 (3 этаж)
Телефоны редакции: (343) 295–15–36, 295–15–94, 295–14–38.
E-mail редакции: news@nakanune.ru
Главный редактор: Хурбатов С.В.
Использование материалов агентства допускается только с согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к материалам сайта. Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
18+