20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

У бензиновых цен еще есть повод подняться

Цены на нефть, приостановившие было рост, вновь устремились вверх. Сообщения о новом мощном урагане "Вилма", который образовался над Карибским морем и уже приблизился к побережью Америки, взволновали участников торгов нефтяными фьючерсами. В минувшей понедельник на Нью-Йоркской товарной бирже баррель подскочил в цене почти на 3% до отметки $64,36, в среду несколько упал - на $0,5-1, но уже утром в четверг это падение было отыграно. Между тем, нефтяная промышленность США еще не оправилась от последствий ураганов "Катрина" и "Рита" - две трети буровых платформ в Мексиканском заливе до сих пор так и не возобновили работу. После первого удара стихии, в августе, цены на сырье, напомним, достигли рекордных $71,85 за баррель. Теперь метеорологи гадают, обрушится ли "Вилма" на американские нефтяные заводы, а эксперты строят прогнозы, как будут вести себя нефтяные цены. Более того, сегодня никто не берется предсказать: что будет с бензиновыми ценами после 1 января, когда российские нефтяные компании разморозят розничные цены на нефтепродукты.

Один из вариантов решения "бензиновой проблемы" правительство, как известно, видит в реформе налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В сентябре, в самый разгар "бензиновой лихорадки", когда цены достигли своего пика и инфляция могла бы обернуться угрожающими размерами, нефтяники добровольно решили их заморозить. А глава Минпромэнерго Виктор Христенко рапортовал президенту, что вопрос дифференциации НДПИ, без его увязки с мировой ценой нефти, будет решен до конца года. Уже в октябре, пообещал министр, Минпромэнерго, Минэкономразвития, Минфин и Минприроды представят в правительство проект реформирования налогообложения нефтяной отрасли и стимулирования роста нефтедобычи и геологоразведки в стране.

А совсем недавно Минэкономразвития выступило с новой инициативой. Чтобы стимулировать выпуск более качественного автобензина и снизить его цену, чиновники предлагают обнулить пошлины на импорт технологического оборудования для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и снизить акцизы на высокооктановый бензин. Нефтяные компании, кстати, таких мер ждали давно.

В частности, "ЛУКОЙЛ" уже неоднократно заявлял, что для предотвращения роста цен на автотопливо необходимо вмешательство государства. "Совершенно очевидно, что эти меры [отмена пошлины на импорт оборудования для НПЗ и снижение акцизов на высокооктановый бензин] будут способствовать модернизации российских НПЗ и, соответственно, приведут к увеличению объема выпуска высокооктановых, качественных топлив, что должно положительно сказаться и на ценах на автомобильное топливо", - высказался в интервью Накануне.RU представить "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов. При этом он подчеркнул, что снижение акцизов на высокооктановый бензин будет стимулировать производство более качественного топлива, и напомнил, что самые современные технологические установки для НПЗ в России сегодня не только не производятся, но даже не проектируются: "Отечественное машиностроение не способно сегодня обеспечить нас необходимыми технологиями, потому что стандарты нашего машиностроения еще далеки от европейского уровня. Естественно, было бы проще закупать оборудование в России, мы заинтересованы в российских подрядчиках, но пока, к сожалению, приходится закупать его за рубежом и платить пошлины, а это очень большие средства - сотни миллионов долларов, и это тормозит процесс модернизации. Мы полностью поддерживаем идеи правительства - они отвечают интересам нефтяников", - заключил он. Представитель другой крупной нефтяной компании "Сибнефть" Алексей Фирсов в интервью Накануне.RU также предположил, что инициатива Минэкономразвития - правильная мера, но от дальнейших комментариев отказался, поскольку предложения эти только обсуждаются.

Всего в России 25 НПЗ и только 11 из них относятся к категории "крекинговых", остальные практически не имеют процессов, направленных на глубокую переработку нефти. Среди установок каталитического крекинга только треть - современные. 11 из 25 заводов были пущены до 1940-50 годов, еще восемь до 1960 года и шесть после 1960 года, естественно, что их производственные мощности требуют серьезного обновления. В среднем выход светлых нефтепродуктов в России по сравнению с США, Канадой и Западной Европой ниже в 1,4-1,6 раза. Доля глубокой переработки нефти в России составляет 20,3%, для сравнения, в США - 73,3%, 42,9% в Западной Европе и 32,6% в Японии.

За три последних года цена на бензин в России выросла более чем в 2,5 раза. Причин тому в "ЛУКОЙЛе" называют несколько. Прежде всего, рост мировой стоимости нефти (российская нефть (марка Urals) с начала года подорожала на 50%) и как следствие - усиление налогового бремени (НДПИ и экспортная пошлина привязаны к мировой нефтяной цене). Так, с начала 2004 года НДПИ вырос более, чем в два раза, экспортная пошлина - более, чем в четыре раза. Среди прочих причин называются также: сезонный рост спроса на бензин и рост потребления из-за увеличения автопарка и автоперевозок в стране (по данным ГИБДД, только в Москве автопарк ежедневно увеличивается на 500 автомобилей), а также большая доля независимых АЗС (крупнейшие нефтяные холдинги владеют только 25% общего числа АЗС) и отсталость большинства НПЗ, их неспособность существенно увеличить производство бензинов.

Для исправления ситуации, как считают в "ЛУКОЙЛе", со стороны государства необходимо отвязать НДПИ от мировой цены сырья и, в частности, стимулировать инвестиции в нефтепереработку. Так, чтобы увеличить глубину переработки нефти в стране до 85% с нынешних 69,3% (что позволит получить дополнительно более 30 млн т светлых нефтепродуктов) необходимы инвестиции в размере $10-15 млрд. "Столь масштабные инвестиции без гарантий и поддержки государства невозможны, поэтому государство должно разработать конкретные меры по стимулированию инвестиций в эту отрасль: снижение акцизов на высококачественные высокоэкологичные моторные топлива, предоставление налоговых льгот инвесторам", - подытожил в интервью Накануне.RU представить "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов.

И не только нефтяники, независимые эксперты рынка также давно заявляют о том, что вопрос дифференциации НДПИ и его отвязки от мировой стоимости сырья необходимо решать как можно скорее. Так, при экспорте нефти (данные ИК "Файненшл Бридж") 65% от повышения мировых цен "съедает" экспортная пошлина, еще 22% - возросший НДПИ, из оставшихся 13% необходимо заплатить налог на прибыль, в итоге, от повышения цены на $1 компании получают только $0,10 дополнительного дохода с барреля нефти. Составляющие же цены бензина куда сложнее, объясняют эксперты, но в ней, прежде всего, заложена стоимость сырой нефти, которая на внутреннем рынке растет пропорционально мировой из-за возрастающего НДПИ. "Полную картину составляющих цены на бензин, к сожалению, представить сложно. Однако известно, что во втором квартале этого года, средний акциз на высокооктановый бензин составлял 3629 руб. за тонну (данные "ЛУКОЙЛа"). Себестоимость переработки барреля нефти составляет около $2, то есть около $15 за тонну. Однако говорить о том, что именно это является стоимостью производства одной тонны бензина нельзя, так как выход бензина из тонны нефти на российских НПЗ в разы меньше чем в Европе и США, и составляет менее 20%, - объясняет в интервью Накануне.RU аналитик ИК "Файненшл Бридж" Игорь Васильев, - Стоимость переработки сырья по давальческим схемам на российских НПЗ меняется от 440 руб. за тонну (Московский НПЗ) до 1940 руб. за тонну (Новоуфимский НПЗ) и выше. При этом Московский НПЗ работает в ноль, то есть не получает прибыль. Остальной вклад в стоимость бензина вносят - сырая нефть, транспортировка, и прибыль продавцов".

И аналитики сомневаются, что предложенные Минэкономразвития меры способны в скором времени улучшить ситуацию на топливном рынке. "Выпуск высококачественного бензина, безусловно, за счет этих мер увеличить удастся, но вот цены на него не упадут, - говорит в интервью Накануне.RU эксперт ИК "ФИНАМ" Александр Корниенко, - Даже при условии снижения себестоимости данного продукта НПЗ будут поддерживать нынешний уровень цен или даже увеличивать его, так как им необходимы средства для модернизации имеющегося оборудования".

К тому же, вряд ли после отмены пошлины на ввоз оборудования для НПЗ нефтяные компании разом и немедленно начнут его закупать. "Насколько я понимаю, среди российских нефтяников никто не горит особым желанием инвестировать большие деньги в НПЗ. Поскольку в модернизации нуждаются практически все НПЗ в России, и вопрос этот все же больше зависит от желания их владельцев тратить на это деньги, я считаю, что предлагаемые меры весьма косвенно отразятся на ценах на автомобильный бензин, - говорит в интервью Накануне.RU аналитик "Банка Москвы" Владимир Веденеев, - По идее, да, чем больше будет высококачественного бензина, чем выше будет его предложение, потенциально это сможет снизить его цену. Но нет у меня уверенности в том, что эти предложения, особенно в краткосрочном периоде, найдут свое отражение в ценах".

Александр Корниенко из ИК "ФИНАМ" также отмечает, что ввозится в Россию только то оборудование, которое в стране не производится. Поэтому, по мнению эксперта, главный минус отмены импортной пошлины в том, что отечественное машиностроение перестанет стремиться освоить данный ассортимент: так как для этого требуются значительные дополнительные инвестиции, но нет никакой гарантии, что конкуренция с западными компаниями будет хоть сколько-нибудь успешной.

Любопытно, что мнение аналитиков разделилось вот в каком вопросе – что же выгодно сегодня нефтяникам – экспорт сырой нефти или же ее переработка? По мнению Александра Корниенко, российские НПЗ, с одной стороны, в состоянии полностью удовлетворить спрос на моторные топлива, располагая при этом избыточными мощностями по производству дизельного топлива и мазута, но мощностей по производству высокооктановых бензинов явно не хватает. При этом последние не соответствуют европейским стандартам качества. Из-за этого продукты нефтепереработки практически не экспортируются, что уменьшает денежный поток НПЗ. То есть, НПЗ, по сути, сейчас нуждаются в перестройке, направленной на увеличение качества производимого бензина,  а также увеличение мощностей по производству высокооктанового бензина. "Причинами отказа компаний от модернизации и строительства новых НПЗ, которые могут обеспечить резкое увеличение экспорта качественных моторных топлив и других нефтепродуктов за границу, является отсутствие на сегодняшний день внутренних потребителей большего количества и лучшего качества нефтепродуктов при отказе государства от экономического стимулирования экспорта продукции НПЗ и их модернизации НПЗ. Другой причиной является кризис российского автомобилестроения и отсутствие российского дизельного двигателя", - считает Александр Корниенко. По его мнению, в таких условиях нефтяным компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем перерабатывать ее. Более того, в России нефтепереработка не является самостоятельным бизнесом, другими словами, на переработку в России идет только та нефть, которую нельзя реализовать за границей. Ведь доля независимых поставщиков уменьшилась за последние годы в два раза, восемь крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний обеспечивают более 90% нефтепереработки.

Другого мнения на этот счет придерживается Владимир Веденеев из "Банка Москвы". Он считает, что сегодня выгоднее продавать нефтепродукты на внутреннем рынке, чем экспортировать сырую нефть. "Нефтяники должны быть довольны сложившейся ситуацией: они продают дорогую нефть, для себя, впрочем, дешевую, получают за это деньги, государство изымает практически 90% сверхдоходов, но, тем не менее, нефтяные компании живут вполне успешно. Высокие цены на нефтепродукты на внутреннем рынке потенциально стимулируют их на то, чтобы увеличивать переработку, просто потому, что так сложилась конъюнктура. Сейчас конъюнктура такая, а год назад, напротив, было выгодно продавать как можно больше сырой нефти на экспорт". Есть, конечно, проблемы, которые волнуют правительство, например, низкие темпы добычи. Но, задается вопросом эксперт, зачем нефтяникам наращивать физические объемы, если на этом заработать особо не получится, если все сверхдоходы от экспорта нефти уходят в пользу государства?

Так или иначе, но основная проблема заключается в неэффективности государственного регулирования нефтяной отрасли – налогообложении, стимулировании роста добычи нефти, нефтепереработки и геологоразведки. А нефтяные компании в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры проявили неготовность увеличивать инвестиции в нефтедобычу, и снижение своего интереса к освоению новых и разработке более трудоемких месторождений, требующих современных технологий.

То, что цены на бензин резко выросли и большая часть этой проблемы состоит в том, что НДПИ привязан к внешней стоимости сырья, сегодня понимают уже сами политики. НДПИ, в отличие от экспортных пошлин, оказывает влияние на всю нефть, как экспортируемую, так и поставляемую для переработки в России, что в свою очередь увеличивает себестоимость вырабатываемых из нее нефтепродуктов. Правда, октябрь уже на исходе, а в правительство все еще не поступили конкретные предложения, не разработан сам механизм реформы НДПИ.

Так что, ситуация на топливном рынке в России весьма неоднозначна. И как будут вести себя бензиновые цены дальше, после 1 января, когда закончится срок действия их заморозки, эксперты предугадать не берутся. "Когда правительство придумает, как отвязать НДПИ от мировой цены нефти, тогда можно будет строить определенные прогнозы. Но до сих пор правительство, я так думаю, не может определиться с тем, что же они хотят все-таки сделать. Точнее, хотят, условно говоря, обуздать цены на бензин, а как это сделать еще не знают", - убежден Владимир Веденеев из "Банка Москвы".

Нефтяники свое слово, надо заметить, сдержали - цены на бензин практически не растут (по данным Госстата, в среднем по стране за последние недели рост составил не более 0,1%). Однако, если стимулирование нефтепереработки – меры, конечно, полезные, но рассчитаны на эффект в долгосрочной перспективе, то законодательно "оторвать" НДПИ от мировых цен на нефть правительству необходимо успеть до нового года. Пока и нефтяникам, и экспертам, и самим чиновникам эта мера видится единственно возможной защитой нашей экономики от катаклизмов мирового рынка. В противном случае, в новом году бензин вряд ли подешевеет, если вообще его стоимость не поползет вверх вслед за очередным ценовым скачком на мировом рынке.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС