19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Туристов застрахуют

Депутаты Госдумы РФ одобрили во втором чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в России". Этот закон о финансовых гарантиях, как его именуют в бизнес-сообществе, вызвал широкую волну возмущения. В туристических компаниях средней руки заявляют, что нововведения отвечают интересам лишь крупных игроков. Грядет передел рынка и подорожание туристических услуг неизбежно. Зато права туристов законом максимально защищены. И можно только порадоваться, что мошенническая деятельность фирм-однодневок будет исключена, а в случае непредвиденных обстоятельств туристам гарантируется возвращение денег.

Поправки в закон "Об основах туристской деятельности", предусматривающие отмену обязательного лицензирования и введение Единого федерального реестра туроператоров, а также двух типов обязательных финансовых гарантий деятельности туроператоров - банковских и страховых, были разработаны еще в 2002 году. Однако в Госдуму РФ из Правительства РФ документ поступил в сентябре этого года. Его суть сводится к созданию механизма гарантированного возврата денег туристам в случае, если туроператор не исполнил своих обязательств в том виде, качестве и объеме, какие были прописаны в договоре. Сведения же о туроператорах, имеющих в резерве достаточно средств для обеспечения финансовых гарантий, будут вноситься в единый федеральный реестр. Причем прекращение деятельности туроператора или исключение его из реестра, по замыслу разработчиков законопроекта, не освобождает компанию или ее правопреемника от исполнения ранее взятых на себя обязательств.

1000 рублей(2022)|Фото: Фото: Накануне.RU Размер финансовой гарантии будет составлять для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, - 10 млн рублей, внутреннего туризма - 500 тыс (хотя изначально предполагалась сумма в 1 млн), в сфере внутреннего и международного туризма - 10 млн рублей. А срок действия гарантий не может быть меньше 1 года.

Как следует из текста законопроекта, "претензии к качеству туристского продукта" (туристский продукт - это комплекс услуг, включающий не менее чем две услуги из таких, как перевозка, размещение, экскурсионное обслуживание и/или иные услуги, которые не являются дополнительными в отношении перевозки и размещения, предоставляемые в зависимости от целей путешествия) могут быть предъявлены туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в срок до 30 дней.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Отметим, что "в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств" турист вправе предъявить требование о возмещении убытков непосредственно к организации, предоставившей финансовую гарантию, - банку или страховой компании. Так, для того, чтобы добиться денежной компенсации от банка, туристу надо составить письменное заявление, где указать номер банковской гарантии, дату ее выдачи и срок действия, название туроператора, в обеспечение обязательств которого она была выдана, а также номер и дату договора о реализации туристского продукта, и подлежащую уплате денежную сумму. Приложить копию своего паспорта и согласие туроператора в письменной форме на удовлетворение требований туриста. При отказе туроператора дать согласие, получить денежную компенсацию можно будет на основании судебного решения.

Как видим, права туристов законом максимально защищены. И можно только порадоваться, что мошенническая деятельность фирм-однодневок теперь исключена, а в случае непредвиденных обстоятельств туристам гарантируется возвращение денег. Все это, вне сомнений, неопровержимый плюс. Однако камнем преткновения стала сумма финансовых гарантий. Турфирмы работать по новому закону, мягко говоря, не хотят. Более того, заявляют, что все затраты, связанные с переходом на новые правила, лягут на плечи их клиентов, то есть на наши с вашими. Выходит, снова палка о двух концах!?

Откуда взять такие суммы: 10 миллионов для международного туризма и 500 тысяч для внутреннего?! В туристических компаниях средней руки заявляют, что столь огромным размером финансовых гарантий законотворцы доставят им немалых хлопот, а вот на мелких туроператорах вообще поставят крест: "В конечном счете эти затраты будут переложены на плечи конечного потребителя. Только крупные компании могут себе позволить изъять такие суммы из своих оборотов и малозаметным образом рассредоточить эти затраты на свои предложения", - заявил Накануне.RU коммерческий директор туроператорской компании "Море Тревел" Дмитрий Кушев. Более того, убежден он, принятие нового закона приведет к олигополизации рынка: доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU "Мелкие операторы окажутся не в состоянии изъять такие суммы из своих оборотов и уйдут под крылья крупных компаний, - говорит Дмитрий Кушев, - Во-вторых, произойдет вымывание так называемых нишевых операторов, работающих в узких сегментах рынка, - клиенты лишатся таких туристических продуктов, поскольку крупные операторы не осваивают эти ниши по причине их низкой доходности или в силу не достатка внутренних возможностей и компетенций". Такие опасения разделяет и директор туристической компании "Зима-Лето" Алексей Мельман. Нововведения, считает он, отвечают интересам лишь крупных игроков: "Крупным игрокам новый закон только на руку. Есть много маленьких фирм, которые работают только в летний сезон. Если мы работаем и зимой, неся убытки и рассчитывая летом их перекрыть, то небольшие фирмы зимой закрываются, а летом открываются и распыляют поток клиентов, оттягивая на себя определенные объемы. Если такие фирмы закроются, то пройдет консолидация отрасли в руках крупных игроков", - убежден Алексей Мельман.

Идею ввести финансовые гарантии для туризма участники рынка сравнивают с обязательной автогражданкой. Сами посудите, при покупке в автосалоне нового автомобиля, его счастливому владельцу в обязательном порядке продают и полис ОСАГО. То есть, выбирая приглянувшуюся машину, клиенты автосалонов оказываются лишены права выбора страховой компании и цены полиса обязательной автогражданки. А что, если офисы этого страховщика находятся в соседнем городе или другом регионе?

Так почему бы туристам, в отличие от автовладельцев, не предоставить право выбора? "Туроператор, согласно новому закону, самостоятельно выбирает банк или страховую компанию и заключает с ней договор о предоставлении финансовых
гарантий. Но ведь это могут быть столичные банк или страховая компания, не имеющие филиалов в других регионах - в таком случае, что делать туристу? Как ему получить компенсацию за понесенные убытки, если он живет, например, в Невьянске?",
- задается вопросом коммерческий директор туроператорской компании "Море Тревел" Дмитрий Кушев. По его Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU мнению, у туриста должен быть выбор: переплачивать за новую услугу при покупке путевки или нет? "Может быть турист настолько доверяет туроператору, работающему на рынке более 10 лет, и не сомневается в том, что тот выполнит свои обязательства. Что если турист не хочет переплачивать за тот возможный риск, который не наступит? Ведь мы в конечном случае будем вынуждены включить затраты на обеспечение финансовых гарантий в стоиость путевки", - объясняет Дмитрий Кушев, заключив, что турист, если он готов платить за эту новую услугу, должен иметь право выбора той или иной страховой компании. Такая модель взаимоотношений между туроператорами и туристами применяется, например, в Германии, отмечает коммерческий директор "Море Тревел".

Стоит заметить также, что в отличие от туроператоров, деятельность туристических агентств оказалась не обремененной финансовыми гарантиями. Поэтому механим взаимодействия всей цепочки - туроператор- турагентство - турист - приходится, что называется, додумывать самостоятельно: "Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого турагентом с туроператором. В договоре должны содержаться условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта, а также взаимная ответственность сторон. Однако ситуация по турагентстской деятельности в рамках нового закона непонятна, депутатами Госдумы она не обсуждалась", - говорит в беседе с Накануне.RU директор туристической компании "Зима-Лето" Алексей Мельман, соглашаясь с тем, что турист со своими претензиями первым делом вернется в офис, где покупал путевку, и турагентству придется долго объяснять ему, кто крайний: "Физическое лицо заключает договор с турагентством, значит, если туроператор не выполнил условия, ответственность несет турагент, - размышляет Алексей Мельман, - У турагентства есть определенные обязательства перед туристом, а перед турагентством имеет обязательства туроператор, с которым существуют договорные отношения. Поэтому турагентства будут вынуждены работать с туристом в случае наступления страхового случая", - говорит он. А вот в туристическом агентстве "ДЭНАС ТУР" с ответом затруднились.

Скорее всего, в помощь новому законопроекту чиновникам придется разрабатывать и порядок оказания услуг турагентами. А до тех пор обязательно найдутся фирмы, которые придумают, как обходить новый закон. 

"Мелкие туроператоры, которые как раз и несут основной риск и опасность в своей деятельности, не обладая финансовой мощью и долгосрочными отношениями с принимающими компаниями как внутри России, так и за рубежом, они, неся
основной риск и приносящие основные беды туристическому рынку, могут легко обойти закон, -
рассказывает коммерческий директор туроператорской компании "Море Тревел" Дмитрий Кушев, - Не секрет, что есть туроператоры, которые
работают и как оператор, и как агент, то есть продают туры напрямую физическим лицам. Так вот, такие компании могут начать заключать с туристами отдельные договоры на каждую из составляющих турпродукта (отдельно на
авиаперевозку, отдельно на проживание в гостинице и пр) и заявить, что занимаются не туроператорской, а агентсткой деятельностью".

Независимые же эксперты уверены, что участники рынка преувеличивают опасность вытеснения мелких и средних региональных туристических компаний. Финансовые гарантии, действительно, окажутся посильными только серьезным туроператорам, как крупным, так и средним, мелким же компаниям придется выбирать - закрываться либо объединяться, ну а недобросовестные фирмы покинут рынок: "Крупные и средние туристические компании потянуть финансовые гарантии смогут, потому что суммы в 10 млн Фото: Накануне.ruрублей и 500 тыс рублей для них не существенны, ведь даже у средних игроков годовые обороты начинаются от $50 млн, хотя их финансовое положение может несколько ухудшиться, - объясняет эксперт ИК "ФИНАМ" Владислав Кочетков, - Что касается мелких игроков, то им придется закрываться либо создавать альянсы с друг другом, аккумулируя средства". Что же касается неизбежного подорожания туристических путевок, по экспертным оценкам, оно будет разниться в зависимости от маршрута. К примеру, если сумму фингарантий для внутреннего туризма поделить на годовой оборот туроператора средней руки (примерно 12 тыс туристов в год), то подорожание одной путевки выходит не таким уж и чувствительным - всего чуть более 40 рублей, а на международных направлениях, где сумма гарантий выше, - чуть более 800 рублей. "Конкуренция на рынке высока, а темпы роста рынка не настолько велики, чтобы туроператоры могли позволить себе резко поднимать цены. Скорее всего, они пойдут на сокращение своей рентабельности", - считает Владислав Кочетков.

Предполагается, что механизм финансовых гарантий сменит лицензирование туроператоров. Если на балансе компании достаточно средств для возмещения убытков туристам, то она войдет в единый реестр туроператоров, что будет свидетельствовать о надежности фирмы. Есть и еще одно непременное условие для включения в федеральный реестр, которое может выбить из колеи туристические компании, - наличие у руководителя фирмы профильного образования, между тем у большинства за плечами экономические или финансовые вузы. Но как бы то ни было, если рассуждать с точки зрения туриста, которая лично мне ближе, то современный путешественник экономить на сервисе и страховке явно не станет. Поэтому готовящиеся нововведения не могут не радовать. Ведь сегодня единственный путь разрешить конфликт с туроператором – обратиться в суд или в Федеральное агентство по туризму, которое может аннулировать его лицензию, а это крайне затяжной и часто безуспешный путь. Новый же закон пресекет деятельность фирм-однодневок и застрахует туристов от банкротства или исчезновения компаний. Хотя на пути к гарантированной денежной компенсации бумажной волокиты, увы, никто не отменял.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС