в этот день
20.09.17
02:44
В Екб.04:44
Опрос: Половина россиян отмечают ухудшение ситуации в экономике
Главе СКР на совещании в Сургуте доложили о ходе расследования резни в городе
Лидер вкладчиков "Югры" сдал в ЦБ 50 листов подписей к требованию вернуть деньги

Статьи по теме "экономика":


Новости

02:15 Мск
WikiLeaks обнародовал схему слежки за россиянами
02:11 Мск
В интернете появилось видео ДТП, в котором серьезно пострадал главком ВДВ
01:21 Мск
За неделю из-за "минирований" эвакуировали более 220 тысяч россиян
01:18 Мск
В российских регионах растут цены на бензин
00:56 Мск
срочно Мощное землетрясение на юге Мексики: десятки погибших
00:15 Мск
Трамп: США готовы уничтожить КНДР
Вчера 22:08 Мск
Будет ли принято решение о введении миротворцев ООН в Донбасс?
Вчера 21:49 Мск
срочно Что скрывает Трамп за реформой ООН – Россия должна лишиться права вето?
Вчера 18:56 Мск
Арбитражный суд Москвы перенес заседание по иску банка "Югры" к Центробанку на 26 сентября
Вчера 18:31 Мск
СБУ вывезла оправданных пророссийских активистов в поле на растерзание нацистам
Вчера 18:18 Мск
На железнодорожной станции в Кировской области произошел пожар
Вчера 18:05 Мск
Саакашвили в Киеве: На первом этаже администрации Порошенко - склад наличных для подкупа депутатов
Вчера 17:28 Мск
"После Pussy Riot легализовано право на ненависть": в РПЦ отчасти признали моральную ответственность за действия православных активистов в связи с выходом "Матильды"
Вчера 16:33 Мск
Александр Карамышев возглавил городскую думу Сысерти
Вчера 16:32 Мск
В тюменском лесу нашли боевой снаряд времен Гражданской войны
Вчера 16:30 Мск
Эхо "борзоты"? Генерал Задорин единственный из руководителей следственных управлений по УрФО не удостоился награды от Бастрыкина
Вчера 16:16 Мск
"Это профессия, и не надо в нее лезть": автор памятника Калашникову ответил Макаревичу
Вчера 16:11 Мск
"Отопление и горячая вода поступят в квартиры 20 сентября". Нисковских пришлось экстренно разбираться с "коммунальным адом" в Сысертском округе
Вчера 16:05 Мск
Путин призвал обеспечить независимость разработок оборонной продукции от иностранных комплектующих
Вчера 16:00 Мск
Тюменцам с большим стажем разрешат приватизировать муниципальные квартиры
Вчера 15:45 Мск
срочно Опрос: Почти половина россиян отмечают ухудшение ситуации в экономике
Вчера 15:44 Мск
На Южном Урале на аукцион выставлено месторождение строительного камня
Вчера 15:42 Мск
В Сургуте прерванный из-за "минирования" турнир по киберспорту завершат 24 сентября
Вчера 15:37 Мск
В Кремле сообщили, что будет обсуждаться на встрече Путина с избранными главами регионов
Вчера 15:22 Мск
Нижнетагильская дума сформирована. "Единороссы" определят кандидатуру на пост спикера
Вчера 15:20 Мск
В Тюмени Центральный рынок включили в прогнозный план приватизации
Вчера 15:17 Мск
Лавров предложил главе МИД Швейцарии "пару рюмок чего угодно"
Вчера 15:09 Мск
Так и кризис победим! Экономическая столица Югры включила в план приватизации общественный туалет
Вчера 14:54 Мск
Вслед за мэрией и "Гринвичем" в Екатеринбурге эвакуировали цирк и "Рубин"
Вчера 14:51 Мск
Южный Урал вошел в ТОП-15 рейтинга эффективности региональной налоговой политики
Вчера 14:43 Мск
Администрацию Екатеринбурга и ТРЦ "Гривнич" "заминировали" по e-mail
Вчера 14:40 Мск
Песков: Путин проведет встречу с "капитанами российского бизнеса" в ближайшее время
Вчера 14:25 Мск
В Екатеринбурге эвакуировали ТРЦ "Гринвич" и администрацию города
Вчера 14:22 Мск
В Чебаркуле сотрудника теплоснабжающей организации будут судить за взятку
Вчера 14:10 Мск
срочно Ленда отказался от мандата депутата нижнетагильской думы: останется с Носовым
Вчера 13:55 Мск
Подрядчик "Росатома" хочет забрать у "Единой России" миллион рублей
Вчера 13:52 Мск
Главе СКР на совещании в Сургуте доложили о ходе расследования резни в городе
Вчера 13:51 Мск
Песков о выделении $500 миллионов Украине: Вашингтон никаких заявлений не делал
Вчера 13:50 Мск
Глава Ростехнадзора оценил производственную и природоохранную деятельность "Ноябрьскнефтегаза" 
Вчера 13:46 Мск
Двое ямальских подростков до смерти избили 52-летнего мужчину
Вчера 13:37 Мск
В Бремене задержан гражданин РФ, подозреваемый в связях с ИГИЛ
Вчера 13:36 Мск
В Салехарде из-за "минирования" эвакуировали две гостиницы и школу
Вчера 13:29 Мск
Евгений Куйвашев поручил кабмину ускорить работу по решению проблем пайщиков и дольщиков Свердловской области
Вчера 13:28 Мск
Депутаты Югры хотят повторить опыт Тюмени в решении проблем обманутых дольщиков
Вчера 13:23 Мск
В Челябинск привезли Кубок чемпионата мира по футболу FIFA
Вчера 13:22 Мск
"Это геноцид!" В Киеве протестуют медики против реформы здравоохранения
Вчера 13:07 Мск
В Свердловской области по "наводке" СМИ из семьи изъяли троих детей
Вчера 13:04 Мск
В Тюмени изъяли крупную партию наркотиков – зелья хватило бы на 11 тысяч доз
Вчера 13:03 Мск
Куйвашев поручил кабмину в два раза увеличить количество жилых домов, имеющих техническую возможность подключения к сетевому природному газу
Вчера 13:01 Мск
Макаревича возмутило открытие памятника Михаилу Калашникову: "Позоримся перед всем миром"
Вчера 12:58 Мск
В Москве "заминировали" "Центральный детский магазин", ТЦ и несколько управ
Вчера 12:58 Мск
Минобороны: сообщения о "залпе по журналистам" на учениях "Запад-2017" – намеренная провокация
Вчера 12:55 Мск
срочно В столкновениях у украинского суда, оправдавшего пророссийских активистов, пострадали 35 полицейских
Вчера 12:45 Мск
На Южном Урале задержали подозреваемого в педофилии
Вчера 12:36 Мск
Индекс промышленного производства в Тюменской области вырос на 2,5%
Вчера 12:23 Мск
В Екатеринбурге фургон сбил двух 16-летних девушек на пешеходном переходе
Вчера 12:22 Мск
Изрезавшего себя в суде сургутянина судят по нескольким статьям, среди них - изнасилование
Вчера 12:20 Мск
Спортсмен-ходок Николай Иванов погиб в Москве от ножевого ранения
Вчера 12:15 Мск
Американские сенаторы одобрили расходы на оборонку в размере около $700 млрд
Вчера 12:10 Мск
На Южном Урале прогнозируются грозы и сильный ветер
Вчера 12:09 Мск
Координатором "Единой России" по Екатеринбургу стал Михаил Клименко
Вчера 11:53 Мск
Челябинская область готова к отопительному сезону на 97%
Вчера 11:53 Мск
Свердловские автолюбители смогут бесплатно проехать в "городской электричке"
Вчера 11:48 Мск
После смерти троих детей в перинатальном центре Ростова-на-Дону возбуждено уголовное дело
Вчера 11:47 Мск
В Сургут прибыл председатель СКР Александр Бастрыкин
Вчера 11:35 Мск
Сегодня утром в Кургане горело здание горадминистрации‍
Вчера 11:28 Мск
В Петербурге отменили показ "Матильды"

Российский авиапром: дела все хуже, конкуренция все острее
размер шрифта: A A A   в блог   версия для печати

Российский авиапром: дела все хуже, конкуренция все острее

В небе над Екатеринбургом, столицей Урала, “железную птицу” впервые увидели в далёком 1911 году. Это был аэроплан марки “Блерио”, за его штурвалом находился “пионер” русской авиации Андрей Васильев. Поглазеть на “чудо техники” в тот день собрались огромные толпы горожан, вряд ли многих из них тогда посетила смелая мысль о самолёте как доступном виде транспорта.

Спустя десятилетие, весной 1924 года, в Свердловск из Москвы был доставлен первый гражданский аэроплан, приобретенный, кстати, на пожертвования самих уральцев. Самолет марки “Юнкерс” был рассчитан на двух пилотов и четырех пассажиров. Тогда же состоялся и первый воздушный рейс из Свердловска в Москву, управлял аэропланам уральский авиатор Павел Клюев. Полёт продолжался ни много, ни мало... 17 суток! Так было положено и на Урале начало эры пассажирских авиаперевозок в нашей стране.

Не прошло и полувека, как настало время, когда в командировки и на отдых люди летали “самолетами “Аэрофлота”? И лозунг с неизменной белозубой улыбкой стюардессы был привычным, и рядовой советский гражданин был в состоянии приобрести авиабилет в любой конец необъятного Союза. В стране была создана одна из наиболее прогрессивных в мире систем производства самолетов... полную деградацию которой мы наблюдаем сегодня. Вместе с тем, авиакомпаний в стране прибавилось, а вот пассажир стал совсем другим - гораздо менее многочисленным и значительно более привередливым по отношению к тому, от имени которого когда-то пел Высоцкий. Словом, дела в российском авиапроме все хуже, а конкуренция все острее.

Накануне на уральском рынке авиаперевозок, на котором сосуществовали - местные “Уральские авиалинии”, “ЮТэйр” и российские гиганты “Аэрофлот” и “Трансаэро” – один за другим появились представительства именитых иностранных авиакомпаний - “British Airlines”, “Czech Airlines” и венгерских “Malev”. Первой, в апреле этого года, регулярные международные рейсы из Екатеринбурга открыла британская авиакомпания, чешская – презентовала свой первый рейс 12 мая, открытие представительства венгерской компании в Екатеринбурге ожидается этим летом.

На сегодняшний день столица Урала по интенсивности оккупации иностранными авиакомпаниями третий город в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Понятно, что это оправдано прежде всего высокими темпами развития экономики как Свердловской области, так и Уральского округа в целом, высокой платежеспособностью населения по сравнению с другими регионами страны.

К приходу на региональный рынок иностранных “игроков” российские авиаперевозчики, естественно, были морально готовы, а в борьбе за пассажиров принялись активно “пиарить” качество обслуживания на земле и на борту, широкий выбор перемещения по всему миру, разнообразное поощрение часто летающих пассажиров, комфортабельность бизнес-класса, безопасность полетов и так далее. Что же касается цен на билеты, у “новичков” они несколько выше /например, базовый тариф маршрута Екатеринбург-Лондон – “Уральские авиалинии” 450 у.е., “Czech Airlines” – 541 у.е., “British Airlines” - 570 у.е./, в общем же и целом цены российских авиаперевозчиков сопоставимы с ценами иностранных. К тому же, надо сказать, обе стороны снижение тарифов - как способ ведения конкурентной борьбы за пассажиров - не приемлют единодушно, учитывая хотя бы резкий скачок цен на топливо.

Собственно, имея примерно сопоставимую цену билета и географию полета, нашим авиакомпаниям иначе как перечнем услуг и уровнем комфортабельности полетов крыть больше нечем. “Добавлю, что ожидается приход в Екатеринбург и финских авиалиний, - высказывается генеральный директор ОАО “Уральские авиалинии” Сергей Скуратов. – таким образом мы получим полный комплект полетов в Европу. Безусловно, этот интерес иностранных авиакомпаний к уральскому региону экономически оправдан. Я же хочу подчеркнуть, что в сложившейся ситуации “Уральские авиалинии” свои позиции не сдают. Более того, объемы перевозок возрастают /за 5 месяцев этого года прирост составил 35%/, и мы приложим все усилия к их дальнейшему росту. Поэтому, компания довольно философски относится к иностранным конкурентам, с которыми, кстати, мы уже имеем либо ведем переговоры о заключении партнерских интерлайн-соглашений. Вообще, жизнь покажет, кто добьется большего качества при выполнении своих полетов”.

“Аэрофлот” осуществляет регулярные международные рейсы в 88 населенных пунктов мира, в том числе с 1998 года из уральской столицы через Москву, - говорит представитель ОАО “Аэрофлот - российские авиалинии” в Екатеринбурге Андрей Быковский. - На маршруте Екатеринбург-Москва-Екатеринбург /три рейса в день/ закреплены среднемагистральные Airbus-319 и ТУ-154, на всех международных - Airbus и дальнемагистральные Boeing-767. Присутствие и закрепление нашей компании на рынке авиаперевозок в уральском регионе с его экономическим потенциалом является для нас одним из наиболее приоритетных направлений. С 20 мая, например, открыты регулярные ежедневные полеты Москва-Тюмень-Москва на модернизированных самолетах Ту-154М с улучшенным салоном бизнес-класса. Расписание полетов из Екатеринбурга и Тюмени обеспечивает удобные стыковки с международными и федеральными рейсами “Аэрофлота” из Москвы. Что касается конкуренции в регионе, безусловно, она есть. Однако наша компания давно имеет свой сегмент пассажиров и, учитывая широкий географический охват полетов, могу заверить, что речь идет исключительно о здоровой конкуренции - с привлечением клиентов за счет спектра и качества услуг, высокого уровня комфортабельности, безопасности полетов и так далее”.

“Полеты по маршруту Екатеринбург-Прага осуществляются на Boeing-737, - высказывается агент по обслуживанию пассажиров представительства “Czech Airlines” в Екатеринбурге Оксана Захарова, - этот самолет выгодно отличается, например, от российского ТУ-154. Наши самолеты имеют помимо бизнес- и эконом- класса и первый класс, оборудованные на самом высоком уровне по международным стандартам. А также, что немаловажно, самолеты полностью соответствуют самым жестким международным требованиям по безопасности и техническим характеристикам, экологии и шумам. Со дня первого рейса “Czech Airlines” Екатеринбург-Прага прошло менее месяца, однако мы уже имеем неплохую наполняемость самолетов - думаю, это говорит само за себя”.

Перелет внутри страны либо в не слишком далекую заграницу среднестатистическому россиянину обходится сегодня в срднестатистический месячный заработок. Что говорит об одном – авиация в России стала элитным видом транспорта. Все без исключения компании ориентируются в первую очередь на состоятельного клиента, который, кстати, за последние годы весьма продвинулся в своих вкусах и требованиях к сервису и комфорту. И то, что “пиар” прелестей полета в борьбе за пассажира – лишь полдела - прекрасно осознают все российские авиаперевозчики /даже рядовому пассажиру достаточно слетать один раз в эконом-классе старенького ТУ-154 или Ил-86 и тех же Airbus или Boeing, чтобы разницу в комфортности полета уже не забыть/. Ведь, как ни оборудуй по международным стандартам борт отечественных самолетов, которым 20-30, даже по 40 лет, вопрос безопасности полета остается краеугольным. Российские самолеты по сути летают в прямом смысле “на честном слове”.

В прошлом году Минтранс РФ подсчитало, что к 2010 году необходимо списать ровно половину российских самолетов, обеспечивающих основной объем международных авиаперевозок и сообщение внутри страны. К 2015 году, по подсчетам министерства, окончательно выработают свой ресурс свыше 80% парка гражданской авиации России, насчитывающий сейчас около 1500 магистральных и региональных самолетов. Впрочем, уже давно ни для кого не секрет, что он является одним из самых устаревших среди развитых стран мира – его ежегодное обновление составляет всего 0,3% от общего числа единиц техники, почти в 20 раз меньше по сравнению с мировой практикой.

Вообще, проблема обновления парка воздушных судов в России крайне остра: отечественный авиапром за последнее десятилетие сократил серийное производство гражданских самолетов до штучного – 5-12 самолетов в год. Загрузка производственных мощностей авиационной промышленности оценивается в 25-30%, а износ основных фондов в отрасли превышает 60-70%. А ведь еще совсем недавно наша страна представляла серьезную конкуренцию тому же Boeing и Airbus – производимые в СССР самолеты составляли до 25% мирового гражданского авиапарка.

И что сегодня совсем поразительно: несмотря на многочисленные правительственные решения по реанимации и развитию отечественного гражданского авиастроения, оно продолжает-таки поощрять закупки авиалайнеров за рубежом. “Аэрофлот – Российские авиалинии” с 1992 года, сразу после своего преобразования, начал эксплуатировать зарубежную технику /первыми машинами стали взятые в лизинг Airbus, еще через два года появились Boeing/. А в 2003 году “Аэрофлот” вообще совершил сделку, признанную в мировом масштабе “сделкой года”. В рамках утвержденной правительством программы по реструктуризации парка воздушных судов, “Аэрофлот” заключил с западными производителями соглашения на приобретение новых 18-ти среднемагистральных Airbus 319-320 и 9-ти дальнемагистральных Boeing 767/сумма сделки колоссальная, базовая стоимость одной иностранной машины до $ 35-45 млн/. А вот в качестве поддержки отечественных производителей “Аэрофлот” подписал контракт и “Ильюшин Финанс и Ко” на лизинг всего 6-ти самолетов Ил-96-300.

Другие российские авиаперевозчики также делают выбор однозначно не в пользу отечественных производителей, даже несмотря на установленные правительством на ввоз иностранных самолетов высокие налоги и таможенные пошлины, которые увеличивают стоимость машины почти наполовину. Так, “Трансаэро” первой в России оснастила весь свой парк комфортабельными самолётами Boeing, на которых выполняются все рейсы компании. Крупные региональные компании в нашей стране также делают ставку на западные самолеты.

Так, “Уральские авиалинии” намерены затратить на расширение своего парка порядка $ 100 млн, правда, в десятилетний срок. На сегодняшний день авиапарк компании состоит из самолетов Ил-86 и Ту-154. До недавнего времени на международных маршрутах “Уральских авиалиний” летал Ту-154, затем было решено заменить его на Ил-86 с улучшенным салоном бизнес- и эконом- класса. Теперь же, по словам генерального директора “Уральских авиалиний” Сергея Скуратова, планируется приобрести Airbus-319-320 либо Boeing-737 - иностранный самолет необходим компании как раз для конкурентоспособного прикрытия международных маршрутов. Такая проблема как низкие российские стандарты по уровню шума авиадвигателей и допустимой степени загрязнения атмосферы, вынуждают авиакомпании арендовать или приобретать западные самолеты, пусть даже подержанные, но отвечающие жестким международным стандартам.

Словом, для увеличения пассажиропотока и повышения конкурентоспособности на мировом рынке российским перевозчикам просто жизненно необходима конкурентоспособная техника. Отечественный авиапром сегодня такой не производит – даже современные Ту-204 и Ту-214 /которые, по сути, являются аналогами Airbus-320 и призваны заменить Ту-154/, как считают авиаторы, являются нерентабельными. Базовая стоимость российских самолетов порядка $ 25-27 млн, почти в 2 раза ниже западных, однако они проигрывают западным в эксплуатации примерно на 40%.

Вообще, сегодняшнее штучное производство российских самолетов нового поколения не в состоянии оказывать влияния на гражданскую авиацию страны. Авиакомпании просто не могут ждать еще пять-шесть-десять лет, когда российские самолеты выйдут на конкурентоспособный и рентабельный в эксплуатации уровень.  

Последнее решение правительства - создать единую национальную авиастроительную компанию, куда войдут корпорации "Туполев", "Илюшин", "Сухой", "МиГ", "Камов", "Миль" - возможно, придаст отечественному авиапрому второе дыхание. Объединение в некогда существовавший мощный промышленный кулак – действительно единственный шанс для России остаться авиационной державой. Только это будет крайне непросто – требуется слишком много времени и инвестиций на разработку и производство новых моделей, отвечающих строгим международным нормам шумности и безопасности, и особенно для перехода от штучного к серийному производству самолетов.

То, что сегодня Россия отстает в авиастроении от ведущих стран мира на 10-15 лет и отечественный авиапром надо немедленно спасать, не вызывает сомнений ни у кого. Однако государство предпринимает пока безуспешные попытки изменить ситуацию в основном за счет реструктуризации отрасли, реальных подвижек практически нет, так как дальше концепций дело не идет. Если, скажем, у военных авиастроителей есть небольшие экспортные заказы, то дела в гражданском авиастроении в России все хуже, а конкуренция из года в год все выше.

Отечественные авиаперевозчики, в свою очередь, действуя по пословице "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", заменяют устаревшую российскую технику в своих парках на западные самолеты. Так, компания “Airobus” только за последний год поставила в Россию 23 самолета. Более 80% рынка западных самолетов в нашей стране контролирует компания “Boeing”: за прошлый год компания поставила в Россию 87 самолетов гражданской авиации, еще 30 - в страны СНГ.

Наконец, проблема России не только в создании сильной национальной компании, способной конкурировать с европейским “Эрбасом” и американским “Боингом”, есть и еще одна - доступность авиаперевозок, без чего динамичное развитие отрасли также невозможно. Здесь страна вообще находится в беспросветном тупике. При всем удручающем положении в отрасли и темпах прилагаемых государством усилий к ее реанимации, с трудом верится, что в недалеком будущем для рядового россиянина авиация станет доступным видом транспорта... а в небе над Нью-Йорком, например, будет красоваться новое чудо техники - российский самолет.  

 

03.06.2004 09:02 Мск | Екатеринбург | Оксана Короткова


Если Вы заметили ошибку, выделите текст, ее содержащий, и нажмите Ctrl + Enter






читать комментарии (2)
Добавить комментарий:

Российский авиапром: дела все хуже, конкуренция все острее
Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *







Новости партнеров




Новости партнеров
Статьи по теме "экономика":



Другие статьи:


Миротворцы в Донбассе – мертворожденное дитя дипломатических войн
"Последние достижения марксизма". Каких решений ждать от 19 съезда Компартии Китая?
18.09.2017 Мск  |  политика  |  комментариев: 1

"Клиника МММ", или Либеральная медицина почти виртуальна
18.09.2017 Мск  |  от издателя  |  комментариев: 4

"Цифровой" человек – новый товар в "оцифрованной" России
18.09.2017 Мск  |  общество  |  комментариев: 2

Валентин Катасонов: Печатный станок уже работает, но не в интересах промышленности
"Пранк" за пранк?
Почему к 2018-му Жириновского настойчиво проталкивают на второе место
15.09.2017 Мск  |  политика  |  комментариев: 5

Украинизация обучения приведет к еще большему оттоку людей из страны
Почему русская революция "неоконченная" и как ответить на западные "цветные" технологии?
Россию всколыхнули массовые "минирования". Спецслужбы бессильны перед новыми угрозами?
Как Вы относитесь к идее ЛДПР о переносе начала учебного года?

Поддерживаю перенос на 1 октября для поддержки наших курортов

Поддерживаю частично, на усмотрение муниципалитетов/школ

Не поддерживаю, Госдума ерундой занимается, выплачивая огромные зарплаты депутатам

Категорически против, 1 сентября – это неприкосновенная традиция. Жириновскому пора на пенсию


Результаты 2340
Екатеринбург Облачность:
Давление: 737 мм. рт. ст.

Температура, °С:
  днем 16
  ночью 9

Ветер: Восточный  3м/с

подробнее
Новости партнеров

Новости Екатеринбурга и Свердловской области       
вверх
Рейтинг@Mail.ru
Наш проект  Наша команда 

РИА Накануне.RU
© Институт Информационных Технологий, 620142, г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 16
Свидетельство о регистрации СМИ ИА№ФС77-56094 от 15 ноября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ФС77-56357 от 02 декабря 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Телефоны: (343) 295–15–36, 295–15–94, 295–14–38. E-mail: news@nakanune.ru
Использование материалов агентства допускается только с согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к материалам сайта. Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
18+