29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

600 страниц поправок в 155 законов - акция протеста в 300 российских городах

Сегодня более чем в 300 городах по всей России проходит акция протеста профсоюзов против вносимых правительством РФ поправок в законодательство.

Между тем, внесенный накануне правительственный законопроект на шести сотнях страниц с поправками в 155 действующих закона действительно имеет для будущего развития России важнейшее и принципиальнейшее значение. И дело здесь не в беспрецедентном количестве вносимых в законодательство поправок. И не в активно муссирующейся в СМИ самого различного формата и направленности проблеме "замены льгот денежными выплатами", как о проблеме того, насколько не компенсирует одно другое. И даже не в том, что большинство вносимых поправок так или иначе ощутимо осложняет жизнь большинству россиян. Главное в том, что с принятием этого законопроекта Россия как государство снимает с себя значительную часть социальных функций. То есть социально ориентированным государством де-юре быть перестает.

Профсоюзы: кто, если не мы?

"Основная цель акции - добиться от властей отзыва из Госдумы правительственных законопроектов, серьезно затрагивающих интересы трудящихся и фактически демонтирующих систему государственных социальных гарантий, сложившуюся в России с 1991 года", - заявил накануне заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России /ФНПР/ Алексей Суриков.

При этом Суриков подчеркнул, что правительственные законодательные инициативы предполагают внесение в 155 федеральных законов существенных изменений, "объективно направленных на снижение жизненного уровня трудящихся" и населения страны в целом.

"Если власти не услышат наш голос и не скорректируют правительственные законопроекты, профсоюзы начнут подготовку к осенней предупредительной забастовке в масштабах всей страны ", - подчеркнул Суриков, пояснив, что таким образом акция 10 июня станет лишь первым этапом выступлений профсоюзов. /Интерфакс/

Достаточно продолжительное время ФНПР существовала как организация, которая может, но по различным причинам не хочет ввязываться в активную политическую деятельность – то время не слишком подходящее, политкорректность насчет грядущих выборов мешает, то надежда на то, что к ним прислушаются, начнут воспринимать как серьезных партнеров по переговорам, и, соответственно, финансовую поддержку обеспечат…

Иллюзии остались иллюзиями, время выборов прошло, и теперь у ФНПР появился реальный шанс заявить о себе как об организации, играющей действительно значимую роль в общественном мнении страны. Да, и повод подобрался как по заказу: внесенный в Госдуму законопроект уже одним своим объемом вызывает недоуменные вопросы, уж не говоря о том, какого характера и в каком количестве в нем предлагаются поправки в действующее законодательство. Поэтому проводимая сегодня повсеместно в России акция декларируется лишь как подготовительная перед гораздо более значимой предупредительной всероссийской осенней забастовкой.

Поэтому: "ФНПР рассматривает сам факт внесения данного законопроекта без обязательного рассмотрения на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, без предварительного ознакомления социальных партнеров - профсоюзов и работодателей - как попытку за их спиной ликвидировать институт государственных социальных гарантий под громкое обсуждение предложений о монетизации льгот отдельным категориям населения. Более того, вышеназванные предложения, касающиеся изменений в Трудовом кодексе, не были представлены и на заседании правительства 29 апреля 2004 г".

Компенсации вместо льгот – сплошные вопрос

"Похоже, что ни один парламентарий не имеет достаточно мужества, чтобы дочитать законопроект до конца. Каждый выхватывает из текста что-то и ужасается. Так, председатель подкомитета по охране здоровья детей думского комитета по охране здоровья Михаил Рокицкий сообщил, что первоначальная редакция законопроекта даже отменяла больничные листы по уходу за ребенком. Но в ходе встречи председателя комитета по охране здоровья Татьяны Яковлевой с министром здравоохранения и социального развития Михаилом Зурабовым бюллетени удалось отстоять. При этом Рокицкий пропустил тот факт, что законопроект фактически отменяет положение о пособии на детей в 70 руб. в месяц. Услышав такое, депутат удивился и сказал корреспондету "Yтра ": "Единственное, что я смогу вам обещать, что я самым тщательным образом, постранично, прослежу все, что там написано".

Действительно, многие депутаты, разумеется, исключая "партийнопослушное" большинство, начали вчитываться в сей многостраничный документ, с изумлением натыкаясь на вопросы, так или иначе связанные с их деятельностью, прошлой или настоящей, и везде натыкаясь на формулировки типа: "исключить", "заменить", "считать утратившими силу" в отношении гарантий и прав граждан РФ, то есть – их избирателей.

В результате некоторая часть безусловно лояльных Кремлю депутатов из Госдумского большинства даже в предельно сжатые для такого многостраничного законопроекта сроки набрала столько вопросов, что их не удалось урегулировать и по сей день.

"Правительству так и не удалось снять все вопросы, возникшие у фракции "Единая Россия" по законопроектам, касающимся отмены льгот, сообщил спикер Госдумы и лидер партии Борис Грызлов.

"Мы, безусловно, поддерживаем концепцию в целом, но часть вопросов не нашла ответа", - сказал Грызлов журналистам по итогам заседания Высшего политсовета.

Вместе с тем Грызлов отметил, что на заседании Высшего совета "было задано много вопросов, и часть этих вопросов так и не нашла ответов".

В свою очередь, вице-премьер Александр Жуков отметил, что диалог правительства с руководителями партии "Единая Россия" "был конструктивным".

"Нам пришлось выслушать много критических замечаний, было и много конструктивных предложений. В конечном итоге, Высший совет партии поддержал концепцию закона /о замене льгот/, несмотря на то, что многие его положения вызвали критику "единороссов", - сказал Жуков", сообщает РИА "Новости".

Думается, дело здесь не только в вопросе о "монетаризации" льгот денежными выплатами. Это частность, хотя частность и весьма существенная. Кстати:

Компенсируют ли компенсации  ликвидируемые социальные гарантии?

"Департамент соцзащиты населения Москвы подсчитал, что замена льгот деньгами будет, мягко говоря, неравноценной. Например, самая большая компенсация — инвалидам войны — в соответствии с проектом нового закона составит 1000 рублей, тогда как лишение инвалидов только 3 льгот /на оплату жилья, лекарств и проезда/ съест целых 1600 рублей. Если же посчитать стоимость вообще всех льгот, то получится 3 тысячи рублей. Самая же маленькая компенсация вместо льгот /ветеранам труда в возрасте до 65 лет/ оценивается Минфином всего в 260 рублей. А для таких категорий льготников, как труженики тыла и семьи погибших, Минфин вообще не предусматривает никаких компенсаций. Или еще пример: вместо одной путевки в санаторий, которая стоит сейчас для департамента 12 тысяч рублей, а реально 40 тысяч, ветераны будут получать по 360 рублей в год.

Кроме того, почему-то нет особого доверия к цифрам, которые правительство приводит в законопроекте. Может быть, потому, что оно само признается: точное число льготников каждой категории посчитать пока не может? Или потому, что сначала назывались совершенно другие цифры денежных компенсаций, в два-три раза меньшие /для детей-инвалидов, например, их согласились увеличить с 540 рублей до 1000/, и про них тоже говорилось, что они все прекрасно компенсируют... А вот подсчеты для Петербурга. Инвалид войны в городе на Неве сейчас пользуется в год льготами на сумму от 12 до 58 тысяч рублей — правительство “компенсирует” их ему 24 тысячами рублей. Дети-инвалиды получают льготных услуг на сумму от 14 до 56 тысяч рублей, а взамен им хотят выплачивать по 1000 рублей в месяц... Причем в этих расчетах учтены лишь регулярно получаемые льготы, вроде бесплатного проезда или лекарств. “Компенсация идет по нижней границе от стоимости услуг, и поэтому от одной трети до половины льготники потеряют”, — заявляет депутат Госдумы Оксана Дмитриева".

Подчеркнем – это подсчеты только по Москве и Санкт-Петербургу, городам-регионам, где уровень жизни и уровень доходов населения значительно превосходит подавляющее большинство остальных регионов России. А что будет с той же Курганской областью, на которую свалятся обязанности по социальным гарантиям, если она и сейчас вынуждена уповать лишь на дотации из федерального бюджета? Особенно в условиях, когда эти дотации значительно урежут /а их, согласно тому же ФЗ №95 с 2005 года, возможно таки урежут/? Еще один момент. Правительство обещает индексирование выплат льготникам одновременно с индексированием пенсий. Но такое индексирование по определению отстает от роста цен, что будет означать для сегодняшних льготников дополнительные потери.

Поэтому ответ на вопрос поставленный – как минимум вряд ли…

Концепция выживания 

Правительство РФ умудрилось за прошедший месяц сделать несколько трудно отслеживаемых нормальным человеческим глазом финтов, начиная от заявлений, вроде: "дуракам полработы не кажут" до угрозы закрыть все предлагаемые законопроекты для общества. В итоге, качественное отличие предлагаемого закона от варианта, обсуждавшегося на заседании правительства 29 апреля: в проект вписаны поправки в Трудовой кодекс. Главная из них - отказ от статьи 133 /“Установление минимальной заработной платы”/, ее предложено признать “утратившей силу”. Помимо этой, в законопроекте предлагается еще множество самых различных поправок, суть которых одна – передать все проблемы гарантий наемного работника с федерального на местный уровень и на уровень взаимоотношений работодатель- работник. Без всякого буферно-регулирующего органа в лице государства. И это при том, что подавляющее большинство граждан России являются как раз наемными работниками...

Помимо этого, Правительство РФ вняло возмущенным возгласам на предмет "компенсации маленькие!" и эти компенсации увеличило в 2-3 раза. Легко. Не торгуясь. Ну, а то, что при этом от компенсаций оказалось практически отсечено 18 миллионов льготников – так это детали, внимания не заслуживающие…

Ведь решение вопроса о том, будут ли хоть какие-то социальные льготы у тружеников тыла, ветеранов труда, например, или жертв политических репрессий /все вместе — примерно половина от общего числа льготников/, передано на региональный уровень. Побогаче регион — может быть, что-то и останется из записанного в законах набора социальных благ. Хотя, вспоминая ситуацию с уже набившей оскомину "тюменской матрешкой", где у Югры и Ямала пытаются изъять основную доходную часть бюджета, в этом начинаешь сильно сомневаться. Но, так или иначе, при самом наилучшем раскладе,  везде этот набор будет разным.

Получается, что реальная цель реформы - повышение эффективности системы социальной защиты, но не для людей, а для бюджета. Порождающая злоупотребления /например, при распределении бесплатных лекарств/ система остается практически без изменений, а вот бюджет существенно сокращает свои расходы и, что особенно важно, обязательства.

На сегодня обязательства бюджета перед льготниками - более 2 трлн.руб. в год; реальные расходы не превышают 500 млрд.руб.. Это и является основным аргументом правительства - все равно декларируемые обязательства государством не выполняются, так давайте сократим эти обязательства и заменим их выплачиваемыемыми населению деньгами. В итоге, после замены натуральных льгот денежными выплатами расходы федерального бюджета составят 171 млрд.руб., региональных - около 100 млрд.руб. /при сомнительно выполнимом условии, что регионы, в подавляющем большинстве являющимися дотационными, эти расходы потянут/. Таким образом, реальные расходы на социальную помощь льготникам сократятся минимум в 1,85 раза - на 229 млрд.руб., а федерального - еще больше /так как часть его расходов перебрасывается на регионы, и без того финансово обездоленные/.

Севера и что с ними делать

Одно из самых показательных изменений касается северян. Из статьи 313 Трудового Кодекса /“Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”/ убирается слово “государственные”. Нет теперь государственных гарантий: что может - устанавливает бюджет /региональный или муниципальный/, остальное - работодатель /если работодатель согласится взвалить на себя такую ношу/.

Приплюсуйте сюда активно лоббируемые господином Козаком попытки путем ФЗ №95 и ФЗ №131 изъять у двух нефтегазодобывающих округов – Югры и Ямала - средства в бюджет Тюменской области, а оттуда далее – в Москву. Из каких таких средств смогут окружные власти тюменских "северов" поддерживать существующие социальные гарантии для своих жителей, не поясняется.

То же касается и статьи 316 /“Районный коэффициент к заработной плате”/ - сейчас коэффициент устанавливается федеральным законом. И статьи 317 /“Процентная надбавка к заработной плате”/. И статьи 323 /“Гарантии медицинского обслуживания”/: здесь не только для работников, трудящихся в негосударственных организациях, все гарантии по медицинскому обслуживанию определяются только коллективным договором, но и для “бюджетников” все гарантии - “за счет средств организации” и по коллективному договору.

Каждый россиянин будет иметь право на труд?

Согласно предложению в статью 204 Трудового Кодекса /“Оплата ученичества”/ можно будет платить ученикам меньше федерального МРОТа: “слова “но не ниже минимального размера оплаты труда” исключить”.

Статью 302 ./(“Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом”./) предлагается усовершенствовать, дополнив таким пассажем: “Работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых работодателем”. То есть бюджеты - федеральный и местный - выплачивают надбавку, какую они сами установят, работающие на “частника” - какую установит “частник”. Если пожелает, естественно.

Кстати, для понимания той роли, которую государство готовит себе в сфере разрешения трудовых конфликтов, - поправки с 41 по 44 фактически полностью “вычищают” из Трудового Кодекса такой орган, как Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. В качестве структуры, которая должна этим “урегулированием” заниматься в ТК остается “трудовой арбитраж”. Однако теперь - после “исчезновения” пресловутой Службы - в него /согласно поправкам правительства в статью 404 ТК/ будут входить исключительно представители сторон коллективного трудового спора. Никакая посредническая роль государства в конфликте - не предусмотрена.

Порочный принцип порождает порочные законы

Подобных "частностей" в предлагаемом законопроекте столько, что если все их "вычистить", то от самого законопроекта, пожалуй, ничего и не останется. Поэтому дело не в них, а в принципе, по которому этот законопроект разрабатывался и какие цели он призван решить. А принцип этот прост – снять ответственность государства за то, какой уровень жизни у его граждан. 

Галина Михалева -  директор Центра современных политических исследований считает: "Правительство заявляет, что борьба с бедностью - их главная задача. Но в действительности они проводят крайне правую социальную политику, лишая наименее защищенные слои общества тех минимальных льгот, которые у них еще остались. Больнее всего эти меры ударят по инвалидам, ветеранам и пенсионерам, потому что на деле привилегии, которыми они сегодня пользуются, гораздо больше, чем предлагаемая правительством компенсация".

Характерно, что либеральные фундаменталисты стараются сконцентрировать массовое недовольство на своих противниках, отвечающих за экономическую политику - Фрадкове и Жукове /на понимание которых как раз и рассчитывают профсоюзы/, чтобы добиться их замены на своих представителей - вероятно, Кудрина и Грефа.

Между тем, россияне сегодня выступают против реформы. По опросам "РОМИР-мониторинг", лишь 16% одобряют замену льгот на выплаты, и еще 20% готовы согласиться с этим при определенных условиях. Категорически против реформы 38% россиян, 21% "скорее не одобряет" ее, а 5% затруднились с ответом». Подобных опросов проводилось в последние дни множество, и все они в большинстве своем показали аналогичные результаты. Как, кстати, и наш собственный небольшой пока /меньше недели/ опрос на Накануне.ru.

Тенденция, однако

Неутешительных выводов из всего вышеизложенного можно сделать великое множество, как, впрочем, и добавить к этому можно не на один десяток статей - вспомним пресловутые "600 страниц". Но давайте прикинем - а для чего, собственно, в один документ было втиснуто такое невообразимое количество ущемляющих россиян поправок? Не для того ли, чтобы ужаснувшиеся депутаты дружной толпой побежали жаловаться правительству, а правительство, часть этих поправок оперативно исправив, тут же настояло бы на принятии закона в целом? Сказав - ну что, ребята, мы ведь и так вот пошли вам навстречу, подчистили кое-что, так что и вы пойдите нам навстречу. И за ширмой частностей скроется  суть - попытка демонтировать социально ориентированное /пусть и в декларациях только/ госустройство на нечто совсем иное...

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС