16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Конфликты по закону

Муниципальная реформа споткнулась на очередном этапе. Процесс перераспределения полномочий, который должен завершиться к 2006 году, встретил отпор со стороны муниципалов. Власти Екатеринбурга накануне выразили свое несогласие с необходимостью передачи 16 социальных объектов на баланс области. Они настаивают на том, чтобы сохранить за собой часть полномочий в этой сфере. Однако свердловские власти, судя по всему, делиться "социалкой" не намерены, хотя закон дает им право делегировать полномочия на муниципальный уровень. 

Конфликт интересов в 131 законе заложен, в принципе, изначально. Он обусловлен тем, что разработчики закона не потрудились прописать единый механизм перераспределения полномочий и каждый регион в этом вопросе исходит из собственных соображений. Попав на унавоженную политическими разборками и интригами среднеуральскую почву, этот пробел в законодательстве и дал такие всходы.

                                         *  *  *

Главная идея муниципальной реформы заключается в том, чтобы, выражаясь понятным языком, приблизить власть к народу. На первом этапе ее реализации все муниципалитеты были поделены на городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения . Очередной этап реформы связан с разграничением полномочий между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями. Попробуем разобраться, в чем причина конфликта между властями Екатеринбурга и областью.  

За каждым типом муниципального образования законом закреплены определенные полномочия и, если каких-то функций в перечне нет, значит, ответственность за их выполнение ложится на плечи региональных властей. Например, с 2006 года поселению вменяется формирование и исполнение бюджета, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, содержание дорог. Это лишь малая часть списка. Однако функций по социальной поддержке населения в нем нет: эта сфера целиком и полностью отдана на откуп региону. Передача полномочий подразумевает и передачу имущественного комплекса. На безвозмездной основе.

Екатеринбургским властям до конца года предстоит передать 16 объектов социальной сферы, включая семь центров социального обслуживания населения, дома инвалидов, реабилитационные центры (всего же в рамках перераспределения полномочий Екатеринбург поделится с областью 76 объектами, включая учреждения здравоохранения, культуры, спорта). Списки уже составлены. К слову, в других регионах списки объектов, подлежащих передаче, необходимо представить до 1 сентября, свердловские же власти ограничили муниципалитеты началом июля.

Городским властям идея передачи объектов социальной сферы областной власти пришлась не по душе. Официальная причина, которую озвучила на встрече с журналистами начальник управления по социальной политике администрации города Эльвира Гончаренко, сводится к тому, что логичнее, когда социальные функции выполняет муниципалитет, и каждый горожанин в случае чего может спросить с главы района, а если понадобится и с главы города. Логика и здравый смысл в этом утверждении, несомненно, присутствуют, правда, какой с городских властей спрос на самом деле, многие екатеринбуржцы знают не понаслышке. Но ведь муниципальная реформа затевалась именно с той целью, чтобы максимально приблизить власть к народу – пусть даже на чисто формальных основаниях. Найти концы, если социальные полномочия останутся за областной властью, возможно, будет еще сложнее. 

С другой стороны, если подумать, мэрии должно быть выгодно снять с себя лишнюю ответственность, тем более, что особых доходов "социалка" не приносит - одни "головняки". Поверить в то, что мэрией движет одна только забота о населении, конечно, можно. Но сложно. Не последнюю роль, думается, играет и имущественный вопрос: екатеринбургские власти ко всему, что касается земли и собственности, относятся с особым трепетом. 

Да и не они одни. Как точно подметил заместитель начальника управления организационной и контрольной работы правительства Челябинской области Юрий Жданов, в законе конфликт интересов уже изначально заложен: кто согласится за здорово живешь отдать свое имущество? Московские власти, например, тоже изо всех сил противятся передаче своего имущества в федеральную собственность. "В законе не указаны согласовательные процедуры, например, какие-то формы комиссий, отступные, возможность участия суда в процессе передачи имущества и т.д.", - пояснил Юрий Жданов

Однако, какой резон екатеринбургским чиновникам делать публичные заявления и лишний раз обострять отношения со свердловским Белым домом, ведь закон есть закон? Но в том-то и дело, что в законе есть статья, которая подразумевает возможность обратной передачи полномочий - от области городу. Это ключевой момент. Субъект федерации вправе самостоятельно определиться со схемой оказания социальной поддержки, общего для всех механизма не существует. Путей два: либо забрать все себе и создать на местах территориальные органы социальной поддержки, против чего и выступают городские власти, либо на основании областного закона предоставить право муниципалитету выполнять те или иные функции, закрепленные за субъектом федерации. 

Как утверждает председатель комиссии по социальной защите и здравоохранению Екатеринбургской городской Думы Светлана Шаманова, областные власти прямо дали понять, что Екатеринбургу по части "социалки" ничего не светит. "Мы обращались во все инстанции с просьбой делегировать городу полномочия по социальному обслуживанию населения – от Минздравсоцразвития до правительства области. Недавно мы получили два ответа от областных властей, что рассмотрение этого вопроса не планируется", - поведала г-жа Шаманова.

Пресс-секретарь Министерства социальной защиты Свердловской области Виктор Баев в интервью Накануне.RU не стал делать категоричных заявлений. Он отметил, что область пока не определилась с тем, какие полномочия передать муниципалитетам, а какие оставить себе. “В любом случае средства на социальную поддержку населения будут заложены в областном бюджете, кто рулить будет - уже другой вопрос. Городские власти визг подняли, потому что им надо рулить. Они заранее визжат по поводу того, что все будет развалено, а сами, я извиняюсь, четыре или пять учреждений сократили под шумок. Кроме того, Екатеринбург не желает участвовать в ряде социальных программ. У областных властей хватит сил на то, чтобы, как минимум, сохранить существующую систему соцпомощи ”, - заявил Виктор Баев

По части сокращения под шумок Екатеринбург - безусловный лидер. Чего стоит хотя бы повальное сокращение детских садов в 90-е годы: таким количеством отданных под разного рода фирмы и фирмочки садиков мало кто из городов может похвастаться. С тех пор детских учреждений в Екатеринбурге не прибавилось, а очередь в них выросла до 10 тысяч человек и продолжает расти. Поэтому в то, что аналогичная судьба постигла ряд соцучреждений, верится легко.

Заметим, что г-жа Гончаренко на вопросы журналистов, касающиеся возможных последствий передачи соцучреждений на областной уровень, отвечала очень осторожно и даже не исключила того, что дела в социальной сфере под патронатом Белого дома пойдут еще лучше. Тем, кто много лет наблюдает за мэрско-губернаторской "любовью", такое поведение начальника городского управления по социальной политике, наверняка, покажется странным. Впрочем, внезапное потепление в отношениях первых лиц, которое они усердно демонстрируют на публике всю последнюю неделю, многое объясняет.

Есть ли у городской власти желание порулить бюджетными деньгами, как утверждает г-н Баев, не знаем. Знаем только, что, если область сохранит социальные полномочия за собой, то Екатеринбург останется в стороне от бюджетных вливаний. А в случае делегирования полномочий городу схема финансирования останется прежней: деньги будут поступать из областного бюджета в виде субсидий.

Впрочем, дело не только и не столько в мотивах, которые движут представителями мэрии и Белого дома. Дело в том, что 131 закон не исключает возможности применения двойных стандартов. Раз схема перераспределения полномочий жестко не регламентирована, субъект федерации может использовать этот процесс в своих интересах, решая, какому муниципалитету, какие функции передать, а кого оставить с носом. Похожая ситуация складывается в той же Москве, власти которой давно и прочно конфликтуют с федералами.

Как обратный пример, можно привести схему перераспределения полномочий  в соседних со Свердловской областью регионах: несовершенство законодательства в Челябинской и Тюменской областях компенсируется элементарным взаимопониманием и умением находить компромиссы. В Тюменской области решение о делегировании полномочий муниципалитетам было принято еще в начале года. Практически вся "социалка" передана в ведение органов местного самоуправления Тюмени, Ишима, Тобольска, Ялуторовска и других муниципалитетов, поэтому никаких проблем по этой части у местных властей не возникало.

В Челябинской области ситуация несколько иная: там власти пока не определились с тем, какие функции, кому будут переданы. Сейчас идет процесс составления списков имущества, которое планируется передать на баланс региона и федерации. Точно известно, что области отойдут аптеки, которые являются филиалами ОГУП, и филиалы различных областных организаций, скажем, БТИ. Насчет социальных учреждений пока ничего определенного нельзя сказать. Но в отличие от свердловских коллег, южноуральские власти ведут эту работу в режиме диалога с муниципалами.

"Наш губернатор только закончил проводить собеседования с главами муниципалитетов, целых три недели мы выслушивали их предложения, -рассказал Юрий Жданов, - У нас тоже очень много спорных вопросов. Если необходимо, наши специалисты выезжают в муниципальное образование и убеждают депутатов, что та или иная собственность, согласно закону, должна быть передана области".  

Подтвердим, что пресс-релизы, касающиеся встреч Петра Сумина с главами муниципалитетов, приходили регулярно тогда, как из пресс-службы Эдуарда Росселя не было ни одного сообщения на эту тему. А в то, что такие события могли не освещаться пресс-службой среднеуральского главы, поверить невозможно. Разве что только в силу колоссальной занятости его пресс-секретаря г-на Левина собственным повышением по  службе могло такое случиться. Но вряд ли. Можно предположить, что южноуральские власти хорошо наладили систему собственного пиара - и только. Однако, сдается, отпуск Эдуарда Эргартовича, о ходе которого пресс-служба губернатора отчитывается регулярно, едва ли важнее встречи с муниципалами и обсуждения проблем, связанных с реализацией одной из самых сложных реформ, взращенных когда-либо в пределах Садового Кольца.

Кстати говоря, тот принцип, по которому в Свердловской области в рамках этой реформы были установлены границы муниципальных образований и сформированы поселения, тоже вызвал сопротивление, правда, не со стороны муниципалов, а со стороны местных жителей . Свердловские власти пошли по наиболее простому пути: они переименовали муниципалитеты, не трогая их границы. В результате многие районы получил статус городских округов, что, напротив, еще больше отдалило власть от народа.  

Возвращаясь к перераспределению полномочий. Рядовому жителю, возможно, глубоко наплевать, кто будет оказывать ему социальные услуги - городские или областные власти. Главное, чтобы система работала эффективно: чтобы беспризорные детишки по улицам не шатались, а одиноким старикам было, кому принести продукты. А разного рода конфликты, борьба за полномочия и дележка собственности вряд ли будут этому способствовать...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС