в этот день
21.02.18
14:30
В Екб.16:30
Студенты МГУ собрали подписи против фан-зоны возле кампуса
Сбербанк признал проблемы с обращением новых банкнот
СМИ: Ананьевы сняли в "Возрождении" 4,5 млрд и вывезли в тележках

Статьи по теме "экономика":


Новости

14:29 Мск
Евгений Куйвашев сыграет в хоккей с администрацией Каменска-Уральского
14:17 Мск
"Умный" светофор снова парализовал движение в Воронеже
14:02 Мск
Прокуратура Петербурга проводит проверку после въезда джипа в переход метро
14:01 Мск
Серебренников сообщил, что был на кремации матери
14:00 Мск
Челябинский уполномоченный по правам ребенка опровергла обвинения в угрозах отобрать приемных детей
13:59 Мск
В Тюмени назначены руководитель управы и директор департамента городского хозяйства
13:59 Мск
срочно Российские лыжники выиграли серебряную медаль в командном спринте свободным стилем на Олимпиаде-2018
13:56 Мск
В полицию Перми никто не сообщал о детях, катавшихся с горки вместе с мертвой собакой
13:52 Мск
Депутаты Госдумы хотят получить отчет о работе временной администрации в банке "Югра"
13:49 Мск
На Среднем Урале направлено в суд уголовное дело экс-сотрудницы Ростехнадзора
13:47 Мск
В Саратове задержаны двое злоумышленников, подозреваемых в серии поджогов аптек
13:43 Мск
МВД: Эксплуатацией "микроволновок" на дорогах Кургана продолжат заниматься частные лица
13:39 Мск
В Воронеже жители пострадавшего от коммунальщиков дома брошены без помощи
13:34 Мск
Свердловская область будет согласовывать планы с соседями
13:31 Мск
Доходы падают, закредитованность растет: Сбербанк выдал уральцам в два раза больше ипотечных кредитов
13:30 Мск
В Перми семья погибшего в столкновении автобусов школьника получит 2 миллиона
13:29 Мск
В Екатеринбурге перекроют движение по улице Горького на 9 дней
13:25 Мск
"Заехал и катается": В Петербурге автомобиль въехал в подземный переход
13:25 Мск
А как ими пользоваться? В общественных местах Свердловской области появятся дефибрилляторы
13:24 Мск
Бюджет Челябинской области пополнился на 3,4 млрд рублей


13:20 Мск
Во Владикавказе начальник службы связи воинской части похитил аппаратуру стоимостью 13 млн рублей
13:09 Мск
ФАС возбудила дело в отношении Росавтотранса
12:55 Мск
срочно Сборная России по хоккею вышла в полуфинал Олимпиады, забросив шесть шайб Норвегии
12:50 Мск
Центробанк спрогнозировал инфляцию к концу года ниже 4%
12:49 Мск
Тюменская область вошла в топ-10 регионов по количеству выданных молодым семьям жилищных сертификатов
12:48 Мск
Большинство тюменцев высказались против "декоммунизации"
12:44 Мск
"Это позор для президента". Порошенко будет давать показания в суде по скайпу
12:42 Мск
В Челябинске суд оставил под стражей адвоката, обвиняемого в хищении 4,6 млн рублей
12:36 Мск
У берегов Франции затонул траулер "Черная жемчужина"
12:31 Мск
Свердловская область погасит свои старые долги к 2024 году
12:28 Мск
срочно Суд не продлил домашний арест экс-главе "Роснано"
12:24 Мск
"ЦБ дал банкам мало времени": глава уральского Сбербанка объяснил, почему банкоматы не принимают новые купюры
12:23 Мск
Квартирный мошенник из Нижнего Тагила, обманувший пять человек, получил условный срок
12:19 Мск
На предприятии в Нижегородской области погибли двое рабочих: возбуждено уголовное дело
12:11 Мск
В Кургане депутат гордумы лишился мандата, чтобы занять кресло заместителя сити-менеджера
11:59 Мск
Пермские старшеклассники представят предпринимателям свои бизнес-идеи
11:59 Мск
В Екатеринбурге вынесли приговор банде кредитных мошенников: женщине-главарю дали пять лет колонии
11:57 Мск
Генсек НАТО: Россия не угрожает ни одной из стран Североатлантического альянса
11:49 Мск
Свердловский омбудсмен отчиталась перед депутатами
11:47 Мск
Экология, обманутые дольщики и метро. Борис Дубровский выступил с ежегодным посланием перед депутатами ЗСО
11:44 Мск
Жителя Северодвинска приговорили к 9 годам "строгача" за развращение пяти школьниц
11:33 Мск
Пермские управляющие компании должны "Т Плюс" за тепло 4,4 миллиарда
11:31 Мск
Депутаты поддержали гостиничный бизнес в Екатеринбурге: преференции получит УГМК
11:29 Мск
срочно Все подсудимые по делу о бойне на Депутатской в Екатеринбурге отказались признавать свою вину
11:27 Мск
"Яндекс" возглавил рейтинг самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes
11:22 Мск
УГМК: "Башня будет уничтожена". Екатеринбуржцев предупредят о сносе за пять дней
11:17 Мск
Экс-глава "Роснано" попросил суд разрешить ему голосовать на выборах президента РФ
11:07 Мск
"Должно быть слышно, как все убежали": в суде по делу о бойне на Депутатской "цыган Дима" потребовал аудио и видео
11:01 Мск
Студенты МГУ попросят Садовничего посодействовать в переносе фан-зоны ЧМ-2018 от главного здания вуза
10:55 Мск
В Кемеровской области экс-полицейского оштрафовали на 15 тысяч рублей за хранение наркотиков
10:52 Мск
В Петербурге на школьника рухнула наледь во время чистки крыши коммунальщиками
10:37 Мск
Пермские врачи перелили два литра крови стюардессе, которой стало плохо во время рейса Новосибирск – Москва
10:28 Мск
Киев: Украина станет "полигоном испытаний" для урегулирования военных конфликтов
10:25 Мск
Медведев поручил профинансировать подготовку кадров для цифровой экономики
10:14 Мск
ФСБ сообщила о хищении 45 млн рублей в Малом Драматическом театре в Петербурге
10:12 Мск
В Екатеринбурге продолжают выявлять "нелегальные рекламные щиты Грудинина"
10:07 Мск
Украина отказалась обменивать россиянина Агеева
10:04 Мск
В Екатеринбурге стартовал процесс по делу о бойне на Депутатской
09:59 Мск
В Пермском крае в этом году построят семь новых онкоцентров
09:56 Мск
Бабушкина подтвердила претензии прокуратуры к трем депутатам, но наказывать их не намерена
09:55 Мск
Южноуральские полицейские спасли людей из горящего дома
09:49 Мск
Ученые из России смоделировали уничтожение астероида ядерным взрывом
09:44 Мск
Самоубийством в ВСУ еженедельно кончают до трех военных, - военный прокурор Украины
09:43 Мск
Объявлен состав сборной России по хоккею на четвертьфинал Олимпиады с Норвегией
09:37 Мск
Терминатор 6? В Ишиме сотрудник ДПС прыгнул на багажник угоняемой машины и разбил заднее стекло
09:33 Мск
В Подмосковье горел фарфоровый завод, поставлявший продукцию к царскому двору
09:10 Мск
На Среднем Урале накануне Дня защитника Отечества увековечили память майора МВД, героически погибшего в Чечне

Дорога роста ВВП
размер шрифта: A A A   в блог   версия для печати

 (2005) | Фото: www.rzd.ru

Глобальный проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", задуманный как экономическая связка между сырьевыми северными регионами УрФО и промышленым югом округа, похоже, выйдет далеко за географические рамки, очерченные в самом начале. В добыче полезных ископаемых и строительстве железной дороги вдоль восточного склона Уральского хребта заинтересованы ничуть не меньше и соседи Урала - Красноярский край на Востоке и тот регион, что скоро будет называться Пермским краем на Западе. Больше того, строительство железной дороги Полуночное-Обская, тянущейся от Свердловской области в ямальское заполярье, может стать толчком к возрождению так и не воплощенного до конца Сталиным проекта, известного как 501 и 503 стройка - железной дороги Салехард-Игарка соединяющей две крупнейшие водные транспортные артерии - Обь и Енисей.

Об этом, а также о доле самой северной территории УрФО в большом проекте в интервью Накануне.RU рассказал заместитель генерального директора Сибирского научно-аналитического центра (СибНАЦ, г. Тюмень) Александр Носов 

Вопрос: Александр Михайлович, какие полезные ископаемые на Ямале представляют наибольший интерес с точки зрения разработки в рамках проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный?

Александр Носов: Конечно, основная идеология этого проекта – взять именно твердые полезные ископаемые Полярного Урала. Хотя это далеко не исключает использование железной дороги Полуночное-Обской, которая будет построена в рамках проекта, в качестве транспорта для жидких углеводородов, которых тоже будет достаточно много и на Ямале, и на территориях, тяготеющих к Полярному Уралу с Запада. Потому что оттуда тоже транспорта сегодня нет. Там есть только газопроводы, но нет нефтепроводов как таковых. Поэтому железная дорога, которая будет построена, будет загружаться не только грузами непосредственно Полярного Урала.

Что же касается именно Полярного Урала, то на Ямале есть и железо, и хром, и марганец. Сегодня уже в разработке одно из крупнейших месторождений хромитов в России. Это месторождение Центральное, несколько севернее города Лабытнанги, и там уже работает промысел, прогноз добычи на этот год – более 600 тысяч тонн хромовой руды.  

Вопрос: Но Лабытнанги – это другое дело, там-то как раз уже и так есть железная дорога…

Александр Носов: Будущая железная дорога, о которой мы сегодня говорим, кроме чисто вывоза грузов имеет еще и другое назначение – позволяет сократить транспортировку грузов, образующихся там, на промышленный Урал. Если поедем из Лабытнангов через Киров, скажем, в Свердловскую область, то это плечо составляет 2 150 км, а при строительстве дороги Полуночное-Обской плечо сократится до 1 300 км. А транспортный тариф – это же значительная составляющая в стоимости продукции, тем более, если говорить о перевозке руды.

Вопрос: Можно ли уже говорить о каких-то приоритетах по геологической разработке и добыче, какие полезные ископаемые нужны в первую очередь, какие – во вторую?

Александр Носов: Сегодня работа в этом направлении ведется. Это касается уточнения федеральной программы геологоразведочных работ, в ней и будут приоритеты все расставлены. Конечно, нужен в первую очередь хром. Он уже добывается. По хрому собственная добыча в России составила в 2002 году 212 тысяч тонн, а в 2003 – 186 тысяч тонн, добыча падает. В то же время потребность, в том числе и на промышленном Урале, в хроме большая: переработано в 2002 году – 800 тысяч тонн, а в 2003 – 600 с небольшим тысяч тонн. В 2002 году 600 тысяч тонн купили за рубежом – везли из Казахстана и Турции.

Вопрос: То есть, российские потребности в хромитах будут обеспечены?

Александр Носов: Цифры переработки не дают всего представления о потребности России. Потребности – они выше – под 1,5 млн тонн в год в этом сырье, и эти 1,5 млн тонн на Полярном Урале можно добывать.

Кроме хрома на Полярном Урале есть и марганец, запасы которого здесь тоже достаточно значительны. По сведениям, которые официально опубликованы, собственная российская добыча составляет сейчас всего 100 тысяч тонн, а в переработке за последние 5 лет было от 600 до 900 тысяч тонн. То есть, возник дефицит, который покрывается за счет импорта из Украины и Казахстана. Если начинать осваивать Полярный Урал, общие ресурсы которого более 1 млрд тонн, то можно этот дефицит полностью закрыть и выйти на добычу необходимых объемов, а то и осуществлять экспорт этой продукции.

Что касается железа, то оно, может, и не столь весомо в общем балансе ресурной базы по железу России, но мы сегодня знаем, что Урал промышленный сегодня испытывает дефицит по сырью и завозит железо и из других регионов страны, и из Казахстана, и с Украины, из Карелии везется руда. Более 20 млн тонн руды ежегодно завозится на промышленный Урал сегодня, но разработка тех месторождений, которые есть, позволит сократить дефицит и порядка 5 млн тонн ежегодно можно будет добывать на Полярном Урале. Это, конечно, не полное, но достаточно значительное замещение.

Еще фосфор есть на Полярном Урале. Сегодня имеются разведанные месторождения с высоким содержанием главного компонента для фосфатных удобрений и можно прямо сверху ставить экскаватор, бульдозер и добывать все прямо с поверхности. Обсушивать его, молоть, тарить и увозить. Наши земли кислые и фосфатные удобрения, как воздух, нужны нашим землям. Этот вопрос даже не сегодня поднимался, а с начала 90-х годов, когда эти месторождения были обнаружены, но уже в те годы говорили о целесообразности разработки этого месторождения. Были определенные проекты по созданию перерабатывающего предприятия по выпуску фосфатной муки, была определена положительная экономика, но начались перестроечные времена и проект так и не осуществился, хотя потребность сельского хозяйства даже в УрФО по данным ученых земля должна потреблять ежегодно 1,5-2 млн тонн фосфатной муки.

Сегодня в России в среднем на 1 га почвы вносится 4 кг фосфатов всего-навсего, тогда как в Европе на аналогичные земли вносится до 120 кг. Если бы была железная дорога, нормальный транспорт, можно было бы удешевить этот продукт. В конечном итоге наше сельское хозяйство все равно придет к тому, что земли нужно восстанавливать, иначе мы без комплексных удобрений, в том числе и фосфатов, скатимся до урожайности в 4-5 центнеров с га, к чему сегодня и идем.  

Вопрос: Каков механизм воплощения этого проекта, определен ли порядок, что за чем должно идти – поиск инвесторов, геологические работы, строительство железной дороги?

Александр Носов: Это процесс комплексный, одно не исключает другого. И региональные программы геологического изучения, и аналогичная федеральная программа, и поиск инвестора для того, чтобы он сразу занимался разведкой, это и система лицензирования недр, которое надо проводить, чтобы пришел туда недропользователь и знал, что этот участок он разведает, что-то получит и сможет потом взять в пользование. Это вопрос сегодня самый непростой – поиск денег.

Вопрос: Ямало-Ненецкий автономный округ со своей стороны что-то уже предпринимает?

Александр Носов: Да, у округа есть своя региональная программа. Но есть бюджетная политика, которая позволяет округу работать только в определенных рамках. Поскольку это федеральный проект, то использование на эти цели региональных денег считается целевым. Здесь есть ножницы, которые притормаживают работу и которые надо как-то устранять.

Вопрос: Что последовало за челябинским совещанием по проекту Урал Промышленный - Урал Полярный, которое проводил президент РФ?

Александр Носов: А за ним последовало поручение президента правительству, в котором было записано – внести дополнения в программу геологоразведочных работ, включив туда Приполярный и Полярный Урал. И второе – дать предложения по строительству железной дороги. Там еще и третье было – по автомобильным дорогам пути совершенствования.

Вопрос: Известно ли более подробно то, что прописано в перечне поручений президента – тому же МПР какие-то конкретные программы разработать и такие-то объемы финансирования выделить?

Александр Носов: Нет, до такого уровня еще не дошли. Там определены даты выполнения поручений и эти даты еще не наступили. Что касается предложений по транспортной составляющей, то ответ по ним на IV квартал этого года записан. По долгосрочному геологическому изучению, которое рассматривает период до 2020 года – окончание во II квартале следующего года. Среднесрочную программу и тем более программу 2006 года надо делать прямо сейчас.

Вопрос: Какова роль СибНАЦа в этой работе?

Александр Носов: Мы работаем по определенным поручениям как администрации ЯНАО, заинтересованной структуры в освоении территорий, которые еще не вовлечены в хозяйственный оборот, ну и, кроме того, мы участвуем в процессе подготовки предложений, информационного обеспечения администрации полномочного представителя президента РФ в УрФО. Мы показываем свое видение этого процесса.

Мы очень много работаем по территории Ямала, и когда мы говорим о разработке ресурсов, то речь идет о том, что она сдерживается отсутствием развитой инфраструктуры, особенно транспортной. Есть правда еще и определенные проблемы по энергетике, но транспорт сегодня – одна из сдерживающих позиций в разработке рудного потенциала и в разработке месторождений жидких углеводородов – это нефть и конденсат на Ямале.

Сегодня есть структуры, готовые добывать эти углеводороды, но транспорт осложнен. Сегодня в районе Нового Уренгоя, куда подходит железная дорога, разрабатываются газоконденсатные месторождения и конденсат вывозится просто автомобилями до железной дороги и дальше отправляется потребителю. При строительстве широтного участка от Надыма до Салехарда вне дороги Полуночное-Обская, там тоже появляется возможность транспортировки продукции тяготеющих к этому участку недропользователей. А затем уже или везти на Запад через Ухту, Воркуту или везти на юг, на Урал.

Вопрос: А пока инвесторы сидят и ждут, когда железная дорога чего-нибудь там построит?

Александр Носов: Ну, почему же. Я знаю, что администрация ЯНАО озадачена этой проблемой, делает наработки в этом плане, ведут консультации с потенциальными инвесторами по возможному участию в этих проектах. Пока еще ничего официального нет нигде, но люди не сидят и не ждут, когда кто-то постучится в дверь и скажет: "Я пришел". Эти поиски, конечно, ведутся.

Вопрос: При благоприятном развитии событий сколько времени потребуется, чтобы эта цепочка начала работать – чтобы была построена железная дорога, чтобы месторождения можно было довести до уровня промышленной разработки?

Александр Носов: И процесс строительства, и процесс геологического изучения достаточно длительные, поэтому они должны идти параллельно. Перед этим мы должны еще раз четко и тщательно определиться в ресурсах. Не в запасах пока, а именно в ресурсах и, исходя из этого, определиться с необходимостью и графиком строительства дороги. Если говорить чисто о строительстве дороги, то за 5 лет можно было бы выйти на график рабочего движения, заставить дорогу работать на себя. А потом она будет доделываться до определенной кондиции, как это всегда и бывает. В транспортном строительстве это называется открытие рабочего движения. А пока построится дорога, и месторождения будут полностью подготовлены к промышленной разработке.

Это, конечно, не значит, что через 5 лет весь Полярный Урал будет изучен, но уже достаточно осмысленно будет изучена ресурсная база и там будет запланировано строительство предприятий. И как только появляется возможность разработки, а она определяется двумя факторами – наличием необходимого объема геологической информации и экономической целесообразностью добычи - можно начинать отгружать продукцию. Я думаю, что эти два фактора совпадут.

Вопрос: У регионов желание и понимание необходимости воплощения этого проекта есть. У высшего руководства страны политическая воля на это есть. А есть ли у железной дороги, которая является ключевой фигурой данного проекта настоящий интерес к нему?

Александр Носов: Железная дорога выступает здесь в качестве третьего лица. И, если им сегодня сказать, что объемы перевозок будут не ниже уровня 5 млн тонн в год, это уровень рентабельности, то они, конечно же, пойдут. Никто себя не обнадеживает, что РЖД возьмет на себя миссию единственного инвестора этой железной дороги. Инвестиции пойдут и с промышленного Урала, это будут и те, кто будет разрабатывать месторождения твердых полезных ископаемых. Инвесторами могут быть и газовики, которым будет необходимо транспортировать порядка 15 млн тонн жидких углеводородов с полуострова Ямал. Ведь в 2010 году они выходят там на получение от 1,5 до 2 млн тонн нефти. Отправлять ее морем проблематично, остается только железная дорога. Ведь системы жидких трубопроводов на Ямале практически нет. Они заканчиваются в районе Ноябрьска и все. А если взять полуостров Ямал, то там вообще ничего даже близко нет. И уже сейчас имеются большие проблемы с транспортировкой конденсата с территории Нового Уренгоя. Там "Газпром" имеет свой конденсатопровод до Сургута, но его мощность всего 7 млн тонн в год.

Тут нужно обратить внимание еще и на социально-экономическую составляющую. Трубопровод – это монотранспорт. Нефть кончилась – и трубу бросили, потому что ее больше никак не используешь. А железная дорога – транспортная магистраль на многие годы, и по ней не один, так другой продукт можно возить. Сегодня, рассматривая Ямало-Ненецкий округ, нельзя не смотреть дальше на Восток – в Красноярский край. Я на днях видел информацию, что правительство Красноярского края направило на 503 стройку, в район Туруханска, экспедицию изыскателей, для того, чтобы они определили состояние прежних работ, состояние полотна. И ссылка в этой информации была сделана на поручения президента, которые он дал в Челябинске. Понимаете, Красноярское правительство, которого наш проект вроде бы напрямую не касается. Видите, как закрутилось? Для Красноярского края это тоже очень существенный вопрос. Ведь там тоже есть очень затратные с точки зрения перевозки полезные ископаемые, которые оттуда можно везти. Там значительные лесные ресурсы, а также есть угли, железные руды. И, когда мы делали ТЭС (технико-экономические соображения) по проекту "Урал Промышленный – Урал Полярный", мы рассматривали в том числе и Красноярский край, его возможные ресурсы. Рассматривали не слишком глубоко, поверхностно, но и там результаты впечатляющие.      

                           Тюмень - Екатеринбург

Другие новости по темам: Урал, промышленный, Урал, полярный, СибНАЦ, поручение, президента
14.07.2005 07:51 Мск | Денис Куликов


Если Вы заметили ошибку, выделите текст, ее содержащий, и нажмите Ctrl + Enter






читать комментарии (13)
Добавить комментарий:

Дорога роста ВВП
Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *







Новости партнеров


Новости партнеров
Статьи по теме "экономика":



Другие статьи:


Будущее Сирии: послевоенное восстановление или начало прямой конфронтации России и США?
Кто еще на новенького? Что происходит с агитацией на федеральных каналах
21.02.2018 Мск  |  политика  |  комментариев: 6

Грозит ли Зауралью радиационное заражение? Все, что нужно знать о добыче урана
20.02.2018 Мск  |  общество  |  комментариев: 3

Юрий Болдырев на Ямале: "Севера нельзя ставить на вульгарные рыночные рельсы"
Угроза легализации содомии в России нарастает
"Православные храмы оказались в зоне риска"
Фильм "Лед". Если убрать музыку – все было бы, как по нотам
Константин Сёмин: Война с "международными партнёрами"
Чичерина: Теперь я лучище надежды!
16.02.2018 Мск  |  культура  |  комментариев: 4

Мифология ВВП
Кто или что больше всего пострадает от "кремлевского доклада" США?

Олигархи и чиновники РФ

Трамп и администрация США

Народ России

Российско-американские отношения

Никто, это не имеет никакого значения

Ничего не слышал про доклад


Результаты 1215
Екатеринбург Облачность:
Давление: 734 мм. рт. ст.

Температура, °С:
  днем -6
  ночью -12

Ветер: Юго-Восточный  3м/с

подробнее
Новости партнеров

Новости Екатеринбурга и Свердловской области       
вверх
Рейтинг@Mail.ru
Наш проект  Наша команда 

Информационное агентство "Накануне.RU"
Свидетельство о регистрации СМИ ИА№ФС77-56094 от 15 ноября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Сетевое издание "Накануне.RU"
Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ФС77-56357 от 02 декабря 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель ООО "Институт информационных технологий"
620142, г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 16 (3 этаж)
Телефоны редакции: (343) 295–15–36, 295–15–94, 295–14–38.
E-mail редакции: news@nakanune.ru
Главный редактор: Хурбатов С.В.
Использование материалов агентства допускается только с согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к материалам сайта. Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
18+