в этот день
27.04.17
07:38
В Екб.09:38
"Происходит большой передел Москвы. Градус недовольства возрастает, но власти это недооценивают"
Работники Машзавода им. Дзержинского обратились к Решетникову. Оборонное предприятие потеряло лицензию ФСБ
На Сахалине задержаны сторонники запрещенного "ИГ", готовившие резонансный теракт

Статьи по теме "экономика":


Новости

06:50 Мск
В банке "Югра" замедлили выдачу вкладов
05:18 Мск
Курганский стрелок, пытавшийся убить из ружья своего приятеля, получил 7,5 лет колонии
04:10 Мск
Власти Мегиона выделили квартиру семье взамен сгоревшей. Спустя пять лет
04:01 Мск
Камеры МКС сняли НЛО
03:45 Мск
СМИ: Путин и Трамп могут встретиться в мае
02:09 Мск
США запустили межконтинентальную баллистическую ракету
02:06 Мск
Новые банкноты номиналом 200 и 2000 рублей могут появиться в октябре
01:16 Мск
Ходорковский прокомментировал решение о запрете "Открытой России"
01:05 Мск
Сенаторы одобрили запрет на детские имена из цифр и знаков
00:59 Мск
Пилоты не подтверждают версию о крушении Ту-154 из-за перегрузки
00:49 Мск
В Калининграде задержаны члены террористической группировки
Вчера 23:06 Мск
МИД назвал неприемлемыми удары Турции по курдам в Ираке и Сирии
Вчера 23:01 Мск
Генштаб: ПРО США создает возможность для скрытного ядерного удара по России
Вчера 22:33 Мск
СМИ назвали причину крушения Ту-154 в Сочи
Вчера 20:53 Мск
В Новосибирске охранник "Спортмастера" держал в подсобке подростка, которого заподозрил в краже
Вчера 19:05 Мск
Суд в Москве арестовал имущество экс-главы Марий Эл Леонида Маркелова и его мачехи
Вчера 18:46 Мск
Против авиакомпании "Победа" возбуждено дело из-за отказа в перевозке женщине с ребенком, больным ДЦП
Вчера 18:22 Мск
Генпрокуратура признала нежелательной на территории РФ организацию "Открытая Россия"
Вчера 17:58 Мск
Во Флориде в результате стрельбы пострадали четыре человека
Вчера 17:20 Мск
Экс-студентка МГУ Варвара Караулова будет отбывать наказание в ИК №1 в Вологде
Вчера 16:49 Мск
Директор "Левада-центра" ждёт извинений от пресс-секретаря Медведева
Вчера 16:33 Мск
"Уралочка" осталась без медалей в плэй-офф текущего сезона
Вчера 16:27 Мск
Кандидат в президенты Южной Кореи высказался категорически против превентивного удара по КНДР
Вчера 16:24 Мск
В Тюмени среди бела дня избили и похитили человека
Вчера 16:20 Мск
Минздрав Прикамья подписал приказ об объединении больниц КУБа с передовой больницей Перми
Вчера 16:18 Мск
Две челябинские больницы получат дополнительно 50 млн рублей на организацию оказания медицинской помощи
Вчера 16:17 Мск
"Прокуратура согласовала", - свердловское Управление госохраны объектов культурного наследия проверит снос Успенской церкви в Екатеринбурге
Вчера 16:10 Мск
Генеральная репетиция парада к Дню Победы в Нижнем Тагиле состоится 4 мая
Вчера 16:10 Мск
На Ямале компания оштрафована за нарушения при аукционах на 8 миллионов
Вчера 16:08 Мск
Нелегальные коллекторы продолжают "кошмарить" россиян. Эксперты винят во всем заказчиков
Вчера 16:02 Мск
В Челябинске погаснет "Вечный огонь"
Вчера 16:00 Мск
Счетная палата Югры нашла нарушения в МИАЦ Югры. Экс-руководитель тратил бюджетные деньги на свое премирование и такси для сотрудников
Вчера 15:56 Мск
"Заслуживает высокой оценки": министр строительства Михаил Волков проинспектировал строящиеся объекты социальной инфраструктуры Кировграда
Вчера 15:56 Мск
Глава пермского краевого УФСИН получил представление после захвата зэком девочки в заложники
Вчера 15:54 Мск
"Самая напряженная ситуация сложилась в Свердловской и Курганской областях", - в уральском полпредстве обсудили долги по муниципальным и госконтрактам
Вчера 15:48 Мск
В Екатеринбурге заканчиваются билеты на финал Кубка России по футболу: завтра последний день продаж
Вчера 15:45 Мск
В Перми инженер клиники наказан за присвоение 4,6 миллиона казенных денег
Вчера 15:35 Мск
Курганская дума досрочно освободила от обязанностей депутата Александра Мазеина
Вчера 15:34 Мск
Кремль: Позиция Путина по Асаду не изменилась
Вчера 15:33 Мск
Си Цзиньпин создаёт "Новую Чжэцзянскую армию"?
Вчера 15:25 Мск
Скандал в УрФУ не утихает: вопрос о переезде ВШЭМ решен, но преподаватели хотят, чтобы их услышали
Вчера 15:23 Мск
Челябинца будут судить за распространение детской порнографии
Вчера 15:21 Мск
В Прикамье прокурор добился снижения налога на имущество физлиц
Вчера 15:10 Мск
Зауралец за заведомо ложные сведения о готовящемся взрыве пройдет психиатрическое лечение
Вчера 15:09 Мск
На Среднем Урале судят адвоката, пытавшегося подкупить сотрудника колонии
Вчера 14:56 Мск
В Сургуте многодетные семьи могут лишиться льгот, снижающих плату за детский сад
Вчера 14:54 Мск
Украина уже не сможет реинтегрировать ДНР и ЛНР, считают украинские эксперты
Вчера 14:50 Мск
В Челябинске общественники на пикете потребовали отстранить от должности руководство МУП "Горэкоцентр"
Вчера 14:45 Мск
Два человека погибли при хлопке на молочном заводе в Якутии
Вчера 14:40 Мск
В Кургане перед судом предстанут главбух и топ-менеджер, пытавшиеся украсть у фирмы 20 млн рублей
Вчера 14:36 Мск
Власти Ханты-Мансийска перевезли памятник Ленину на муниципальный склад
Вчера 14:30 Мск
срочно Работники Машзавода им. Дзержинского обратились к Решетникову. Оборонное предприятие потеряло лицензию ФСБ
Вчера 14:30 Мск
"Роснано" готово вернуть государству выложенные деньги "через год-два"
Вчера 14:29 Мск
За месяц с улиц Екатеринбурга вывезли около 11 тысяч тонн грязи
Вчера 14:27 Мск
Борис Дубровский предложил венграм принять участие в строительстве конгресс-холла к саммитам ШОС
Вчера 14:26 Мск
Пресс-секретарь Медведева назвала опрос "Левада-центра" о Медведеве "политическим заказом"
Вчера 14:14 Мск
Не нарушал! Квалификационная коллегия не нашла нарушений в деятельности одного из защитников вице-губернатора Сандакова
Вчера 14:11 Мск
Екатеринбургский депутат предложил, как ускорить строительство метро в Екатеринбурге
Вчера 14:11 Мск
Союз журналистов Прикамья стал "финансовым посредником" между губернатором и районными газетами
Вчера 14:03 Мск
На Южном Урале прокуратура требует закрыть аварийную школу
Вчера 13:58 Мск
Назван состав сборной России на Чешские хоккейные игры
Вчера 13:54 Мск
Сургутянин, которому грозит казнь в Индонезии за контрабанду марихуаны, ранее лечился от наркомании
Вчера 13:52 Мск
Тюменцам, получившим ожоги во время аварии на теплотрассе, возместят ущерб
Вчера 13:50 Мск
Чубайс заявил, что "беспрецедентные стартовые вложения" государства в "Роснано" сработали
Вчера 13:48 Мск
Захарченко подписал указ о создании представительства ДНР в СЦКК
Вчера 13:36 Мск
Мосгорсуд оставил Улюкаева под домашним арестом
Вчера 13:34 Мск
Чайка выступил за усиление уголовной ответственности за киберпреступления

Отдаются избыточные функции государства в хорошие руки по сходной цене
размер шрифта: A A A   в блог   версия для печати

Отдаются избыточные функции государства в хорошие руки по сходной цене

Проект закона «О саморегулируемых организациях», внесенный летом 2003 года, был принят в октябре в первом чтении Государственной Думой. В числе соавторов данного законопроекта большая группа депутатов во главе с бывшим председателем Комитета Государственной Думы по собственности Виктором Плескачевским.

Принятие законопроекта особенно радостно воспринято российскими либералами. В частности, Григорий Томчин, который до недавнего времени руководил Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, а также председательствовал в Санкт-Петербургском отделении СПС, отметил, что «после поддержки закона депутатами можно говорить, что административная реформа становится реальностью». Григорий Томчин даже точно подсчитал снижение коррупционной нагрузки на бизнес от принятия закона: «Коррупционная составляющая снижает эффективность бизнеса почти на треть, а передача на уровень саморегулирования процедур выхода на рынок и вывода с него недобросовестных участников удешевит эту нагрузку вдвое».

5 декабря 2003 года на «круглом столе» в ТПП РФ первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев заявил, что  Минэкономразвития подготовило поправки в законы об оценочной и аудиторской деятельности. Минэкономразвития хочет вывести эти виды деятельности из-под государственного контроля, передав соответствующие полномочия  саморегулируемым организациям.  Первый заместитель Германа Грефа подчеркнул, что в ближайшее время "по целому ряду отраслей будут приняты решения по упразднению надзорных и контрольных функций государства и передачи их саморегулируемым организациям".

Законопроект «О саморегулируемых организациях» (СРО) преподносится российской общественности как весьма прогрессивный, демократичный и необходимый в условиях административной реформы. Утверждается, что разработка законопроекта соответствует приоритетным направлениям административной реформы в 2003-2004 годах, которыми в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" предусматривается развитие СРО. Необходимость закона о СРО объясняют защитой интересов субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, усилению их ответственности перед потребителями.

Риторика апологетов данного закона звучит складно, но на практике саморегулирование по-российски может привести  не к тому «как лучше», а к тому «как всегда». И вот почему.

Прежде всего, необходимо отметить, что ни в одной стране мира нет аналога российскому законопроекту о СРО. Да и в русском языке нет такого нелепого термина. Любой хозяйствующий субъект на рынке является саморегулируемым, а действующий Федеральный закон «О некоммерческих организациях» создает правовую основу для объединения юридических лиц в союзы, ассоциации, партнерства и пр.    

Во всех государствах процесс создания союзов и ассоциаций происходил естественным путем, без всяких специальных законов, а в России пытаются  окончательно  разрушить существующую систему государственного контроля и передать функции весьма сомнительным и далеко не демократичным новообразованиям. Законопроект в этом смысле очень напоминает известный закон «О кооперации», который дал мощный импульс развитию в СССР системной коррупции. Тогда тоже хотели как лучше, говорили о развитии производства, о развитии инициативы, а на практике все это выродилось в перетекание государственных ресурсов в карманы отдельных инициативных граждан. Подавляющее число кооперативов за свои «услуги» назначали произвольные цены, а затем совместно с руководителями предприятий отмывали и делили государственные деньги. Кстати, главный автор законопроекта о СРО должен хорошо знать закон о кооперации. В августе 1988 года через месяц после появления закона Виктор Плескачевский создал один из первых кооперативов Ленинграда «Алтус».

Законопроект под лозунгом административной реформы передает СРО право устанавливать стандарты, контролировать их выполнение, выносить решение об их нарушении и налагать на предприятия штрафы. Естественно, что подобное совмещение функций в одной организации противоречит принципам административной реформы. Более того, СРО имеют право оказывать платные услуги. Фактически делается попытка подмены федеральных органов исполнительной власти, но только взятки будут заменены легальным  перечислением  в СРО вступительных, членских и  целевых взносов, а также платой за «услуги». Предприятия поставят в такие условия, что они будут вынуждены платить руководству СРО дань и играть по устанавливаемым ими правилам.

Законопроект о СРО предусматривает и обязательное членство: «Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного участия /членства/ в СРО для цели осуществления отдельных видов предпринимательской или профессиональной деятельности».

Участники рынка ценных бумаг хорошо знают, к чему привело обязательное членство в СРО, установленное в 1996 году. Это противоречило закону "О рынке ценных бумаг", но  такую практику  поощрял бывший руководитель ФКЦБ Дмитрий Васильев.  Еще немного и СРО  получили бы права по лицензированию профессиональных участников рынка, но новому председателю ФКЦБ Игорю Костикову удалось переломить ситуацию, и Владимир Путин подписал  указ об отмене обязательного членства в СРО.

Позиция нового руководства ФКЦБ состоит в том, чтобы не заменять одну бюрократию другой, а минимизировать само лицензирование. Если сократить количество лицензируемых видов деятельности, то вопрос отпадет сам собой. Только так можно сократить административное давление на бизнес.

Естественно, что отмена ФКЦБ обязательного членства не выгодна структурам,  объединяющим участников рынка ценных бумаг, в частности ПАРТАД, председателем Совета директоров которой является Виктор Плескачевский.

В конце прошлого года был принят новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Здесь также проблемы возникают из-за появления нового института банкротства - саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно новому закону, право назначать арбитражных управляющих и контролировать их деятельность передано СРО. Ранее в рамках закона 1998 года арбитражные управляющие были самостоятельными субъектами правоотношений, а новый закон обязывает арбитражных управляющих быть членом одной из СРО. Закон предусматривает и инструменты воздействия СРО на арбитражных управляющих. Однако эффективность такого "общественного контроля" представляется весьма сомнительной.

В июле 2003 года в соответствии с законом "О несостоятельности /банкротстве/" правительство утвердило ряд новых правил, касающихся проведения СРО проверки деятельности своих членов. Эксперты считают, что такие проверки приведут к раскрытию коммерческой информации о кредиторах и контрагентах должника. Кто будет нести ответственность за разглашение коммерческой, а в ряде случаев и государственной тайны? Непонятно, каким образом будет осуществляться контроль регулирующего органа за деятельность СРО. Все идет к тому, что  СРО арбитражных управляющих превратятся в систему ангажированных организаций, деятельность которых будет направлена на создание определенного бизнеса на рынке банкротства.

Заместитель председателя Высшего арбитражного суда Василий Витрянский следующим образом охарактеризовал роль СРО арбитражных управляющих: «Это какой-то странный бизнес, который развивается на процедуре банкротства. Впрочем, я знаю, откуда дует ветер, - очень многие депутаты Госдумы участвуют в профессиональных организациях, поэтому они и решили расширить свои полномочия». Василий Витрянский также отметил, что решение о введении нового института СРО было крайне неудачным, так как эта организация не является финансово самостоятельной:  «Это бизнес, который нуждается в деньгах. Вы знаете, какую сумму вознаграждения они требуют с должника? 2-3 тысячи долларов. СРО «горят синим пламенем», им нужны спонсоры».

Конкурентное преимущество получают СРО, которые имеют сторонние источники финансирования или административную поддержку. В первом случае деятельность СРО финансируется за счет крупного бизнеса, а  во втором - за счет назначения управляющих - членов СРО на более крупные объекты, либо за счет назначения управляющего на несостоятельных должников. В результате все будут определять только СРО, которые   подконтрольны олигархату.

Крупный бизнес заранее готовится занять позиции на рынке арбитражного управления. Еще 25 сентября 2002 года  бюро правления РСПП приняло решение поддержать инициативу создания профессиональной саморегулируемой организации арбитражных управляющих под эгидой РСПП.  Одобрено создание Некоммерческого партнерства «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих». Кто же вошел в состав учредителей этой  организации? Василий Шахновский (ЮКОС-Москва), Александр Мамут (Тройка Диалог), Алексей Мордашов (Северсталь-групп), Владимир Потанин (Интеррос), Анатолий Чубайс (РАО ЕЭС), Аркадий Вольский (РСПП), Каха Бендукидзе (ОМЗ); Михаил Фридман (Альфа-групп) и ряд других представителей крупного бизнеса.  Бизнесмены из РСПП вместе с бывшим директором ФСФО Георгием Талем учредили свою организацию арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий Александр Тарантов в статье «На пороге третий передел собственности» /Еженедельник "Экономика и Время" №40 от 1 декабря 2003 года/ пишет: «Какой там закон, когда выдвигать кандидатуру управляющего, платить за него страховку и проверять его работу будет не суд и не Федеральная служба финансового оздоровления и банкротства, а некая общественная организация! Заплатил в СРО, сколько требуется, и получай целый завод в личное владение. И никто при этом ничего сказать не сможет - ведь все по закону».

Норма закона о банкротстве, обязывающая арбитражных управляющих перерегистрироваться и стать участниками СРО, а также застраховать в этих организациях свою материальную ответственность, вступила в силу с 3 декабря 2003 года. Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству  даже обратилась по этому поводу в Высший арбитражный суд, чтобы прояснить сложившуюся ситуацию. По закону о банкротстве, арбитражным судам придется отстранять от занимаемых должностей всех арбитражных управляющих, не вошедших в СРО. При этом решение о назначении этих арбитражных управляющих принимал сам арбитражный суд.  Вот к таким коллизиям приводит принятие непродуманных законов.

Василий Витрянский справедливо отмечает: «Если раньше можно было говорить об ангажированности отдельных арбитражных управляющих, то теперь будут созданы целые организации с аналогичными целями. На Западе политика направлена на повышение независимости арбитражных управляющих, а у нас - наоборот.  Наше отношение к СРО резко отрицательное. Они являются центром своеобразного бизнеса на костях должника. Заведомо известно, что большая часть средств должника "уйдет" на оплату труда организаций, аккредитованных при соответствующих СРО».

Как уже отмечалось выше, правительство рассматривает возможность передать СРО функции регулирования в секторе аудита и бухучета. Ранее этот вопрос входил в компетенцию Минфина. Сейчас планируется осуществить передачу надзорных функций от Минфина к саморегулируемым организациям аудиторов, а также передать СРО  функции лицензирования аудиторов.

16 апреля 2003 года бюро правления РСПП решило создать Национальную организацию по финансовому учету и отчетности, чтобы  эта организация взяла на себя функции Минфина по "методологическому обеспечению бухучета".

При всех своих недостатках Минфин – федеральный орган исполнительной власти. Он независим от аудиторов и оснований для получения от Минфина объективных решений куда больше, чем от СРО, которые на практике будут подконтрольны крупным аудиторским компаниям. Естественно, что крупнейшие аудиторские компании, создавшие СРО, лоббируют введение в них обязательного членства.

5 декабря, в ТПП РФ на обсуждении механизма  передачи СРО государственных функций в сфере регулирования оценочной и аудиторской деятельности СРО, начальник управления государственной службы Минэкономразвития, признал: «Если мы убираем механизм лицензионного контроля и вводим механизм контроля со стороны СРО, очевидно, что членство в ней становится обязательным».

Процесс передачи «избыточных» государственных функций различным новообразованиям принимает просто какой-то обвальный характер. В декабре текущего года в правительственную комиссию по административной реформе внесено предложение о передаче СРО полномочий Минтруда, который является уполномоченным федеральным органом по надзору за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. Естественно, что различные структуры, например, Национальная  лига управляющих и другие, весьма заинтересованы в получении таких полномочий федерального органа исполнительной власти.

Апологеты закона о СРО весьма часто ссылаются на необходимость его принятия в связи с необходимостью подготовки  технических регламентов, поэтому данная область саморегулирования заслуживает отдельного рассмотрения.

Федеральный закон "О техническом регулировании" вступил в силу около полугода назад – 1 июля 2003 года. Он был представлен депутатам как  необходимая мера в условиях вступления России в ВТО, а также как инструмент борьбы с бюрократизацией сферы стандартизации и сертификации. Однако, что мы имеем на практике?

Новый закон «О техническом регулировании» практически не работает, т.к. для его реализации правительству потребуется подготовить поправки примерно в 90 законов. Причем корректировки потребует значительная часть положений этих законов. Поправки предстоит согласовать примерно с 40 министерствами и ведомствами. Правительство должно также принять программу разработки более 330 технических регламентов. В 2004-2005 годах предполагается разработать более 200 технических регламентов. Не обошлось и без дополнительной нагрузки на бюджет – уже в 2004 году бюджетные расходы на разработку технических регламентов составят 110 млн. рублей.

Под лозунгами устранения административных барьеров, в сфере технического регулирования создается новая, не существовавшая ранее  бюрократическая надстройка. Планируется создать Бюро по аккредитации – новую некоммерческую организацию, курируемую Госстандартам. Деятельность по аккредитации теперь будет  осуществляться на основе самофинансирования, то есть самими заявителями. Бюро будет весьма привлекательным местом работы отставных чиновников. Несложно догадаться, кто возглавит главное в сфере технического регулирования СРО, которому отводится роль нового «независимого» национального органа по стандартизации.

Но и это еще не все. Правительство РФ на заседании 11 декабря 2003 года поручило Госстандарту совместно с Минэкономразвития, Минфином, Минздравом, Минсвязи, Минтрудом, МПС, Минтрансом, Госстроем и другими федеральными органами исполнительной власти до 20 января 2004 года внести проект постановления правительства "Об аккредитации в Российской Федерации в области технического регулирования". Проект данного правительственного постановления предусматривает создание еще одной бюрократической надстройки - межведомственной комиссии по координации работ в сфере аккредитации.

Основной идеей закона о техническом регулировании является передача контроля над качеством производимых товаров и услуг СРО, а также отмена обязательности государственных стандартов производства. Государство должно теперь контролировать только соблюдение основных правил производства, описанных в технических регламентах, которые принимаются в виде федеральных законов, постановлений Правительства и указов Президента. Готовить и обсуждать технические регламенты, отраслевые стандарты, по замыслу авторов законопроекта, должны пресловутые СРО, которые сегодня представлены различными союзами и ассоциациями.  Как же на практике происходит подготовка технических регламентов?

Во-первых, создана новая чиновная «кормушка» - часть технических регламентов готовится за счет средств федерального бюджета. Вокруг министерств и ведомств вьются различные структуры, пытаясь попасть в список разработчиков технических регламентов, финансируемых из федерального бюджета.

Во-вторых, созданы прекрасные условия, чтобы олигархи писали технические регламенты «под себя». Допустим, что предстоит подготовка технического регламента «О безопасности шариковых ручек». Крупнейшему производителю таких ручек далеко не безразлично, какие нормы будут заложены в этот регламент. Например, количество обязательных испытаний может существенно повлиять на стоимость конечного изделия и, соответственно, на его конкурентоспособность. Поэтому они либо создают «Союз производителей шариковых ручек», либо ставят под контроль уже существующий союз или ассоциацию.  Затем от имени этой «саморегулируемой» организации готовится тот технический регламент, который нужен конкретному бизнесмену.

Большинство существующих отраслевых союзов являются нищими структурами, и, чтобы выжить, готовы продаться любому олигарху. Как отметил один из бывших советских министров, «отраслевые союзы в России весьма независимы». И, улыбнувшись, добавил: «От них ничего не зависит». Так вот теперь союзы превратятся в зависимые структуры. Только зависеть они будут не от мнения большинства своих членов, а от своих заказчиков – представителей крупного капитала. У руководства таких структур появится больше денег, а промышленность  вместо нормальных ГОСТов, нормы которых в ряде случаев были более жесткими, чем зарубежные стандарты, будет жить по устраивающих олигархов техническим регламентам. Вместо того, чтобы постепенно гармонизировать существующие ГОСТ с передовыми зарубежными стандартами, в России опять предпочли все разрушить.

Сегодня влияние и возможности российских отраслевых союзов невозможно даже сопоставить с крупными компаниями. Например, российский машиностроительный союз совсем не похож на машиностроительный союз Германии, где имеются глубокие традиции самоорганизации бизнеса. Его даже сопоставить сложно по реальным возможностям, например, с компанией ОМЗ. Или что значит союз производителей соков по сравнению с компанией Вимм-Билль-Данн? Ничего не значит.

В стране, которая совершенно не имеет никаких традиций в области самоорганизации бизнеса, где в течение ряда лет все саморегулирование заключалось в «семибанкирщине», навязывающей правительству свою волю, нет никаких предпосылок для появления демократичных и независимых СРО, отражающих интересы большинства своих членов. Поэтому сегодня ни в коем случае нельзя  передавать СРО государственные функции. Особенно так, как это сделано в законопроекте «О СРО», где они уполномочены устанавливать, контролировать и наказывать предприятия за нарушение стандартов. Это абсурдно и весьма вредно в нынешних российских реалиях.

Опасность подобных тенденций понимают многие российские политики. В частности, первый заместитель председателя Совета Федерации Валерий Горегляд так оценивает СРО: «Что такое саморегулируемая организация, или СРО, для большого бизнеса? Это значит, в алюминиевой отрасли функции государства станет исполнять, например, Дерипаска. При нем будут две-три дочерние компании, и все они начнут «саморегулироваться» в пользу одного олигарха».  Этот взгляд разделяет и глава МАП России Илья Южанов, который считает, что «есть опасения получить в лице некоторых СРО еще худший образчик частного кооперирования, когда группа товарищей захватит какой-нибудь рынок, сферу или отрасль и начнет ее регулировать, как она считает нужным».

Николай Арефьев - заместитель председателя Комитета Государственной Думы, которым руководил Виктор Плескачевский, так оценивает принятие в первом чтении законопроекта «О СРО»: «Сегодня в экономике творится беспредел, поэтому контроль государства за бизнесом надо ужесточать, а не отдавать его в руки организованной преступности».

Отрицательный отзыв на законопроект Виктора Плескачевского дало и Правительство РФ. Руководитель правительственной комиссии по административной реформе Борис Алешин отмечает: «Концепция законопроекта предусматривает существенное ограничение полномочий регулирующего органа по выполнению контрольной и надзорной функций, а также создает условия для ведения саморегулируемой организации собственной предпринимательской деятельности». Далее Борис Алешин пишет, что «большая часть положений проекта федерального закона не согласуется с соответствующими нормами гражданского законодательства или вторгается в сферу правового регулирования иных федеральных законов, субъектами правоотношений которых являются не только саморегулируемые организации.  К таким федеральным законам можно отнести следующие:  "О некоммерческих организациях", "О рынке ценных бумаг" и "О несостоятельности (банкротстве)". В частности, законопроектом нарушается система регулирования и контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами.  Фактически законопроектом предлагается наделить саморегулируемые организации функциями ряда органов исполнительной власти.  Проект федерального закона нуждается в существенной доработке как редакционно, так и по существу.  На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает данный проект федерального закона».

В связи с формальным отсутствием в законопроекте «О СРО» положений, отражающих вопросы, предусмотренные пунктом 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, авторы законопроекта обошлись без заключения Правительства Российской Федерация. Поэтому и удалось протащить законопроект в первом чтении.

Сторонники закона о СРО любят спекулировать на слабости российских союзов и ассоциаций. Действительно, государственная власть по инерции часто игнорирует мнение  союзов и слышит лишь голоса отдельных олигархов. Но нельзя же видеть решение проблемы в подготовке законопроекта, который приведет к появлению квази-союзов, контролируемых олигархами.  Это тот случай, когда лекарство хуже болезни.

Сегодня необходимо обеспечить цивилизованное  взаимодействие уже существующих союзов и ассоциаций с органами государственной власти, а не создавать подконтрольные олигархам новые структуры. Дополнения  в действующий Федеральный закон «О некоммерческих организациях», внесенные в текущем году в Государственную Думу группой депутатов во главе с Виктором Семеновым решают эту проблему. Поправки позволят союзам и ассоциациям получать от органов государственной власти информацию по профилю своей деятельности, участвовать в разработке соответствующих нормативных правовых актов, государственных программ, стандартов и иных документов, участвовать в работе коллегиальных органов власти. 

Важно, что поправки Виктора Семенова не навязывают страхование ответственности участников союзов перед потребителями и не предполагают  никакого финансового ценза для некоммерческих организаций. Такой подход позволит сделать шаг вперед в укреплении отраслевых ассоциаций и одновременно избежать монопольного навязывания  условий работы на отдельных секторах российского рынка.

Принятие же закона о СРО будет способствовать появлению механизма «узаконенной коррупции» и раздуванию огромной паразитической бюрократической надстройки над бизнесом. Хотя эта надстройка и негосударственная, но она неизбежно будет питаться за счет бизнеса, создавая ему препятствия в развитии. При этом выиграет только олигархический бизнес, который совместно с чиновничеством будет создавать такие структуры и через них диктовать правила на рынке, устранять конкурентов, делить собственность.

Не случайно законопроект о СРО поддерживает ряд российских чиновников. С начала 90-х годов российские чиновники «сидят на чемоданах», наблюдая перманентные и бессмысленные реорганизации министерств и ведомств, вмешательство олигархов в работу органов государственной власти, покупку ими нужных решений. Российские чиновники унижены нищенской зарплатой и вынуждены жить на взятки, размер которых определяется полезностью принимаемых ими решений для конкретных бизнесменов.

Разуверившиеся во всем чиновники, прекрасно осознавая весь вред от передачи государственных функций различным новообразованиям, действуют по принципу: «если с чем-то нельзя бороться, то это надо возглавить». По такой же схеме действовали некоторые руководители  в лихое время первоначального накопления капитала. Они также заранее готовили себе «запасные аэродромы» в крупных компаниях, принимая решения в ущерб государственным интересам.  Сегодня ситуация весьма схожа, но только чиновники планируют пересесть в кресла руководителей подконтрольных олигархам министерств-кооперативов. Высвобождаемая в ходе административной реформы армия государственных служащих должна будет где-то трудоустраиваться, а  олигархические регуляторы рынка в виде СРО, являются теплым и привлекательным местом.

В заключение хотелось бы отметить, что в России почему-то административная реформа свелась лишь к поиску «избыточных» государственных функций. Некоторые «специалисты», которые путают функции с процедурами,  насчитали целых пять тысяч таких функций государства. Налицо путаница в понятиях. Не может быть у государства пять тысяч функций! Их может быть не более пяти. Административная реформа не должна сводиться к радостным утверждениям о том, что  «Минсельхоз теперь не будет дегустировать вина -  это мы поручим  делать СРО дегустаторов вин».

Суть административной реформы состоит не в передаче отдельных процедур непонятным структурам, а в грамотном проецировании основных функций государства на  аппарат управления, а также концентрации усилий на подготовке и принятии национально значимых решений.

Александр Романихин, президент Союза производителей нефтегазового оборудования, член правления Российского союза товаропроизводителей

18.12.2003 09:44 Мск | Москва | информационная служба Накануне.RU


Если Вы заметили ошибку, выделите текст, ее содержащий, и нажмите Ctrl + Enter







читать комментарии (2)
Добавить комментарий:

Отдаются избыточные функции государства в хорошие руки по сходной цене
Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *





Новости партнеров
Loading...




Новости партнеров
Статьи по теме "экономика":



Другие статьи:


Время наверстывать упущенное в советском кораблестроении
"Происходит большой передел Москвы. Градус недовольства возрастает, но власти это недооценивают"
Украина напоминает о себе Западу новыми провокациями
Асад медленно окружает провинцию Идлиб
"Налог на бездетность – не спасение от социально-культурной деградации страны"
25.04.2017 Мск  |  общество  |  комментариев: 3

Затянет ли Мархаев красный пояс вокруг Байкала?
25.04.2017 Мск  |  политика  |  комментариев: 1

Неонацист или исламский экстремист? Кем был хабаровский стрелок
Михаил Гершкович: Нужно наводить порядок в судейском корпусе
24.04.2017 Мск  |  спорт  |  комментариев: 1

"Центральное" ЧП "Южуралзолота"
Школа для элиты, элитная школа или всеобуч: каким путем пойти
Стоят ли США и КНДР на пороге войны?

Да, она опять близка и начнется уже скоро

Это попытка напугать Пхеньян и Пекин, а дальше видно будет

США помнят печальный опыт войны в Корее и не пойдут на это


Результаты 643
Екатеринбург Облачность:
Давление: 743 мм. рт. ст.

Температура, °С:
  днем 11
  ночью 7

Ветер: Северо-Восточный  3м/с

подробнее
Новости партнеров

Новости Екатеринбурга и Свердловской области       
вверх
Рейтинг@Mail.ru
Наш проект  Наша команда 

РИА Накануне.RU
© Институт Информационных Технологий, 620142, г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 16
Свидетельство о регистрации СМИ ИА№ФС77-56094 от 15 ноября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ФС77-56357 от 02 декабря 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Телефоны: (343) 295–15–36, 295–15–94, 295–14–38. E-mail: news@nakanune.ru
Использование материалов агентства допускается только с согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к материалам сайта. Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
18+