19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBwUb9
Услуги сервиса: http://remont.youdo.com/facing/facing/flats/three/, подробности...
YouDo: http://remont.youdo.com/plumbers/service/price/, смотреть тут.
youdo.com


Аналитика все материалы

Поправимое ОСАГО

У каждого российского автомобилист теперь появится своя история. Страховая. Все шаги пройдены, президентская подпись поставлена и до вступления поправок в законную силу остается меньше 90 дней. Кто ездит без аварий, тот и заплатит меньше. Согласно новым поправкам в закон "Об обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств", на безаварийной езде за 10 лет можно сэкономить до 50% стоимости полиса ОСАГО. Получается по 5% в год. Такое станет возможным только после создания единой компьютерной базы данных. То есть воплощение новой системы вновь доверили машине. Как было с ЕГАИС, все помнят. Правда, это немного из другой оперы, но от определенных опасений сей факт все же не избавляет.

Вначале было слово

Фото: lubosvet.org.uaИ слово было…"указанного". Закон гласил: "Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от…… наличия или отсутствия страховых выплат… при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды". Собственно, из-за этого слова система коэффициентов и не работает, ведь страховая история распространяется на автомобиль, а не на человека. При смене автомобиля, все прошлое, как безаварийное, так и аварийное уничтожается, и отсчет начинается с нуля. Таким образом, и автомобилисты-профессионалы не могут воспользоваться дополнительным бонусом, и автомобилисты – нарушители спокойствия не наказаны рублем. Теперь лишнее слово убрано. Но не все так просто.

За три месяца, как раз до того срока, пока поправки не вступят в силу, законодателям предстоит еще поработать. Страховщики уверены, что кроме президентской подписи, упразднившей привязку автолюбителя к автомобилю, нужны еще некоторые законодательные изменения.


"Думаю, что еще будет принят ряд нормативных актов. 90 дней на это есть. Конечно, все учесть нельзя, ведь даже закон об ОСАГО, который вводился в 2003 году, до сих пор шлифуется. Думаю, что шлифоваться будет еще лет пять-шесть, а, может быть, и дольше", - уверен руководитель службы по связям с общественностью компании "Ингосстрах" Владимир Клейменов.

То, что закон об ОСАГО сырой, признавали и признают как страховщики, так участники дорожного движения. Нынешние изменения, по словам Владимира Клейменова, и есть шлифовка этого закона, которую, в свою очередь, тоже нужно шлифовать. Получилось как обычно: поправки есть, а как их воплощать в жизнь - непонятно. Директор управления корпоративными продажами страховой компании "Северная казна" Николай Игошин признался Накануне.RU, что механизма, по которому теперь должны действовать страховые компании, как такового, не пока существует. "Самым главным является не тот факт, что указ подписал Президент, а тот, что мы не знаем, какой брать коэффициент в разных случаях. Я надеюсь, что решение будет принято в 90 дней", - говорит Николай Игошин. Речь, прежде всего, идет о том случае, когда у одного человека несколько автомобилей, которые имеют разную страховую историю. Разумеется, каждая отдельная страховая компания не может действовать так, как ей заблагорассудиться, поэтому и возникают определенные опасения у страховщиков.

Баш на баш

Что касается прибыли или, наоборот, убытков, то тут ничего ни для автолюбителей, ни для страховщиков не изменится. Ведь Фемида(2022)|Фото: Накануне.RU соотношение добропорядочных водителей и нарушителей останется прежним. Коэффициент бонус-малус бывает как понижающим, так и повышающим, то есть некоторым за безопасную езду будет скидка, некоторым за создание аварийных ситуаций на дороге за страховку придется платить дороже.

 "Можно ожидать небольшого снижения премии. Ежегодно 10% машин меняет своих хозяев. Даже если допустить, что все эти люди не были участниками ДТП и к ним необходимо будет применить понижающий коэффициент, то снижение сборов составит 5% от этих 10%, т.е. максимум 0,5% от всех сборов.
Это снижение будет с лихвой компенсировано тем, что при обновлении автопарка машины обычно заменяются на более мощные и, соответственно, страховой взнос по ним будет выше",
- говорит первый заместитель генерального директора "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров.

Если рассматривать поправки в целом, то, в конечном счете, выигрывает не страховщик или автолюбитель, а закон. "Мы сократим количество мошенничества в связи с тем, что люди уклонялись от уплаты повышающего коэффициента бонус-малус, а это реально существует, на сегодняшний день", - говорят в СК "Северная казна".

Кроме того, опасения автолюбителей, что ОСАГО подорожает, как заверяет Николай Игошин, беспочвенны. "Пока объективных мероприятий к подорожанию ОСАГО нет, ведь коэффициенты не меняются. Для того, чтобы подорожала стоимость обязательного автострахования, необходимо, чтобы изменился либо базовый страховой тариф, либо страховка. Этого не происходит", - уверен директор управления корпоративными продажами страховой компании "Северная казна".

Но все же для автовладельцев может возникнуть один неприятный момент - увеличение срока заключения договора ОСАГО. Если пока еще заключить договор может страховой агент, то отныне автовладельцам придется приходить в офис выбранной компании.

Связанные одной сетью

Возникают определенные опасения и у автомобилистов. В частности, как уверен исполнительный директор совета "Независимая ассоциация содействия автомобилистам" Василий Белопашенцев, сейчас, когда не существует единой Фотоинформационной базы, даже поправки не снимут ситуации, что "недобросовестные страхователи переходя из одной страховой компании в другую, "забудут" уведомить страховщика об имевших место страховых случаев". По мнению Василия Белопашенцева, после создания единой базы ситуация должна радикально улучшиться.

Ситуация со страхованием во многом напоминает ситуацию с кредитованием. До создания единой банковской базы данных, после чего стало возможно существование кредитных историй, банки также обменивались между собой списками недобросовестных клиентов. Поэтому вполне вероятно, что при появлении базы страховщиков, куда будут занесены данные отдельных страховых компаний (напомним, что данные копятся с 2003 года), некоторые автолюбители могут уже попасть в "черный список". Однако если банк может отказать в выдаче кредита, то страховая компания обязана заключить договор ОСАГО с любым клиентом.

Мало кто об этом знает, но общая система, по которой могут работать страховщики, уже создана, она даже тестируется в некоторых регионах. Ее суть состоит в том, что все страховые компании не складывают в одно место данные по страховым выплатам, а каждая страховая компания отвечает в режиме реального времени на запрос другой страховой компании через ядро системы.

"В первом квартале 2007 года намечена опытная эксплуатация подсистемы КБМ, в которой примут участие Росгосстрах, Росно, Ресо-Гарантия, Ингосстрах, ВСК, Альфастрахование. Для внедрения по всей территории России необходимо чтобы, страховые компании, центральные офисы которых находятся не только в Москве, начали после опытной эксплуатации подсистемы КБМ к ней подключаться. Времени на доработку системы не требуется, система готова", - сообщил Накануне.RU начальник управления по PR Российского союза автостраховщиков Игорь Васюков. Он отметил, что вероятность сбоев системы крайне низкая - менее 0,1%

А по словам Дмитрия Маркарова, сложностей в создании общего информационного ресурса очень много, поскольку собственные базы данных страховщиков находятся в разной степени готовности. "Более того, готовность страховщиков к объединению своих централизованных баз данных вызывает серьезные опасения, т.к. на сегодняшний день в лучшем случае десять членов Российского союза автостраховщиков из 160 имеют собственные централизованные автоматизированные базы данных. А без наличия таких баз нельзя говорить о централизации на уровне профобъединения страховщиков", - утверждает представитель Росгосстраха. 

Кстати сказать, в Германии страховая история водителя оценивается лишь в рамках одной страховой компании. Дмитрий Маркаров рассказал, что в случае, если же страхователь решил поменять страховую компанию, возможны два варианта. Во-первых, он может взять справку у своего предыдущего страховщика, в котором будет описана страховая история, и тогда все бонусы и малусы остаются при водителе. Во-вторых, он может явиться к новому страховщику без справки, и тогда страховщик будет относиться к нему, как к страхователю с высокой степенью риска, и сможет применить повышающий коэффициент.

"В принципе, в нашем законе такая норма – о предоставлении информации о своей страховой истории при смене страховщика – заложена, однако она не работает. Для того, чтобы сделать ее по-настоящему действенной, надо дать право страховщикам увеличивать малус (т.е. повышающий коэффициент) для нового клиента, не имеющего справки о своей страховой истории", - говорит первый заместитель гендиректора Росгосстраха. Но это уже следующий шаг, который парламентарии могут сделать, могут не сделать. Пока же создается база данных. 

(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU Так или иначе, неразбериха с обязательным автострахованием, которая имела место три года назад, можно сказать, осталась в прошлом. Хотя определенные проблемы, конечно, остались. В частности, по словам Василия Белопашенцева, страховые выплаты не всегда адекватны степени повреждения автомобиля. Для решения этой проблемы было бы уместно введение европейского протокола страхования гражданской ответственности, согласно которому при наступлении страхового случая человек обращается в свою компанию и она регулирует все вопросы. "Сейчас человек не может повлиять ни на что, потому что с той страховой компанией, которая (2018)|Фото: Фото: Накануне.RU выплачивает деньги, а это страховая компания виновника ДТП, никаких договоренностей нет", - рассказывает исполнительный директор совета "Независимая ассоциация содействия автомобилистам". По его словам, если бы со страховым случаем разбиралась компания пострадавшей стороны, в случае неадекватной оценки ущерба, автомобилист может сменить страховую компанию. Собственно, так и складывается репутация организации, а конкуренция в страховой сфере есть. Борясь за каждого отдельного клиента, страховые компании выплачивали бы адекватные суммы пострадавшим.

Как бы то ни было, стоит вспомнить 2003 год, когда подавляющее число автолюбителей считали ОСАГО обдираловкой, только спустя год в полезности существования такой системы убедились 53%, остальным пришлось смириться. Можно надеяться, что принятые поправки действительно будут работать и не вызовут сбоев в системе данных, очередей в офисах страховых компаний или еще каких-нибудь напастей. Но узнать об этом мы сможем не раньше, чем через три месяца. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС