18 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

“Ночной дозор” - кино для патриотов?

Когда идешь смотреть новый /но уже раскрученный/ фильм всегда ожидаешь большего. Вопрос только в том, насколько твои ожидания расходятся с реальностью. Поэтому, решив сходить на “Ночной дозор”, я зарекся надеяться на многое. Хотя не скрою, в глубине души теплилась надежда, что фильм окажется “из ряда вон”, символом нового российского /многобюджетного/ кино. Но, судя по всему, что американцу, европейцу или японцу хорошо, то русскому - смерть.

Кинозал был полон. Не думаю, что на фильм пришли исключительно поклонники “Убойной силы” и, в частности, Константина Хабенского или адепты романа Лукьяненко. Нет, пришли люди, которые последнее время регулярно ходят в кинотеатры и смотрят качественные киноновинки, а вовсе не любители вечерком завалиться с пивком на диван перед телеком и убить часик на заплесневелый от бесконечно однообразных серий посредственный сериал.

Не стану подробно описывать свои ощущения и мысли, которые меня одолевали во время поглощения сего кинопродукта, поскольку касались они не содержания фильма, а, скорее, отсутствия в нем подлинной блокбастерской эстетики. Сегодня и американцы, и европейцы, и японцы озабочены поисками новых форм в кино, нового восприятия. Они, надо признать, и в этом ушли далеко вперед нас. Российский кинематограф, в лице “Ночного дозора”, - это троечник, который не успел выполнить домашнее задание и на перемене списывает его на скорую руку /причем, с ошибками/ у более продвинутого соседа.

Как пристроить деньги, которые российское кино редко видит, на что потратить, если все, что есть – это посредственный сюжетец и пара старых идей Достоевского. Хотя и это уже немало, если при этом есть Система Станиславского. А она, судя по всему, и забыта. Если Хабенский хотя бы как-то напрягался и старался играть, то остальные актеры /в том числе и настоящие профессиональные актеры, и даже поп-певичка, и певец рокопопса/, просто поразвлеклись на съемках /на чем и “срубили” денег/. И дело тут вовсе не в том, что актеры не хотели играть, просто нет в этом фильме места для актерской игры. Зато очень подробно показывается, к примеру, как металлическая заклепка из фюзеляжа самолета отрывается и летит сквозь облака в вентиляционную трубу московской новостройки, а оттуда попадает в кружку с кофе, которую держит героиня фильма. Нет особой игры актеров, зато есть такой вот впечатляющий полет заклепки…

Надо сказать, что фильм смотрится легко, как американский боевик. Режиссер особенно не напрягает зрителя умными идеями и сильными образами. Вообще, кажется, все было сделано, чтобы зритель понаслаждался спецэффектами. И оно было бы так, если бы не несколько “но”. Спецэффекты были сделаны качественно и вызывали ощущение правдоподобия, но вместе с тем при просмотре не покидает чувство дежавю, которое отсылает к “Форсажу” и “Блейду”. Например, грузовая машина с надписью “Горсвет” несется как “феррари” в “Форсаже”, полыхая огнем из выхлопной трубы, или лицо вампира Хабенского покрывается сеткой пульсирующих вен, как у Снайпса в “Блейде”, рождаются подобные аналогии довольно активно.

Остановлюсь лишь еще на одном плагиате /умышленном или нечаянном – неважно/. В прошлом году вышла первая часть “Убить Билла” Квентина Тарантино. Со стилем у Тарантино все в порядке. Даже мультфильм посередине фильма смотрится уместно и стильно. Мультфильм же в “Ночном дозоре” сильно выбивается из общей стилистики фильма /которая вообще довольно не ровная/. Мда…, за Тарантино Бекмамбетову не угнаться… Реклама давно почившего с миром банка “Империал” /автор этой рекламы тот же Бекмамбетов/ позволяла надеяться на большее. Хотя, если подойти с другой стороны, и воспринять данной творение российской кинорежиссуры с юмором, то можно предположить, что “Ночной дозор” – это не наша “Матрица” /или “наш ответ “Секретным материалам”/ – как окрестили фильм кинокритики, а наше “Очень страшное кино” – пародия на известные американские блокбастеры.

Еще один серьезный минус “Ночного дозора” – звук. Это отметили многие специалисты и простые зрители. Многие фразы просто не поддаются расшифровке. Господа звукорежиссеры перестарались в погоне за естественностью звучания голосов. Хотя слова в основной своей массе в этом фильме не главное. Справедливости ради стоит отметить, что слух изредка “цепляют” некоторые изречения типа: “У меня на завтра Мендельсон заказан…” Но такие перлы только подчеркивают скудость остальных вербальных изъяснений.

Также во время просмотра картины регулярно умиляет по-детски откровенная и навязчивая реклама спонсоров /на вскидку – Первого канала, сотового оператора, марки кофе и пельменей/. Согласитесь, забавная подборочка! Газета.ру пытается в своей беззастенчиво положительной рецензии на фильм отдать должное Константину Эрнсту, одновременно оправдав нелепую рекламу в фильме: “За это /за рекламу – ред./ фильм почему-то ругают. И совершенно зря. Продюсеры имеют полное право искать деньги там, где их можно найти, например, в технологиях product placement”.

Актерский состав не особенно впечатляет, хотя нельзя сказать, что это уровень нового российского сериала "Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...", хотя и там и здесь играет, допустим, Владимир Меньшов. Критики разгромили “Бальзаковсий возраст”, обозначив его как “разговоры подростков в прокуренном школьном туалете”. С “Ночным дозором” такое не пройдет. Тут и актерский состав все же посерьезнее /помимо Владимира Меньшова в фильме активно задействован Гоша Куценко, не говоря уже о Константине Хабенском/ и деньги несравненно большие, да и режиссер куда как талантливее. С ликованием на официальном сайте “Ночного дозора” ссылаются на прокатчика "Гемини Фильм Интернациональ", который свидетельствует, что “кассовые сборы по фильму "Ночной дозор" за первый день проката стали настоящей сенсацией: лучший результат российского фильма, который был когда-либо достигнут”.

И все-таки что-то сериальное есть и в этом российском блокбастере. Великий комбинатор Константин Эрнст всегда держит про запас идею с серийным продолжением раскрученного фильма /как, скажем, было с “Антикиллером”/. Скорее всего, эта участь постигнет и “Ночной дозор”. Что ж, Константину Хабенскому не привыкать играть в сериалах. Его открытый на пару минут в экзистенциальном крике рот в финальных кадрах фильма не дает никакого ответа, и даже не ставит какого-либо вопроса. Зато эти ужасные в своем беспощадном стоматологическом натурализме кадры подготовили место для состыковки сиквела, или очередной части фильма, или же запуска целой вереницы серий.

То, что сегодня происходит с российским кино – это переходный возраст. Кино превращается в индустрию, и явление это нормальное и закономерное. В российское кино начинают вкладывать деньги, и оно, оказывается, может приносить дивиденды. Американское кино только теперь /после стольких лет существования Голливуда/ научилось делать не просто высокобюджетные фильмы, но дорогие фильмы с интересными идеями и красивой игрой актеров. Поэтому не стоит требовать, чтобы российское кино в мгновение ока научилось с умом применять деньги и купленные на них спецэффекты, не променивая при этом игру актеров на экшн.

Еще одна очевидная опасность, которая грозит сегодня российскому кино – это угроза стать ширпотребом, когда штучный товар /каким и является настоящее кино/ становится на конвеер. Вы можете себе представить хотя бы двенадцать серий “Страстей Христовых”? Ну а российский кинематограф не брезгует проституировать в формате TV-сериалов.

Вернемся напоследок к “Ночному дозору”. Фильм, безусловно, заслуживает, чтобы его разок посмотреть, но только в том случае, если вам не чужды патриотические чувства. Можно где-то даже испытать гордость: “Мы тоже такое можем!”. Но в том случае, если вам безразличны спецэффекты и интересует хорошая игра актеров – пересмотрите лучше “Покровские ворота”, или что-нибудь в этом духе. Хотелось бы, чтобы у нас в России не просто вкладывали деньги в кино, но при этом оставались профессионалы: актеры, которые играют, певцы, которые поют, и политики, которые занимаются своим делом /а не наоборот, как часто сегодня происходит…/. Может быть, в этом случае у нас будет получаться то, что мы задумываем и ожидаем, в том числе и кино.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС