29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBhmRL
По ссылке http://perevozki.youdo.com/perm/pereezdy/tag/kvartirniy/ - подробности по ссылке.
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/international/europe/moldavia/, смотреть варианты >>
youdo.com


Аналитика все материалы

Ни к селу, ни к городу или муниципальная реформа по-среднеуральски

Жители ряда районов Свердловской области накануне  заявили о том, что их не устраивает, как происходит реализация муниципальной реформы в регионе. Едва начавшись, она уже вызывает протесты населения. Правда, до массовых выступлений дело пока не дошло - все ограничилось публичными заявлениями и обращениями в суд. Можно было бы списать возмущение жителей на вошедшее уже в привычку недовольство любыми реформами, происходящими в стране. Однако, как выяснилось, у них есть все основания для этого недовольства.

Реформа местного самоуправления была разработана в 2002 году Дмитрием Козаком, занимавшим на тот момент пост заместителя главы кремлевской администрации. Главная идея реформы заключается в том, чтобы, выражаясь понятным языком, приблизить власть к народу. Для этого, по мнению авторов законопроекта, необходимо создать в каждом муниципальном образовании орган власти, знающий нужды жителей и имеющий ресурсы для решения местных проблем.

Но это лишь первый этап реализации реформы, который, как было заявлено Минрегионразвития, завершен практически во всех регионах: в каждом регионе приняты законы, утверждающие количество МО, назначены даты выборов в органы местного самоуправления. В результате переустройства муниципалитеты поделены на городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения.

Сейчас идет реализация следующего этапа реформы, связанного с разграничением полномочий между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями, а также формированием бюджетов новоиспеченных МО. К этому мы в своих статьях, думается, не раз еще вернемся.

Пока же о претензиях жителей, а они-то как раз касаются административно-территориального деления Свердловской области. Отметим, что этот процесс был отдан на откуп регионам, и каждый регион самостоятельно сформировал модель своего территориального устройства. Если говорить о Свердловской области, то в Свердловской области были сформированы пять муниципальных районов и 26 городских округов.

Однако, по мнению жителей, тот принцип, который был положен в основу формирования муниципальных образований, противоречит и закону, и всякому здравому смыслу. В пресс-конференции, которая состоялась накануне в Екатеринбурге, приняли участие жители Камышловского и Пышминского районов области. Они заявили, что все действия областных властей, связанные с реализацией муниципальной реформы, иначе как имитацией исполнения закона не назовешь. 

Взять, например, Камышловский район. Он находится в 130 км от Екатеринбурга и насчитывает порядка 30 тысяч жителей. До того, как началась перекройка, в район входило 15 поселковых советов, где был свой поселковый глава. Однако муниципальными образованиями советы не являлись (это принципиальный момент), и все поселковые главы напрямую подчинялись главе района. Дума и бюджет тоже были одни на всех - районные депутаты распределяли деньги между поселковыми советами (по такому принципу были организованы все районы в области).     

Что произошло в рамках муниципальной реформы? Камышловский район получил статус муниципального района и был поделен на пять муниципальных образований (поселений) с административными центрами в селах Галкино, Калиновка, Баранникова, Обуховское и поселке Восточный. На эти центры будут возложены все основные хозяйственные и административные функции.

По мнению жителей района, новая структура была сформирована "от фонаря", и она совершенно не учитывает исторически сложившиеся традиции и хозяйственные связи. Как считает жительница села Квашнинское Зинаида Чечушкова, если мыслить здраво, район следовало бы поделить, как минимум, на девять поселений с центрами в крупных деревнях.

Село Квашнинское считается одним из крупнейших в районе, в селе даже есть свои школа и детский сад. Сейчас Квашнинское входит в муниципальное образование с административным центром в селе Галкино. "С Галкино нас никогда ничего не связывало, до него 23 км езды. В Квашнинский совхоз когда-то входили деревни Куровского и Кочневского сельсоветов. Затем эти совхозы отмежевались, но у нас еще остались деревни Михайловка, Пульниково.  Логичнее было бы сделать поселение с административным центром в Квашнино, включив в него эти деревни ," - считает Зинаида Чечушкова .

Другим требованием закона, которое не было учтено в процессе административного переустройства района, считают жители, является пешеходная доступность. Согласно закону, границы поселения устанавливаются с учетом того, чтобы все жители поселения смогли добираться до центра и обратно в течение рабочего дня. " Раньше 3-5 деревень объединялись вокруг какого-то поселка, где располагалась администрация, школа и больница. Сейчас же из одной деревни до Галкино 43 км надо идти, из другой – 39 км, из третьей – 40 км. Как вы считаете, сможет ли 65-летняя старушка, чтобы получить справку, преодолеть даже 20 км туда и обратно за день?" - вопрошает местный активист Василий Мельниченко.

Как рассказал в неофициальной беседе с журналистом Накануне.RU представитель администрации Камышловского района,  все эти положения относительно учета исторических традиций и пешеходной доступности при формировании поселений хоть и прописаны в законе, но обязательными не являются. Соблюдение этих условий зависит от региона. Свердловские власти, очевидно, не усмотрели в этом особой надобности. И правда, какая им разница, что та же бабулька из Квашнино будет часть своей нищенской пенсии тратить на автобус до Галкино?

Весьма показательно высказывание на этот счет депутата Свердловской областной думы Галины Артемьевой. "А ездили они в Камышлов – у них все нормально было?" - задала она встречный вопрос. Отметим, что Галкино расположено в 2 км от Камышлова. Получается, что хрен редьки не слаще. А ведь реформа изначально затевалась именно для того, чтобы облегчить жизнь сельским жителям - чтобы им не приходилось за каждой справкой мотаться в город.  

В районной администрации утверждают, что Галкино в качестве административного центра поселения было выбрано как раз по причине его близости к Камышлову: мол, все равно сельчанам придется ездить в город, а тут, как говорится, заодно. И транспортное сообщение менять нет необходимости. Правда, как утверждает Зинаида Чечушкова, автобус до Камышлова из Квашнинского ходит раз в день - и то только по четным числам. "Придется подстраивать свой организм под автобусное расписание, чтоб, не дай бог, не заболел в другой день", -невесело шутит она.  

Впрочем, есть у районных властей аргумент, с которым трудно спорить. "Камышловский район относится к районам с высокой плотностью населения. Для того, чтобы сформировать поселение, необходимо, как минимум, 3 тысячи человек. В Квашнино проживает не больше 1000 человек, а в Пульниково и Михайловке и того меньше", - пояснил представитель районной администрации.

Отметим, что плотность населения того или иного района определяет правительство РФ на основании данных, предоставленных регионами. Однако со слов Василия Мельниченко выходит, что администрация района безосновательно включила в этот список население Камышлова и поселка городского типа Еланский. И потом, давайте рассуждать логично. Откуда взяться высокой плотности населения, если половина деревень в Камышловском районе практически заброшены?

Конечно, есть пара-тройка неплохих деревень. То же Квашнинское, например. Есть еще село Скатинское, которое до сих пор занимает первые позиции в области по надоям молока и производству яиц. Но и они, опасаются местные жители, не сегодня-завтра загнутся. И необдуманная реализация муниципальной реформы этому только поспособствует.

Взять, например, то же село Скатинское и расположенное неподалеку от него село Баранникова. Когда-то оба совхоза считались лучшими в округе, и местные власти не отставали друг от друг не только по части производства сельхозпродукции, но и по части благоустройства села. В каждом из этих сел есть школа, которая даст фору многим городским школам, детский сад, есть даже музыкальная школа. Как какие-то соревнования, скатинские и баранниковские спортсмены всегда в числе победителей значатся.

Однако районные власти почему-то решили, что центр поселения, куда вошли оба села, должен быть расположен в Баранникова. Может быть, это и не означает, что скатинцы станут жить хуже. Но найдутся ли у муниципалитета деньги, чтобы содержать две школы, два детских сада? В Квашнинском районные власти уже пообещали закрыть два класса. А потом мы сетуем на то, что в селах все реже попадаются жители моложе 50 лет. Действительно, логичнее было бы сформировать поселения вокруг сильных деревень.

"Если в Галкино будет административный центр, на селе Квашнинское можно поставить большой крест, - убеждена Зинаида Чечушкова,Нам тогда и надеяться не придется на то, что когда-нибудь мы возродим школу, сельское хозяйство". И добавляет: "Вы не думайте, что я одна такая. Мы в Квашнинском почти 500 подписей собрали против такой политики. А скатинцы собрали 1100 подписей".

В районной администрации считают, что жителям не о чем беспокоиться. Со слов чиновников, после того, как пройдут выборы в органы местного самоуправления (они намечены на 9 октября), жители вправе будут самостоятельно определить местонахождение администрации. То есть ее юридический адрес будет в Галкино, а фактический, например, в том же Квашнино. Ерунда какая-то получается. Почему бы сразу не спросить мнение жителей? По закону референдум проводится только тогда, когда речь идет об изменении границ. Но ведь мнением населения мудрым властям никогда не зазорно поинтересоваться? 

Не менее любопытен и тот факт, что наряду с главой поселения и депутатами управлять муниципалитетом будут территориальные управляющие. По сути, это те же самые поселковые главы, но они будут осуществлять те же функции, что и органы местного самоуправления. Их присутствие отчасти избавит жителей от необходимости каждый раз ездить в административный центр. Однако, во-первых, это дополнительное звено в цепочке. Во-вторых, чем тогда новая система будет отличаться от прежней?

Очевидно, и это имели в виду жители района, когда говорили про видимость реализации закона. Территориальные управляющие - это одно, а возможность влиять на процесс формирования бюджета, контролировать, как расходуются средства, и сообща решать, на что потратить лишний рубль, - совсем другое. "А как это можно сделать, живя за 40 км?"- задает вполне резонный вопрос Василий Мельниченко. Ведь в этом главная идея реформы и заключается, не так ли? Конечно, каждое село депутатами не снабдишь. И не надо. Но постараться выстроить процесс таким образом, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным, и есть задача региональных властей.

Областной суд не признал действия свердловских властей противоречащими закону. Сейчас жители обратились в Верховный суд с требованием признать несоответствующими федеральному законодательству 62 (!) областных закона. Все они касаются формирования границ МО и наделения их соответствующим статусом.

Вопрос о статусе муниципальных образований в Свердловской области, вообще, заслуживает отдельного внимания. Как мы уже отмечали, закон всего-навсего обозначил возможные схемы, а уже сами регионы выбирали, в каком направлении двигаться. Тюменские власти, например, преимущественно сформировали муниципальные районы (21 район) и всего пять городских округов. Этим же путем пошли в Челябинской области: Южный Урал насчитывает 27 муниципальных районов и 16 городских округов, включая 4 ЗАТО. В Свердловской же области, дабы не мудрствовать лукаво, просто переименовали большинство муниципалитетов в городские округа.

Отличие заключается еще и в том, что в других регионах статусом городского округа были наделены крупные или средние города, что, вообщем-то, вполне логично. В Свердловской области статус городского округа был присвоен даже тем районам, куда входит большое количество населенных пунктов. Например, статус городского округа получил Пышминский район, включающий в себя 54 (!) села и деревни. А что такое городской округ? Это единое муниципальное образование со своими главой и думой. А в Пышминском районе есть села, которые расположены на расстоянии аж 70 км от центра. О каком самоуправлении идет речь?!   

"У нас в селе Боровлянское все жители единогласно проголосовали за проведение референдума по вопросу создания сельского поселения. Направили подписи в территориальную избирательную комиссию. Спустя месяц я обратился к Мостовщикову. Нас промурыжили два месяца вместо положенных 15 дней. За это время уже успел вступить в силу закон о городском округе", - говорит житель Пышминского района Федор Квашнин.

Депутат облдумы Галина Артемьева в интервью Накануне.RU так мотивировала решение свердловских властей: "Мы не пошли на то, чтобы мельчить МО только потому, что наша область - высоко урбанизированная с единой качественной (не всегда настолько, насколько бы хотелось) сетью автодорог, с единой социальной структурой и сложившимися традициями. Для чего нужно ломать то, что себя оправдывает? Для того, чтобы создать еще кучу глав и кучу депутатов? У нас основная жизнь крутится вокруг городов, поэтому у нас свои подходы. Никто не сказал, что они неправильные.

Насчет "никто не сказал" Галина Николаевна явно слукавила. Уже и уральское полпредство обратило внимание на то, как проводится муниципальная реформа в Свердловской области. Заместитель полпреда Сергей Вахруков назвал этот процесс "специфическим". Кроме того, он заявил, что как только суд признает незаконными решения областной думы, полпредство подключит все свои ресурсы для того, чтобы все нарушения были устранены. Заметим также, что ряд прокуратур (Северо-Западного округа, республики Коми, Калининграда) уже оспорили решения своих законодательных органов, также сведших реформу к созданию городских округов.  

Утверждение, что эта система себя оправдывает, тоже весьма спорное. Во всяком случае, в не менее урбанизированной Челябинской области поселенческая модель действует уже не один год, и местные власти не слышали ни одного нарекания от жителей. И в суд пока еще никто из них не обращался.  

"У нас не было необходимости вносить какие-то изменения, административные центры поселений мы сохранили в прежних границах. Единственное, что мы сделали, - это наделили МО соответствующим статусом, посчитав при этом, что целесообразнее сохранить статус муниципальных районов. Это, безусловно, лучше для сельских жителей. Они со своими бедами могут пойти к главе поселения, решить все свои вопросы на месте", -  поведал Накануне.RU заместитель начальника управления организационной и контрольной работы правительства Челябинской области Юрий Жданов.

Соответствующий опыт имеется и у Тюменской области. Правда, в 2001 году тюменцы перешли на порайонное деление, но с началом реализации муниципальной реформы вновь вернулись к прежней системе. Единственное изменение коснулось статуса муниципальных органов власти - раньше они являлись территориальными подразделениями администрации области.

Естественно, тюменским и челябинским властям было в чем-то проще - раз в этих регионах ранее уже существовала поселенческая модель. Но ведь ничто не мешало Свердловской области воспользоваться проверенным опытом соседей, забыв хоть раз о своем безмерном самолюбии. Речь все-таки идет не об инвестициях в экономику, а о конкретных людях.

Впрочем, у свердловских властей, очевидно, еще будет время расставить все по своим местам. Накануне стало известно, что Госдума с подачи "Единой России" скорректирует сроки проведения реформы местного самоуправления. Это связано как раз с тем, что далеко не все регионы успели к ней подготовиться. "Единороссы" решили переходный период продлить как минимум до 1 января 2008 года. Если Госдума 8 июля примет соответствующее решение, то регионы получат право самостоятельно определять сроки, когда органы местного самоуправления смогут в полном объеме начать работать.

При любом раскладе, многое, как и в случае с монетизацией льгот, будет зависеть от действий региональных властей. У Свердловской области есть два выхода: оставить все, как есть (если, конечно, решение Верховного суда будет в ее пользу), либо вносить поправки в законы. Было бы глупо утверждать, что в этом случае область избежит всех проблем, связанных с реализацией муниципальной реформы. Однако следующий этап реформы включает в себя вопросы куда более сложные и щекотливые, чем установление границ и наделение МО новым статусом. Решение этих вопросов будет напрямую зависеть от того, насколько продуманными будут действия властей уже на этом этапе реформы.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС