24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC6DeE
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/pereezd/geo/voroneg/, лучшие цены.
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/evacuation/private/, смотрите ссылку.
Услуги сервиса: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/dlv/kabluk/, гарантии.
youdo.com


Аналитика все материалы

Альтернатива югорская, которой нет

Почетное право открыть список президентских назначенцев в Уральском федеральном округе получили /желая или не желая того/ главы двух ключевых регионов России. Вот-вот случится обнародование фамилий претендентов на посты югорского и ямальского губернаторов.

Вообще-то выборы в ХМАО и ЯНАО должны были произойти в марте 2005 года. Если строго следовать букве назначенческого закона, то кандидатуры глав этих регионов уральский полпред Петр Латышев должен был представить за три месяца до контрольного срока, а, значит, в самый канун наступления нового 2005 года. Но, поскольку назначение губернаторов только-только стартовало юридически, а тут еще и монетизационные проблемы заслонили в стране вообще все, что можно было заслонить в глазах общественности, то список Латышева тире Медведева тире Президента не известен точно никому и по сию пору.

Зато совершенно беспрецедентно широко известны стали просвещенным слоям политически продвинутой тусовки всяческие подробности вокруг этого списка. И бог бы с ними с политическими сплетнями /мало ли их гуляло в пору так называемого "разграничения полномочий" в тюменской матрешке/, если бы не несколько "но".

"Но" первое. Ямал и Югра - две энергетические или сырьевые, если быть точным, житницы России. И пока разговор о технопарках и высоких технологиях, увы, лишь ведется на верхних уровнях власти, главная составляющая российской казны, а, соответственно, и благополучия всех слоев общества /кому-то на уровне недвижимости на Лазурных берегах и в туманных Альбионах, а кому-то на уровне отмонетизированных льгот/ производится именно здесь. Если не считать особой статьи - столицы. Отсюда - совершенно отдельное внимание к тем личностям, что будут стоять у руля управления Ямала и Югры на самом высоком уровне. Совершенно уверены, что отсюда же такая нервическая, затянутая по времени ситуация и со списком претендентов в назначенцы.

Нервичность проистекает, естественно, из почти полного отсутствия достоверной информации о содержании списка Латышева. Сам полпред хранит молчание. Администрации губернаторов тоже. И их можно понять, решается прежде всего их личная судьба. Слив по фамилиям в СМИ идет из совершенно неофициальных источников, которые в данном случае даже не политологического происхождения. Что совсем уж необычно для российской политики последнего десятилетия. Политологи лишь пытаются обосновать или опровергнуть логичность появления тех или иных фамилий из тех самых совершенно неофициальных источников.

"Но" второе. Происходящее из региональных особенностей Югры и Ямала. Как верно и неоднократно замечали уже социологи, варяг на севере будет воспринят крайне негативно. И даже если поначалу сыграет фактор неожиданности /Вот ни фига себе, а что ж теперь будет?/, то по прошествии весьма небольшого времени-месяц, два - сопротивление неизбежным в случае назначения чужака  пертрубациям в элитах и экономике регионов будет колоссальным. Не факт, что открытым, скорее, подспудным, но крайне неприятным - и для того, кто назначал, и для того, кого назначат, и для тех, кто живет и работает в судьбоносных для страны округах. Однако предположим, что даже этим можно пренебречь. Хотя это весьма спорно, а, учитывая монетизационные волны, вообще глупо, но предположим.

Тогда переходим к третьему "но". Оно имеет совсем не югорское и не ямальское происхождение. И его можно обозначить примерно так - есть ли сегодня консолидированное мнение управляющей всей ситуацией в стране группы лиц, кои могут своим давлением, облеченным в решение главы государства, сменить многие годы успешно управляющих Югрой и Ямалом губернаторов? Рискнем утверждать, что нет.

Откуда такая уверенность? А давайте посмотрим внимательно на все разрозненные информации, сообщения и просто слухи, что вертятся вокруг назначенской ситуации. Попытаемся их проанализировать, систематизировать и прийти к какому-то логическому умозаключению. Даже если и без прогноза. Ибо прогнозировать сегодня политические расклады в России - дело не просто неблагодарное, а, простите, глуповатое.

Итак, что же сегодня имеется в информационном поле вокруг темы назначения губернаторов Югры и Ямала? Или, как правильно говорят официальные лица, - вокруг кандидатур губернаторов этих регионов, кои будут предложены их законодательным собраниям для утверждения в должности главы субъекта федерации.

Имеющиеся у нас опять же совершенно неофициальные сведения гласят. На пост губернатора Югры имелось три фамилии - сам губернатор Филипенко /именно так, под номером раз/, его спарринг-партнер единоросс г-н Сидоров и глава "Тюменьтрансгаза" г-н Завальный. Что любопытно. До начала этой недели тот же Павел Завальный был номером два в списке претендентов на пост главы Ямала. Объяснить этот факт более чем просто. В Югорске /ХМАО/ расположена штаб-квартира ТТГ и г-н Завальный в ситуации округа совсем не новичок, а что касается Ямала, то давнее желание газпромовского руководства посадить в кресло руководителя ЯНАО своего в доску человека ни для кого не секрет. Чтобы сразу уж по Ямалу понять, что к чему, огласим весь список. Он был обширен. Замы г-на Миллера - Ананенков и Рязанов, уже упомянутый г-н Завальный, естественно, сам губернатор Неелов, плюс депутат Госдумы ямальского происхождения г-жа Комарова.

Вся прошлая неделя в узких кругах заинтересованной общественности прошла как раз под знаком широкого кулуарного обсуждения - насколько шансы г-на Завального серьезны? Начало этой принесло ответ, который, на наш взгляд, был совершенно очевиден сразу после теплейших общений Юрия Неелова и Сергея Собянина. Вплоть до анонсированного совместного открытия голубиной выставки, не важно состоявшегося или нет. Дело в том, что эксперты давно подметили - как только у Юрия Неелова возникают тучи на его политическом горизонте, по его инициативе резко улучшаются отношения губернатора Ямала и Тюменской области. Именно так случилось в январе 2005, именно так было в ходе труднейшего политипроцесса в "тюменской матрешке", когда Юрий Васильевич проявлял инициативы по одностороннему сближению позиций с тюменской администрацией. Одним словом, почувствовав очередные косые взгляды из газпромовского дома накануне предстоящего назначения, Неелов предпринял все возможное и невозможное и, в очередной раз подтвердив лояльность газовому монополисту на всех доступных ему уровнях, получил-таки уверенность в завтрашнем дне. В немалой степени этому способствовали, надо полагать, и обострение собственных, гораздо более животрепещущих для Газпрома проблем. А именно противоречивому процессу слияния или удушения в объятиях Роснефти, который продолжает развиваться по принципу - шаг вперед и два назад.

И о Югре. Начнем опять же с несколько безапелляционного, но совершенно логичного утверждения - альтернативы Александру Филипенко на посту губернатора Ханты-Мансийского автономного округа сегодня нет. И это, похоже, отлично понимают не только в Югре и, что важнее, не столько в Югре. Это понимают в столичных решающих кабинетах. И дело не только в том, что у Филипенко 90-процентная поддержка населения округа, а в том, что управление вторым по объему бюджета регионом России /после Москвы/, который добывает более 60% российской нефти, в руках Александра Васильевича на протяжении всех последних лет, ни на йоту не поколебало социального спокойствия в Югре. Последний пример - та же монетизация льгот. Жители ХМАО, конечно, наблюдают за уличными бурями в российских городах, но им совершенно нет никакого повода следовать примеру сограждан. Льготники Югры ни в чем не пострадали, они вообще не очень заметили перехода, который вызван введением в жизнь 122 ФЗ.  Тем, кто готов скептически-раздраженно воскликнуть: "Ну, конечно. В Югре-то денег навалом!", возразим встречным вопросом - "А разве мало примеров, когда вполне состоятельные регионы-доноры умудрились наломать дров в монетизационных новшествах, доведя свое население до уличного протеста?" Пример - тот же Санкт-Петербург. Уж так прогреметь льготно-протестной активностью, будучи одним из лидеров среди регионов-доноров, имея во главе недавнего социального вице-премьера федерального правительства - это надо было совсем не думать о подопечном населении. Именно обратным - заботой о людях, живущих в округе, проникнута была и есть вся политика команды губернатор Филипенко. 

В этом смысле вполне  логично, что срочно вылетевший из Москвы уральский полпред президента Петр Латышев поехал изучать положительную практику монетизации в два уральских региона - Тюменскую область и  Ханты-Мансийский автономный округ. Два несколько разных подхода к практике внедрения 122 закона с плюсовым эффектом оказались вполне достойны изучения и применения в рамках страны. А Югра еще и собственными наработками отличилась - проект социальная карта Югры. Именно в Ханты-Мансийске, отследив монетизационный опыт округа, Петр Латышев заявил: "Ни о каком провале реформ в социальной сфере речь не идет, не можем мы заявлять и об отставке правительства". То бишь, везде бы так.

Более того. Как нам стало известно из собственных местных югорских  источников, вчера же сразу после совещания по опыту югорской монетизации уральский полпред провел расширенную встречу с представителями общественных организаций ХМАО. Официальная версия - обсуждение все того же хода монетизации. Но вторая часть оказалась гораздо более любопытной. Если вспомнить, что в указе президента, касающемся процесса назначения губернаторов, черным по белому была описана как необходимая составляющая - согласование кандидатур с широкой общественностью, то получается, что именно это в Ханты-Мансийске и сделал полпред. Надо ли пояснять, что поддержка со стороны югорских общественников Александру Филипенко была оказана стопроцентная, а деятельность его на посту губернатора округа оценена, как работа рачительного хозяина на благо руководимого населения и процветания края. Одним словом, общественность присягнула, одобрила и рекомендовала. А ее в нынешнем январе принято слушать. Возможно, отчасти и потому, как отметили наблюдатели, прощание полпреда с югорским губернатором оказалось весьма теплым и добродушным.

И вот на этом безоблачном фоне просто не могла не появиться по всей логике российской политической драматургии последних лет темная туча. Что и произошло. Буквально с начала этой недели СМИ Екатеринбурга запестрили неясными сообщениями об опечатанных кабинетах чиновников правительства ХМАО, затем заочной перепалкой представителей ГУ МВД по УрФО  и ведомства заместителя генпрокурора по округу, а затем практически опровергающим многое из предыдущего заявлением прокуратуры Югры.

Фабула такова. В декабре 2004-январе 2005 года в рамках заведенного еще весной 2004 уголовного дела были арестованы генеральный директор ЗАО "Назымская НГРЭ" Николай Першин и его брат - гендиректор ЗАО "ХНМК" Александр Першин. Именно с этим делом увязывали заглотившие скинутую из органов наживку СМИ "опечатывание кабинетов чиновников правительства ХМАО". На что буквально накануне прокуратура Югры заявила - проведенные 18 января текущего года органами предварительного следствия прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа следственные действия в кабинетах Панова /директор департамента правительства ХМАО/  и Карасева /заместитель председателя правительства ХМАО/ не имели никакого отношения к расследованию уголовного дела в отношении Н.П.Першина  и А.П.Першина. Их рабочие кабинеты, как и кабинет Амирова /глава департамента госсобственности правительства ХМАО/ не опечатывались.

То, что вся эта информационная активность силовиков именно в это время и именно в этом месте /столица УрФО-Екатеринбург/ напрямую связана с предстоящим назначением губернатора Югры, доказывать не будем как вещь очевидную. Понять важнее другое. Если альтернативы Филипенко нет, то кто и зачем пытается показать Александру Васильевичу, что с ним или с ними надо считаться в настоящем и будущем?  И получится ли это?

По порядку. Что за дела были возбуждены и в чем их суть? Точно знают это, конечно, лишь сами силовики, хотя и им, естественно, на данный момент перспектива этих дел до конца расследования не ясна, а судебная перспектива тем более. По версии руководителей ГУ МВД по УрФО, проблема Першиных и возглавляемых ими компаний заключается в том, что через них "ушли" бюджетные деньги. Якобы чиновники правительства ХМАО создавали режим наибольшего благоприятствования. А выражалось это в том, что договорные отношения с нефтяниками об организации геологоразведочных работ в рамках одной из региональных программ заключались не на конкурсной основе и без проведения тендера. При этом для восстановления минерально-сырьевой выделялись денежные средства из бюджета, которые, как предполагается, использовались не по целевому назначению, а общая сумма расследуемых и пока не доказанных хищений составляет 1млрд. 600 млн. рублей.

Поскольку о самих хищениях никто ничего толком не сообщает,  а сумма завышения стоимости проведенных ЗАО "Назымская НГРЭ" ЗАО "ХНМК" геологоразведочных работ составляет по предварительным данным несколько более 34 млн рублей /сравните с 1 млрд  600 млн/, то становится понятно, что расследование по делу находится на начальном этапе. Точно также как любому более-менее посвященному в проблемы нефтянки человеку ясно, что правительство Югры /даже если оно и правда выделяло деньги без тендеров и даже если, как оказалось, не слишком чистым на руку людям/ виновато в данном случае в том, что оно пыталось во времена полного забвения федеральным уровнем такой отрасли как геологоразведка хоть как-то поддерживать угасающую деятельность по поиску и разработке будущих нефтяных скважин на своей территории и своими силами. Правильность позиции югорских властей, бивших все годы с момента отмены налога на ВСМБ /восстановление минерально-сырьевой базы/ доказал как раз конец прошлого года, когда МПР РФ срочно обратилось к проблеме геологоразведки, поняв, что в скором времени мы можем оказаться перед фактом, когда просто нет месторождений для будущей добычи.

Еще раз отметим сам факт - югорские власти проводили за счет средств бюджета работы по геологоразведке. При этом, конечно, никто не будет оспаривать тезиса, что за исполнителями всегда в нашей стране нужен глаз да глаз. Ибо воруют.

Но к теме нашей статьи все это относится только в той мере, в какой показывает - активность по преданию публичности еще не расследованных /не то, что отправленных в суд/ уголовных дел не есть случайность или удача везде сующих свой любопытный нос журналистов. Это осщуствленная вольно или невольно руками или устами силовиков прессинг-акция накануне назначения губернатора Югры. Причем и сами ведомства - ГУ МВД по УрФО и отдел генпрокуратуры в округе придерживаются разных позиций. Ибо как иначе расценить раздраженную реакцию сотрудников генпрокуратуры по УрФО: "Заявление пресс-службы ГУ МВД по УрФО по сути является нарушением закона, так как ст. 161 уголовно-процессуального кодекса РФ прямо запрещает разглашение данных предварительного расследования", цитирует Интерфакс. Получается - либо у заказчиков слива в СМИ координация действий нарушена, либо у тех, кто эти сливы инициирует разные приводные ремни, цели коих расходятся.

Ничего об этих самых приводных ремнях нам неизвестно, признаемся честно. В их наличии мы не сомневаемся, но это утверждение бездоказательно. Но умеющий думать и слышать информацию не мог не заметить интересных совпадений.

Буквально накануне, когда екатеринбургские СМИ любопытствовали по уголовным делам, связанным с ХМАО, в центральной прессе прошли совершенно официальные сообщения. О предстоящем 28 января внеочередном собрании акционеров НК "Роснефть" по требованию ООО "Байкалфинансгруп" с  "целью подтверждения решений, принятых акционерами "Юганскнефтегаза" на собрании 31 декабря 2004" и почти одновременно пресс-служба "Газпрома" заявила, что присоединение "Роснефти" полностью готово и может быть проведено в ближайшее время /напомним, ранее заявлялось, что процесс породнения будет завершен чуть ли не к концу 2004г/. То, что процесс создания нефтяного гиганта с государственной собственностью напрямую основан на поглощении "Юганскнефтегаза" Роснефтью /форма при этом не важна, о ней писалось накануне нового года так много и так подробно, что это просто не интересно повторять/, а Юганскнефтегаз работает именно и только на территории Югры, следящим за событиями наблюдателям напоминать не надо. И то, что процесс создания госнефтяной компании в Газпроме и в Роснефти видят по-разному тоже известно. Роснефть претендует на самостоятельное развитие, естественно, под эгидой государства и на его благо, но управлять нефтяным бизнесом здесь предпочли бы все же не в структуре Газпрома и не в статусе его дочки. И то, что в этом спорном диалоге участвуют две группы путинских единомышленников с разных позиций, которые можно условно очерить как Миллер-Медведев и Богданчиков-Сечин тоже не секрет. То, что у Филипенко сформировались весьма неплохие отношения с замглавы президентской администрации Игорем Сечиным, знает уже гораздо меньше народу.

А теперь сложите все сии разрозненные информации, которые прямо или косвенно, но касаются югорской земли, на которой вот-вот должно случиться назначение губернатора. Ответ каждый получит сам.  А мы в заключении просто пожелаем жителям земли югорской благополучия и, перефразируя Столыпина, не великих потрясений, а великих успехов их родине под мудрым руководством ...             

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС