25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Урожайные страдания по ГСМ

Герман Греф придумал, как застраховать аграриев от резких скачков цен на топливо. На минувшей неделе в рамках "правительственного часа" в Госдуме глава Минэкономразвития предложил сельхозпроизводителям фьючерсные закупки топлива, то есть, закупать топливо заранее на весь год вперед. "Нужно закупать топливо в начале года и на всю весеннюю, и на уборочную кампанию. Можно застраховать себя от рисков скачков цен на нефтепродукты", - заявил Греф, добавив, что отдельные хозяйства уже практикуют такой механизм. Впрочем, едва он успел посоветовать закупать горючее впрок и коммунальщикам, и оборонке, как получил встречное предложение.

Глава Минсельхоза Алексей Гордеев предложил министру подумать о дотациях со стороны федерального центра, ведь далеко не все хозяйства могут найти средства для единовременного расчета с нефтяниками. "Правительство должно обеспечить сельхозпроизводителей абсолютно всеми финансовыми ресурсами", - заявил Гордеев и с иронией пошутил: "Давайте закупать и на десять лет вперед, тогда вообще никаких проблем не будет".

Статистика свидетельствует, что только за прошедшую неделю, отпускные цены российских НПЗ на бензин выросли на 4,5%, а на дизельное топливо - на 6,8%. Рост же розничных цен в среднем по стране на бензин составил 2,4%, на дизельное топливо - 2,3%. И вопреки громкому заявлению Грефа (о том, что уже в октябре цены пойдут вниз), аналитики прогнозируют очередной скачок. Дело в том, что в условиях сверхроста мировых цен на нефть, экспортная пошлина в России с 1 октября достигнет рекордного уровня - около $179 за тонну нефти, а ставка НДПИ по-прежнему привязана к мировой стоимости сырья. И хотя внутри страны потребляется лишь 4-5% всей добываемой нефти, то есть Россия никак не зависит от поставок извне, нефтяники, стремясь компенсировать возросшее налоговое бремя, поднимут отпускные цены – а это значит, вырастет и цена на бензин. К тому же, диктовать ценовые условия нефтяным компаниям позволяет их монопольное положение на внутреннем рынке. Так вот, по прогнозам аналитиков, цены на нефтепродукты в октябре могут вырасти на 10-15% .

Эксперты рынка сходятся во мнении, что без давления власти нефтяники вряд ли согласятся заранее продавать топливо, зная, что его можно будет реализовать дороже. А до тех пор, пока налогообложение отрасли зависит от мировой стоимости нефти, сдержать цены на нефтепродукты невозможно: "Установление максимального размера НДПИ (ранее МЭРТ предлагал отвязать ставку налога от мировых цен на нефть, установив ставку на уровне 826.5 рублей за тонну, если мировые цены превысят уровень в $27 за баррель) поможет снизить внутренние цены на нефть и, соответственно, нефтепродукты. Также в планы правительства входит предоставление налоговых льгот компаниям, инвестирующим в переработку нефти", - напоминает в интервью Накануне.RU аналитик ИК "Файненшл Бридж" Игорь Васильев. "В протоколе заседания МЭРТ, опубликованном 15 сентября, говорится, что к 7 октября они подготовят предложения по изменению формулы и шкалы НДПИ при цене больше $40 за баррель. Именно эта цифра заложена в бюджет 2006 г., что позволяет надеяться, что изменения будут введены уже с начала следующего года", - говорит аналитик.

Все это должно помочь ограничить рост цен на топливо, за такие меры, кстати, ратуют и сами нефтяники. Однако ждать кардинальных мер, скорее всего, придется еще долго. Напомним, недавно Греф объявил, что изменения ставки НДПИ произойдет не раньше 2007 года."То, что мы слышим сегодня: отвязка НДПИ от мировых цен, дифференциация НДПИ, "налоговые каникулы" при освоении новых месторождений и пр., безусловно, все это в лучшую сторону скажется на уровне цен на внутреннем рынке, - заверили Накануне.RU в "ЛУКОЙЛе", - НДПИ зависит от уровня мировых цен на нефть, цена увеличивается - налог увеличивается, причем, независимо от того, куда нефть идет - на НПЗ или на экспорт. Соответственно, если нефть дорожает в Нью-Йорке, нефть дорожает и в России. Если не будет такой взаимосвязи, нефть, которая будет оставаться в России, станет дешевле. Соответственно, будут дешевле нефтепродукты". При этом в "ЛУКОЙЛе" посетовали, мол, население, не вникая во все эти тонкости, во всем обвиняет нефтяников. А вот в ТНК-ВР от каких-либо комментариев на этот счет предпочли воздержаться.

Получается, коль снятия жесткой привязки налогового бремени нефтяников к мировой цене на сырье скоро ждать не приходится, на помощь пришелся рецепт Грефа: закупать горючее впрок. Вот уж где оптимизму правительства можно позавидовать, мрачно шутят аграрии.

"В последние годы, к великому сожалению, действительно сложилась такая закономерность, что рост цен на ГСМ словно по установленному графику совпадает с проведением сельхозработ и в период весенне-полевых работ, и в уборочную страду. Текущий год не стал исключением – в сентябре цены на дизельное топливо поднялись на 10-15%, - говорит в интервью Накануне.RU заместитель губернатора Тюменской области, директор департамента агропромышленного комплекса Владимир Васильев, - Это лишило крестьян возможности получить достойный финансовый результат, на который, в частности, рассчитывали аграрии Тюменской области, заложив весной основу урожая, вырастив богатый урожай (в среднем 30 центнеров зерна с гектара)". С одной стороны, отметил Владимир Васильев, сложности для уборки урожая создала непогода (проливные дожди) и пришлось максимально использовать технику, а это достаточно большой расход ГСМ. С другой стороны, большую часть зерна придется реализовать по заниженным ценам, которые диктует рынок, приобретая при этом дорогую солярку. В итоге, у крестьянина ничего не остается на собственное развитие. Спрашивается, где тогда взять средства на закупку топлива впрок? Можно в банке, но селяне итак берут большие кредиты для того, чтобы совершенствовать технику и технологии, которые за предшествующие годы, мягко говоря, пришли в упадок.

"Свободных средств нет. Поэтому, если государство стремиться поддержать все сферы экономики, то должно заботиться и о том, чтобы таких резких скачков цен на топливо в период сельхозработ не происходило, - продолжает Владимир Васильев, - Нам рассказывают, что уровень мировых цен на нефть поднялся, а на этот уровень цен повлиял тайфун "Катрина". Можно, конечно, все списать на стихию. Но когда нам говорят, что не стихия виновата, а виноваты крестьяне?.. Давайте как-то решим этот вопрос: если нужно субсидировать – значит нужно".

Так, заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Завалищин привел в пример наших соседей - Казахстан, где уже давно работает система государственных субсидий сельхозпроизводителям на закупку топлива: "Преддверие посевных и уборочных работ – самый сложный период, когда мы испытываем нехватку оборотных средств. Нам не хватает средств на ту деятельность, которую мы проводим зимой, когда идет зимовка скота, подготовка техники к весенним полевым работам и т.п, понимаете? Нам не хватает оборотного ресурса - так на что закупать топливо? Правильно говорит Гордеев, нужны безвозмездные субсидии от государства", - заявил Александр Завалищин .

Но вот парадокс. Предложение главы Минсельхоза о топливных дотациях, казалось бы, вполне логично, и даже встречено в регионах "на ура!". К тому же, если мы посмотрим на наших соседей, тот же Казахстан, или европейские страны, Америку наконец, там убыточное село (а в любом учебнике экономики написано, что сельское хозяйство в основе своей убыточно) правительства активно дотируют... Правда, есть одно "но". Россия - крупнейшая в мире нефтедобывающая страна, лидер экспорта нефти, но нашим крестьянам, как это ни парадоксально, топливом запасаться советуют на год вперед! И даже если такое случится – аграриям выделят дотации – куда эти деньги утекут? Нефтяникам.

"...Но разве нельзя как-то повлиять на нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие структуры, которые, по крайней мере, не ставили бы своей задачей обогатиться за счет итак нелегкого крестьянского труда. Ведь та поддержка, которая из областного бюджета выделяется, так или иначе, как бы мы не сожалели об этом, перераспределиться и в итоге уйдет в нефтяную сферу. Обидно", - говорит заместитель губернатора Тюменской области, директор департамента агропромышленного комплекса Владимир Васильев.

Впрочем, может статься и так - аграрии поскребут по сусекам и двинут на топливный рынок свои ресурсы, закупят топливо впрок. Только вот конъюнктура рынка весьма изменчива, а что если нефть в мире вдруг резко упадет в цене? "Сегодня, я считаю, эта топливная гонка политически необузданна, а вдруг завтра Америка свой Новый Орлеан отремонтирует, в Ираке наведут порядок, и баррель опустится в цене? Что мы будем делать с этим топливом, которое сегодня закупим по 16 рублей за литр... Кто за это понесет ответственность?", - задается вопросом заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Завалищин.

Эксперты рынка, в свою очередь, называют идею Грефа, мягко говоря, странной. И не только потому, что большинство хозяйств просто не найдут средств для единовременной закупки топлива. "Банковские кредиты смогут получить далеко не все, во-вторых, это приведет к значительному увеличению зависимости агрокомпаний от банковских структур, неизбежно произойдет перераспределение собственности в их пользу. Дело в том, что конъюнктура большинства аграрных рынков изменчива, в случае, скажем, снижения цен на пшеницы, многие производители окажутся банкротами, - отмечает эксперт инвестицонного холдинга "ФИНАМ" Игорь Веретенников, - Другой момент – сельхозпроизводителям неоткуда взять достаточный объем емкостей для хранения такого объема топлива. Кроме того, неправильное хранение топлива может привести к разного рода катастрофам – возгораниям, утечкам и т.д. При этом активизация агрокомпаний в плане закупки топлива приведет к взлету цен на него, т.е. существенного выигрыша не будет".

"Закупать топливо по фьючерсным контрактам выгодно только в случае роста цен. Если же с момента покупки контракта цены снизились, то покупатель понесет убытки. Проблема аграриев не только в высоких ценах на топливо, но и в ярко выраженной сезонности бизнеса, ведь деньги от продукции поступят только после сбора урожая. Для решения этой проблемы надо привлекать кредиты, что тоже стоит денег", -говорит аналитик ИК "Файненшл Бридж" Игорь Васильев.

Дотирование же сельхозпроизводителей, как считают аналитики, совершенно нерыночный механизм - создает слишком большое поле для злоупотреблений. Впрочем, сами аграрии уже разуверились в возможности разрешения топливного вопроса.

Кстати, еще в 2002 году на заседании координационного совета по развитию АПК в уральском полпредстве, заместитель директора департамента сельского хозяйства Курганской области (самого сельскохозяйственного региона Урала) Сергей Жданов заявил буквально следующее: "Крестьянам сейчас гораздо проще бросить спичку и сжечь урожай, чем убирать его. Это дешевле". А фермеры Ейска (Краснодарский край), причем совсем недавно, тоже заявили, что собираются сжечь свой урожай. В знак протеста - против ценовой политики на рынке зерна, и даже пообещали всероссийскую забастовку. По мнению аграриев (и аналитики, заметим, об этом также говорят), корни нынешнего кризиса в отсутствии государственных закупок. 

Так, заместитель губернатора Тюменской области, директор департамента агропромышленного комплекса Владимир Васильев приводит нехитрую арифметику: цены, которые сегодня сформировались на зерновом рынке, практически соответствуют уровню 2000 года, тогда как стоимость дизельного топлива успела вырасти почти в 4 (!) раза! "Представляете, какая диспропорция образовалась на ГСМ? Солярка сегодня стоит 17 рублей, а в 2000 году не превышала 4-х рублей. Цена же не только на зерно, а на мясо, молоко и т.д. поднялась на 10-20%. То есть, речь идет не о кратном увеличении цен, как в случае с ГСМ. Я считаю, что дотировать закупки топлива - самый затратный для государства путь", - уверен Владимир Васильев. Его поддерживает коллега из Челябинской области Александр Завалищин: "6 млрд рублей [столько выделил федеральный центр] крайне мало для того, чтобы закупить по нормальной цене урожай нынешнего года. Всего купят 2,5 млн тонн зерна, а произведем 80 млн тонн [прогнозируемый сбор зерна в стране составит 78 млн тонн]. То есть, остальное должны продавать на рынке, а там монополия и унизительные цены".

Так вот, по сути, г-н Греф предложил необдуманную и неосуществимую идею. И даже если дотации (с поправкой на что выступил Гордеев) счесть "порочной практикой" (коль к бесплатному быстро привыкают), то, напротив, правильным механизмом и аграрии, и эксперты считают систему кредитования, интервенций и государственных закупок. "В частности, существуют система гарантированных закупок продукции, которая позволяет ценам не снижаться ниже определенного уровня, - отмечает аналитик ИК "Файненшл Бридж" Игорь Васильев, - Ведь зачастую урожай скупается по дешевым ценам, так как у аграриев просто не остается другого выбора".

И в Америке, и в Европе, заметим, давно уже созданы различные внебюджетные фонды, применяются налоговые льготы и кредитование сельхозпроизводителей, введены заградительные пошлины для импортеров, и работают различные государственные интервенции, например, зерновые. Так вот, как раз за счет зерновых интервенций можно было бы сгладить столь болезненную сегодня зависимость наших аграриев от скачков цен на топливо.

Важно понять, что закупки государством излишков зерна у крестьян (по фиксированным ценам) позволят остановить падение его стоимости на свободном рынке, о чем мы уже писали . Тогда, доходы селян от продаж зерна выросли бы, а топливная составляющая перестала быть столь чувствительной. По подсчетам же Минсельхоза, производственный потенциал, которым обладает Россия, - 110-120 млн тонн зерна в год. И хочется напомнить, что еще два года назад главе государства на Госсовете по вопросам АПК (в Оренбурге) аграрии предлагали подумать над созданием продовольственной корпорации, которая проводила бы различные формы интервенции в отрасли.

Увы, но сегодня, в том же Ейске, уборка ржи и пшеницы идет только из-за привычки земледельцев не оставлять выращенное на полях, а мысли сжечь свой урожай посещают все чаще...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС