16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Куда катится телевидение по кривой рейтинга?

На отечественном телевидении пик популярности "жвачки для мозгов" в виде различных реалити-шоу и сериалов. Это раздражает многих, но, как оказывается, еще большему числу людей это нравится. И, к огорчению противников подобных передач, сторонников оказывается пока гораздо больше. Соответственно, именно эти передачи становятся лидерами рейтингов и приносят телеканалам рекламные деньги. Рассчитывать на перемены вряд ли стоит – пока у передачи высокий рейтинг, ее будут снимать и показывать. А значит, в ближайшее время нас ждут новые реалити-шоу и продолжение старых, а также сериалы – от мелодрам до набирающих в последнее время популярность ситкомов. Как ищут людей, по мнениям которых составляются рейтинги, а так же об основных тенденциях на телевизионном рынке России Накануне.RU рассказал руководитель отдела регионального развития компании TNS Gallup Media Дмитрий Колесов.

Вопрос: Есть ли конкуренция на рынке измерения телевизионного рейтинга?

Дмитрий Колесов: На рынке телевизионных рейтингов конкуренции нет по простой причине: рейтинг - это валюта, которая используется при покупке или продаже рекламного времени. Если будет несколько валют - надо будет вводить какие-то коэффициенты пересчета, а это неудобно для всех игроков на рынке. В большинстве стран компания, которая проводит исследования телезрительской аудитории, на рынке одна. Россия не исключение.

Вопрос: То есть, в данном случае монополия - это благо?

Дмитрий Колесов: На этом рынке монополия - это благо, но в нашем случае это монополия "с человеческим лицом". Монополиста жестко контролирует рынок, и этот монополист несет полную ответственность и жестко отчитывается за все свои
действия.

На данный момент рынок сформировал Группу Пользователей Данных, куда входят представители телеканалов, рекламных агентств и рекламодателей. Периодически проводятся заседания этой группы, где обсуждается текущая ситуация и раз в неделю мы предоставляем полный и подробный отчет о выборке и плюс сами инициируем всевозможные действия по нашему же контролю. На последнем заседании мы предложили создать постоянно действующий контрольный комитет.

Мы год назад проводили аудит в нашей компании, его делал Питер Миинер (Великобритания) - крупнейший в мире эксперт по проверкам именно компаний, которые занимаются измерением рейтингов. В итоге был сделан вывод, что наши данные надежны, достоверны и технологии полностью соответствуют мировым
стандартам.

Вопрос: Планируются ли какие-то нововведения в ближайшее время?

Дмитрий Колесов: С 1 января у нас увеличится выборка. Как итог, наши данные будут точнее отражать тенденции в более узких нишах, как, например, у канала РБК. Его сейчас очень сложно отследить по рейтингу, потому что в выборке мало людей,
которые входят в его целевую группу.

Вопрос: В скольких городах России Вы работаете?

Дмитрий Колесов: В России наши приборы установлены в 52 городах, в 25 из них выборка достаточна, чтобы анализировать данные по городу. А вот данные по 27 городам никто не увидит - среди них есть города, где оборудование стоит всего в 8 домохозяйствах - но они участвуют в создании целостной картины по стране.

Вопрос: Есть ли какие-то минимальные лимиты по количеству городов или респондентов на страну?

Дмитрий Колесов: Количество городов по стране не лимитируется. Лимитируется лишь количество домохозяйств в городах. Но при этом есть достаточно жесткие правила формирования выборки и если их соблюдать, то можно получать достоверные данные.

Вопрос: Как происходит поиск новых домохозяйств?

Дмитрий Колесов: Достаточно просто. Главный принцип - случайность попадания человека в выборку. Для этого рекрутеру ставится задача вида: встать, скажем, на центральной площади города, повернуть налево, пройти пять дворов, в шестой свернуть, там зайти в третий подъезд и постучать в среднюю квартиру на пятом этаже. Если там не открывают или отказываются - ему дается новая подобная инструкция.

Вопрос: Насколько сложно уговорить людей принять участие в исследованиях?

Дмитрий Колесов: Очень сложно. Причем это проблема не только России, эта проблема существует во всем мире. У нас есть свои секреты, как ее решать, но мы их раскрывать не будем. По статистике, у нас соглашаются на сотрудничество около 40% из тех, кому мы это предлагаем. Причем денег за участие мы не платим. Первое время данные от новой семьи не идут в итоговые, чтобы люди успели привыкнуть к новому оборудованию и начали воспринимать участие в исследовании как обыденность.

Вопрос: Есть ли ротация среди ваших респондентов?

Дмитрий Колесов: Да, есть, но небольшая. Если брать причины, связанные с самими семьями, с какими-то внешними условиями, то она составляет 10-15%.

Вопрос: Насколько равномерно распределены домохозяйства по России в географическом смысле?

Дмитрий Колесов: По данным Госкомстата, которые мы постоянно используем, в европейской части России живет около 62% населения. Соответствующие цифры и у нас.

Вопрос: Какие основные тенденции можно выделить в сегодняшнем телеэфире?

Дмитрий Колесов: Первое и главное направление - это реалити. Это оказался действительно очень интересный продукт, причем ТНТ, например, его очень удачно адаптировал. "Дом-2", например, телеканал продал компании Sony Pictures. Причем в пакет вошли и SMS-голосование, которое приносит большие деньги. На сегодняшний день существуют только три проекта, которые Россия смогла вывести на мировой телерынок. Это "Что? Где? Когда?", КВН и "Дом-2".

Следующая тенденция - уменьшение политических передач и развитие развлекательного телевидения. На всех каналах увеличивается доля тех же комедий, в том числе и на федеральных. Ведь по сути, у телевидения всего три функции. Это развлечение, это информация и обучение. Информации все меньше, соответственно, развлечений все больше.

Вопрос: Какие тенденции существуют на региональном телевизионном рынке?

Дмитрий Колесов: Общая тенденция - это уменьшение региональных телеканалов, которые занимались бы собственным программированием эфира и увеличение подключающихся к сетевым партнерам. Если даже они не "чистые" ретрансляторы,
а партнеры, то все равно их собственная доля в эфире все меньше и меньше.

Вопрос: А насколько это оправдано с точки зрения рейтинга местных каналов?

Дмитрий Колесов: Оправдано на 100 %, потому что у локальных компаний, кроме сильных брендов типа, скажем "4 канала" на Урале, рейтинг существенно ниже, чем у общероссийских. Пример - местные новости на канале Россия, которые идут после федеральных. Если представить рейтинг канала в виде линии, то во время местных "Вестей" там почти всегда очевидный провал.

Вопрос: Можно ли сказать, что вообще уменьшается интерес к новостям вообще?

Дмитрий Колесов: Не совсем так. Становится меньше новостийных передач, поэтому и суммарный рейтинг немного падает. Но на федеральных каналах рейтинг все так же высок.
 
Вопрос: Можно ли сейчас сказать, что будет на телевидении через 10 лет?

Дмитрий Колесов: Что будет через 10 лет - неизвестно никому. Нельзя предсказать даже то, что будет через 5 лет. Вспомните телевидение 99 года? Не осталось практически ничего кроме новостей и сериалов. Все меняется моментально. Причем это
зависит не  только от общества, но и от внутренних процессов телевидения.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС