в этот день
23.03.17
11:34
В Екб.13:34
Назначение и.о. президента РАН прокладывает путь на руководящий пост кандидату Ковальчуков
Путин снова внесет кандидатуру Набиуллиной на пост председателя Центробанка
В Совфеде призвали к модернизации экономики и возрождению планирования

Статьи по теме "экономика":


Новости

11:20 Мск
Путин выразил соболезнования Великобритании в связи с терактом в центре Лондона
11:18 Мск
"Автомобилист" закроет хоккейный сезон в Екатеринбурге массовым катанием болельщиков с игроками
11:18 Мск
Корабли ВМФ РФ смогут свободно входить в филиппинские воды
11:02 Мск
Превысил скорость. В Зауралье невнимательный водитель врезался в дерево
10:59 Мск
В Белоруссии избит и арестован один из бывших членов "Белого легиона"
10:55 Мск
Судебный процесс по делу свердловчанки, травившей собственных детей крысиным ядом, стартует 6 апреля
10:53 Мск
В Алтайском крае угонщик автомобиля напал на сотрудника ГИБДД с молотком
10:52 Мск
Наталья Комарова: "Стараемся работать так, чтобы не навязываться Путину"
10:50 Мск
Депутаты Ямала поддержали обращение югорских коллег к федеральным министрам об ужесточении правил детских автобусных перевозок
10:48 Мск
Заместителем прокурора Челябинской области назначен бывший прокурор Кургана
10:38 Мск
Свердловский облсуд рассмотрит апелляцию сторонников Навального на отказ в проведении митинга в Екатеринбурге
10:32 Мск
На Южном Урале глава семейства поджег себя и супругу, в результате от дыма насмерть задохнулся 4-летний ребенок
10:31 Мск
78-летняя пенсионерка, которую зажало между автобусом и столбом на остановке в Кургане, скончалась
10:24 Мск
СКР установил личность украинца, причастного к похищению российских журналистов в 2014 году
10:22 Мск
Иск кипрской компании к "Корпорации развития" передан в свердловский арбитраж
10:22 Мск
Журналист Максим Шевченко выиграл суд у Еврейского конгресса
10:22 Мск
В Челябинске запустили мобильное транспортное приложение
10:20 Мск
СМИ: В Китае откроются тренировочные центры американских ЧВК
10:06 Мск
срочно "Диверсия Порошенко" под Харьковом: подробности
10:02 Мск
В Кургане на площади имени Слосмана установили памятник основателю города Тимофею Невежину
10:00 Мск
ВЦИОМ: Россияне предпочитают республику монархии
09:59 Мск
На Среднем Урале пытались убить маленькую девочку: в розыск объявлен ее судимый отчим
09:55 Мск
Энергетики "МРСК Урала" обсудили вопросы повышения доступности энергоинфраструктуры с представителями бизнеса Челябинской области
09:51 Мск
В Екатеринбурге задержаны грабители, выбравшие жертву через соцсети
09:48 Мск
Виктор Рашников в Лондоне расскажет о развитии ММК
09:46 Мск
Депутат Сургута отозвал закон, разрешающий продажу алкоголя рядом с больницами и школами
09:30 Мск
В Челябинской области на ремонт и строительство дорог в 2017 году направят более 10 млрд рублей
09:24 Мск
В Перми в рамках ремонта дворца культуры "ушли налево" 1,5 миллиона
09:19 Мск
Движение по улице Библиотечной в Екатеринбурге закроют до 1 июля
09:15 Мск
На Ямале начинается форум коренных малочисленных народов
09:13 Мск
Стоимость строительства второй ветки метро в Екатеринбурге обойдется в 90,7 миллиардов рублей
09:10 Мск
В Миассе депутаты на комиссиях отклонили отчет главы города Геннадия Васькова
09:00 Мск
В открытый доступ выложены все произведения братьев Стругацких
08:59 Мск
На Ямале 17 подростков "играли" по "инструкциям" "групп смерти"
08:55 Мск
В детском саду Перми снег с крыши упал на двоих детей
08:52 Мск
Чиновники и бизнесмены назвали загрязнение воздуха самой острой проблемой Южного Урала
08:49 Мск
Свердловские ГАИшники объявили рейд по нетрезвым водителям и пешеходам
08:48 Мск
В Екатеринбурге УК через суд заставили сделать перерасчет за "холодную" горячую воду
08:30 Мск
Минсельхоз: Россия в короткие сроки может найти замену рынку Турции
08:20 Мск
В Зауралье осудили сельчанку, которая незаконно получала пособие по безработице
08:19 Мск
Полицейские нашли подростков, устроивших массовую драку возле кафе в Екатеринбурге
08:13 Мск
Челябинца, по вине которого погибли три человека в ДТП со "скорой", приговорили к 8,5 годам колонии
08:12 Мск
Куйвашев предложил отработать на Среднем Урале новые подходы к повышению производительности труда
08:11 Мск
Вступили в силу санкции Украины к "дочкам" российских банков
08:10 Мск
Волгоградские сторонники Навального "раскрасили" лицо "Родины-матери" в зелёный цвет
08:10 Мск
В Курганской области детей в школьных автобусах возят с грубыми нарушениями техники безопасности
07:52 Мск
Захарченко: С 1 числа ни один вагон из ДНР ни с каким грузом на территорию Украины не выехал
07:50 Мск
Иванов: Нужно ужесточить ответственность за разливы нефти в тундре
07:50 Мск
Членом Общественной палаты РФ от Челябинской области избран председатель "Время Че"
07:43 Мск
Наталья Комарова обсудила с представителями "Новапорт" реконструкцию аэропорта Сургута
07:40 Мск
Путин представил Госдуме кандидатуру Набиуллиной
07:33 Мск
В Югре двое сотрудников "экономического" департамента попали под новое дело
06:04 Мск
Школьников и пациентов больниц будут лучше кормить. За бюджетные деньги
05:06 Мск
Оппозиционные фракции пойдут на выборы вместе
04:30 Мск
В Свердловской области по вине пьяного водителя погибли три человека
03:08 Мск
Ученые: GPS-навигатор влияет на мозг
03:06 Мск
Спецслужбы США действительно прослушивали Трампа
02:24 Мск
Европейский вещательный союз пообещал вступиться за Самойлову
02:18 Мск
Трутнев: Электронная торговая площадка для распределения рыбоводных участков может быть запущена летом
01:54 Мск
Установлена личность лондонского террориста
01:31 Мск
Число погибших при пожаре в Москве возросло до двух человек
01:24 Мск
Медведчук назвал решение украинских властей по Самойловой политической провокацией
00:45 Мск
Растет число жертв теракта в Лондоне
Вчера 20:46 Мск
СБУ заявила о задержании девяти "агентов российских спецслужб"
Вчера 20:38 Мск
СМИ: Число жертв теракта в Лондоне выросло до двух человек
Вчера 20:30 Мск
"Нафтогаз" допустил банкротство в случае проигрыша "Газпрому"
Вчера 19:58 Мск
Следователи Екатеринбурга проверяют обстоятельства исчезновения девочки-подростка

Куда катится Россия?
размер шрифта: A A A   в блог   версия для печати

Куда катится Россия?

Ситуация в автодорожной отрасли России сегодня крайне плачевная. Достаточно сказать, что за последние 5 лет в стране в 4 раза упали объемы ввода в эксплуатацию построенных и реконструированных автомобильных дорог. Нормативным требованиям соответствует не более 40% федеральных и 30% территориальных дорог, уже через 5 лет первый показатель может сократиться в два, а второй - в пять раз. И это при том, что Россия еще не достигла пика автомобилизации. Отчасти выход из сложившегося положения Минтранс РФ, как известно, видит в государственно-частном партнерстве - строительстве платных межрегиональных и международных скоростных автотрасс. Однако, подсчитывая многомиллиардную ренту, российские транспортные стратеги почему-то совсем не учитывают возможные разрушительные последствия для регионов, по территории которых эти трассы будут проходить. О том, какую серьезную угрозу таит в себе развитие международных транспортных коридоров, что же такое государственно-частное партнерство, и каково состояние автодорожной сети в России  Накануне.RU рассказал директор Научно-технического центра Дорожного департамента ХМАО, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники Николай Викторович Табаков .

Вопрос: Николай Викторович, каковы официальные данные, характеризующие состояние автодорожной сети в России? Какую тенденцию, исходя из этих данных, можно констатировать - ухудшение или улучшение состояния российских дорог?

Николай Табаков: Я приведу данные из действующей федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы РФ (2002-2010 гг)" и государственной концепции развития автомобильных дорог, где говорится о том, что дорожная сеть страны в настоящее время "не в полной мере соответствует политическим, социальным, экономическим потребностям общества". И вот конкретные цифры: совокупные транспортные затраты в себестоимости товаров составляют на Западе 8-13%, в России почти 40% (данные комитета Торгово-промышленной палаты РФ). На Западе продукция от производителя к потребителю передвигается ежедневно в течение 22-х часов со средней скоростью 1300 километров в сутки, в России - 350 километров (причем, 15-20 лет назад российская скорость была 700- 800 километров в сутки). В Союзе транспортников России подсчитали, что если наш ВВП задержался в пути всего на одни сутки, дополнительные издержки составят около 50 миллиардов рублей.

Приведу также данные, которые озвучил в одном из своих выступлений глава Минтранса РФ Игорь Левитин. За последние 5 лет объемы ввода в эксплуатацию построенных и реконструированных автомобильных дорог в стране упали в 4 (!)раза. Согласно данным Мирового Банка, в России при темпах роста ВВП на уровне 7% в год, должно ежегодно вводиться порядка 17 тысяч километров новых дорог, то есть, фактически в 10 раз больше, чем строится в настоящее время. Для сравнения, сегодня в Китае ежегодно вводится около 35 тысяч километров новых дорог и дорожных объектов.

Основная причина сложившегося положения - резкое снижение реальных объемов финансирования дорожного хозяйства - с 2,9 до 1,3% ВВП в 2004 году. На фоне остальных стран это крайне низкий показатель. В Италии расходы на дорожный сектор превышает 4,5% ВВП, в Финляндии - 4% ВВП, в Великобритании и Франции - около 3,5%. При том, что эти страны давно миновали пик автомобилизации и имеют сформированные развитые дорожные сети. Даже в Белоруссии на дорожное хозяйство расходуется более 2% ВВП. В странах с переходной, либо активно развивающейся экономикой, объем ежегодных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры в целом может составлять до 10% ВВП. И этот ряд примеров, не в нашу пользу, можно продолжить - доля расходов на дорожное хозяйство в консолидированном бюджете субъектов РФ снизилась за период с 2000 по 2004гг. с 29 до 9%.

В России сегодня более 60% федеральных дорог и 70% территориальных дорог не соответствуют нормативно-техническим требованиям. Около трети из них нуждаются в серьезной модернизации и реконструкции, более 27% (или 13 тысяч километров) федеральных магистралей работают в режиме хронической перегрузки. Слабо развитая дорожная сеть становится критическим фактором, сдерживающим развитие регионов и экономики страны. Если тенденция сохранится, то к 2010 году процент автодорог, соответствующих нормативным требованиям, снизится по федеральной сети – с 38% до 20%, по территориальной - с 24% до 5%. Средняя скорость движения по дорогам страны уменьшится на 20%, будет прекращено строительство практически всех объектов. Таковы данные приведенные министром.

В пояснительной записке к проекту откорректированной федеральной программы "Модернизация транспортной сети РФ (2002-2010 гг)", говорится, что по всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам. Развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны. Не завершено формирование опорной сети федеральных дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь, на подходах к крупным городам и транспортным узлам. Низкий технический уровень дорог обуславливает увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, расход горючего на 30% в сравнении с показателями в развитых зарубежных странах. Высокие энергозатраты на транспорте и низкие скорости транспортных потоков (иными словами скорости оборачиваемости капитала) в значительной мере предопределяют слабую конкурентно способность отечественной продукции. Эти условия делают территории не только инвестиционно непривлекательными, но и способствуют «уходу» уже работающего, в первую очередь промышленного, капитала по мере снижения эффективности функционирования сырьевого сектора экономики (невозобновляемость природных ресурсов, старение основных фондов и т. д.). Кроме того, из-за плохих дорожных условий в России большое количество ДТП. Не обеспечены связью по автодорогам с твердым покрытием около 50 тысяч населенных пунктов, не урегулирован и требует решения вопрос сопряжения магистральных дорог, обеспечивающих подъезд автотранспорта к городам..

Наконец, очень важно, насколько та или иная федеральная программа в стране реализуется? Так, программа "Развитие транспортной системы РФ (2002-2010 гг.)" в 2002 году была профинансирована из всех источников на 68,9%, в 2003 году – 66,2%, в 2004 – на 58% (данные Минтранса РФ). Думаю, цифры, которые я привел, говорят сами за себя.

Вопрос: Уже не один год в России обсуждается идея строительства платных автомобильных дорог. Почему эта идея Минтранса РФ вызывает жаркие дискуссии и критику специалистов в регионах?

Николай Табаков: Единственной платной дорогой в России официально считается часть трассы Дон-Москва-Новороссийск. Протяженность платного участка невелика - всего 17,6 километров. По данным же экспертов Мирового Банка, в России действует порядка 60 километров платных дорог (хотя мне не совсем понятны ссылки на данные Мирового Банка). В тоже время в США – около 8 тысяч, во Франции – 9 тысяч, в Японии - 7,9 тысяч километров платных дорог. Но что такое 8 тысяч километров платных дорог в США? В США более 6 миллионов километров дорог, получается - платный лишь каждый 800-ый километр. Если взять это соотношение к протяженности дорог России, то у нас протяженность скоростных дорог должна быть менее 800 км.

Вообще платная дорога эффективна только там, где большой автомобильный (25-30 тысяч автомобилей в сутки) и есть возможность альтернативного проезда. В России очень мало участков с такой интенсивностью движения и, как правило, как раз нет возможности альтернативного проезда. То есть, платные дороги не являются какой-то панацеей для России. 

Вопрос: Недавно Правительство РФ одобрило концепцию новой федеральной целевой программы "Развитие экспорта транспортных услуг РФ(2006-2010 гг)". По данным Минтранса РФ, все без исключения проекты, которые планируется включить в эту программу, должны быть реализованы на основе механизмов государственно-частного партнерства (речь идет о высокотехнологичных инфраструктурных проектах – современных мультимодальных логистических комплексов, скоростных автомобильных дорог, создание национальной сети аэропортов-хабов, развитие инфраструктуры крупнейших морских портов России и пр). 

Так вот, правильно ли я понимаю предполагаемый механизм государственно-частного партнерства - создание Правительством РФ и регионами совместных с частным капиталом акционерных обществ, либо путем передачи создаваемых объектов государственной собственности частному бизнесу в длительное концессионное управление. Или рассматриваются иные варианты?

И второй вопрос. Реально ли в современных условиях, на Ваш взгляд, государственно-частное партнерство в транспортной отрасли? Почему?

Николай Табаков: Прямо говорю: я не понимаю, что это такое! Лично я не понимаю такого сочетания. Я не беру определение государства, как некоего образования с определенной формой управления и прочее, но государство - это целое, а частник – частное, часть. Как целое может строить какие-то партнерские отношения с частью? Как голова может строить партнерские отношения с рукой? Если взять само по себе понятие "партнерство", в переводе с английского, это участник игры, участник совместной деятельности, компаньон... Не буду в это углубляться. Отмечу статью 7 Конституции РФ, согласно которой Россия - социальное государство.

А в частном бизнесе главной целью является получение прибыли. Думаю, не надо объяснять, что это совершенно разные категории – качество и количество. Нам в свое время преподавали диалектику, много внимания уделялось в том числе и соотношению двух категорий качества-количества. Как можно их совместить? Как шутку напомню высказывание Спинозы: "Самое лучшее качество денег - это их количество". 

Если же говорить предметно, передо мной два документа Минтранса РФ, в которых государственно-частное партнерство упоминается. В "Транспортной стратегии РФ (до 2020 г.)" имеется всего-навсего небольшой фрагмент, где говорится о таком перспективном направлении, как привлечение негосударственных средств для финансирования транспортной отрасли. Отмечается, что основной формой государственно-частного партнерства являются концессии, прежде всего, в сфере платных автодорог, железнодорожного строительства, развития портов, аэропортов, городского общественного транспорта. Приоритетной задачей является разработка нормативной базы, четкое законодательное распределение прав, ответственности, рисков между государством и инвестором, а также определение приоритетных сфер для государственно-частного партнерства.

Во втором документе - аналитической записке о развитии транспортной инфрастуктуры России то же, что и в Стратегии. Отмечается, что для внедрения концессий государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфрастуктуры, необходимо принятие законов о концессионных соглашениях, о платных автодорогах, методическое обеспечение и прочее. Понимаете, я не вижу в официальных документах раскрытия сути вопроса, определения как такового - что такое государственно-частное партнерство?

Я считаю, что транспорт, в силу его системообразующего свойства попадает под общесистемное управление, то есть - государственное. Поэтому, когда начинают играть словами "государственно-частное", получается, что государство фактически уходит от управления.

Вопрос: Николай Викторович, Вы неоднократно отмечали, что развитие международных транспортных коридоров таит в себе серьезную угрозу для регионов, по территории которых эти скоростные трассы будут проходить. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

Николай Табаков: В качестве примера. Давайте посмотрим на условия развития дорог в Урало-Западносибирском регионе. Такие территории, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, - это совершенно особая среда развития социально-экономических систем.

К примеру, структура экономики ХМАО и ЯНАО порядка на 96% представлена топливно-энергетическим комплексом. То есть, моно-сырьевая направленность. Во вторых, порядка 75% населения в ХМАО проживают в 12 населенных пунктах, в ЯНАО в 8-ми. Как видите, гипертрофированное распределение численности населения по территории. Точно также исключительно большая диспропорция в распределении предприятий по объему производимой продукции. Например, в 2003 году более 90% газа на Ямале добывали четыре предприятия ("Уренгойгазпром", "Ямбурггаздобыча", "Надымгазпром" и "Ноябрьскнефтегаздобыча"). Это, кстати, около 20% мировой добычи. То есть, я хочу сказать, что в регионах крайне неустойчивая социально-экономическая система. Такая система эффективно функционирует, когда, говоря образно, на территории много питательного потенциала, в данном случае нефти и газа. Как только он снижается, система гибнет. И здесь роль транспорта тоже очень важна, но об этом чуть ниже.

Важно отметить существенные климатические различия, которые ведут к увеличению энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП), а большая территория при плохой транспортной инфраструктуре и к резкому снижению скоростей процессов в социально-экономической системе. Сошлюсь на данные Сибирского отделения РАН, которые говорят о том, что при всех прочих равных условиях, суровые климатические условия и обширность территорий России приводят к увеличению энергоемкости ВВП – в 1,8 раза, в сравнении с показателями экономически развитых стран. При этом энергоемкость экономики России до 1991 года была в 5 раз выше, чем в Японии, в 2-4 раза превосходила показатели в США и стран Западной Европы. За 1991-96 годы энергоемкость промышленного производства в России выросла более чем на 40%, что способствовало увеличению импорта с 14% до 52% в розничном товарообороте страны (данные Счетной палаты РФ).

Так вот, все эти факторы крайне важно учитывать как при формировании межрегиональных, так и международных транспортных коридоров и также при проведении государственной промышленной политики. Как видите, неконкурентоспособность продукции (даже при том, что Россия не в ВТО) привело к приходу более дешевого товара (вырос импорт). Здесь также можно приводить много и других примеров.

И что очень важно иметь в виду - в основе глобализации лежит экстенсивное расширение за счет формирования межрегиональных и межгосударственных транспортных коридоров. В экономически развитых странах природных ресурсов практически нет либо мало и они вынуждены устремляться туда, где ресурсы есть. С другой стороны, эти ресурсы расположены на территориях экономически более слабых стран, то помимо вывоза  природных ресурсов, обратно «сбрасывают»товарную массу. Россия вообще не должна копировать то, что уже прошел Запад со своими малыми территориями, теплым климатом, разнообразной структурой экономики, плотностью населения, экологической устойчивостью территории и прочее. Ведь свободу перемещения обеспечивают, с одной стороны, - международные транспортные коридоры, а с другой, – вхождение в ВТО. А, если брать федеральные документы, то в них как правило, указывается эффект от международных транспортных коридоров и не указывается на возможную величину ущерба экономике. Например, в Концепции проекта федеральной целевой программы "Развитие экспорта транспортных услуг России (2006-2010 годы)" указывается на достижение в 2010 году эффекта в 13 миллиардов долларов. Однако ничего не говорится об возможном ущербе и, особенно, при вхождении в ВТО. По крайней мере, я  нигде не встречал каких-либо цифр.

Вопрос: А каков зарубежный опыт?

Николай Табаков: Давайте посмотрим, как эту проблему решает Евросоюз. Перечислю ряд документов: Европейская хартия регионального и пространственного планирования (Лимассол, 1983 г.), резолюция № 2  10-ой сессии Европейской конференции министров регионального планирования (Осло, 1994 г.), резолюция № 1  11-ой сессии Европейской конференции министров регионального планирования (Лимассол, 1997 г.), Европейская перспектива пространственного развития (Потсдам, 1999 г.), резолюция № 1  12-ой сессии Европейской конференции министров регионального планирования (Ганновер, 2000 г.), Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента (Ганновер, 2000 г.) и др.

Так вот, в этих документах говорится, что глобализация производств и финансовых рынков, ускоряющиеся технологические процессы налагают требования к повышению конкурентоспособности Европы во всех областях по сравнению с другими регионами мира. То есть, Евросоюз ставит перед собой задачу развития транспортной сети для достижения социально-экономических целей. Мы, увы, совершенно не рассматриваем, как развитие транспортной сети будет воздействовать на социально-экономическое положение в стране.

В этих документах указывается, что само по себе развитие транспортной сети недостаточно для повышения конкурентоспособности территорий. Транспортные и телекоммуникационные структуры не являются достаточными для регионального развития, требуются соответствующие меры и в других областях политики. Это относится именно к более слабым регионам. В Евросоюзе подчеркивают - политика должна также гарантировать, что высококачественная инфраструктура, например, высокоскоростные железнодорожные линии и автострады, не должны способствовать оттоку ресурсов из более слабых областей. Указывают на необходимость просчитывать не только положительный эффект от развития транспортной системы. Транспортные проекты не должны начинаться без оценки прямых и косвенных негативных последствий.

Внутри страны транспортная инфраструктура должна опережать развитие структур, которые она связывает, обеспечивая тем самым в социально-экономической системе достижение эффекта синергии. Одновременно, развитие транспортной инфраструктуры с внешней, относительно системы (государства), средой обладающей большими конкурентными преимуществами, должно иметь пространственно-временную сдвижку (отставание), обеспечивающую некоторую "автаркию" от тех преимуществ внешней среды, которые система намерена преодолеть за это время. То есть, формирование международных транспортных коридоров с крупнейшими экономическими регионами мира  должно отставать во времени от развития транспортной инфраструктуры и производительных сил страны, либо эти коридоры не должны с ними "соприкасаться" ("туннельный эффект").

Словом, Россия не должна торопиться со строительством транспортных коридоров в развитые страны. Напротив, нам следует торопиться строить дороги на территории, над которыми мы имеем возможность нарастить технологическое преимущество, например в Азию. При этом транспорт должен обеспечивать территориальную государственную целостность, формировать единое экономическое пространство и гарантировать гражданам право на передвижение (снова ссылаюсь на Конституцию РФ).

В завершение я хотел бы напомнить высказывание из труда Г.А. Гольца "Культура экономики России за три века, XVIII-XX вв. (Том 1) Менталитет, транспорт, инфраструктура". Гольц приводит такую цитату со ссылкой на работы П.И. Георгиевского и П. Гиоцинтова: "Для обеспечения существования железных дорог необходимо поддержать равновесие между доходами и расходами предприятий, в интересах же государства передвижение грузов должно обходиться, возможно, дешевле, окупать расходы, но не может служить средством для обогащения частных лиц; тарифы должны постоянно приспосабливаться к изменяющимся в обществе условиям. Тарифная система должна быть построена таким образом, чтобы служить не средством достижения возможного большего барыша, а, главным образом, средством социального развития страны". Так вот, знаете, когда это было написано? В 1887 (!) году. Этими словами я подвожу некую черту нашей беседы.

                         Ханты-Мансийск - Екатеринбург

Другие новости по темам: транспорт, дороги, коридоры, стратегия, ВТО, проблемы
28.07.2005 09:05 Мск | Оксана Короткова



Если Вы заметили ошибку, выделите текст, ее содержащий, и нажмите Ctrl + Enter








Добавить комментарий:

Куда катится Россия?
Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *





Новости партнеров
Loading...

Loading...




Новости партнеров
Статьи по теме "экономика":



Другие статьи:


"Жорес Алферов сказал: «Уж лучше бы президент страны назначался президентом РАН»"
Валентин Катасонов: После перехода Росстата под контроль МЭР доверие к его данным будет потеряно окончательно
"Дэвид Рокфеллер мертв, но борьба мировых кланов продолжится"
Изменение устава продолжит превращение РАН в "клуб академиков"?
Сергей Борисов – о "Народных трибунах" в "Ельцин-центре": Это такая же обработка молодежи, как в период развала СССР
В Новосибирске протестуют против изменений проекта Восточного обхода
Путин встретится с Тибиловым. Ждать ли Южной Осетии отмашки на референдум?
Алексей Мухин: Приступы монархизма опасны для России
"В Донбассе Украина уничтожена". Стартовал новый этап разрушения "украинской государственности"
Путин принял митрополита старообрядцев Корнилия. У РПЦ больше нет монополии на православие?
20.03.2017 Мск  |  религия  |  комментариев: 1

Как Вы считаете, чем были события февраля 1917 г.?

Буржуазная революция

Дворцовый переворот

Народный бунт

"Цветная революция", инспирированная из-за рубежа

Все вместе взятое


Результаты 3006
Екатеринбург Облачность:
Давление: 742 мм. рт. ст.

Температура, °С:
  днем -3
  ночью -4

Ветер: Северный  2м/с

подробнее
Новости партнеров

Новости Екатеринбурга и Свердловской области       
вверх
Рейтинг@Mail.ru
Наш проект  Наша команда 

РИА Накануне.RU
© Институт Информационных Технологий, 620142, г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 16
Свидетельство о регистрации СМИ ИА№ФС77-56094 от 15 ноября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ФС77-56357 от 02 декабря 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Телефоны: (343) 295–15–36, 295–15–94, 295–14–38. E-mail: news@nakanune.ru
Использование материалов агентства допускается только с согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к материалам сайта. Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
18+