28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC4CNZ
Перевозки 40 тонн - http://perevozki.youdo.com/arenda/fura/tag/40t/
youdo.com


Аналитика все материалы

Вениамин Панов: Югра остается стратегической ресурсной базой страны

Экономика Югры, которая в последние годы уверенно лидирует среди российских регионов по объемам налоговых поступлений в государственную казну, на 89% представлена нефтяной отраслью. Но, по подсчетам окружных властей, взявших курс на изменение структуры экономики, к 2020 году ее нефтяная составляющая будет не более 48% за счет прироста других отраслей, прежде всего, связанных с высокими технологиями и инновационными разработками, горнорудного комплекса, развития энергетики, строительной индустрии, лесной промышленности и многих других. В 2006 году в Югре получили развитие новые производства в нефтегазохимии, проект "Урал промышленный – Урал Полярный" перешел в практическую стадию реализации. О достижениях минувшего и задачах года наступившего в нефтегазовом комплексе, о том, почему сегодня нерешенными остаются наиважнейшие проблемы отрасли, в интервью Накануне.RU рассказал директор Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Вениамин Панов.

Вопрос: Вениамин Федорович, бюджет Ханты-Мансийского АО на 2007 год стал частью принятого окружным Правительством и Думой трехлетнего плана экономического развития региона. На долгосрочную перспективу, в частности, предполагается изменение структуры экономики округа - к 2020 году нефтяная составляющая должна составить не более 48% (против нынешних 89%) за счет прироста других отраслей, прежде всего, связанных с высокими технологиями и инновационными разработками, горнорудного комплекса, развития энергетики, строительной индустрии, лесной промышленности и многих других. Расскажите, какие мероприятия были осуществлены в 2006 году и запланированы на 2007 год в нефтяной отрасли для достижения поставленной задачи?

Вениамин Панов: До 2020 года добыча нефти в автономном округе все еще будет занимать ведущее место в России. Но наряду с добычей нефти и газа, в автономном округе будут развиваться и другие отрасли промышленности, в том числе и электроэнергетика, газопереработка, нефтегазохимия. Проект "Урал Промышленный–Урал Полярный" также будет способствовать развитию других отраслей, определяющих экономическое развитие региона.

Вопрос: Известно, что в 2006 году в округе получили развитие новые проекты в нефтегазохимии. Например, создание предприятия "Сургутполимер", создание СП по переработке нефтяного попутного газа компаниями ТНК–ВР и "Сибур". Расскажите подробнее, какую продукцию будут производить эти предприятия, какие другие новые производства получили развитие в округе, и какова доля и роль нефтегазохимии в экономике региона?

Вениамин Панов: В настоящее время основной продукцией газоперерабатывающих предприятий является продукция первого нефтехимического передела: "сухой" отбензиненный газ, широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), стабильный газовый бензин, сжиженные газы. Практически весь объем производимой продукции реализуется за пределы автономного округа на нефтегазохимические предприятия для его дальнейшей переработки. Встречными потоками на территорию Югры завозятся полиэтиленовая продукция, трубы, изделия из пластмасс, удобрения и другая продукция нефтегазохимии.

В то же время в округе имеются все необходимые базовые условия для развития нефтегазохимии. Избыток попутного нефтяного газа, возможность его использования, избыточное производство электроэнергии и наличие внутреннего потребления продуктов газохимии. Поэтому Правительство Югры заинтересовано в развитии нефтегазохимических производств на территории округа.

Нефтегахохимический сектор планируется развивать путем: дальнейшего использования продуктов переработки нефтяного газа ОАО "Сургутнефтегаз" на предприятии "Сургутполимер". Проектом предусмотрено производить этанол, полистирол, этилен, а также билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU безнитратные азотные удобрения (производство аммиака и карбамида); строительства завода по производству метанола. В ноябре 2006 года было подписано соглашение между Правительством Югры и компанией "DOR CHEMICALS LTD". Уже завершаются прединвестиционные исследования по созданию и разработке технико–экономического обоснования и бизнес–проекта по данному заводу. Объем выпускаемой продукции составит 300 тыс. тонн метанола в год; строительства завода по производству высококачественного битума в Нижневартовске. Мощность завода по перерабатываемой нефти составит 500 тыс. тонн в год. Общий объем производства битумов составит около 152 тыс. тонн в год. Помимо основного вида продукции – дорожных битумов, будут производиться строительный и хрупкий битумы, маловязкое судовое и печное топливо, вакуумный газойл и компонент бензина.

Что касается создания совместного предприятия по переработке нефтяного попутного газа компаниями ОАО "ТНК–ВР" и ОАО "Сибур Холдинг", то это является наиболее выгодным решением, как для самих компаний, так и для округа в целом, позволяющее решить основную проблему – увеличить мощности заводов с целью приема нефтяного попутного газа с месторождений Нижневартовского района, тем самым увеличивая уровень утилизации нефтяного газа.

Вопрос: Каковы объемы добычи и переработки углеводородов (нефти и газа) в 2006 году на территории Ханты-Мансийского АО? На какие сроки округ обеспечен разведанными запасами нефти и газа? Каков объем работ по воспроизводству запасов углеводородного сырья ежегодно проводится на территории округа? Какие средства выделяет на эти цели федеральный центр, бюджет округа и сколько составляют инвестиции самих нефтегазовых компаний?

Вениамин Панов: Ханты-Мансийский автономный округ по своим потенциальным ресурсам, степени разведанности запасов, добывным возможностям, развитости производственной инфраструктуры и рентабельности освоения недр является на ближайшие 30 и более лет стратегической ресурсной базой страны, позволяющей обеспечить ее потребность в нефти на указанный период на уровне 170-200 млн. т. в год. Общепринятый показатель обеспеченности добычи разведанными запасами (категорий АВ+С1) составляет 52 года; запасами, вовлеченными в разработку (АВ) – 15 лет. Такая ситуация лучше, чем в других регионах развитой нефтедобычи (Волго-Урал, Предкавказье), но далека от той, которая может обеспечить стабильную добычу нефти на ближайшие 10-20 лет.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU На территории Югры за 2006 год добыто 276 млн. тонн нефти, извлечено 35,2 млрд. кубометров нефтяного газа, использовано – 29 млрд. кубометров. По состоянию на 1 ноября 2006 года на территории автономного округа открыто 440 месторождений углеводородного сырья, в том числе 382 нефтяных месторождения, большая часть которых находится в распределенном фонде недр.

За 9 месяцев 2006 года ситуация в области геологоразведочных работ (ГРР) на территории автономного округа не изменилась. По-прежнему отрицательно влияет на ситуацию недостаточное участие государства в проведении ГРР, непродуманная лицензионная политика, незаинтересованность недропользователей в увеличении объёмов ГРР, и, как результат снижение объёмов поисково-разведочных работ, ведущее к не восполнению сырьевой базы. За 2005 год компенсация добычи составила 62%, что явно недостаточно.

В целом по округу за 9 месяцев 2006 года пробурено 225,6 тыс.метров, что составляет 83% от объёма за аналогичный период прошлого года. Сейсморазведочных работ методом 2Д выполнено 11931,7 км, что составляет 134% от аналогичного прошлогоднего показателя, Фотообъем работ методом 3Д – 4150,4 км, что составляет 84% от прошлогоднего уровня за аналогичный период. В 2006 году открыто по предварительным данным 6 месторождений нефти и 1 газовое: Западно-Новомостовское, Северо-Покамасовское, Восточно-Голевое, Южно-Валовое, Пальемское открыты нефтяными компаниями, Молодёжное, Южно-Лыхминское по результатам реализации программы геологического изучения за счет бюджета автономного округа.

За счет средств федерального бюджета в 2006 году запланировано финансирование в объеме 292,5 млн.руб. на отработку региональных сейсмических работ и строительство параметрических скважин. Территориальная программа геологического изучения недр на территории автономного округа за счёт средств окружного бюджета на 2006 предполагает финансирование в размере порядком 951,3 млн.руб. За счет средств недропользователей в 2006 году ожидаемые затраты составят порядка 15 млрд.руб.

Основной инвестиционный вклад в проведение ГРР осуществляется таким образом нефтяными компаниями, минимальный вклад за счет федерального бюджета. В целом по округу по результатам 2006 года ожидаемый объем бурения составит примерно 373 тыс.м., сейсморазведки 2Д порядка 16 тыс.км, сейсморазведки 3Д - 7 тыс.кв.км. Ожидаемый прирост запасов по году по категории С1 не превысит 115млн.т, что не соответствует ни простому, ни расширенному воспроизводству запасов, учитывая уровень ожидаемой добычи в 276 млн.т.

Вопрос: Решена ли проблема рационального использования нефтяного газа, добываемого на территории округа? Были ли предприняты в 2006 году какие–то меры к разрешению данной проблемы?

Вениамин Панов: Правительство автономного округа обеспокоено проблемами рационального использования нефтяного газа на территории Югры. Так, за 2005 год извлечено 33,8 млрд. кубометров нефтяного газа, использовано – 27,5 млрд. кубометров, сожжено на факелах – 6,3 млрд. кубометров. Уровень утилизации нефтяного газа за 2005 год составил 81,4%.

Для повышения уровня утилизации нефтяного газа и сокращения объемов его сжигания, по инициативе Правительства автономного округа в 2004 году предприятиями – недропользователями были составлены программы обеспечения выполнения условий лицензионных соглашений в части рационального использования нефтяного газа на 2004-2008 гг. в разрезе лицензионных участков Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU недр. Данные программы позволяют повышать уровень использования нефтяного попутного газа нефтяными компаниями, так и по округу в целом. В результате выполнения запланированных мероприятий по повышению уровня утилизации нефтяного газа предприятиями - недропользователями, процент утилизации (использования) нефтяного газа в 2006 года достиг 82,4%, что на 1,1% выше, чем за 2005 год.

Кроме того, рост извлекаемых ресурсов нефтяного газа заставил крупные вертикально интегрированные компании создавать собственные мощности по его переработке. Лидирует в этом плане ОАО "Сургутнефтегаз". В настоящее время компания ввела в эксплуатацию 3-ю очередь завода на дополнительный прием в переработку 3 млрд. кубометров нефтяного газа. В стадии завершения находится объект - строительство собственных наливных железнодорожных эстакад для загрузки ШФЛУ и бензина газового стабильного.

Надо отметить, что не только ОАО "Сургутнефтегаз" занимается вопросами реконструкции газоперерабатывающих мощностей. Так, например, ООО "ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь" завершило рабочий проект по увеличению мощности завода по приему нефтяного попутного газа с 1070 млн. кубометров до 1500 млн. кубометров в год с месторождений ТПП "Когалымнефтегаз" и ЗАО "ЛУКОЙЛ – Аик".

Фото: Накануне.ruДо настоящего времени данный объем газа направлялся на переработку на Муравленковский ГПЗ Ямало–Ненецкого автономного округа. Также в компании проводится модернизация морально и физически устаревшего оборудования ГПЗ. Все это позволит сократить объемы сжигаемого нефтяного газа на факелах близлежащих месторождений на 300 млн. кубометров в год.

ОАО "Сибур Холдинг", являющееся собственником четырех заводов по переработке нефтяного газа на территории Югры также разработало инвестиционную программу, направленную на увеличение приема и глубины переработки нефтяного попутного газа на территории автономного округа. В настоящее время на ОАО "Южно–Балыкском ГПК" уже введена в строй дожимная компрессорная станция, позволяющая увеличить поставку на переработку нефтяного газа до 1,5 млрд. кубометров и дать возможность утилизировать нефтяной газ Приобского и Приразломного месторождений.

Планируется развитие газоперерабатывающего завода ООО "Няганьгазпереработка". Реконструкция Нижневартовского ГПК позволит нарастить производственную мощность по переработке нефтяного газа с 3,2 до 4,3 млрд кубометров в год, а завершение строительства Бахиловской компрессорной станции с напорным газопроводом позволит обеспечить прием всех ресурсов нефтяного газа Бахиловской группы месторождений.

Все эти мероприятия позволят рационально использовать нефтяной попутный газ и увеличить его объем, поступающий на газоперерабатывающие мощности Югры.

Вопрос: Насколько актуальным для нефтегазодобывающей отрасли округа является проект "Урал Промышленный–Урал Полярный"? Привлечен ли Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам Правительства Ханты-Мансийского АО к участию в реализации данного проекта, по каким направлениям?

Вениамин Панов: В рамках реализации проекта "Урал промышленный – Урал Полярный" распоряжением Правительства Югры утверждена "Концепция комплексного промышленного освоения Приполярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры. (Раздел "Недропользование)". В соответствии с принятой концепцией разработаны программы геологического изучения недр на территории автономного округа, предусматривающие проведение геологоразведочных работ за счет средств федерального, окружного бюджетов и собственных средств недропользователей. Программы утверждены, соответственно, министром природных ресурсов РФ, распоряжениями Правительства автономного округа.

Программы геологического изучения недр направлены в первую очередь на подготовку объектов, содержащих те виды полезных ископаемых, дефицит которых испытывает в настоящее время промышленно развитый сектор Урала. Это руды черных (железо, марганец, хром) и цветных (медь, цинк, бокситы) металлов, а также твердые виды энергетического сырья (бурые и каменные угли). На выполнение работ, в соответствии с принятой концепцией, в 2006 году было освоено 875,2 млн.руб., в том числе: средства федерального бюджета 282 млн. руб., окружного бюджета - 205 млн. руб., средства недропользователей - 388 млн. руб.

Подготовлено и принято распоряжение Правительства автономного округа по формированию программы лицензирования на территории автономного округа в части твердых полезных ископаемых. На основании данного распоряжения в адрес территориального агентства по недропользованию направлен перечень по 9 участкам недр для включения в проект перечня участков недр, предлагаемых для предоставление в пользование по автономному округу. Подготовлены и направлены в МПР России предложения по корректировке долгосрочной программы воспроизводства минерально-сырьевой базы на период до 2020 года. На основании принятой концепции подготовлены и направлены в адрес полномочного представителя Президента РФ по УрФО предложения по разработке федеральной целевой программы комплексного освоения Полярного и Приполярного Урала.

Вопрос: С какими проблемами пришлось столкнуться в реализации этого мегапроекта?

Вениамин Панов: Основные проблемы, связанные с реализацией проекта "Урал промышленный – Урал Полярный" на территории автономного округа, - это длительность сроков согласования объектов лицензирования в структурах федеральных органов власти,
Фото: Накануне.ruнедоработанность механизма лицензирования в плане передачи объектов геологоразведочных работ, финансируемых из средств федерального бюджета, частному инвестору до полного окончания работ по данным объектам. А также отсутствие принятых на государственном уровне четких механизмов реализации привлечения частных инвестиций на основе принципов частно-государственного партнерства; усиливающаяся тенденция недостатка опытных кадров для выполнения работ по реализации проекта "Урал промышленный – Урал Полярный".

Вопрос: Коснулась ли месторождений нефти и газа Ханты-Мансийского АО дифференциация НДПИ, оказалась ли реформа ставки этого налога эффективной?

Вениамин Панов: Принятый Госдумой РФ 8 июля 2006 года ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового Кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" предусматривает изменения в систему налогообложения нефтедобывающих предприятий, функционирующих на территории Югры с разной степенью выработанности запасов. На территории автономного округа количество участков недр со степенью выработанности запасов более 80% составляет 22. В их структуре более половины составляют участки с выработанностью от 80 до 85%.

В дополнение к этому Дума автономного округа внесла в качестве законодательной инициативы в Госдуму РФ законопроект, предусматривающий создание налоговых стимулов для освоения мелких месторождений углеводородного сырья, в первые пять лет эксплуатации месторождения, при условии, что недропользователями являются малые и средние предприятия.

Важность законопроекта заключается в том, что он поможет в решении проблемы сохранения малого и среднего бизнеса, а также позволит вовлечь в разработку ныне не эксплуатируемые мелкие месторождения на всей территории России.

1000 рублей(2022)|Фото: Фото: Накануне.RU Вопрос: Рост цен на нефть в 2006 году для добывающих компаний и экономики региона оказался благоприятным? Продолжат ли свой рост цены на нефть в 2007 году?

Вениамин Панов: Рост цен на нефть стимулирует нефтяные компании к увеличению объёмов добычи, что положительно сказывается на экономике автономного округа, способствует увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему РФ и автономного округа.
Доля Югры в общем объеме поступлений в бюджетную систему РФ за январь-сентябрь 2006 года составила 18,4%.

Однако для малых нефтяных компаний, реализующих нефть на внутреннем рынке, рост мировых цен на нефть не выгоден, так как ведет к значительному увеличению НДПИ. Как и прежде, цены на нефть, поддерживаются ростом глобальной экономики и высоким спросом на энергоносители, и сильно зависят от реальных и ожидаемых участниками рынка перебоев в поставках.

Вопрос: Вениамин Федорович, какие насущные проблемы в нефтегазовой отрасли предстоит продолжить решать в 2007 году?

Вениамин Панов: В 2006 году для нужд автономного округа сделано многое, но в нашей работе всегда есть вопросы необходимые актуализировать и дорабатывать с учетом изменяющейся ситуации в целом на территории РФ. Будем продолжать работать в следующих направлениях: усилять действующую систему государственного геологического контроля и горного надзора посредством определения полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ по организации и реализации государственного контроля на региональном уровне за использованием недр хозяйствующими субъектами; необходимо повышать роль центральной и Фото: Накануне.ruтерриториальных комиссий по разработке месторождений, обеспечив качество и независимость экспертиз проектов разработки и обустройства месторождений полезных ископаемых; разработать и утвердить новые регламенты составления проектных документов, новые правила разработки месторождений углеводородного сырья, формы государственной отчетности по выполнению проектных показателей при разработке и обустройстве месторождений углеводородного сырья.

Также не останутся без внимание вопросы решаемые на уровне федерального центра. Во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти необходимо работать по следующим направлениям: упрощение процедуру выдачи лицензий на геологическое изучение недр, путём делегирования право подписи территориальным органам; возобновить проведение конкурсов-аукционов на право пользования недрами с открытыми и принятыми на государственный баланс запасами углеводородного сырья; основой государственной политики в законодательном регулировании отношений в сфере недропользования и минерально-сырьевой базы должны по-прежнему являться укрепление института единой государственной собственности на фонд недр РФ, конкретизация полномочий органов исполнительной власти федерального и регионального уровня по управлению государственным фондом недр и осуществлению государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр.

Необходимо нормативное регулирование основных вопросов рационального использования и охраны недр, а также совершенствование государственной системы лицензирования пользования недрами в качестве основы государственного управления в Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU сфере недропользования; необходимо совершенствование экономического механизма, заложенного в действующей в настоящее время системе лицензирования недропользования. В уточнённой системе лицензирования должны найти отражение способы стоимостной оценки запасов сырья в недрах, используемые при расчётах величин разовых и регулярных платежей, а также ответственность за поддержание и развитие ресурсной базы, должен быть определён порядок приостановки, ограничения и досрочного прекращения права пользования недрами; необходимо введение целого комплекса норм, устанавливающих механизм экономической ответственности недропользователя – с одной стороны предусматривающий изъятие денежных активов за несоблюдение взятых обязательств, с другой стороны стимулирующий их выполнение. 

К сожалению, этот перечень вопросов можно продолжать, но сегодня, глядя на прошедший год, можно смело отменить, что округ и его исполнительные власти не стоят на месте, а целеустремлённо смотрят в будущее, решая задачи направленные на улучшение благосостояния жителей Югры.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС