20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBTK74
Услуги специалиста: http://perevozki.youdo.com/international/sng/tajikistan/, посетить сайт .
Услуги сервиса: http://perevozki.youdo.com/city/moscow/dlv/small/, описание.
youdo.com


Аналитика все материалы

Церкви определили первоочередные задачи

Вы поститесь? Ходите по воскресениям в церковь? Исповедуетесь ли? Причащаетесь? Соблюдаете ли десять заповедей, наконец? Большая часть россиян, причисляющих себя к православным, вспоминает о своей вере изредка, например, проходя мимо православного храма, покупая родственнику в подарок золотой крестик, или лицезрея по TV обращение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в связи с очередной народной бедой или в честь христианского праздника.

Светская власть России, что тоже по великим православным праздникам отстаивает службу в столичных храмах, давеча предприняла ряд благочестивых шагов навстречу Русской Православной Церкви. В дни, когда проходил Архиерейский Собор, Владимир Путин собрал архиепископов во главе с Патриархом, дабы думу думать и жалобы епископские всяческие выслушать.

Момент для разговора с высшими церковными сановниками президентом был выбран отнюдь не случайно: во-первых, в эти дни проходил Архиерейский Собор, направленность которого грех было президенту не скорректировать; во-вторых, сам Владимир Путин на встрече с архиепископами, как свидетельствует стенографический отчет, отметил: “… мною подписан закон о ряде изменений в российском земельном законодательстве, создана правовая база для регулирования вопросов бесплатного предоставления в собственность или в безвозмездное пользование земельных участков для нужд религиозных организаций. Государство постепенно отдает исторические долги церкви”. Земля – это принципиальный вопрос для РПЦ, которая испокон веков была крупнейшим латифундистом на Руси. Церковь с благодарностью восприняла благую весть об освобождении от налогового бремени своих земель. Этот жест со стороны государства может быть расценен как “искупление вины отцов” /так обосновал произошедшее архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий/. Может быть, оно где-то и так /по крайней мере, звучит красиво и благородно/, но институт государства - это не богадельня и к альтруистическим актам сроду расположен не был… Тем более, в земельном вопросе.

Хотя в речи практически каждого духовного лица были слова глубокой благодарности в отношении решения вопроса о церковной земле, некоторые архиепископы тут же попытались в разговоре с главой государства развить тему. Так, например, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий в своей речи обратился к президенту со следующим предложением: “…Хочется просить Вас посодействовать, чтобы и Федеральное Собрание, и исполнительная власть сделали и другой важный шаг на пути восстановления исторической справедливости: нужен специальный закон о возвращении в собственность церковного имущества, изъятого богоборческой властью с нарушением всяких норм морали. Сегодня уже многие храмы переданы, но они передаются не в собственность Церкви, а в пользование”. Однако из ответных слов президента стало ясно, что его широкие жесты не безмерны: “Историческая справедливость должна быть восстановлена”, но “вопрос в том, как это сделать, как это сделать аккуратно, чтобы не навредить ткани отношений, которые сложились на сегодняшний день в обществе, не навредить самим объектам и так далее ”.

Более того, Путин дал ясно понять, что одними благодарностями здесь РПЦ не обойтись, и взамен возврата земель государство потребует от Русской Православной Церкви реальных дел. С одной стороны, это говорит о том, что Президент рассматривает сегодня Церковь как реальную силу, усилив ее как организацию различными преференциями, с другой, что не позволит ей становиться коммерческой структурой. На вопрос Георгия - епископа Нижегородского и Арзамаского, о том, что неплохо было бы вцелом смягчить налогообложение в отношении к церковному имуществу, Владимир Путин ответил: “Говорю Вам совершенно откровенно. И мне кажется, что если мы пойдем по этому пути, то мы можем просто скомпрометировать религиозную деятельность как таковую в целом. Она будет коммерциализироваться излишне ”.

Что же приобрела Церковь вместе с землями? Это иллюстрирует пример, когда епископ Читинский Евстафий решил пожаловаться Путину, что мол, Ваше Высокопревосходительство, уважаемый Владимир Владимирович, китайцы наседают, колонизируют нас практически, работу у русских забирают. Мысль епископа ясна, но что делать, если русский люд уступает китайцам, по-черному пьет и, следовательно, не работает? На жалобу читинского епископа президент ответил не без иронии: “Что касается Вашей пастырской деятельности, то у меня вопрос: Вы китайцев в православие не пытались обращать? Тоже вполне возможная сфера деятельности для Русской православной церкви: она всегда была интернациональной, причем здесь важно духовное состояние того или другого человека. Это неплохая сфера для деятельности, подумайте над этим”. Крепко, наверное, святые отцы напряглись от таких слов. Задачи ставит перед ними государственная власть нынче не шуточные. В самую пору вспомнить Святого князя Владимира, обращавшего свои языческие племена в православие, дабы создать монолитное государство. Разумеется, Владимир Путин от князя рода Рюриковичей сильно отличается, но задачи ставит перед Церковью в чем-то схожие, да и государство стремится подчинить единой вертикали.

Понятно, что не только к обращению язычников в православие призвал глава государства духовных пастырей России, но и поставил перед духовенством другие не менее масштабные и важные задачи. Вернувшись из Москвы в Екатеринбург, Архиепископ Викентий провел пресс-конференцию, где, кроме всего прочего, поделился с общественностью впечатлениями от общения с президентом. Владыка Викентий подробнее всего остановился в своем повествовании на проблеме религиозной безграмотности и необходимости преподавания основ православной культуры в школах. Ведь именно об этом и говорил президент на встрече с участниками Архиерейского Собора: “Думаю, вы согласитесь: во многом такое /экстремизм и терроризм – ред./ стало возможным вследствие нравственного дефицита в обществе. Очевидно и то, что эта проблема нередко усугубляется элементарной религиозной безграмотностью”.

Эти слова главы государства Архиерейский Собор воспринял как руководство к действию. В полном тексте послания верующим от Архиерейского Собора говорится: “Возможности церкви в противодействии терроризму и экстремизму участники форума обсуждали с президентом на встрече в Кремле. Пытаясь разжечь пожар гражданских конфликтов, террористы играют на религиозных и националистических настроениях и достигают свои цели они еще во многом из-за того, что в обществе царит элементарная религиозная безграмотность, сказал президент. Церковь может помочь устранить этот пробел и выступить объединяющей силой для многонационального российского общества”.

Как отмечают аналитики, высшее духовенство РПЦ помимо обсуждения сугубо внутренних церковных вопросов на Соборе сделало заявку на более активное участие в общественно-политической жизни РФ. Эта инициатива, без сомнения, одна из тех, которые нуждаются в том, чтобы не нее было дано “добро”. И как мы видим, глава светской власти не только не возражает, но и категорически настаивает на усилении социальной роли Церкви. Но, как пишет Агентство политических новостей, остается неразрешенным вопрос: готова ли сегодня сама Церковь предложить России некий новый “православный проект”?

После Собора стало ясно, что подобный проект есть, и будет он осуществляться при дальнейшем сближении РПЦ с формирующейся светской властной вертикалью. На официальном сайте Московской Патриархии опубликованы итоговые документы Собора, где говорится о необходимости “установления широкого и активного церковно-государственного партнерства в различных сферах народной жизни”, желании “оказывать посильную помощь государственной власти в ее ответственном служении”, а также высоко оценивается “взаимополезное сотрудничество с Администрацией Президента, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации, различными министерствами и ведомствами”.

При этом аналитики сходятся во мнении, что Патриарх Алексий II ныне сам стремится выстроить в церковной среде нечто вроде “православной вертикали” по образцу светской. РПЦ пытается укрепиться за счет единения с ее нероссийскими, скажем так, филиалами. Так, например, единение с Зарубежной Русской Православной Церковью, хотя и было несколько затянуто, но все же произошло, в конечном итоге. Однако у РПЦ есть и более проблемные зоны, такие как та же Украина. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, обратился к Владимиру Путину со следующей речью: “Мы, конечно, не мученики в Украине, но проблем у нас не занимать. И вся проблема – это настроение определенного количества людей в Украине, особенно в руководящих инстанциях, которых раздражает одна наша принадлежность к Московскому патриархату и к Москве, естественно… Благодарим Вас также за ту финансовую помощь, которую Вы оказали городам – епархиальным центрам, где раскольниками захвачены и до сих пор удерживаются кафедральные соборы, спасибо Вам и за это ”.

По завершении Собора, патриарх Алексий II встречался с премьер-министром Украины Виктором Януковичем. Как сообщает Интерфакс, Янукович высказал мнение, что пройдет немного времени и церковь объединится и этому объединению будет способствовать прошедший Собор. При этом он добавил, что как верующий человек и как гражданин Украины хочет, чтобы это произошло: “Я прилагаю и приложу все усилия, чтобы единство между нашими народами было более крепким и монолитным, и это больше чем дружба, так как многое срослось в нашей истории ”. Алексий II в ходе этой встречи подчеркнул, что приветствует намерения Януковича, связанные с повышением роли русского языка в Украине.

Патриарх собирает русскую православную церковь в единую вертикаль, заручившись поддержкой светской власти. По идеологии - централизованной России нужна единая, не разобщенная церковь. В свете этого у РПЦ появляется новый круг обязанностей. Возможно, в них и нет ничего нового, ведь Церковь издавна духовно окормляла свою паству и не только на территории России, занималась христианизацией язычников и нравственным воспитанием православных. Но последние десять лет функция Церкви сводилась к чисто формальной стороне дела: восстанавливались храмы, проводились службы, только и всего. Настало время, когда Церковь должна перестать быть лишь историческим атрибутом былого величия державы российской. И этого потребует от нее государство, взамен решая насущные проблемы РПЦ.

С одной стороны, это говорит о том, что государство российское, пытаясь собраться воедино, будет в этом процессе опираться на “веру отцов”. В свою очередь, РПЦ не встать на ноги, не служа государству. Это только звучит непривычно, но Церковь на Руси всегда служила государству, начиная со времен князя Владимира.

Шансы на успех любого предприятия всегда выше, если выступать единым фронтом и решать одни задачи на разных уровнях. Это прекрасно понимают и церковное, и светское руководство. Такое единодушие дорогого стоит /и не только земель, освобожденных от налогов/. Ныне Россия позиционирует себя как исконно, а, следовательно, легитимно православное государство, которое, хотя и толерантно относится к другим мировым религиям, однако, при этом утверждает безусловную доминанту православия. Теперь русской православной церкви можно не оглядываться на другие конфессии, ведь государство находится, как заявил президент, “в состоянии войны”. В это состояние страну поверг терроризм вообще, и бесланский теракт в частности. А в Северной Осетии, как мы знаем, много православных…

Остальные мировые /и не только/ религии, хотя и раньше признавали, что России исторически православная страна, но требовали признания также прав их конфессии наравне с православной. И ныне, разумеется, государство ни в коем случае не станет искусственно препятствовать деятельности той или иной общепризнанной конфессии. Однако это не мешает заняться усилением РПЦ через раздачу ей всевозможных преференций, а также через вовлечение РПЦ в социальные проекты: это и факультативное преподавание основ православной этики в школах, и предложение Президента подумать над христианизацией мигрантов /ведь если подумать, на территории России кроме китайцев есть много неправославных коренных жителей…/, а также другие стратегически важные задачи.

Поэтому вопрос о способности РПЦ предложить государству “православный проект” требует расстановки акцентов. После Собора стало совершенно ясно, что инициатива исходит не от РПЦ. Сама Церковь за последнее десятилетие не смогла сделать сколько-нибудь стоящего предложения государству. Теперь государство, которое, видимо, устало ждать, само дает установки и разнарядки, а РПЦ остается только, помолясь, приступить к их реализации.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС