28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

"Урал Промышленный -Урал Полярный": диалог с потенциальными инвесторами

Участие частного бизнеса в реализации мегапроекта "Урал Промышленный -Урал Полярный" стало одной из центральных тем на прошедшем в Ханты-Мансийске III Международном инвестиционном форуме, где присутствовали более 200 представителей деловых кругов, съехавшихся из разных регионов нашей страны и иностранных государств. Для освоения этой "сырьевой жемчужины" вдоль Восточного склона Уральских гор планируется проложить железнодорожную ветвь и автомобильную дорогу, построить новые мощные электростанции и протянуть десятки километров линий электропередач. Достаточно сказать, что инвестиционная ёмкость проекта только на территории Югры может превысить 340 млрд (!) рублей, и поддержку ему обещают власти всех уровней. О том, на каком этапе на сегодняшний день находится реализация проекта "Урал Промышленный -Урал Полярный", и какие проблемы тормозят его скорейшее воплощение в жизнь, а также о том, на каких условиях частный бизнес будет участвовать в этом мегапроекте, в интервью Накануне.RU рассказал и.о.директора Департамента развития Приполярного Урала Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Александр Шпиренко.

Вопрос: Александр Игоревич, расскажите, на каком этапе в настоящее время находится реализация проекта "Урал Промышленный-Урал Полярный"?

Александр Шпиренко: Проект развития Приполярного Урала является для Правительства Ханты-Мансийского автономного округа приоритетным инвестиционным проектом. Отмечу, что освоение природных богатств Восточного склона Уральских гор направлено на переход экономики округа от моносырьевого к комплексному развитию. Целевой ориентир развития экономики Югры до 2020 билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU года – диверсификация экономики. До 2020 года долю нефтегазового сектора в структуре экономики предполагается снизить с нынешних 90% до 48% за счет развития других секторов экономики. Комплексное освоение месторождений твердых полезных ископаемых позволяют решить эту задачу.

В последние годы на Урал ежегодно завозится 60 млн. тонн различных видов полезных ископаемых, при этом расстояние перевозок достигает 2-3 тысяч км. Ресурсная база основных металлургических предприятий, в том числе имеющих оборонное значение, находится на грани исчерпания, а некоторые стратегические виды сырья уже импортируются в Россию, что создает риски, в том числе для обеспечения национальной безопасности. Особенно остра проблема нехватки сырья для уральских металлургических комбинатов. Вместе с тем, проблема эта имеет решение - через комплексное освоение Приполярного Урала.

По данным специалистов, его минерально-сырьевой потенциал значителен - общая стоимость полезных ископаемых оценивается в $320 млрд. Эта территория обеспечит потребности промышленности в марганцевых и хромовых рудах, дефицитных железных высококачественных рудах, рудах цветных и черных металлов и многих других видах полезных ископаемых.

Однако развертыванию добычи полезных ископаемых в этом регионе препятствует недостаточная геологическая изученность территории, отсутствие наземных транспортных коммуникаций и централизованного электроснабжения. Для комплексного решения этой проблемы, напомню, еще в 1998 году Правительством Ханты-Мансийского автономного округа была разработана идея проекта, который позже получил название "Урал Промышленный-Урал Полярный". В 2005 году его идея была подержана Фото: пресс-служба Президента Россииадминистрацией Президента РФ, а также полномочным представителем Президента РФ в УрФО Петром Латышевым, главами Ямало-Ненецкого автономного округа, Свердловской, Пермской и Челябинской областей, и республики Коми. 16 мая 2005 в Челябинске состоялось совещание под председательством Президента РФ Владимира Путина по вопросам социально-экономического развития УрФО, на котором, в том числе рассматривались и перспективы реализации проекта "Урал Промышленный-Урал Полярный". По итогам этого совещания Президентом РФ был дан ряд поручений относительно дальнейшей разработки проекта, во исполнение которых было принято решение объединить усилия его участников для более эффективной его реализации.

В настоящее время идет процесс формирования систем управления проектом. Создана и активно работает межведомственная рабочая группа под председательством заместителя полномочного представителя Президента РФ в УрФО Виктора Басаргина. Создана управляющая компания ОАО "Корпорация "Урал Промышленный-Урал Полярный", учредителями которой выступили Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Тюменская область.

Активно формируется система управления проектом и на территории Югры. Губернатором Югры Александром Филипенко принято распоряжение по разработке концепции и программы комплексного промышленного освоения Приполярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Для повышения эффективности взаимодействия и координации создан орган исполнительной власти автономного округа Департамент развития Приполярного Урала. В структуре органов исполнительной власти округа сформированы рабочие группы с участием ученых и экспертов для разработки отраслевых концепций и программ по проекту.

Вопрос: А в какие сроки планируется приступить к практическому освоению Приполярного Урала?

Александр Шпиренко: Рабочей группой по вопросам недропользования с привлечением специалистов отраслевой и академической науки выполнен и принят один из основополагающих разделов концепции – "Недропользование". Раздел одобрен и утвержден распоряжением Правительства автономного округа. Согласно концепции, освоение природных ресурсов Приполярного Урала разделено на два этапа – 2006-2010 гг и 2011-2020 гг.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU На первом этапе возможна организация добычи рассыпного и рудного золота, кварцевого сырья, бурого угля и некоторых видов строительных материалов. Округ уже заложил фундамент работы в этом направлении. Создаются новые высокотехнологические перерабатывающие производства, например, комплекс "Полярный Кварц", который будет производить материалы для высокотехнологичных производств и IT–технологий. В рамках проекта "Полярный кварц" создано горнорудное производство, завершается создание обогатительного производства. По итогам 2005 года предприятием добыто жильного кварца 2,158 тыс. тонн, а по итогам 2006 года – 1,943 тыс. тонн.

Уже сегодня предприятия приступают к промышленному освоению месторождений золота. Так ОАО "Санит", работающее на месторождении рассыпного золота близ Халмерью в 2005 году добыло 146 кг. химически очищенного золота, в 2006 – 149 кг. А с вводом в эксплуатацию железнодорожного и автомобильного транспорта, на втором этапе в 2011-2015 гг, объемы добычи по этим видам сырья возрастут. Но главная задача на втором этапе – это освоение ресурсов Приполярного Урала в крупных промышленных масштабах. Разработка таких видов сырья, как бурый уголь, руды черных и цветных металлов, железных руд, медно-цинковых и хромовых руд позволит обеспечить грузооборот будущей железнодорожной магистрали. Для освоения твердых полезных ископаемых необходимы инвестиции: на первом этапе – 12,9 млрд. рублей, на втором – 96,2 млрд. рублей.

Фото: Накануне.ruРазработана также концепция развития энергетики Приполярного и Полярного Урала на базе местных углей. В декабре эта концепция будет вноситься на рассмотрение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа. До 2020 года при реализации проекта на Приполярном Урале появятся новые крупные потребители электроэнергии – это железнодорожный транспорт (новая ветвь Полуночное – Обская), добыча и обогащение бурых угрей – топливная промышленность, добыча и обогащение железорудного сырья для черной и цветной металлургии, химическая промышленность и производство строительных материалов. Так вот, общая потребность в электроэнергии в зоне Приполярного Урала оценивается величиной 67-235 мегаватт на 2015-2020 гг.

В развитии энергетики Приполярного Урала можно выделить также два этапа - 2007-2015 гг и 2015-2020 гг. На первом этапе, до завершения строительства железной дороги Полуночное – Обская, предполагается строительство ряда генерирующих мощностей и включение их схему в централизованного электроснабжения. В частности, планируется к реализации проект строительства ГТС 122 МВТ п. Приполярный. Второй этап - 2015-2020 гг - связан уже с промышленным освоением региона, и в это время планируется строительство электростанций на буром угле, месторождения которого находятся в Березовском районе округа.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Проектная электрическая мощность первоочередной электростанции на Северо-Сосьвинских углях может быть рекомендована 600 МВт. Такая мощность с учетом ГТС Приполярная полностью покрывает суммарные электрические нагрузки потребителей Приполярного и Полярного Урала на этапе до 2020 года. Добавлю, что общий объем капитальных вложений в сетевое строительство и генерацию по двум этапам оценивается, предварительно, в 50-62 млрд. рублей.

Также мы участвуем в разработке проекта транспортного коридора. Особое внимание Правительством Югры уделяется при этом не только технической стороне вопроса (приближенность будущего коридора к новым потенциальным производственным узлам и эффективное обслуживание грузопотоков), но и экологическим и социальным параметрам (защита окружающей среды, сохранения и защита интересов местных коренных малочисленных народов Севера).

В целом же инвестиционная емкость всего проекта "Урал Промышленный-Урал Полярный" только на территории Югры может превысить 340 млрд. рублей в ценах 2006 года, из которых транспортная инфраструктура: строительство железной дороги по территории Югры - от 154 до 167 млрд. рублей, автомобильной - 25 млрд. рублей, на развитие энергетики потребуется 50-62 млрд. рублей.

Вопрос: Как известно, у частных инвесторов есть возможность принять участие в освоении Приполярного Урала, с какими российскими или зарубежными компаниями этот вопрос сегодня серьезно прорабатывается?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Александр Шпиренко: Проект "Урал Промышленный-Урал Полярный", как вы уже поняли, - инвестиционно емкий с большой инфраструктурной составляющей и большим экономическим эффектом. Реализация проекта такого масштаба как "Урал Промышленный - Урал Полярный" возможна в современных экономических условиях только на основе партнерских отношений государственных структур и частного сектора с применением современных механизмов частно – государственного партнерства.
И мы открыты к диалогу с потенциальными инвесторами по рассмотрению различных схем и инструментов финансирования проекта развития Приполярного Урала.

Правда, есть небольшие недоработки в нормативно-правовой базе по этим вопросам. Закон о концессиях, который регламентирует деятельность государственно-частного партнерства, есть на федеральном уровне, но на региональном уровне такой нормативно-правовой базы нет. Поэтому мы собираемся в данном направлении работать и в настоящее время рассматриваем различные варианты финансирования проекта.

Благодаря активной работе полномочного представителя Президента в Урфо Петра Михайловича Латышева на уровне федерального Правительства, сегодня рассматривается вопрос о создании федеральной целевой программы "Урал 1000 рублей(2022)|Фото: Фото: Накануне.RU Промышленный-Урал Полярный". Также готовится пакет документов для того, чтобы подать заявку на финансирование проекта в Инвестиционный фонд РФ. При этом мы готовы работать и с частными компаниями в рамках отдельных локальных проектов. Так, например, недавно мы провели переговоры с австрийским банком "Bank Austria Creditanstalt", которому интересно работать в рамках отдельных проектов, таких как создание энергомощностей. Мы прекрасно понимаем, что частный инвестор не пойдет в большой проект, если не будет уверен, что будет создана необходимая инфраструктура. Поэтому инфраструктуру мы, как государство, должны создавать за счет государственного финансирования. Во-вторых, инвестору важно понимать, что государство поддерживает этот проект. Таким образом, мы работаем во всех направлениях и готовы сотрудничать с любыми потенциальными инвесторами.

Вопрос: Известно, что Ханты-Мансийский автономный округ уже не первый год выделяет из окружного бюджета средства на освоение Приполярного Урала, расскажите о первых результатах.

Александр Шпиренко: За последние годы на геологоразведку в зоне транспортного коридора "Урал Промышленный-Урал Полярный" на территории Югры из окружного бюджета было потрачено около 1,7 млрд. рублей. 300 млн. рублей выделено на обоснование инвестиций по транспортному коридору, а также еще 311 млн. рублей по программе развития электроснабжения. То есть, у нас уже достаточно большой задел имеется в части бюджетного финансирования этого проекта.

Как я уже говорил, на Приполярном Урале добывается золото, строится завод по переработке кварца. То есть, есть первые результаты, а это значит, что проект живой. Другой вопрос в том, что, не имея транспортной инфраструктуры, мы вынуждены ограничивать добычу. Вот почему мы и говорим, что проект должен развиваться на основе опережающего развития транспортной и энерго инфраструктуры. Пока не будет железной дороги, пока не будет централизованного энергоснабжения, сложно говорить о развитии крупного производства на Приполярном Урале.

Отмечу, что в настоящее время рассматривается два основных варианта развития транспортной инфраструктуры в этом регионе: Фото: www.rzd.ruлибо мы строим сначала железнодорожную ветвь и автомобильную дорогу, то есть создаем транспортный коридор, и строим энергомощности, а потом начинаем развивать производство - горнорудный комплекс. Есть и второй вариант, поэтапный. Берем существующую железнодорожную ветку, которая идет от ст. Полуночное, и достраиваем ее до расположения ближайшего горнорудного комплекса. А дальше приглашаем инвесторов для освоения месторождения. В этом случае на строительство железнодорожной ветки потребуется меньше времени – всего год или два. И так далее, поэтапно, мы будем реализовывать этот проект. И это значит, что проект начинает работать, не дожидаясь постройки всей железнодорожной магистрали.

Пока мы не пришли к конкретным проектным решениям. Сначала мы хотим понять, каким образом проект будет финансироваться, когда и куда будет готов прийти инвестор. Более четко структурировать проект. И уже тогда принимать решения по дальнейшему развитию проекта "Урал Промышленный-Урал Полярный". Сейчас могу сказать абсолютно точно одно - проект является стратегически важным не только для развития Югры и Урала, но и для развития всей страны.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС