28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBu946
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/country/geo/litkarino/, подробности по ссылке.
youdo.com


Аналитика все материалы

Непотопляемые цены на авиатопливо

Федеральная антимонопольная служба и авиакомпании - на аэропорты. Аэропорты – на топливно-заправочные станции (ТЗС). ТЗС – на нефтяников. Нефтяники - на ФАС. Одни перекладывают вину на вторых за уж слишком высокие цены на авиатопливо, вторые – на третьих. Типичный замкнутый круг. ФАС почти полгода назад выпустила рекомендации российским аэропортам по заправке самолетов авиакеросином. В службе посчитали, что топливозаправочные комплексы (ТЗК), работающие в аэропортах, навязывают перевозчикам топливо по завышенным ценам. Но, как говорили участники рынка, это были всего лишь рекомендации, которые, конечно же, никто не стал выполнять. Воз и ныне там. Топливо дорожает, повышается цена авиабилетов, а авиакомпании продолжают обвинять аэропорты.

Очередным громким звонком стало резкое заявление гендиректора "Аэрофлота" Валерия Окулова, который назвал цены на керосин в "Кольцово" "абсурдно завышенными".

Фото: www.compromat.ru"Сегодня в себестоимости перевозок 50% - стоимость топлива! Это невиданная ситуация! До роста цен, "топливная" доля в себестоимости составляла 15-18%. На кого мы в итоге работаем? Мы работаем на нефтяников! Все наши пассажиры работают на нефтяников. Ситуация еще усугубляется тем, что цены на топливо во многих аэропортах России выше, чем за рубежом. В "Кольцово" цены на авиатопливо одни из самых высоких в России и в мире. Дороже, чем Норильске, Париже, Франкфурте, Риме, Цюрихе…", - возмущался Окулов. Доводы "Кольцово", что аэропорту необходимо окупать то строительство, которое ведется, глава "Аэрофлота" также посчитал абсурдным: "При таких тарифах и при таком топливе из "Кольцово" никогда не будет создано транзитного центра. Никто сюда не полетит! Никто не будет проводить транзитные посадки в Екатеринбурге. Облетят за тысячу километров"

Безтопливное будущее

В "Кольцово" признают, что цены на керосин у них несколько выше, чем в других аэропортах России, но утверждают, что если бы не это, то не видать екатеринбуржцам ни нового терминала, ни нового цеха бортового питания, как своих ушей.

"Мы провели типовой расчет, какой вклад нашего превышения цен над Москвой вносят в билет. Для советских судов этот вклад составляет около 300 руб. В процентах, сами понимаете, величина незначительна. Да, в других аэропортах цены дешевле, но это не аэропорты, это сараи. Я уверен и со мной многие согласны.

Для развития аэропортов нужны большие деньги. Денег взять не откуда, поскольку Федеральная служба по тарифам своим регулированием тарифов не дает возможности зарабатывать на аэропортовой деятельности. В результате мы имеем цену на керосин выше, чем в Москве. Да, мы это признаем, но у нас огромная инвестиционная программа. Мы заработали не на одном виде деятельности, а на другом. Только и всего"
, - заявил Накануне.RU первый заместитель гендиректора аэропорта "Кольцово" Филипп Федулов.

Отметим, ФСТ устанавливает размер сбора за взлет-посадку, сбора за обеспечение авиационной безопасности, за пользованием аэровокзалом и за обслуживание пассажиров. В пресс-службе ФСТ Накануне.RU сообщили, что при определении размера тарифа учитывается объем работы аэропорта, расходы и инвестиционная составляющая с учетом необходимости возврата привлеченных средств, т.е. регулирование не исключает возможности зарабатывать.

Фото: Накануне.ruБазовая авиакомпания "Кольцово" "Уральские авиалинии", которая также не раз заявляла о завышенных ценах на керосин, считает, что объяснение причины повышения цен на топливо компенсацией затрат на реконструкцию аэропорта звучит странно. "Если, как было обещано губернатору области, на эти цели были затрачены инвестиционные средства, то в этом случае возврат инвестиций – процесс длительный и должен основываться на увеличении объемов производства", - говорят в авиакомпании.

Кстати, упомянутый губернатор полностью на стороне "Кольцово" утверждая, что высокие цены – это временное явление "Окулов не прав! Он исходит из сегодняшней ситуации. Керосин дорогой, но это связано с тем, что мы ведём расширенное строительство. С пуском второй очереди аэропорта в октябре нагрузка на керосин упадёт", - прокомментировал Россель на своей ежемесячной пресс-конференции заявление гендиректора "Аэрофлота".

В том, что все проходит, пройдет и для России период высоких цен на авиатопливо уверен и Филипп Федулов: "В течение ближайших нескольких лет не только "Кольцово", но и все аэропорты России будут хранить авиационное топливо. Это неизбежно. Во всем мире аэропорт не имеет доступа к керосину, а получает фиксированную плату с топливной компании за право работы на его территории. Безусловно, мы к этому придем. Нашего керосина не будет".


Разговоры об этом, кстати, идут уже давно, но точные сроки, когда Россия перейдет на систему хранения, а не продажи топлива, пока назвать никто не может. Изменение системы авиаперевозчики ждут с нетерпением, поскольку керосин "подешевеет", минимум на 20%. Когда речь идет о миллиардах, это существенно.

Фото: Накануне.ruИзменения не самым благоприятным образом скажутся только на топливно-заправочных компаниях, а аэропорты проживут. В частности, "Кольцово" планирует зарабатывать все-таки на аэропортовой деятельности. По словам Федулова, три года назад эта деятельность приносила убытки в 100 млн руб., сейчас приносит доходы в 20 млн. В "Кольцово" считают, что через несколько лет аэропорт выйдет на прибыль в 200-300 млн руб. Т.е., что фактически подтвердил и Россель, и ФАС, и сам аэропорт, без продажи керосина "Кольцово" уже сейчас не является убыточным, т.е. необходимости завышать цены нет, тем более, что новый терминал построен и спецтехника обновлена.

То, что аэропортовая деятельность является доходной, согласна и ведущий аналитик “Financial Bridge” Ольга Шкред: "Аэропортовая деятельность – прибыльное дело, поскольку затрат нет, а при росте доходов населения, оборот аэропорта будет увеличиваться".

Монопольное настоящее

Как бы что ни было в будущем, авиакомпании заправляют самолеты дорогим керосином сегодня, а не завтра. Пусть в "Кольцово" цены выше, чем в московских и питерских аэропортах, но и там, впрочем, как и во всей России, они не устраивают авиаперевозчиков.

"Конечно, мы обеспокоены тем, что цены на авиатопливо в России сравнимы с европейскими, - рассказал Накануне.RU заместитель гендиректора авиакомпании "Пулково" Василий Налетенко. - Считаем, что это абсолютно неадекватная цена. Как правило, цены примерно одинаковые в России, несмотря на то, что в каждом регионе своя топливно-заправочная компания, это дает повод говорить о том, что, очевидно, есть какой-то сговор топливно-заправочных станций. Я считаю, что цены сейчас, как минимум на 20-25% выше реальной стоимости".

Как известно, в большинстве своем цены диктуют вовсе на аэропорты ("Кольцово" здесь, скорее исключение), а независимые топливно-заправочные комплексы, располагающиеся на их территории. Многие аэропорты пускают на свою территорию ТЗС, поскольку сами построить ее не могут. "Достаточно дорогое удовольствие построить топливно-заправочный комплекс на территории аэродрома, - считает первый заместитель генерального директора аэропорта "Рощино" Валерий Коноплев. - Надо согласовать проект со всеми инстанциями, поскольку этот объект повышенной опасности, получить разрешение, земельный участок. В "Рощино" аэропорт не участвует в получении ГСМ".

В российских аэропортах располагается одна ТЗС, которая определяет цены. "Хотим или нет, но должны работать с одной компанией, иначе они нас просто не заправят", - добавляет Василий Налетенко. Заправляться в том аэропорте, где дешевле, авиакомпании могут не всегда, поскольку забрать топлива больше, чем влезает в бак, невозможно.

Да и дешевле не всегда получается. До того, как светлая жидкость окажется залитой в баки самолета, на нее сделает свою ценовую накрутку топливно-заправочная станция, а еще раньше - нефтеперерабатывающий завод. Если для авиаперевозчика в конкретном аэропорту нет альтернативы топливно-заправочному комплексу, то сам ТЗК, как правило, может выбирать.

Скажем, почему в Домодедово цены не "загнуты" так, как в "Кольцово"? Одна из причин – большое количество поставщиков. В пресс-службе аэропорта Накануне.RU пояснили: "Удержание стабильных цен обеспечивается за счет конкуренции поставщиков. В центральном районе существует максимальная концентрация нефтеперерабатывающих заводов, а регионы привязаны в основном к определенным заводам, которые позволяют диктовать цены".

Гендиректор ОАО "Рощино" ГСМ" Юрий Осипов также рассказал, что для одного ТЗК поставщиком может быть не один завод, а несколько: "Выбираем, где дешевле. Поэтому у нас и цены ниже чем, предположим, в "Пулково"".

Нефтяники же утверждают, что полностью зависят от мировых цен на нефть и никак не могут снизить цену на авиатопливо. Объясняют они это налогом на добычу полезных ископаемых, который высчитывается по формуле, зависящей от стандарта на мировых рынках. Когда вырастает цена на мировых рынках, соответственно, пересматриваются цены в России.

"Мы не можем продавать топливо по более низкой цене. Если понизим цену на топливо то попадаем, как это было уже не раз, под ФАС, которая считает, что мы не можем заниматься демпингом ", - заявили Накануне.RU в пресс-службе "Лукойла". 

В итоге мы имеем то, что имеем: нефтяные компании цены не снижают, ТЗС тоже делать это не собираются, авиакомпаниям приходится покупать керосин по завышенной цене, что отражается на авиабилете. В качестве примера: в себестоимости рейса на Москву на самолете Ту-154 доля стоимости топлива составляет 49,9%. Для компенсации недавнего повышения цены топлива в "Кольцово" на 500 руб., 300 руб. достаточно. Однако, как сообщили в пресс-службе авиакомпании, рост цен происходит постоянно, вынуждая "Уральские авиалинии" повышать тарифы.  

Что касается перспективы хранения авиатоплива, то, как признают участники рынка, придется разорвать цепочку  "завод - ТЗП - авиаперевозчики" в звене топливно-заправочных комплексов. Но сделать это можно лишь с помощью государства, поскольку сами комплексы вряд ли готовы отказаться от прибыли.

"Думаю, что в ближайший год-два у нас появится нормальный порядок и у авиакомпании смогут выбирать операторов. По нашей информации, работа ведется", - отметил заместитель гендиректора ФГУП "Пулково". А пока...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС