25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Общество В России

"У зрителя колоссальный запрос на отечественные эпосы, и у нас до сих пор не экранизированы сказки"

Народ в новогодние праздники любит ходить в кино. И кинотеатры наверняка предложат своим зрителям широкий выбор новинок, хотя, как говорится - "к гадалке не ходи" - большинство из них снова будут заграничного "разлива". Поклонники отечественного кинематографа (честь и хвала этим отважным людям) останутся чуть ли не наедине с "Вычислителем" - фантастическим фильмом Дмитрия Грачева. Эксперты не слишком высоко оценивают шансы этого продукта на успех. Впрочем, в этом плане нет ничего нового под солнцем: вспомним хотя бы "Солнечный удар"...

Никита Михалков, утомленные солнцем 2|

Да, от очередных "нетленок" Михалкова уже воротит, но и в целом - западные (преимущественно американские, конечно) конкуренты собирают сравнительно большую кассу. При этом удручает вполне очевидный факт: спецэффектов в таких кассовых картинах несравнимо больше, нежели того, что под ними скрывается. Возникает логичный вопрос: мы любим красивую обложку, не пытаясь искать под ней качество?

Почему же нация, имеющая огромный "арсенал" культурного наследия и, соответственно, тем для экранизации, так падка на западное кино? Об этом, а также о том, почему не снимают отечественные эпосы, почему до сих пор не сняты фильмы про возвращение Крыма или войну в Донбассе - в интервью Накануне.RU рассказал шеф-редактор аналитического портала "Однако" Виктор Мараховский.

Вопрос: Виктор, для начала, можете ли посоветовать какие-нибудь фильмы для просмотра в праздники? Как Вы считаете, массовому зрителю есть из чего выбрать, чтобы не разочароваться от просмотра очередного американского фильма, снятого по однотипному сюжету?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Виктор Мараховский: Давайте подумаем, что нас ждет в конце декабря и начале января. Будет большой выбор детских фильмов - анимационного кино: "Астерикс" и так далее, и так далее. Что касается большого, зрелищного кино, то это только "Хоббит". Не смотрел еще конкретно этот фильм, а только два предыдущих. Это все является большим дополнительным материалом к известной трилогии "Властелин колец". И я с ужасом жду того момента, когда где-нибудь в дневниках или архивах найдут маленькую запись на полторы странички Толкиена и на основании этих материалов снимут еще один какой-нибудь здоровый фильм. Это не кино, но и не замена зрелищу.

Если сравнивать нынешнюю часть трилогии про "Властелина колец" с любой частью первой трилогии, которая шла 10 лет назад, то понятно, что вопрос качества, с моей точки зрения, явно не в пользу нынешнего. Если сравнивать первую часть третьей части "Сойки пересмешницы" с первым оригинальным фильмом, то опять-таки выбор не в пользу нынешнего фильма. Может быть, речь идет о том, что там настолько заигрались в дистрибуцию, в киносериальничество, в желание выжать максимум с минимальными усилиями, что в итоге они к концу 2014 года остаются без "работающих" сериалов. Они сейчас собирают меньше, чем предыдущие части.

Если, скажем, от части к части "Гарри Поттера" были колебания, но финальные части собрали больше, то сейчас эффект от сериала затухает постепенно. Съемки этих сериалов требуют дополнительных усилий, что мешает созданию новых оригинальных идей и их реализации.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Совершенно чудовищный фильм "Вычислитель". Отечественное кино, но с Винни Джонсом и Евгением Мироновым. Аннотация отпугивает с самого начала. Десять заключенных, приговоренных к пожизненному изгнанию с планеты XT-59, отправляются в опасный путь через Саргассово болото. Мысль о том, что кто-то будет это смотреть, я категорически отметаю. Если мы зайдем в "Кинометро", где дают средние прогнозы от прокатчиков относительно итогов проката – то увидим, что фильму "Вычислитель" они обещают 35 млн руб. Ну, может быть, может быть.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

 

Если говорить в общем, что мы сейчас видим? Длящееся последние примерно полтора года желание снимать подростковые притчи, подростковые боевики и воспитательные боевики, начиная от "Голодных игр", "Бегущего в лабиринте" - и так далее. Результаты этого увлечения довольно слабы. Вероятно, слишком индустриализированное киноискусство – тоже плохо – когда есть киноиндустрия, результаты которой все меньше и меньше напоминают кино и все больше и больше – киносериал. Если очень хороших, внятных сериалов за последнее время снято очень много, то про кинематограф аналогичного сказать не могу. На фоне реального успеха и аудитории той же "Игры престолов" аудитория любого т.н. "блокбастера" будет иной. По количеству зрителей они несопоставимы. Заставлять людей за дополнительные деньги идти в кинотеатр, чтобы посмотреть еще какой-то вариант того же самого сериала, не удается.

Вопрос: Вам не кажется, что поднимавшийся недавно вопрос с возможным запретом американских фильмов в прокате – это уже из разряда того, что и запрещать не надо? Народ смотрит, потому что больше ничего и не предлагают? А если запретить – несильно расстроится?

Виктор Мараховский: Скажем так. Поддержка массового отечественного кино предполагает, в первую очередь, наличие этого кино. У нас пока во всем массовом кино только одна позиция – комедии. Причем комедии, так сказать, подростково-молодежно-социально-алкогольные. Вот этот жанр существует, да. Мне кажется, было бы правильно и более эффективно говорить не о запрете и ограничениях на показ западных кинофильмов, а о запрете на их промоушн. Лучше стимулировать аналогичный процесс отечественного кино. В этом случае будет купирована та часть зрительской аудитории, которая является плодом технологий. Одновременно будет выдан карт-бланш отечественным создателям фильмов, которые не будут никоим образом зависеть от результатов проката. Я бы на месте Минкульта давал деньги на раскрутку. Мне кажется, нужно ограничивать не производство чужих фильмов, не прокат, а рекламу и пропаганду.

Вопрос: Стоит ли, на Ваш взгляд, вообще смотреть отечественное кино? Премьеры каких фильмов Вы больше всего ожидаете увидеть?

Виктор Мараховский: Мы мало о нем можем сказать, потому что мало его видим. Бывают очень неплохие артхаусные фильмы, снятые "за две копейки". Вы видите только его трейлер и понимаете: фильм хороший, режиссер талантливый, старательный. Я не готов в очередной раз составлять один и тот же очень короткий список хороших отечественных фильмов. Просто потому, что за последние полгода я ничего добавить к этому списку не могу.

Но я понимаю, что в каких-то случаях Бекмамбетов выдает более-менее приличные семейные комедии. Это он делает каждый год, почему бы ему не сделать это в очередной раз? Наверняка "Елки 1914" будет нормальным, наполненным не пошлым юмором фильмом.

А пошлый юмор - это одна из главных болезней нашего комедиестроения. И тот, кто не ходит на отечественное кино, не делает этого, главным образом, из-за пошлятины.

Вопрос: А запрос на какое кино отечественного производства, на Ваш взгляд, есть в российском обществе? Это умное кино, артхаусное, патриотическое, или, быть может, действительно в обществе просто колоссальный запрос на фильмы по типу "Яйца судьбы" и "Самый лучший фильм"?

Виктор Мараховский: Если говорить о кино историческом, например, то, безусловно, есть запрос на отечественные эпосы. В гигантском количестве. Начиная от "Богатырей" и заканчивая фильмами про Великую Отечественную.

Кстати, "Александру Невскому" скоро исполнится 80 лет (фильм вышел в 1938 году). Никогда не делали ремейк. Можно хотя бы переснять. Можно еще взять "Чапаева", которому тоже 80 лет.

Александр Невский, фильм|Фото:

Красная армия, Чапаев, Великая Отечественная война|Фото:

Не были экранизированы толком сказки. То есть, вообще. Вы понимаете, какой позор? У нас до сих пор нет ни одного собственного компьютерного "Змея Горыныча"! Где отечественные качки в виде Ильи Муромца? Это же нелепо.

Вы видели историческое кино последних лет? Я видел два варианта. Один фильм назывался "Борис Годунов". Это попытка переснять Пушкина якобы в современном мире. Сказать об этой картине толком нечего. Второй фильм – про Ивана Грозного с замечательным музыкантом Петром Мамоновым в главной роли. Если не ошибаюсь, Лунгина. Это камерное, синтетическое кино.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Именно эпоса, именно размаха, именно масштаба, который предполагается по определению самой природой России, извините, у нас почему-то здесь нет. Видимо, не любят или боятся. Нет фильмов, которые описывали бы наши морские путешествия. Нету фильмов о покорении Сибири и Дальнего Востока за последние 20 лет. Нет фильмов-катастроф или военных драм на тему геноцида советского населения на национальных перифериях.

У нас практически отсутствует фантастика. И это плохо. У нас отсутствует мистика. Единственный хороший, кстати, вполне себе качественный фильм, "Темный мир" 2006 года, так и остался единственным таковым. "Ночной" и "Дневной дозоры" начала 2000-х были не столько экранизациями, сколько рекламными клипами того, что мы освоили компьютерную графику. Они не были плохими, но сняты они не по книжке Лукьяненко. Ну и отсутствует производственная драма. Есть сериалы, драмы существуют, всякое "Кадетство", всякое "околовоенное" современное, "околомилицейское", но нет полицейской драмы. Нету молодежного приключенческого кино. Хотя из того же "Кадетства", условно, можно было сделать что-нибудь. На западе это в значительной степени есть. И дальше можно идти по списку. То, в чем мы точно не нуждаемся, это подростковые комедии. Тут у нас все "нормалек".

Вопрос: Недавно Мединский заявил, что больше не будет давать денег на кино, которое прославляет – цитата - "Рашку-говняшку". Такое заявление министра обнадеживает?

Владимир Мединский презентация книги "Стена"|Фото: Накануне.RU

Виктор Мараховский: Он говорил о конкретной вещи под названием "Артдокфест". На этом фестивале победил фильм "Человек живет для лучшего". А специальный приз получил фильм "На краю". Он повествует, если не ошибаюсь, о парализованном калеке, который где-то в Подмосковье живет. В конкурсной программе был фильм о том, какая смешная хрень эта ваша Новороссия, а также Приднестровье. Мол, какая-то, в общем, купленная страна. А это был документальный фильм по группе Femen, а также про Майдан.

То есть это абсолютная такая нормальная, дистиллированная тусовка, которая за государственные средства оплевывает страну, народ, нацию. Запрещать это, важно отметить, никто не запрещал. Фестиваль прошел, состоялся, призы вручили. Министр культуры "отмотал" потом все это дело, выяснил, что культуры в этом нет, для России пользы нет, никто участвовать в этом не хочет. И решил не давать на это денег. Вот и все выступление Владимира Ростиславовича Мединского. Вы бы дали денег на то, какая вы дрянь по жизни?

Вопрос: Как считаете, почему до сих пор не сделано кино про возвращение Крыма? Или про войну в Донбассе? Вместо этого кинозритель смотрит очередные фильмы про то, как доблестные американцы спасают планету. Это вообще правильно?

Виктор Мараховский: Нет, это неправильно. Это, опять-таки, говорит о том, что у нас нет актуального, в том числе и военно-производственного кино.

Отчасти это может быть связано с тем, что актерскую тусовку последние 20 лет выращивали, ориентируясь на западные кинофестивали. Это значит, что она хочет быть выездной, рукопожатной, желает получать, в числе прочего, какие-нибудь европейские гранты. И так далее. Хочет быть хоть немного интегрированной в их – западные – представления о прекрасном. У каждого режиссера там недвижимость, у каждого первого продюсера – недвижимость. Попадать под санкции никто не хочет. А с теми, кто готов попадать под санкции и умеют снимать кино, у нас еще пока есть сложности. Поэтому и тормозим.

крым, дорога, горы|Фото:Накануне.RU 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС