16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Гибель президента Total в московском аэропорту: "Теперь компания прогнется перед Штатами"

Минувшей ночью в авиакатастрофе с довольно-таки нелепыми обстоятельствами в аэропорту Внуково погиб гендиректор Total Кристоф де Маржери, один из немногих руководителей иностранных нефтегазовых компаний, открыто критиковавших европейские санкции против российской отрасли. В Сети активно обсуждают одно из высказываний погибшего, называя его чуть ли не фатальным (Кристоф де Маржери несколько месяцев назад заявлял, что не видит оснований для закупки нефти в долларах). Учитывая статус погибшего, нельзя исключать никакие версии, в том числе конспирологическую, считают эксперты, но объективный вывод о трагедии должна сделать государственная комиссия.

"Дело в том, что произошла просто чудовищная ситуация на аэродроме "Внуково": водитель снегоуборочной машины, как заявило следствие, мог быть пьян, и это только один из факторов, - заявил Накануне.RU военный журналист, политолог Александр Жилин. - Другое: есть непреложные законы авиации, и я не понимаю, как мог диспетчер разрешить даже руление самолета, видя, что техника работает на взлетной полосе либо на рулежных дорожках? Это просто невозможно, у нас это случилось, и это говорит о том, что контроля за аварийной ситуацией на аэродроме не было никакого". "Это тотальная, полнейшая безответственность", - описал произошедшее политолог.

кристоф де маржери, total|Фото:

"Третий момент, я говорю это как авиатор: я не могу понять командира экипажа полета, который вырулил на старт и начал разбег, видя, что на полосе работает снегоуборочная машина", - добавил Жилин. Эксперт отметил, что условия видимости были нормальными – 350 м, а по законам авиации пилот должен был прекратить взлет, доложить диспетчеру и запросить следующую команду. "Но это тоже никто не выполнил, и это особенность экипажей вот таких "фальконов", потому что там летают "жирные коты" - не только пассажиры, но и экипажи. Если он возит президента нефтяной компании, значит, он думает, что тот – Бог, а он – его ангел", - заметил журналист.

Основная вина лежит на службах аэропорта, считает Жилин: они не обеспечили элементарные меры безопасности.

"Почему такая катастрофа оказалась возможна, попытаюсь объяснить буквально в двух словах: авиация – вид человеческой деятельности, который предполагает на первом месте нравственность, честность и не предполагает базарных отношений, которые установились в нашей стране. Вот эта базарщина очень плохо сказывается на безопасности полетов нашей авиации. Здесь нужно наводить порядок и устанавливать жесточайший контроль, потому что нецивилизованный бизнес и авиация – это вообще несовместимые вещи. Настало время комплексно рассмотреть проблему. Это вопиющий бардак, когда никто ни за что не отвечает и ничего не контролирует", - высказал мнение Жилин.

При этом эксперт подчеркнул, что не отвергает пока никакие версии. По его словам, нужно обследовать снегоуборочную машину, понять, почему водитель выехал на взлетную полосу, все надо рассмотреть в комплексе.

"Конечно же, учитывая статус пассажира, учитывая, что "Фальконы" привлекают в себе особое внимание в том числе и диспетчеров, потому что там же проходит информация, кто в самолете, это же не рядовой кукурузник вылетает опылять поле, поэтому исключать версию умышленную какую-то я бы не стал", - сказал Александр Жилин.

Версий сейчас много – весь спектр, от техники до погоды, но на все вопросы объективно ответит только государственная комиссия, которая уже создана и приступила к работе, считает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Со своей стороны, летчик отметил, что условия для полета были нормальными. "Все было нормально, правда, туман, но это не помеха, что называется. Здесь речь идет об организации таких полетов, - подчеркнул эксперт в разговоре с Накануне.RU. – Почему снегоуборщик оказался на взлетно-посадочной полосе во время взлета самолета – вот главный вопрос, на который должна ответить комиссия".

аэропорт взлётно-посадочная полоса впп(2018)|Фото: Фото: Накануне.ru

Столкновения с препятствиями на ВПП – своего рода бич в авиации, рассказал Смирнов, и столкновения со снегоуборочной техникой уже происходили. "Если взять совсем недалекие времена, то это катастрофа с самолетом Ту-154 в аэропорту Омска при посадке, погибли все", - привел пример летчик. "Так что это не новость в гражданской авиации, к сожалению", - сказал Олег Смирнов.

Летчик, Герой России Владимир Шарпатов тоже помнит подобные случаи в авиации, и подобное столкновение чуть не случилось при его побеге из Кандагара. "Мне тогда наперевес неслись две машины, и мы буквально их опередили на полсекунды, и они уже под крылом у меня оказались. В фильме показывают, что они сзади догоняют, но на самом деле это было гораздо опаснее – они неслись слева. Так как я начал взлетать с рулежки, то я уже скорость успел набрать, если бы я начал взлетать со взлетной полосы, мне бы длины разбега не хватило и машины успели бы перекрыть мне полосу", - поделился воспоминаниями Владимир Шарпатов.

Метеоусловия при авиапроисшествии во "Внуково" летчик оценивает как вполне подходящие: "350 метров – это для взлета допустимо, если на ВПП есть осевые огни", - сказал Владимир Шарпатов.

Эксперт отметил один важный момент: снегоуборочная техника оборудована проблесковыми маячками и летчик мог не заметить ее только в случае, если она находилась в конце разбега.

Еще один важный вопрос - как смена руководства, которая после гибели главы Total неизбежна, скажется на дальнейшем участии компании в российских проектах? Один из них - "Ямал-СПГ". Бизнес-проекты, крупные компании базируются не на эмоциях, а на бизнес-расчете, заявил Накануне.RU журналист Михаил Леонтьев. "Конечно, личность имеет значение, но все крупнейшие мировые компании нефтегазовые так или иначе сотрудничали с Россией, и в условиях санкций всячески стремятся это сотрудничество сохранить, в той степени, в какой им позволяют независящие от них обстоятельства", - считает эксперт. Активно обсуждаемую информацию о "фатальном" высказывании Кристофа де Маржери он комментировать не стал.

"Давайте не будем идиотничать, не надо украинизации сознания. Это, совершенно очевидно, несчастный случай, связанный с основной нашей российской бедой, не только нашей, конечно, коей является разгильдяйство, - сказал по этому поводу Леонтьев. – Поэтому я даже не буду в этом контексте это комментировать, считаю, что это нелепо. Спекуляции какие-то можно из чего угодно высосать". 

"Поскольку погиб такой человек, есть большой соблазн поразмышлять о том, что эта катастрофа могла быть неслучайной. Но из того материала, который мы имеем на данный момент, я бы пока не стал склоняться к версии теракта, к версии умышленной диверсии с целью убийства", - сказал Накануне.RU Александр Жилин.

Тем не менее последствия катастрофы для России будут плачевными, как ни странно, нелепая авария произошла на фоне антироссийской истерии и желания США перекроить мировую энергетическую архитектуру. "Сотрудничество гиганта Total с Россией держалось исключительно на де Маржери. Для России Total оказалась жизненно критична после объявления санкций. Россию отрезали от импортного оборудования для добычи нефти и газа. И только Total могла еще поставлять это оборудование в Россию. Потому что на этом настаивал лично де Маржери. Но теперь Total "прогнется" перед Штатами, и Россия останется без оборудования, добыча упадет", — такое мнение "Комсомольской правде" высказал директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС