24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

"На выборах сложности возникнут только с Красноярском - ситуация там на грани второго тура"

Интервью с политологом Олегом Матвейчевым

Предстоящие 14 сентября выборы в регионах пройдут спокойно, считает политолог Олег Матвейчев. Оппозиция подавлена внешнеполитическими успехами Кремля, по всей стране новая внешняя политика подарила кандидатам от власти от 10 до 20% процентов рейтинга, при этом одни из самых высоких показателей наблюдаются в столице, где еще год назад ожидалась высококонкурентная гонка за места в Мосгордуме. Такая ситуация позволяет продолжать движение "Володинской весны" по стране. По словам Матвейчева, на совещаниях в Кремле первый замглавы администрации Вячеслав Володин требует от "регионалов" в первую очередь прозрачности и честности, и только потом - результата. Между тем угрозы внутренней стабильности остаются, и главная из них - национализм. После выборов властям придется решать, как гасить националистические настроения на окраинах и в Москве. Об этом эксперт рассказал в интервью Накануне.RU.

Вопрос: Какой Вы видите картину предстоящих выборов, есть ли на карте России какие-то тревожные точки для власти? Например, в Сибири?

Олег Матвейчев|Фото:Олег Матвейчев: В Сибири самое сложное - Красноярск. Врио губернатора Виктор Толоконский как фигура, назначенная в регион из Новосибирска, все-таки стал "варягом". Красноярский край - достаточно сложный регион, и он давно уже управляется "варягами", начиная с Лебедя, поэтому Толоконскому было оказано жесткое сопротивление. Ситуация уже на грани второго тура. Но если Толоконский проиграет, ничего страшного не произойдет. В остальной Сибири и по стране не видно ничего серьезного. Были сложности на начальных этапах, но в итоге все противники сдались и явно победят все "действующие врио". По стране картина тоже спокойная.

Вопрос: Кандидатам от власти помогает рейтинг Путина, который значительно вырос на внешней политике?

Олег Матвейчев: Не только в Сибири помогает. По всей стране рейтинги поднялись на 10-20%. Это, кстати, причина того, что оппозиция полностью деморализована и не видит смысла участвовать в выборах, поэтому на местах все так легко сдались. Их можно понять. Что толку тратить деньги, если накануне выборов сделали рейтинги и обнаружили, что отрыв кандидатов от партии власти настолько большой, что шансов на победу нет никаких. Оппозиция провела самые вялые выборы за 10 лет, кампании проводились "для галочки". Кроме Красноярска, разумеется, там ситуация иная.

Вопрос: Вы даже выборы в Мосгордуму не упомянули, там тоже все спокойно?

Олег Матвейчев: Есть 10-20 округов в Москве, где выставлены сильные кандидаты, которые работают не "для галочки". На всех остальных округах либо были выставлены слабые кандидаты, либо оппозиция вообще не пошла. Несистемная оппозиция вообще самослилась: подделали подписи, а потом закрыли и сам проект. Кстати говоря, Москва ведь крайне изменилась. Как ни странно, вся социология говорит, что рейтинг Путина достиг исторического максимума не только в стране, но теперь среди крупных городов, самый мощный рейтинг у Путина в Москве. Раньше оппозиция любила смеяться, что у президента самые сильные позиции в стране на Кавказе, где у него всегда по 80-90%. Сейчас Москва обошла даже Северный Кавказ. Конечно, эта ситуация отражается и на рейтинге Собянина, и на рейтинге "Единой России".

Вопрос: Может, в этом и причина того, что Красноярск стал самой тревожной точкой для власти, там среди оппозиции нет либералов, никто из кандидатов не призывает вернуть Крым, и общая повестка довольно патриотическая?

Олег Матвейчев: Повестка как раз вышла другая, очень локализованная. Крым - лишь общая рамка. Дискуссии по этому вопросу в Красноярском крае вообще быть не может. Либералов там никогда не было, они никогда не были там сильны, зато там всегда была сильна патриотическая оппозиция: коммунисты, "Патриоты России". А вот когда надо выбрать губернатора из двух патриотов, то ребром встает вопрос, свой ты на этой территории или чужой. Эта тема была разогрета еще Лебедем, потом она досталась в наследство Александру Уссу и Хлопонину, когда последнего представляли как чужака, хотя он был с Таймыра. Красноярский местечковый патриотизм и безграмотность проведения кампании Толоконского. Когда тебе навязывают повестку, в данном случае "свой-чужой", человек, который владеет хотя бы азами политтехнологий, знает, что надо навязывать совершенно иную повестку: индустриализация, сельское хозяйство, "богатые-бедные", "синие-зеленые" - что угодно. Нет, Толоконский начал какую-то странную кампанию, основанную на тезисе: "Люблю землю сибирскую", пытаясь доказать, что он свой. Ну кто в это поверит? Он же полтора месяца назад в регион приехал, а теперь, мол, жить без этой земли не может. Таким образом он не только встал в заведомо проигрышную позицию, так еще и пытался что-то доказать. Тебя обвиняют, ты оправдываешься - вот его ловушка, в которую он попал. Я думаю, Толоконский все равно победит, выкрутится, потому что основной его противник - кандидат, поддержанный Анатолием Быковым (Иван Серебряков, - прим. Накануне.RU), который популярен только в Красноярске и еще паре городов, а есть еще Ачинск, Канск, в Норильске Быков непопулярен, есть еще огромные сельские территории.

Вопрос: Что насчет так называемой "Володинской весны"? Она идет? Судя по утечкам, на совещаниях в Кремле для губернаторов и их замов по внутренней политике Москва по-прежнему требует демократичности и прозрачности в первую очередь.

Олег Матвейчев: Совещание последнее Володина в Кремле, которое он проводил, не было сенсацией. Все, что говорилось ранее, повторили там: никаких фальсификаций, никакого мухлежа даже близко не должно быть, качество выборов в приоритете. Володин прямо сказал, что выборы с результатом 70-80% - это не самоцель, если по итогу этих выборов будут вопросы и скандалы. Без скандалов 70-80% - отлично, но если скандал - то нам такого не нужно.

Вопрос: Между тем с Запада звучат угрозы снять Путина, устроить в России майдан и так далее, не выглядит ли политика "оттепели" несколько беспечной?

Олег Матвейчев: Сейчас Путин настолько силен, что может позволить себе демократию без всяких подкручиваний гаек и насилия. Собственно насилие - признак слабости власти. Вот США как раз везде уже использует силу, у нас же никакого смысла в перегибах или закручивании гаек нет. Ну а разговоры на Западе о снятии Путина - абсолютный неадекват руководства. Мы же видим, что западные элиты просто вырождаются. Даже не по заявлениям Псаки и Обамы про утерянные в XIX веке территории, а просто потому, что практически каждое их решение ошибочно. Ошибаются везде и всегда, с какой бы страной ни работали. То ставят не на те силы, то выбирают не те средства - абсолютная некомпетентность в управлении процесса. Не каждый раз, конечно, ошибаются, но очень часто.

Вопрос: Вы не видите угроз для внутренней стабильности в России?

Олег Матвейчев: Конечно, они есть. Если потратить сейчас несколько миллиардов долларов на очередную революцию, то какой-то огонек зажечь удастся. Основная угроза - национализм. Они будут разжигать Кавказ, национальные окраины, будут подкармливать все виды националистов: русских, кавказских, татарских, башкирских, сибирских. Межнациональные стычки - разрыв страны - это то, что, в принципе, легко купить за большие деньги. Думаю, как только закончатся выборы, власти всерьез озаботятся этой проблемой.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС