19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBZyAA
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/cars/truckmanipulator/, в Москве.
Бригады отделочников: http://remont.youdo.com/facing/walls/plastering/, посмотреть.
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/repair/flat/two-room/stalinki/other/60m/, подробнее здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Все идет по плану

В России появился стратегический документ, но мобилизация ресурсов оставляет желать лучшего

Президент Владимир Путин подписал федеральный закон "О стратегическом планировании в РФ", обязав федеральные, региональные и муниципальные власти ориентироваться на долгосрочные приоритеты в социально-экономическом развитии. Законопроект предусматривает координацию управления на всех уровнях, согласованной должна быть и бюджетная политика. Сейчас далеко не все субъекты создают свои стратегии развития до 2030 г., сказать, что стратегическое планирование осуществляется на федеральном уровне, тоже нельзя – экономисты неоднократно указывали на неспособность правительственных ведомств спланировать даже трехлетний бюджетный период. Отсутствие взаимоувязки между государственными и региональными программами приводит к срыву их исполнения, что в условиях необходимости ускоренного развития территорий – Крым и Севастополь, Дальний Восток, Арктика – недопустимо. Кроме того, российская экономика подвергается все новым санкциям со стороны Запада.

Эксперты считают разговоры о возрождении советского института Госплана преждевременными: запустить систему, подобную той, что существовала при Совете Министров СССР, невозможно из-за разбазаривания государством большей части предприятий, а также отсутствия кадров, способных разрабатывать планы. Другая серьезная проблема законопроекта – отсутствие в нем указаний на конкретные действия по подъему экономики.

Стратегическим стало ежегодное послание президента РФ Федеральному Собранию, оно будет базисом для разработки других документов стратегического планирования. В их перечне: стратегии социально-экономического развития РФ и макрорегионов, субъектов и муниципальных образований, отраслевые документы, основные направления деятельности правительства, госпрограммы. Вводятся и новые долгосрочные документы – стратегический прогноз и прогноз научно-технологического развития страны, разрабатываемые сроком на 12 лет.

По словам законодателей, основной целью проекта является рост российской экономики. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев отмечал, что проект станет основой для построения системы социально-экономического развития России.

"Особо актуальным оно становится в нынешних условиях, когда проблема импортозамещения приобретает ключевое значение для национальной экономики. Поэтому закон, положения которого направлены на формирование долгосрочного сценария развития, поддержку отечественного товаропроизводителя и высокотехнологичных производств, создание внутренней конкурентной среды, жизненно необходим", - сказал он.

На поддержку отечественных производителей будут работать межотраслевые стратегии. Планирование в производственных секторах экономики отсутствует, говорили эксперты Московского экономического форума. А возрождение функций госпланирования, в том числе стратегического, с конкретным расчетом финансов и инвестиций на 10 и 15 лет, они назвали одним из рецептов возрождения российской экономики.

Политконсультант Анатолий Вассерман отмечает, что закон, в случае его исполнения всеми уровнями власти, способен обеспечить повышение эффективности хозяйствования всей страны, как единого целого. Однако для жесткого планирования у государства недостаточно ресурсов, говорит он.

"Тому уровню планирования, который предусмотрен новым законом, пока еще очень далеко до того, что было у нас в советское время. В СССР практически все предприятия либо принадлежали государству в полном объеме, либо работали в очень тесной связке с государственными предприятиями. Например, колхозы, которые очень активно развивались в эпоху Иосифа Сталина, но были национализированы при Хрущеве, хотя и принадлежали всем своим сотрудникам на правах коллективной собственности, очень активно взаимодействовали с государственными предприятиями самых разных форм. Это единство собственности на большую часть производственных ресурсов и работа частных ресурсов с государственными позволяли не просто планировать, а быть более или менее уверенными в том, что план сработает. Сейчас, когда производственные мощности в основном разделены между очень многими собственниками и государство напрямую контролирует лишь незначительную их часть, такой уровень планирования невозможен", - рассказал Анатолий Вассерман Накануне.RU

Эксперт отмечает, что сегодня государственные компании зависят от частных партнеров, а обязать частные компании работать в рамках заданного плана невозможно. Потому нынешние планы, скорее "сборника пожеланий", и их исполнение не гарантировано.
Госплан, как орган, представлял собой сеть государственных плановых комиссий, который работали в областях, районах и городах. Сейчас у органов госуправления нет ни кадров, ни институтов, чтобы вести такую работу, считает экономист Михаил Делягин.

ам закон без соответствующей организационной работы – это благое пожелание, которых уже было много. То, что Путин подписал этот закон и "продвигает" его через Государственную думу – это очень хорошо, но это еще в позднем Советском Союзе выяснилось, что решения сами собой не исполняются. Мало принять решение, надо добиться его исполнения. Стратегическое планирование существенно повышает эффективность экономики, но нужно, чтобы им занимались. Это будет зависеть от того, будет ли президент следить за исполнением закона", - поделился своим мнением с Накануне.RU Делягин.

Эксперты предполагают, что комплексный взгляд на систему производства на самом деле должен привести к созданию государственных монополий, укрупнению предприятий. Но наращивание масштабов производства ограничивает растущая вычислительная сложность планирования в большом хозяйстве и возможности управленцев. 

ейчас укрупнение производств и создание монополий ограничено возможностями управленцев. Это значит, что с одной стороны новый закон тоже будет применяться в тех пределах, в которых хватит возможностей управленцев, но с другой стороны, проработка самого процесса управления улучшит возможности работы управленцев и позволит увеличить эффективность производства. Когда каждый управленец планирует только деятельность вверенного ему хозяйства, рассматривая все остальное, как источники неведомых помех со стороны, эффективность его работы ограничена. Если он может согласовывать свои действия не только с ближайшими партнерами по технологической цепочке, но представлять себе, что происходит во всей цепочке, он может принимать обоснованные решения с меньшей затратой сил и большей точностью. А единый план дает сведения о том, что происходит во всей технологической цепочке. Поэтому когда заданы хотя бы плановые ориентиры, это уже способствует существенному повышению управленческой работы", - говорит Анатолий Вассерман.

По его словам, консолидация всех средств производства в одних руках потребуется к 2020 г. при переходе к точному планированию. Сейчас используются только приблизительные методы с разными степенями погрешности, говорит он, так как мощности мирового компьютерного парка недостаточно для планирования производства в реальном времени.

По просьбе Накануне.RU с проектом ознакомился экономист, бывший заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев. Он счел законопроект пустым. Закон на 50 страниц всерьез никого ни к чему не обязывает, сказал он.

"Если вы захотите объяснить людям, как добраться из Химок в Кремль, вы можете им задать направления и ограничения: налево не поворачивай, направо не поворачивай, держись того-то. Это займет четверть странички. И адекватный закон о системе стратегического планирования мог бы занимать полторы-две, максимум, пять, страниц. Но можно объяснить путь из Химок в Кремль по-другому: три шага, четвертый шаг короче, пятый шаг направо... И так, пошагово, бессмысленно и абсурдно расписать всю дорогу. Похоже, люди, составлявшие законопроект, брали и переписывали учебники – первые пять страниц закона – одни определения. Такое чувство, что люди искусно имитировали деятельность", - проводит аналогии Юрий Болдырев.

Он отмечает, что проект можно рассматривать, лишь как методическое пособие для обучения тех, кто, может быть, когда-нибудь будет связан со стратегическим планированием. Но для "полувоенной" ситуации нужны четкие указания, и ясные, однозначно читаемые законы.

"В период, когда, образно говоря, нужно танки и пушки выдвигать на передовую, принимают законы о том, как нам вместе когда-нибудь запланировать, чтобы к следующей избирательной компании 2018 г. мы бы занялись подготовкой станин для производства пушек. Об этом говорит наличие переходных положений: все старые программы остаются, прежний закон о государственном прогнозировании теряет силу, и, не торопясь, к 2018 г. можно наконец подготовить что-то конкретное. Мягко говоря, неторопливость неуместна в сложившейся ситуации", - оценивает положения закона Болдырев.

В законе сказано, что федеральные целевые программы будут действовать до окончания срока. Так, например, программа "Культура России" закончится только в 2018 г., стратегия развития отечественного станкостроения прописана до конца 2016 г., транспортной системы – до 2020 г., до этого же года рассчитаны ФЦП по развитию села. Отсюда вопрос, что реально изменит закон?

Менять подходы к планированию необходимо, говорят эксперты. К этому подталкивают и множественные экономические санкции, список которых в перспективе будет расширяться.

"Нужно отказываться от показателей ВВП и переходить к показателям содержательного наполнения экономики. С учетом того, что мы долгосрочно будем под теми или иными санкциями, пора переходить к критериям относительной независимости или как минимум сбалансированности зависимостей нашей национальной экономики. Если бы вместо этого пухлого закона была бы написана система критериев, по которой оценивались движение или деградация экономики, от этого была бы польза. Все должны очень стараться, работать, выпускать эти документы и стратегии, которые можно было бы написать и без этого документа. Если вопрос заключается в том, чтобы дать указания исполнительной власти, так они могли быть даны в виде четкого указа президента", - говорит Болдырев.

Ожидать скорых результатов от нового федерального закона не стоит. Согласно проекту, только к 2015 г. появится план подготовки документов стратегического планирования, а до 1 января 2016 г. должны быть разработаны нормативные правовые документы для регламентации планирования и создан федеральный реестр всех документов. Еще через год предписано разработать новые стратегии, однако, документы стратегического планирования, принятые до дня вступления в силу ФЗ, будут действовать до окончания срока.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС