19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBjgyx
Здесь http://perevozki.youdo.com/cars/kamaz/price/, подробности...
Недорогой финансовый юрист в Москве
youdo.com


Аналитика все материалы

Каким путем идти в Арктику? Ученые предлагают прокладывать новые транспортные коридоры, но существующие уже одобрил Путин

Территория Урала – одна из базовых для освоения арктического региона. Несмотря на утверждение стратегий и программ развития Арктики, использование потенциала территории связано с рядом проблем, важнейшая из них – удаленность арктических регионов от основных промышленных центров. Полезные ископаемые, залегшие в районах вечной мерзлоты, нужно не только добыть (для чего тоже необходима инновационная техника), но и вывезти. Создание на Урале транспортных коридоров к арктическим территориям стало одной из тем конференции "Развитие Арктики и приполярных регионов", прошей в Уральском федеральном университете. Ученые и промышленники оценили существующие и строящиеся наземные и водные пути сообщения, а также предлагали свои варианты прокладки дорог и шпал в российскую Арктику.

Северный морской путь – главная российская судоходная магистраль в Арктике, которая начинается от Карских ворот и кончается Беринговым проливом. Он соединяет европейские и дальневосточные порты и, таким образом, в его развитии заинтересованы все государства, претендующие на работу в арктической зоне и поставки по СМП – Россия, Северная и Западная Европа, Канада, Китай, Япония, Южная Корея. Его развитие регулируется федеральным законом, принятым в 2012 г., в соответствии с которым была создана администрация Севморпути и определены его границы.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Развитие Северного морского пути предусматривает строительство новых портов. Наряду с уже существующими девятью гаванями, создаются новые отгрузочные терминалы. Последний из открытых – порт Варандей в Ненецком автономном округе, а на Ямале ведется строительство порта Сабетта.

"Обеспечивающие порты – Дудинка, Варандей, отчасти Певек, работают и развиваются весьма успешно. Новый строящийся порт Сабетта принадлежит также к категории "сырьевых" портов. Следует отметить, что два новых порта, как и обслуживаемые ими нефтегазовые предприятия, эксплуатируются, в основном, вахтовым методом, что больше соответствует современным реалиям освоения Арктики", - рассказал о развитии портового строительства Алексей Горшков, представитель компании "Моринсис-Агат" – главной организации в российском кораблестроении по информационным системам и технологиям.

Если мнения ученых, выступавших на конференции в Екатеринбурге, о Северном морском пути сходятся – это необходимая трасса для транзитных и экспортно-импортных перевозок – то взгляды на то, с какой стороны подводить транспортную инфраструктуру к СМП, у профессоров разные. 

Так, сотрудник Института экономики УрО РАН Владимир Литовский представил модель создания второго порта, наряду с ямальской Сабеттой, но уже в Ненецком автономном округе.

"Стратегия развития транспортной инфраструктуры неверна, потому что у Урала нет выхода ни на один порт. Требуется помимо Сабетты для УрФО еще один порт в районе Усть-Кары, который действительно можно было бы построить. Дорогу там нужно протянуть длиной порядка 200 км до Воркуты, а дальше она окажется полностью связана с существующей транспортной системой", - рассказал Накануне.RU Литовский.

По его словам, Сабетта – это монопорт, он будет работать на Китай для перевозки углеводородов. Транспортный узел в Усть-Каре, условно названный учеными "АрктУр", мог бы создать более короткий путь для поставки зарубежных товаров в Россию и стать каналом связи с быстрорастущим индийским рынком, когда нефтегазовые ресурсы начнут истощаться.

Отметим, что ранее предложение по строительству порта в Усть-Каре обсуждалось на заседании Общественной палаты РФ. В прошлом году, на слушаниях, посвященных развитию Ненецкого АО, как арктической территории, начальник управления природных ресурсов и экологии НАО Владимир Цыбин предложил лоббировать идею создания портов сразу в нескольких городах автономии. Однако до сегодняшнего дня о каких-либо реальных шагах в этом направлении неизвестно.

|Фото: wgeo.ruЕще больший интерес представители промышленности и науки проявили к наземной инфраструктуре Урала, ведущей в арктические регионы. Общая идея выступающих – развитие меридионального направления, прокладывание связанной дороги вдоль всего Уральского федерального округа. В этом свете критике подверглись транспортные коридоры, которые идут "поперек" отдельных регионов. В частности, спикеры усомнились в целесообразности строительства Северного широтного хода.

"Северный широтный ход - это примерно 700 км, а дорога, которая идет вдоль склона Уральских гор (Полуночное – Обская – прим.), еще 800 км. Но дорога эта никому ничего не дает, потому что с ее помощью нельзя прорваться до Сургута, дорогу к которому преграждает Тобольск. Мы предлагаем создать Уральский полярный транспортный коридор, связывающий порт Сабетта и нефтегазовые предприятия региона с индустриальными центрами Урала и Сибири. У нас нет ни одной дороги в меридиональном направлении к Северному ледовитому океану и к Северному морскому пути. Ее и не будет, если мы не сделаем УПТК", - рассказал на конференции председатель северного отделения Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Анатолий Сысоев. При этом, после строительства коридора, регионы получат сразу две параллельных дороги (автомобильную и ж/д), идущих в меридиональном направлении.

По словам Сысоева, коридор по задумке ученых должен состоять из водной части (порт Сергино – Салехард – порт Сабетта), автомобильной (дорога Ивдель -Приобье – мост через Обь – Надым – дорога Ивдель – Ханты-Мансийск – Сургут), железнодорожной (Екатеринбург-Ивдель – ст. Обская – Салехард – порт Сабетта). При этом, его строительство обойдется дешевле СШХ – по пути следования нет болот и крупных рек, а, значит, нет необходимости строить крупные мосты.

Он пояснил, что межрегиональная транспортная ситуация ухудшается в связи с увеличением грузопотока на сургутской трассе и железной дороге Тюмень-Тобольск-Сургут, на которую отправятся примерно 5900 вагонов со строящегося Тобольского нефтеперерабатывающего комплекса.

сысоев анатолий васильевич вице-президент оао суал-холдинг по уральскому региону|Фото: Накануне.ru"Только строительство единственной в России межрегиональной железной дороги в сторону Северного морского пути может обеспечить развитие северных территорий ХМАО и ЯНАО. Дорога через Ивдель-Обскую с выходом на Салехард и Сабетту позволит сократить расстояние доставки товаров до потребителей на полуострове больше, чем в три раза: с 3,5 тыс. км до 1 тыс. км железнодорожным путем. Мы разгружаем Транссибирскую магистраль и это гарантирует безопасность российского сектора Арктики с огромным сырьевым потенциалом. Иначе мы ее потеряем. Американская верхушка – те же бандиты. Мы не сможем доказать сегодня, что Полярный Урал обеспечен природными ресурсами, потому что запасы не разведывали. Но, но построив эту дорогу, мы начнем его осваивать", - сказал Сысоев.

О проблемах пространственно-экономического развития Урала и Арктики говорил и Владимир Литовский. По его словам, в связи с включением в поле зрения арктической зоны, вектор развития Урала требует пересмотра и продуманной стратегии развития в меридиональном направлении.

"Региональное направление, которое должно связать нас с арктической зоной, оказывается не сформировано. Первой попыткой была идея создания проекта "Урал промышленный – Урал Полярный" по восточному склону (дорога Полуночное – Обская), и его основной идеологией было освоение минерально-сырьевых ресурсов восточного склона. Какое-то время это развивалось, в последнее время появились проблемы. Сейчас проект трансформировался в "Корпорацию развития" и перспективного развития этого проекта, который бы меридионально связал регионы, нет. Развивается широтная часть – СШХ. Естественно, из-за этого развитие сети идет сложным образом: 3 тыс. км. до Салехарда через Надым и Новый Уренгой, и 800 км по прямой линии".

В "Корпорации развития" полностью разделяют мнение о значимости и крайней необходимости строительства железнодорожной линии вдоль восточного склона Уральских гор. Как рассказал Накануне.RU заместитель генерального директора по маркетингу и связям с общественностью "КР" Тимур Хакимов, проект получил поддержку президента Владимира Путина

стратегия Корпорации Развития|Фото: Накануне.RU"Учитывая стратегическую и геополитическую значимость для России Северного широтного хода и меридиональной железной дороги Полуночное- Обская, президентом Российской Федерации Владимиром Путиным дано поручение правительству РФ и "Корпорации развития" о скорейшем начале строительства железнодорожной линии "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой – Коротчаево". Вторым этапом реализации крупнейшего инфраструктурного проекта будет являться строительство железнодорожной линии Полуночное-Обская. На сегодняшний день разработана проектная документация строительства магистрали "Полуночное – Обская", ОАО "Корпорация развития" актуализировало грузовую базу и сейчас проводит переговоры с потенциальными инвесторами и кредиторами. Необходимо отметить, что речь идет о двух самостоятельных проектах (Северный широтный ход и Полуночное – обская, прим.), каждый из которых решает определенные задачи и имеет свою неоспоримую значимость как для регионов, так и для России в целом", - рассказал Хакимов.

В корпорации отмечают, что Северный широтный ход - это единственный вариант альтернативного железнодорожного сообщения, без которого невозможно развитие Арктики, который в настоящее время способен значительно разгрузить Транссибирскую магистраль, а также оптимизировать перевозки по Свердловской железной дороге, ведь ее пропускные способности уже исчерпаны, и также обеспечить освоение Обь-Надымского междуречья. Ветка Полуночное - Обская ориентирована на оснащение и полное импортозамещение сырья для предприятий металлургической промышленности. Его реализация даст возможность увеличить имеющийся грузопоток, наладить транспортную связь между Полярным Уралом, Ямалом, Ханты-Мансийским автономным округом. Позволит освоить, разработать и нарастить минерально-сырьевую базу уральской промышленности на Полярном и Приполярном Урале, обеспечить выход к порту Сабетта.

Предполагается, что цепной реакцией на развитие Северного широтного хода станет активное освоение шельфа Баренцева и Карского морей, реализация стратегической программы развития Арктической зоны России. По магистрали российские товары "доедут" через Сабетту на рынки Азии. Однако, по мнению ученых, проект имеет значение только для севера региона.

конференция "Развитие Арктики", Владимир Литовский, УрО РАН|Фото: Накануне.RU

"Так как Салехард оказался после периода строительства "мертвой" дороги (501 стройка, - прим. ) плохо связанным населенным пунктом, там проходит только Северная железная дорога, то еще одна составляющая в восточном направлении улучшает инфраструктурное состояние. Но вопрос строительства инфраструктуры всегда очень дорогостоящий и нужно правильно выстраивать приоритеты. Что дает широтный ход и почему постепенно "мертвая дорога" заглохла? Ведь оставался год для того, чтобы достроить всю инфраструктуру до Норильска и Дудинки. Но чем ближе к развязке, тем яснее они понимали, что возить по этой дороге в то время было нечего. Она выполняла рокадную оборонительную функцию, но не более того. Тогда дорогу прекратили ее строить, но буквально через 10 лет, когда были обнаружены западносибирские нефтегазовые месторождения, снова появился интерес. И сейчас широтный ход развивается под идеологию нефтегазового комплекса в расчете на отраслевую функцию, а деньги в это вкладываются региональные, фондов Российской Федерации. При этом, для Урала это мало что привносит, дорога будет выполнять свою функцию, когда пойдет до Нарьян-Мара и замкнет северную рокадную линейку. Однако здесь все занимаются только нефтью и газом, поэтому для межрегионального взаимодействия дорога не представляет интереса",- рассказал Накануне.RU Литовский.

С этим тезисом не соглашаются в корпорации.

"Когда речь идет о развитии экономики России - необходимость развитой транспортной инфраструктуры выходит на первое место. И в данном случае, оба проекта в первую очередь нацелены на формирование единого каркаса транспортного пространства нашей страны. Строящиеся железнодорожные магистрали не только свяжут территории северных регионов между собой, но и станут вкладом в создание единой сети дорог Российской Федерации, дадут возможность регионам работать в едином экономическом пространстве", - рассказал Хакимов.

ситников алексей викторович первый заместитель губернатора ямало-ненецкого автономного округа|Фото: Накануне.ru

Объекты Северного широтного хода, о которых идет речь, вошли в Транспортную стратегию России до 2030 г., а также в Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". Повернется ли язык при таком раскладе говорить о необходимости СШХ исключительно для северных территорий, задается вопросом первый заместитель губернатора ЯНАО Алексей Ситников.

"Конечно, для Ямала он значит много. Но наш округ – это энергетическое сердце России. Негоже, чтобы к сердцу вела маленькая артерия. Для полноценной жизни нужна полнокровная аорта. Северный широтный ход обеспечит постоянную связь с Большой землей, соединив Северную и Свердловскую железные дороги. Полярная магистраль Обская – Салехард – Надым – Коротчаево откроет выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам, повысит транспортную безопасность Ямала и России", - рассказал Накануне.RU Ситников.

Замгубернатора пояснил, что магистраль такого масштаба, стоимости и трудозатрат сооружается, разумеется, не только с расчетом на Ямал. Одним из основных грузов на полуострове является углеводородное сырье.

"Оно используется, в том числе, для выработки высококачественного топлива: бензина лучших марок и авиационного керосина. Таким образом, доставка сырья до места переработки является одной из основных задач. Сегодня его перевозят в цистернах по Свердловской железной дороге до порта на Балтике, откуда он поставляется потребителям для переработки в конечный продукт. Но Свердловская железная дорога сильно перегружена и не сможет обеспечить все будущие плановые перевозки. Транссиб забит и задыхается, скорость движения по нему сегодня составляет 18 километров в час. Тем временем, например, строительная промышленность Ямала испытывает острый дефицит материалов. Мы составляем графики, высчитываем и выгадываем, привязываемся к навигации – а это пара месяцев в году. Отсутствие нормальной регулярной транспортной схемы серьезно блокирует развитие промышленности региона", - объяснил он.

Он привел в пример строящийся Новоуренгойский газохимический комплекс. Он на месте будет перерабатывать газ в конечную продукцию – полиэтилен. Сегодня отсутствие транспортной доступности не позволяет предприятию выпускать то количество продукции, на которое оно рассчитано.

"Мы не можем "вытащить" продукцию за пределы, ограниченные неразвитой транспортной схемой. После запуска Северного широтного хода это предприятие получит короткий и гарантированный выход в западные регионы России и на европейский рынок. В то же время наши промышленники, которые, скажем, производят щебень в районе Полярного Урала, смогут его спокойно привезти в другую часть округа – в Новый Уренгой, Ноябрьск, Надым. Сегодня это нереально, выход - заказать продукцию на предприятиях Урала и привезти всё той же загруженной под завязку железной дорогой по более высокой цене", - рассказал он.

Ямальское правительство рассчитывает, что после появления Северного широтного хода недропользователи охотнее станут приобретать даже маленькие месторождения, так как дорога будет гарантировать своевременную доставку грузов. Естественно, СШХ позволит грузам выйти на Северный морской путь.

Северный широтный ход|Фото: Накануне.RU

"Помимо обслуживания проекта "Ямал СПГ", Сабетта будет выполнять и другую задачу – она станет отправной точкой для грузов с Урала, из Сибири и Поволжья. Компании, идущие Северным морским путем, смогут сэкономить на транспортировке до 30% средств. Что и продемонстрировала коммерческая экспедиция "Тюмень – Сабетта – Китай", которая успешно завершилась прошлой осенью. Многоцелевой сухогруз "Инженер Трубин" вез на восток не газ с нефтью, а сырье для металлоперерабатывающей промышленности Китая, продукты питания, тюменскую пшеницу в Петропавловск-Камчатский. Таким образом, потенциальная коммерческая выгода рейса основывалась не на дороговизне груза, а на экономичности и скорости его доставки".

В российском правительстве очень удивились критическому высказыванию от лица ученых о СШХ. "Проект решает задачи освоения Арктики, разгрузки северной железной дороги и не видеть его значимость для всей России - близорукость" - сказал в ответ на замечания ученых источник Накануне.RU в правительстве. Также он отметил, что "проект Ивдель-Обская (участок уральского полярного коридора) то же самое, что и проект "Полуночное-Обская", которой плотно занимается КР.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС