29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Минфин против материнского капитала

Владислав Жуковский: Раскол в Правительстве нарастает

Раскол в Правительстве между сторонниками политики "рыночного фундаментализма" и "социального дарвинизма" с одной стороны и социальным блоком с другой нарастает буквально на глазах. Минфин предлагает в период 2014-2016гг. провести масштабный секвестр государственных расходов и сократить финансирование национальной экономики, науки, образования, здравоохранения, образования, ЖКХ, инфраструктуры и социальной сферы на 15-25% в номинальном выражении и на 30-60% в реальном с учётом даже официального прогноза по инфляции (5% в 2014г. и 4,5% в 2015-2016гг.). Тогда как часть кабинета министров прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что социальная сфера в России и без того финансируется по остаточному принципу и содержится на голодном пайке.

Как стало известно, 29 октября 2013г. вице-премьер Правительства Ольга Голодец на закрытом совещании поддержала инициативу Минтруда по разрешению использования средств материнского капитала на цели открытия малого бизнеса и поддержку самозанятости среди населения.

Да, действительно, возможно это и здравая идея – у многих граждан России, уставших жить на подачки с барского стола и недовольных низкими заработными платами, есть острая необходимость в начале своего собственного дела. И зачастую у весьма инициативных людей элементарно не хватает стартового капитала. Это и неудивительно в стране, где 110 долларовых миллиардеров контролируют 35% национального богатства, без малого 70% россиян имеют трудовые доходы ниже величины средней заработной платы (28,5 тыс. руб.).

С этой точки зрения инициатива грамотная и своевременная – такое чувство, что в Минтруда решили хоть как-то компенсировать негативные последствия от двукратного повышения ставки страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в начале 2013г. В результате чего только за последние девять месяцев обанкротились или ушли "в тень" свыше 600 тыс. ИП. Однако встаёт вопрос по контролю за выделяемыми государством ресурсами: одно дело, если эти средства пойдут на развитие производительного капитала, а другое дело – на спекулятивные операции на финансовом рынке, торгово-посреднические операции и т.д. 

Кроме того, необходимо учитывать отсутствие навыков предпринимательства у подавляющей части населения – на долю самозанятого населения в России приходится менее 5% граждан России. Это в разы ниже, чем в экономически развитых странах – налоговое бремя, коррупционные поборы, административные барьеры, силовой рэкет, этническая мафия, криминал, непозволительно дорогие кредиты и высокая стоимость подключения к объектам инфраструктуры, произвол естественных монополий, стремительный рост цен на ГСМ и электроэнергию на корню душат любую созидательную деятельность.

В этой связи необходимо более комплексно подходить к вопросу стимулирования частной инициативы и предпринимательства - снятие с учёта свыше 600 тыс. ИП (практически 20% всех ИП в России!) только за последние 9 месяцев наглядно свидетельствует о том, насколько "серьёзно" Правительство относится к поддержке малого и среднего бизнеса. Крайне велика вероятность того, что разрешение использования средств материнского капитала на цели открытия малого бизнеса обернётся очередным инструментом по разворовыванию бюджетных ресурсов и обналичиванию материнского капитала.

В настоящий момент российским семьям разрешено тратить материнский капитал по трём направлениям:

1) на улучшение жилищных условий: погашение ипотечного кредита или другого кредита/займа, взятого с целью покупки жилья; реконструкцию и ремонт жилого дома с увеличением жилой площади; компенсацию за строительство дома; ремонт и строительство дома своими силами; долевое строительство и т.д. 
2) увеличение накопительной пенсии одного из родителей. Что стало неактуальным в 2014г. в связи с заморозкой накопительного компонента и риском отказа от накопительной системы.
 3) получение образования: оплату проживания студента в общежитии образовательного учреждения; оплату услуг образовательных учреждений; оплату содержания ребёнка в детском саду.

Согласно действующему законодательству, гражданам России материнский капитал можно использовать после достижения ребёнком возраста трех лет. Кроме случаев погашения кредита на приобретение жилья, а также строительства и реконструкции жилья (в том числе погашения части ипотечного займа). На эти цели допускается расходование средств сразу же после получения сертификата при условии, что кредит или заём был взят до 31 декабря 2010г.

Материнский капитал был введен в 2007г. по распоряжению президента Владимира Путина. Однако сам размер этого капитала вызвал критику – вместо предлагавшихся экспертами 500-700 тыс. руб. в расчёте на второго и каждого последующего ребёнка Правительство согласилось выделить лишь 250 тыс. руб. Эти средства до сих пор выдаются только в виде сертификата. Ежегодно происходит индексация выплат – в 2009 г. размер материнского капитала составил 312,1 тыс. руб., в 2010 – 343,3 тыс., в 2011г. – 365,6 тыс., в 2012г. - 387,6 тыс. и 408,9 тыс. руб. по состоянию на начало 2013г. В 2014г. размер поддержки может достичь 430 тыс. руб. В лучшем случае на этот "паёк" можно приобрести 9 кв.м жилья в регионах, 5 кв.м в городах-миллионниках и 3-3,5 кв.м в Москве.

Однако больше всего опасений вызывает не столько узкий спектр разрешённого использования материнского капитала, сколько тот факт, что эта программа рискует попасть под нож российских коррумпированных чиновников. Буквально в конце лета стало известно, что ведомство Антона Силуанова, идейного последователя и ученика Алексея Кудрина, предлагает отказаться от программы материнского капитала – якобы у государства нет на это денег. По оценкам самого Минфина, ежегодные расходы федерального бюджета на выплату материнского капитала достигают 310 млрд руб.

Действительно, для рядового россиянина эта цифра может показаться астрономической. Однако по меркам российской бюджетной системы и экономики в целом, пускай и глубоко дезинтегрированной и деиндустриализированной, это сущие крохи. 310 млрд в год – это менее 0,5% ВВП и 2,5% суммарных расходов федерального бюджета. Ставленники Гайдара и Чубайса в Правительстве на протяжении всех последних лет неустанно рассуждают, что у государства нет денег и поэтому вся страна должна "затянуть пояса" и "жить по средствам": намечается масштабный секвестр бюджетных расходов и урезание государственных расходов как в реальном, так и в номинальном выражении, чего в России не было аж со времён дефолта 1998г.

Однако на деле у Минфина совершенно без дела и без движения лежит свыше 7 трлн руб. – 5,7 трлн руб. изъяты из экономики и размещены через Резервный фонд и ФНБ за рубежом, тем самым мы кредитуем экономический рост и модернизацию у стратегических конкурентов России: в США, Японии, ЕС и т.д. Ещё 850 млрд руб. размещены на депозитах в российских коммерческих банках, а 450-500 млрд лежат без дела как временно свободный неиспользуемый остаток средств Федерального казначейства. Деньги есть и их много – было бы желание направить их на развитие отечественной экономики, возрождение сельского хозяйства и наукоёмкой промышленности, поддержку малоимущих и социально незащищённых граждан России и т.д. Для этого требуется политическая воля и готовность ударить по руке своих работодателей в Вашингтоне – эти деньги придётся изъять из бюджетной и финансовой системы США и ЕС, где российские коррумпированные чиновники, представители сырьевого компрадорско-олигархического капитала, а также криминальные структуры держат свои капиталы, семьи, детей, любовниц, виллы, яхты, самолёты и футбольные клубы.

Более того, только по официальным оценкам нынешнего председателя Правительства Дмитрия Медведева, сделанным им ещё в 2010г. в статусе президента РФ, ежегодный масштаб хищений и воровства в системе государственных закупок достигает 1 трлн руб. Принимая во внимание темпы инфляции и рост аппетитов коррупционеров и присосавшегося к бюджету бизнеса, можно говорить о том, что в этой сфере нецелевым образом расходуется свыше 1,5 трлн руб. В 1 трлн руб. масштабы хищений и нецелевого использования средств государства оценивает и Счётная палата. По оценкам экспертов и экономистов, масштабы "распилов" и вовсе достигают 3,5-4 трлн руб. в год. Только за счёт ограничения масштабов воровства в бюджетной сфере можно было сэкономить несколько триллионов рублей, которых бы вполне хватило не только для того, чтобы в течение 10 лет без всяких проблем выплачивать материнский капитал, но и безболезненно увеличить его размеры как минимум в два раза.

Стоит напомнить, что материнский капитал действительно внёс свой позитивный вклад в улучшение демографической ситуации – масштабы естественной убыли населения снизились с 950 тыс. россиян в начале 2000-х гг. до 360-470 тыс. в 2007-2008гг. и менее 4,2 тыс. по итогам 2012г. Действительно, за период 2000-2012гг. коэффициент рождаемости вырос с 8,7 до 13,3 человек на 1 тыс. граждан России, тогда как коэффициент смертности сжался с 15,3 до 13,3 россиян. Другое дело, что главным образом всплеск рождаемости наблюдается в монокультурных и, главным образом, мусульманских республиках: в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, а также в Татарстане и Башкирии. Тогда как Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, Поволжье, а также Европейская и Северо-западная часть России, населённые пресловутой титульной нацией (т.е. русскими по мировоззрению и самоощущению людьми) продолжают вымирать, а их население замещается выходцами с Северного Кавказа и низкоквалифицированной рабочей силой из слаборазвитых и бедных республик Средней Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и т.д.). Хуже того, огромный вклад в формальное улучшение ситуации с демографией вносят активно приезжающие на заработки в Россию мигранты – только официально по оценкам главы ФМС Константина Рамодановского в России в настоящий момент находится свыше 11,7-12 млн мигрантов. Тогда как ещё 12-15 млн пребывают на территории России нелегально. 

Ранее сообщалось, что Минфин предложил заменить программу выплат материнского капитала на программу адресной помощи малоимущим семьям. Однако, принимая во внимание общий антисоциально направленный вектор всех последних реформ (начиная от приватизации ЖКХ, разрушения единой энергосистемы, монетизации льгот и заканчивая введением энергопайков, а также поправками в ФЗ-83, легитимирующими приватизацию бюджетной сферы и рост платности базовых социальных услуг), надеяться на милость Правительства не приходится – всё будет сделано для того, чтобы никому денег не дать и максимально урезать социальные расходы государства, которые в Минфине воспринимают как лишнее бремя и чуть ли не "нецелевое использование бюджетных ресурсов".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС