16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBhmaD
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/garbage/container/ по данной ссылке.
Сантехники на дом на http://remont.youdo.com/plumbers/service/call/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Путин убирает из калийной монополии неугодных - на другой чаше весов оказался Таможенный союз

Вместе с Керимовым от руководства "Уралкалием" может отойти и Волошин

Калийные войны между Россией и Белоруссией подходят к концу. После информации о продаже миллиардером Сулейманом Керимовым своей доли в "Уралкалии", белорусская прокуратура согласилась передать материалы по делу против топ-менеджеров компании в Генпрокуратуру России. В это же время с заявлениями о готовности к дальнейшему сотрудничеству выступили обе стороны конфликта. Эксперты полагают, что "Беларуськалий" и "Уралкалий" подпишут новое картельное соглашение, однако обеим компаниям теперь нужны дополнительные гарантии. Белорусы, формально избавившись от Керимова, захотят иметь больший контроль над вопросами экспорта, российская сторона будет добиваться возвращения исключительного права на экспорт белорусского сырья через единого трейдера. При этом до сих пор неизвестно, кто будет новым ключевым акционером.

Заместитель председателя совета директоров "Уралкалия" Роберт Джон Маргеттс в интервью изданию Wall Street Journal заявил, что компания готова рассмотреть любое соглашение о торговом партнерстве с белорусским или другим производителем.

"Мы открыты для всего, что, по нашему мнению, является законным и может быть выгодным с точки зрения распространения и затрат", - отметил он.

Маргеттс довольно прозрачно намекнул на возможность реанимации отношений с "Беларуськалием", которые выгодны обеим сторонам. Действуя через единого трейдера "Белорусскую калийную компанию" (БКК), крупнейшие производители не конкурировали на внешних рынках и на правах монополистов держали высокие цены на калий и извлекали дополнительную прибыль.

Следом за Маргеттсом в той же тональности выступил первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. На вопрос журналистов о калийном конфликте с Россией он ответил: "Мы готовы в любом варианте собственности сотрудничать с "Уралкалием". Мы имеем позитивный опыт сотрудничества с "Уралкалием", и оно всегда приносит хороший результат".

Еще недавно конфликт набирал обороты и, казалось, ситуация только обострялась. Напомним, после задержания гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера по подозрению в реализации схемы захвата контроля над выгодными контрактами БКК, белорусская прокуратура возбудила уголовные дела против ряда ведущих сотрудников совместного предприятия: начальника фрахтового отдела Дмитрия Самойлова, члена наблюдательного совета БКК по продаже калия Олега Петрова, первого заместителя гендиректора Константина Солодовникова, заместителя гендиректора по финансам Игоря Евстратова. "Беларуськалий", как и "Уралкалий" заявляли о готовности к самостоятельной работе. Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ о создании брата близнеца БКК с другой формой собственности и начал поиск новых рынков сбыта для сырья. В это время российский, теперь уже конкурент, объявил о снижении цен и повышении объемов производства удобрений. Пока компании воевали, бизнес терпел убытки: падала капитализация акций, на конфликте наживались конкуренты.

До определенного момента наблюдатели гадали, чем является этот конфликт: отстаиванием экономических интересов или проявлением политической воли. Точки над "i" расставил Лукашенко, он дал понять, что его не устраивает персона основного акционера "Уралкалия" Сулеймана Керимова.

"Сегодня в связи с неприличными действиями этих российских негодяев у нас сложились определенные проблемы с реализацией калийных удобрений. Мы полны решимости нормализовать эту ситуацию. Я почему-то убежден, что и россияне примут соответствующее решение, и руководство России такую мощную российскую компанию без внимания не бросит. Рано или поздно, для того чтобы восстановить статус-кво, россияне придут к нам. По крайней мере, мы не против работать так, чтобы были большие доходы", - сказал Лукашенко.

Прогнозы Лукашенко подтвердились, решение руководство страны действительно приняло. В отличие от президента Белоруссии, Владимир Путин хранил молчание. Зато громкие обвинения и угрозы неоднократно звучали из уст  вице-премьера Александра Дворковича. С его подачи произошло сокращение поставок нефти на территорию соседнего государства, либеральный куратор ТЭК пригрозил санкциями в отношении небезопасной продукции, поставляемой из Белоруссии, и экспорта российского нефтяного сырья под видом растворителей и красок: "Применение данной схемы экспорта нанесло ущерб бюджету РФ, измеряемый миллиардами долларов. Не исключаю, что в случае подтверждения фактов правоохранительными органами будет поставлен вопрос о привлечении лиц к ответственности, независимо от их гражданства".

И все же эксперты полагают, что сегодняшние сдвиги в отношениях двух стран произошли только благодаря продуманной позиции Владимира Путина, который в этот раз поставил государственные интересы выше личных амбиций отдельных олигархов.

"Российские олигархи, привыкшие к практике рейдерского захвата своих партнеров и, так называемому, недружественному поглощению, попытались применить эту практику в Белоруссии. Попытка оказалась неудачной, в результате чего Керимов будет вынужден продать свою долю в "Уралкалии". И почти 22 % акций получит другой российский олигарх. Это тот редкий случай, когда российское политическое руководство в лице Путина проявило мудрость. Путин хранил молчание и не выступал в поддержку опального олигарха. В это время окружение Дмитрия Медведева и сам он лично, а также такие видные фигуры, как вице-премьер Игорь Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович, чья супруга Зумруд Рустамова работает почти во всех компаниях, принадлежащих Сулейману Керимову, сразу стали грозить Белоруссии встречными исками. Президент не стал ставить под удар реинтеграционные процессы на постсоветском пространстве, а также создание санкционированного Таможенного союза, который дается с большим трудом России. Заслуга Лукашенко и Путина в том, что удастся разрешить конфликт и вернуться к нормальным соглашениям и продуманной политике по развитию калийной отрасли", - рассказал Накануне.RU финансист Владислав Жуковский.

По мнению эксперта, белорусская сторона не будет предъявлять России иски за нанесенный менеджерами "Уралкалия" ущерб и упущенные прибыли. Свои убытки белорусы оценивают в $150 млн (эта сумма фигурирует в уголовном деле Баумгертнера), а общие объемы упущенных прибылей на уровне $1,5 млрд. Россия, по мнению аналитиков, в ответ прекратит все торговые войны в области молочной и мясной продукции и экспорта российских нефтепродуктов.

Аналитики считают показательным тот факт, что о готовности к продолжению сотрудничества с белорусскими производителями первым рассказал не председатель совета директоров Александр Волошин, а его зам Маргеттс, это говорит о четкой позиции Кремля в отношении одиозных управленцев "Уралкалия". В разговоре с корреспондентом Накануне.RU эксперты высказали предположение о том, что вместе с Керимовым от руководства "Уралкалием" может отойти и сам Волошин.

Напомним, что в Минск на встречу с премьер-министром Михаилом Мясниковичем, в завершении которой Баумгертнер оказался в СИЗО, были приглашены Сулейман Керимов и Александр Волошин. Ни тот, ни другой на нее не явились. В отношении Сулеймана Керимова белорусские силовики уже завели уголовное дело, персона Волошина пока осталась без внимания.

Руководитель Белорусской группы развития Юрий Царик отмечает, что Белоруссия готова к возобновлению сотрудничества. По его словам, ключевой вопрос, который предстоит решить сторонам - кадровый. Он касается не только основного акционера Керимова, но и тех, кто помогал ему в реализации схемы.

"Россияне имели преимущественные позиции в наблюдательном совете, белорусы контролировали совет директоров. Но случилось так, что российские акционеры начали свою игру, и одни белорусские должностные лица им подыграли, другие просто не обращали на это внимания. Вопрос будет стоять в кадровых решениях и по российскому акционеру и по должностным лицам в совете директоров компании", - пояснил он Накануне.RU.

Стоит отметить, что в СМИ появляется информация о продаже 21,75% акций Керимова. Эту долю миллиардер контролирует через Suleyman Kerimov Foundation. После продажи этой доли формально фамилия олигарха исчезнет из списка акционеров, но он по-прежнему будет иметь опосредованное влияние на "Уралкалий".12,5% акций находится в руках Wadge Holding Ltd, конечными владельцами которого является все тот же Керимов вместе с другими акционерами компании: председателем совета директоров "Евроцемент-групп" Филаретом Гальчевым и бизнесменом Анатолием Скуровым. Кроме того, Гальчев владеет 7% акций компании, а Скуров обладатель 4,8% акций. Оба бизнесмена – друзья Керимова, которые уже помогали ему в скупке пакетов акций калийных компаний. Но, судя по всему, такой уход Керимова устраивает белорусскую сторону. И основные обсуждения на рынке развернулись вокруг имени нового акционера.

Среди потенциальных претендентов на пакет акций фигурировали совладелец АФК "Система" Владимир Евтушенков, основатель "РуссНефти" Михаил Гуцериев, по некоторым данным интерес к сделке проявляя глава "Роснефти" Игорь Сечин (сам он эти сведения опроверг). По последней информации, озвученной адвокатом Керимова, предоплату в размере 20% за акции уже внес руководитель "Госстроя" Владимир Коган.

Эксперты акцентируют внимание на "прокремлевском" характере списка претендентов, что свидетельствует о желании Владимира Путина ужесточить контроль над стратегическим для отношений России и Белоруссии предприятием. Однако, по их словам, новый владелец пакета акций станет временным управленцем.

"Это будет прикуп номинального инвестора, в дальнейшем "Уралкалий" ждет перепродажа. На мой взгляд, будет попытка создать какую-либо контролирующую компанию. Изменятся и сбытовые отношения компаний. Во время переходного периода и "Беларуськалий" и "Уралкалий" продолжат заниматься своими проектами через созданных трейдеров, затем последует пересмотр отношений. Сбыт может быть сохранен в формате "ББК" либо работа будет разделена, но подконтрольна обеим сторонам", - прогнозирует эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов.

На рынке присутствует мнение, что фамилия "серого кардинала ТЭКа" Сечина не зря называлась в числе потенциальных участников покупки доли акций. Именно подконтрольные ему структуры через некоторое могут стать постоянными владельцами пакета Керимова. Пока же куратор ТЭК стоит в стороне из-за того, что руководство страны не хочет, чтобы сделка выглядела политически ангажированной, и на начальном этапе подпускать к "Уралкалию" медийную персону несообразно.

"Среди фамилий, которые звучат в качестве потенциальных акционеров "Уралкалия", нет людей, не приближенных к президенту. И это, на мой взгляд, хорошо. По калийному направлению Белоруссия и Россия могут сотрудничать и играть серьезную роль на мировом рынке. На мой взгляд, было бы неправильно пытаться вывести это направление в логику споров хозяйствующих субъектов. Это вопрос политический, и случившийся конфликт показал, как много было вокруг него политических спекуляций", - считает Юрий Царик.

Аналитики рынка полагают, что принципиальное решение о продолжении торгового сотрудничества руководителями стран уже принято. Компаниям осталось определить лишь его форму.

"Заявления представителей белорусских властей по поводу возможного восстановления сотрудничества с "Уралклаием" будут позитивно восприняты рынком. Вероятнее всего, Белоруссия будет добиваться восстановления сотрудничества с "Уралкалием" и восстановления прежнего принципа работы "цена превыше объема", но это будет делаться на базе новой структуры", — считает аналитик Инвесткафе Андрей Шенк.

Аналитик ИФД "Метрополь" Серей Фильченко полагает, что "Уралкалий" выдвинет новые требования к СП. По его словам, если производители вернутся к сотрудничеству в рамках ББК, то российская компания потребует вернуть эксклюзивное право экспорта калия через возможного совместного трейдера. Напомним, что Александр Лукашенко отменил эту норму в конце 2012 г. К варианту создания СП склоняется и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: "Поскольку самая мягкая из возможных форм сотрудничества – это иметь общего трейдера и согласовать сбытовую политику, я думаю, что новый собственник об этом опять начнет разговаривать".

Эксперты не исключают, что новый виток российско-белорусских калийных отношений может ускорить реализацию совместного проекта "Союзкалий", в рамках которого предполагается приватизация "Беларуськалия".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС