28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBr4yp
youdo.com


Аналитика все материалы

Куда держит путь Северный широтный ход

Нефтегазовые компании теряют интерес к проекту, а Минтранс рассматривает возможность отложить его на следующее десятилетие

Как только речь заходит о Северном широтном ходе (СШХ), "Корпорация развития" становится сверхоптимистичной. С одной стороны, инфраструктурный проект "КР" представляет, как свою главную гордость. В отчетности руководство приводит длинный перечень федеральных программ, куда был включен СШХ, с упоением рассказывает о многомиллиардной выручке, ожидающей железнодорожников уже в первый год реализации проекта… С другой – помимо прогнозов узнать что-то конкретное о планах "КР" в рамках проекта невозможно. Из официальных документов исчезают сроки строительства основных объектов и дата запуска широтного хода, а в отчете появляются планы о "переработке проектной документации". Проблемы продолжают множиться:  у ямальских властей кончается терпение, и они требуют от корпорации "дивиденды" в виде реализованных проектов, нефтегазовые компании теряют интерес к СШХ (и лоббистские возможности нового гендиректора "КР" Сергея Маслова уже оказываются под вопросом), а Минтранс рассматривает возможность отложить планы по строительству Северного широтного хода на следующее десятилетие. Подробности - в материале Накануне.RU.

Северный широтный ход - железнодорожная магистраль "Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево", протяженностью 707 км. Она соединяет Свердловскую железную дорогу на востоке ЯНАО с Северной железной дорогой на западе. Около 400 км из общей длины магистрали – новые ж/д пути. Проект реализуется "Корпорацией развития" в партнерстве с "Газпромом" и "РЖД", финансовые вложения потребовались и от правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Проект призван помогать в развитии Северного морского пути, освоении шельфа Баренцева и Карского морей, реализации стратегической программы развития Арктической зоны России. "Корпорация развития" настаивает том, что в СШХ нуждаются все. Для нефтегазовых компаний магистраль – необходимая инфраструктура для освоения месторождений Ямала, для РЖД и автономии – возможность выгодного вложения инвестиций.

Северный широтный ход|Фото: Накануне.RU

Маршрут СШХ (нажмите для увеличения)

Согласно расчетам инвестпривлекательности проекта, СШХ обеспечит поступление в бюджет ЯНАО 127 млрд руб., а ежегодные налоговые платежи в федеральный бюджет после выхода на проектные объемы грузоперевозок достигнут более 4,4 млрд руб.

Но это только прогнозы компании. Четкого ответа нет на несколько главных вопросов: кто, что и, главное, когда повезет по Северному широтному ходу.

Как становится ясно из финансовой отчетности "КР", строительство железной дороги в районах вечной мерзлоты – дело более чем затратное. Мост через реку Надым, первый и пока единственный строящийся объект Северного широтного хода, уже съел больше 5 млрд руб. Контрактная стоимость совмещенного мостового перехода длиной 1,3 км - более 14,4 млрд руб. Подрядчик "Мостострой-12" рапортует о досрочной сдаче объекта – вместо конца 2014 года мост может быть введен в эксплуатацию уже в 2014 году. Сроков начала строительства других объектов СШХ корпорация не обозначает.

В 2011 году компания была более оптимистичной. Она прогнозировала достройку станции Обская-2 и участка "Обская-2 – Салехард" в 2013 году. К 2014 году, помимо моста через Надым, корпорация планировала запустить ж/д участки "Пангоды – Н.Уренгой – Коротчаево" и "Надым – Пангоды". Завершающий этап – запуск линии "Салехард - Надым" намечался на 2015 год. Железнодорожная линия должна была встречать миллионы тонн грузов уже в 2016 году. При наличии таких жестких, с точки зрения реализации инфраструктурных проектов, сроков, компания находилась в поисках финансирования: вела переговоры с иностранными банками и делила доли между партнерами проекта, не забывая время от времени "доить" субъекты матрешки. И если интерес Ямала в развитии на своей территории авто- и железнодорожного сообщения очевиден, то другие участники многочисленных допэмиссий прямо заявляли о нежелании финансировать проект соседа.

Общий инвестиционный бюджет проекта 135, 6 млрд руб. 58% из них – собственные средства "Корпорации развития", РЖД и "Газпрома", оставшаяся часть – кредиты, взятые у пула чешских банков (порядка 27 млрд руб.), ВТБ, Сбербанка и "Газпромбанка". Среди условий стратегического финансирования, обозначенных в договоре с "Экспортным гарантийным сообществом" – финансовые гарантии правительства РФ или субъекта федерации, а также гарантированный поток грузов не менее 15 млн тонн в год. Срок проектного финансирования – 18 лет. Кроме того, около 6 млрд руб. будет предоставлено для покупки локомотивов (кредит на 10 лет) и порядка 2 млрд руб. - на финансирование оборотного капитала.

Проект поддерживается на федеральном уровне, но "вступать в долю" федерация не торопится. В начале июня Эльвира Набиуллина, будучи в статусе помощника президента, провела закрытое совещание по реализации проекта "Северный широтный ход" с полномочным представителем президента в УрФО Игорем Холманских, главой наблюдательного совета КР Борисом Кирилловым и инвесторами проекта: РЖД, "ВЭБ", НОВАТЭК, "Газпром". Эльвира Набиуллина отметила, что нельзя допустить переносов срока реализации проекта и заявила о намечающемся "новом витке развития СШХ". КР не сообщает, о каких конкретных финансовых схемах шла речь, но информации о том, что госбюджет решил взять на себя часть расходов, после совещания не появилось.

Эксперты считают, что Северный широтный ход – значимый проект развития инфраструктуры севера. Однако, неясная ситуация с финансированием заставляет их вспомнить ситуацию с Трансполярной магистралью.

"С одной стороны, инвестиции в проект Северного широтного хода целесообразны. В проекте заинтересованы местные власти, так как инфраструктура Ямало-Ненецкого округа плохо развита, и правительство не может игнорировать потребности одного из крупнейших регионов России. Кроме того, в конкуренции с другими странами за арктические территории России необходима хорошо развитая инфраструктура на севере. Она нужна и для освоения собственных залежей углеводородов и металлов - только разведанные запасы железных руд в ЯНАО составляют 60 млн тонн. А с другой стороны, все эти проекты так и остаются проектами. Поэтому "Севширход" может ждать судьба Трансполярной магистрали, которую забросили, как только закончилось финансирование строительства", - рассказал Накануне.RU исполнительный директор Группы BDO в России Али Брундуков.

Источник Накануне.RU в правительстве ЯНАО пояснил, что с большой вероятностью бюджет автономии не будет брать на себя финансовые обязательства по выплатам кредитов в случае недополучения доходов от эксплуатации магистрали. По его словам, ямальские власти достаточно вложились в "Корпорацию развития", и теперь ждут "дивидендов" в виде исполнения обещаний руководства структуры.

При развитии такого сценария в роли "поручителя" придется выступить именно федеральной казне. И если прогнозы КР по объемам грузов не сбудутся – госбюджет возместит выпадающие доходы. Напомним, что департамент имущественных отношений ЯНАО через суд требует от "Корпорации развития" выплаты дивидендов за 2011 год. По итогам года региональный бюджет недополучил 14,4 млн руб. 13 августа иск будет рассмотрен в Арбитражном суде Свердловской области. 

У "Корпорации развития" наполеоновские планы относительно грузопотока. По ее данным, подтвержденный грузопоток, направляемый по магистрали, составит 24 млн тонн. Не исключено, что эта цифра намеренно обнародована для привлечения заемных средств. Отметим, что появились эти миллионы до подписания гендиректором "Ямальской железной дороги" Якобом Крафтом и президентом РЖД Владимиром Якуниным соглашения о перенаправлении 11 млн тонн грузов в год в сторону СШХ.

Корпорация отчиталась о предварительных соглашениях с ключевыми грузоотправителями: 30,5% от общего грузопотока приходится на долю НОВАТЭКа, 26,9% - Газпром, 30,3% - "ТНК-BP" (консолидирована "Роснефтью"), 9,9% - ЛУКОЙЛ, 4,4% - "Сибур". Однако, СШХ – это не только сокращение пути на 700 км, это еще и существенное увеличение тарифа. Инвестиционная составляющая к обычному "ценнику" – 60-65%. Таким образом, кратчайший транзитный путь влетит пользователям магистрали в копеечку. Но нефтегазовые компании это не смутило. С "Новоуренгойским газохимическим комплексом" (структура "Газпрома") заключен договор на перевозку в 2020 году 620 тыс. тонн полиэтилена. Но согласно информации с сайта компании, проектная мощность производства составляет 400 тыс. тонн ШФЛУ в год. Новоуренгойская компания "Арктикгаз" (в число акционеров входят НОВАТЭК и "Газпром"), по расчетам "КР", к тому же сроку "поставит на колеса" 6 млн тонн газового конденсата. Из отчета компании Накануне.RU стало известно, что работы ведутся лишь на Самбургском и Ево-Яхинском (будет введено в эксплуатацию к 2017 году) месторождениях. За 2012-й год компания добыла 223 тыс. тонн газового конденсата с Самбургского месторождения, в 2013 году этот показатель она планирует повысить до 623 тыс. тонн.

"Я не вижу проблем в недостатке углеводородов на Ямале, полуостров богат месторождениями: группа Тамбейских, Бованенковское, Западно-Сеяхинское, Арктическое... Но на Ямале идет строительство Бованенковского газопровода, действует магистральный газопровод на Ямбургском месторождении. Если Северный широтный ход не затормозится и будет запущен в ближайшие пять лет – есть вероятность, что компании отправят часть грузов по железной дороге, даже несмотря на высокую стоимость транзита. Я не исключаю появления новых проектов магистральных газопроводов, которые позволят за меньшие деньги поставлять газ с Ямала. Но это долгосрочная перспектива", - прокомментировал Накануне.RU аналитик нефтегазового сектора Виктор Стреков.

Отметим, договоры о поставках заключались в 2010-2011 годах, сейчас позиция компании может измениться. Так, в пресс-службе ЛУКОЙЛа на запрос Накануне.RU ответили, что компания и вовсе не планирует пользоваться этим маршрутом. Другие потенциальные партнеры на запросы редакции не ответили. Вероятно, к моменту запуска СШХ "Корпорации развития" придется пересмотреть объемы поставок.

Профессор кафедры управления логистической инфраструктурой НИУ ВШЭ  Анатолий Федоренко считает, что доказать наличие необходимого грузопотока для окупаемости проекта строительства железнодорожной магистрали в настоящее время не представляется возможным.

"В проекте актуализированной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (находится сейчас на обсуждении в Минтрансе России) предусмотрена реализация этого проекта после 2020 года. В настоящее время основные средства выделяются на высокоскоростное пассажирское железнодорожное сообщение (Москва-Санкт-Петербург, Москва-Нижний Новгород-Казань), а также на модернизацию БАМа и Транссиба. Для реализации проектов модернизации приходится использовать средства Фонда национального благосостояния, при этом до сих пор не найдена формула привлечения этих средств, так как инвестиционные проекты, финансируемые из этого фонда, должны быть окупаемы. Специалисты пока не могут доказать окупаемость этих проектов, несмотря на рост грузопотоков по этим направлениям", - пояснил эксперт корреспонденту Накануне.RU.

Пересмотру может подвергнуться и проектная документация. В своем последнем отчете КР заявила о необходимости изменения проекта строительства мостового перехода через реку Обь. Правда, нацелены они на сокращение затрат. Специалисты КР считают возможным уменьшить инвестиции в строительство обской переправы на 21,5 млрд руб. Финансирование строительства моста планируется осуществить за счет заемных средств. Однако пересмотр документов обычно связан не только с увеличением инвестпортфеля, практика показывает, что подготовка документации - дело не одного года. С момента своего создания и до 2010 года "УП-УП" ( позже – "Корпорация развития") занимался разработкой проектов. Именно поэтому первую прибыль структура смогла получить лишь в 2011 году.

Основная задача КР на текущий год - утверждение всеми участниками проекта оптимальной схемы финансирования Северного широтного хода. Отметим, что ровно того же структура безуспешно пыталась добиться и в 2012 году. Теперь проект попал в поле зрения федерального руководства. Жесткий контроль исполнения всех обязательств необходим хотя бы потому, что за "Корпорацию развития" перед кредиторами регион и федерация будут отвечать, в буквальном смысле, головой (читай – бюджетами).

Сергей Маслов генеральный директор "Корпорации развития"|Фото:

С июня распределением и поиском миллиардов для Северного широтного хода занимается новый руководитель Сергей Маслов. Как известно, он имеет не только богатый опыт работы в нефтяном бизнесе, но и хорошие связи (в числе его друзей руководитель Volga Group Геннадий Тимченко), которые могут помочь "прокормить" корпорацию и довести до конца ее проекты. В том числе, он долгое время работал в структурах "Лукойла". Однако, как мы видим, пока и его лоббистские возможности оказываются под вопросом.

Алена Ласкутова


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС