29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Оффшоризация продолжается: наши чиновники срочно спасают Кипр

Владислав Жуковский о саботаже президентских указаний

Российское правительство в очередной раз порадовало общественность своими инициативами – чиновники решили помочь олигархам и коррумпированной бюрократии. Речь идёт о решении Минфина вычеркнуть Кипр из так называемого "чёрного списка", который был утверждён приказом Минфина РФ №108н от 13.11.2007 г. и принят осенью ушедшего 2012 г. Указ вступил в силу 1 января 2013 г. и вернул Кипру статус фешенебельного и безопасного места для хранения активов. Это автоматически выведет сделки российских граждан и компаний-резидентов с кипрскими резидентами из-под финансового контроля российской налоговой службы и существенно ослабит и без того разрушенный контроль за финансовыми трансакциями.

По сути дела, этот труднообъяснимый шаг финансового ведомства позволит российским юридическим лицам применять льготную ставку налогообложения прибылей в размере 0%. Для этого необходимо, чтобы резидент России непрерывно владел в течение не менее 365 календарных дней как минимум 50% акций кипрской компании. Или на худой конец депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов.

Безусловно, исключение Кипра из стоп-листа, а также снятие последних финансовых обременений с трансграничных операций с капиталом между Россией и Кипром скажется на изменении корпоративной структуры ведения деятельности российских компаний и лишь усугубит оффшоризацию отечественной экономики.

С 1 января компании получили возможность осуществлять репатриацию прибылей из Кипра без всякого налогообложения об обременении - ранее выведенные из России в кипрскую "налоговую гавань" по различным схемам средства можно будет без всяких налоговых потерь вернуть в Россию. В частности, в виде дивидендов, процентов, ренты и прочих доходов от капитала, возникших в связи с владением кипрскими компаниями.

Ранее этому препятствовало присутствие Кипра в списке оффшорных юрисдикций, ведущих недостаточно активную деятельность по борьбе с легализацией преступных доходов и отмыванием незаконных активов. До этого в отношении прибылей, полученных от участия в капитале кипрских компаний, действовала "компенсационная" ставка налога в размере 9%, которая хоть как-то, пускай и в незначительной степени, ограничивала привлекательность кипрского оффшора.

Складывается такое ощущение, что российские чиновники на полном серьёзе спасают чьи-то счета в оффшорной банковской системе Кипра. Сначала в 2011 г. Минфин России, пренебрегая всеми рисками и вопреки здравому смыслу, предоставил Кипру, чей суверенный кредитный рейтинг находится в зоне дефолта, заём на 2,5 млрд долларов под льготную ставку в 4,5% на целых 4,5 года. Для терпящего финансовое бегство Кипра, чья банковская система находится на грани пропасти, это огромная сумма - свыше 10% ВВП страны.

Притом что сам Минфин занял порядка 7 млрд долларов в 2011 г. под среднюю ставку в 4,6%, не имея на того совершенно никакой необходимости – неиспользуемый остаток средств Минфина на счетах в Центральном Банке России и коммерческих банках превышал 5 трлн рублей (включая "гробовые деньги" обеих кубышек – Резервного Фонда и Фонда Национального Благосостояния), а профицит бюджета по итогам года составил более 0,8% ВВП или 414 млрд рублей. Тем не менее, это нисколько не помешало Минфину без всякой надобности увеличить размер внутреннего государственного долга на 1,075 трлн рублей (до 3,537 трлн рублей), в результате чего размер ежегодных расходов федерального бюджета на обслуживание государственного и муниципального долга подскочил с 262 в 2010 г. до 300 млрд по итогам 2011 г. Согласно подписанному президентом проекту бюджета на ближайшие 3 года, в 2013 г. расходы на уплату процентов и текущие платежи по долгам составят 426,6 млрд рублей, а к 2015г., несмотря на рост "подушки безопасности", подскочат до 513,7 млрд рублей.

Судя по всему, чиновники готовы с огромным энтузиазмом работать на повышение доходов финансовых спекулянтов и выстраивать миниатюрную копию пирамиды ГКО-ОФЗ, обеспечивающую разворовывание средств налогоплательщиков через приближенные к власти банковские структуры, а также списывать долги иностранным государствам (почти 80 млрд долларов с 2000 г.) и кредитовать заведомых банкротов. Это сулит гораздо большие прибыли, нежели реальная модернизация экономики, деоффшоризация предпринимательской среды и возрождение научно-технического потенциала. Именно поэтому, насколько можно судить, этим и занимаются российские бюрократы.

Возвращаясь к ситуации с Кипром. Чиновники Минфина умудрились выдать кредит стране, находящейся в преддефолтном состоянии, не потребовав взамен ни гарантий, ни поручительств, ни залога, ни требований к изменению проводимой в стране денежно-кредитной политики. На таких условиях стабилизационные кредиты, нацеленные на финансовое оздоровление страны, не выдаются – так спасаются родные деньги. Неудивительно, что уже больше года Минфин размышляет о выдаче второго транша Кипру в размере 5 млрд евро – общественность и эксперты против, но кто-то из высокопоставленных чиновников, видимо, сильно в этом заинтересован.

Вычеркнув Кипр из "чёрного списка" Минфина, российские чиновники сделали подарок крупным российским олигархам, монополистам и, безусловно, самим себе - островное государство уже давно превратилось в излюбленный оффшор для коррумпированных чиновников и криминальных структур.

Напомним, что на долю Кипра приходится более 22,2% совокупных накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику (78,5 млрд долларов из 353,3 млрд долларов): 39,4% прямых инвестиций (53,3 из 135,3 млрд долларов), 24,4% портфельных вложений (2,18 из 7,24 млрд долларов) и 11% иностранных кредитов (23 из 209 млрд долларов). Кипр уже успел стать крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику, владеющим крупнейшими российскими компаниями и банками.  

При этом нужно отдавать себе отчёт в том, что в большинстве случаев речь идёт о возврате ранее выведенных в целях уклонения от уплаты налогов и легализации прибылей российских резидентов, которые, вернувшись в Россию под видом иностранного капитала, получают от государства налоговые преференции, льготы и прочие поблажки.

Стоит напомнить, что следом за Кипром в списке крупнейших иностранных инвесторов идут Нидерланды (16,8% совокупных накопленных инвесторов), Люксембург (11,2%), Китай (7,9%), Великобритания (7,6%), Германия (7%), Британские острова (3,5%), Ирландия (3,1%), Япония (3%) и Франция (2,8%).

Другими словами, на долю откровенно оффшорных юрисдикций и "налоговых гаваней" приходится практически 50% совокупного притока иностранного капитала. Притом что львиная доля "иностранного" капитала на деле является сменившим прописку капиталом российских олигархов, металлургов, нефтяников, газовиков, производителей удобрений и коррумпированных чиновников.

Вполне возможно, что деньги каких-то высокопоставленных чиновников или крупных бизнесменов, имеющих тесные коммерческие связи с правящей "оффшорной аристократией" и поддержку в самых высоких коридорах власти, "подвисли" в связи с преддефолтным состоянием банковского сектора Кипра. Как и в случае с попыткой спешного выделения кредита Исландии в 2008-2009 гг., это могло стать веским аргументом для оказания финансовой помощи Кипру.

Велика вероятность того, что под давлением лоббистов и крупного компрадорского капитала, которые рассматривают Россию в качестве трофейного пространства по перекачиванию нефтедолларов в фешенебельные страны, кто-то просто пытается упростить процедуру репатриации активов из Кипра в Россию или в другие юрисдикции. Судя по всему, не найдя достойной альтернативы Кипру и осознав, что на его территории заморожены сотни миллиардов "кровных" и "честно заработанных" долларов российского правящего класса, чиновники решили просто-напросто легализовать оффшорный рай.

Ещё больше вопросов решение Минфина обелить Кипр и исключить его из "чёрного списка" оффшорных гаваней вызывает в свете недавно объявленного президентом Путиным тезиса о необходимости "деоффшоризации" отечественной экономики. По оценкам самой фракции "Единая Россия", озвученным депутатом Евгением Фёдоровым, порядка 95% крупных отечественных предприятий и банков контролируются из оффшоров и, по сути дела, находятся вне досягаемости российской юрисдикции. Судя по всему, Минфин просто-напросто продолжил политику осознанного саботажа президентских указов. И пример кабинета министров, который успел получить три выговора от Путина и две громких отставки (случай с коррупционным беспределом и разворовыванием бюджетных средств в Министерстве обороны и вовсе достоин экранизации), не помогает финансовому ведомству. Чиновники продолжают работать в интересах "оффшорной аристократии", упрощая процесс вывоза капитала за рубеж, легализации преступных доходов и отмывания коррупционных прибылей. 

Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС