25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Русские школы без русского языка?

Консерваторам, правившим Литвой в течение последних четырех лет, нельзя отказать в своеобразной хитрости, даже – этакой иезуитской изворотливости: поняв, что на парламентских выборах их ждет фиаско и власть придется отдавать, они постарались "застолбить территорию" в области народного образования, наметить дальнейший курс. В профильном министерстве еще накануне выборов состоялась дискуссия "Перспектива школ национальных меньшинств", результаты которой должны были учитываться в разработке перспективы. Представители власти выступили с солидным докладом, суть которого выражается в трех словах: никаких национальных школ! Все предметы, за исключением русского и польского языков и литературы, должны преподаваться на государственном, то бишь на литовском языке, а в завершение выпускники должны сдавать по этому языку единый госэкзамен.

Председатель Ассоциации учителей русских школ Литвы Элла Канайте считает это предложение еще одним шагом по пути ассимиляции национальных общин: "Нас не должна обмануть показная забота о наших детях, о том, чтобы выпускники знали литовский язык, необходимый для успешной карьеры. Они и без этого его знают достаточно, чтобы чувствовать себя свободными в своем выборе дальнейшего пути. Наша позиция неизменна: среднее образование на родном языке, усиление изучения государственного языка не за счет перевода на него предметов, а за счет совершенствования методик. Наша ассоциация однозначно отрицательно высказалась и против того, чтобы наши школьники сдавали экзамен по литовскому языку на равных с литовцами. Это заведомо ставит наших выпускников в неравные условия, поскольку госэкзамен учитывается при поступлении в вуз".

Власти рассчитали все точно: чтобы лишить народ идентичности, самосознания, культуры, достаточно "вырвать" у него язык. В истории масса примеров, когда именно он объявлялся врагом номер один – это и язык индейцев при завоевании Америки, и аборигенов Австралии, и тот же литовский во времена Речи Посполитой, когда местный "калбос" годился разве что в хлеву. Зайдите сейчас в русскую школу где-нибудь в Клайпеде, который поднят из руин исключительно "оккупантами" - туляками, псковичами, рязанцами, беларусами, и где еще тридцать лет назад титульное население пребывало в меньшинстве. И теперь, согласно последним подсчетам, здесь около трети - выходцы из республик Советского Союза или их наследники. Посетителю будет трудно определить, что он в русском учебном заведении, вся наглядная информация и агитация, классные журналы, дневники учеников исключительно на литовском, даже названия школ - Буделькяме, Ажуолас, Мяркине – мало чего говорят русскому уху. Русский дух в этих школах большей частью поддерживается ветеранами - энтузиастами педагогического труда, приехавшими сорок-тридцать лет по оргнабору, но они выходят на пенсию, а на их место приходят местные национальные кадры, которым этот "дух" если и не претит, то по меньшей мере "до лампочки". По оценке специалистов, русская школа в таких экстремальных условиях протянет не более двух десятков лет, а затем останется в прошлом как пережиток "оккупационного" прошлого.

Отдельного разговора заслуживает тема учебников, которые не только подготовлены на литовском, но и подают события исключительно в сугубо национальной, а нередко и националистической версии. Вот энциклопедическое пособие для школ, подготовленное и переведенное на русский язык (а исключение, как известно, подтверждает правило) "ведущего историка" Зигмаса Зинкявичюса "Восточная Литва в прошлом и настоящем", 1996 год, издательство "Наука и энциклопедия". С первых строк сего творения читателям внушается негативное отношение к славянам, а потом и русским: в середине первого тысячелетия славяне "стали быстро расселяться и стали необыкновенно агрессивны". "Необыкновенная агрессивность" русских, как говорят, красной строкой проходит через все почти четырехсотстраничное "исследование" маститого ученого, вплоть до наших дней. Вот как он оценивает послевоенную жизнь: "Появились незаселенные пространства... Вскоре сюда хлынули толпы из всего Советского Союза, прибывали целыми эшелонами". А вот еще любопытный фрагмент, во всей красе показывающий уровень мышления "филантропа" Зинкявичюса: "Есть еще один трудно излечимый гнойник - город Висагинас с угрожающей здоровью людей атомной электростанцией, появившейся в годы большевистской власти как результат своеволию союзных ведомств.  Город – инородное тело на литовской земле, здесь проживают почти одни колонисты". Яблоко от яблони недалеко... Воспитанные русо-, а в равной мере и полоно-, и юдофобами подобными "учителями", молодые люди ежегодно проходят маршем по главным проспектам столицы и других крупных городов "земли Марии" со свастиками и лозунгами – призывами "Возьми палку и забей жиденка", "Поляки и русские – уже мертвые" и прочие. В этих колоннах – так и хочется назвать "их чернорубашечниками" - замечены и действующие политики, и офицерские чины армии. То есть по этому вопросу в обществе полный консенсус.

Здравомыслящий европеец, да и иной японец и прочий просвещенный азиат, американец и африканец воскликнет: да полноте, возможно ли это в цивилизованном Старом Свете, колыбели демократии (более того, возле Кедайняй, небольшого городка, даже поставлен камень с гордо выбитой строкой "Здесь центр Европы") в наше время?! Возможно. Андрей Фомин, учитель-эксперт, председатель республиканского общества российских соотечественников, возмущен: "Министерство категорически отказалось использовать в русских школах учебники, изданные в России, даже "Букварь" и прочие пособия для начальных классов. А эксперты русских школ сделали вывод: подготовленные в Литве учебники зачастую очень слабы в содержательном и дидактическом отношении. Нет сомнения в том, что заветной мечтой властей Литвы является ликвидация русских и польских школ, и только бурные протесты общественности ПОКАне позволяют реализовать эту стратегическую задачу". Далеко не случайно выделено "пока" - эта цель не меняется, независимо от того, кто стоит у "руля". Действительно, от этих национальных школ властям одна головная боль: то пригласят комиссара ОБСЕ по национальной политике Кнута Воллебека, который вставит правительству еще один "фитиль" за притеснение меньшинств, то организуют массовую забастовку педагогов и учащихся, то выйдут на митинг перед Сеймом, то обратятся в Европарламент... Заметим, что аналогичный процесс изгнания русского "духа" идет и в детских садах, тут-то как раз и закладываются основы мирознания, толерантности, национальной культуры.

В результате прессинга по всему полю количество русских и польских (славяне в данном случае – в полном смысле товарищи по несчастью) школ в стране постоянно сокращается, за время второй республики (с 1990 года) их число сократилось более чем на четверть, теперь русские школы в количестве сорока остались только в крупных городах, Вильнюсе и Клайпеде преимущественно, а во второй столице - Каунасе - на 400 тысяч населения (из них более пятидесяти тысяч русскоязычных) только одна. "У выпускников такой стоящей на перепутье школы в целом незавидная судьба: они в недостаточной мере осваивают родной язык, нет полноценной этнокультурной идентичности, нередко они становятся этномутантами и этномаргиналами – проблемными как для себя, так и для общества в целом", - считает доктор социальных наук, член Всемирного совета организаций российских соотечественников Рафаэль Муксинов.

Продолжая, он размышляет: стремление властей заменить качественное изучение – а оно, как правило, возможно только на родном языке - химии, физики, математики и прочих наук совершенствованием в государственном языке – абсурд, возведенный в ранг государственной политики. По общему заключению специалистов, качество образования в нынешней Литве падает, а русскоязычным выпускникам все труднее поступать в российские университеты и выдерживать там конкуренцию со сверстниками из русских городов, которых не ломали через языковое "колено".

Литва вступила, по меткому выражению одного литовского политика, в период эвакуации – массового бегства из страны. За годы третьей независимости страна потеряла миллион жителей – около трети населения, и это несравнимо ни с одной войной, ни с одной оккупацией. Однако сильнее всего сокращается представительство граждан не титульной национальности: их доля с 20 процентов упала, согласно последней переписи два года назад, на пять пунктов. Русских было четыреста тысяч, осталось 250 тысяч, и они уступили первенство по этому показателю полякам. Причин, побуждающих народ собирать чемодан, много – безработица, низкий уровень жизни, коррупция, ставшая повседневностью... Далеко не последнее место в этом перечне занимает и образование. Безусловно, власти отлично понимают, что творят, несмотря на подписанные рамочные конвенции при вступлении в Евросоюз. Однако цель – построение этнического государства – оправдывает средства. Ах да, критика евроорганов? Помнится, еще американский президент Эдвард Кеннеди так отозвался об одном латиноамериканском диктаторе: "Да, он сукин сын, но это наш сукин сын". Уж не проходит ли по этой статье и Литва?

Валерий Мокрушин, Литва, специально для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС