в этот день
20.02.17
20:20
В Екб.22:20
Депутат Гаффнер, советовавший "меньше есть", скрыл более 400 тысяч рублей зарплаты
Россиян поставили на счетчик: в регионах ищут объяснение росту коммунальных платежей
"Меньше всего нам нужны ваши «камбэки»"? Зачем в Кремле принимали губернаторов-отставников

Статьи по теме "Мнения из Сети":

Андрей Паршев: Гиви убили диверсанты. Другие версии - это выдумка спецслужб Украины
17.02.2017 Мск  |  добавить комментарий

Как Севастополь сказал "нет" "Патриоту" по версии "патриотов"
10.02.2017 Мск  |  добавить комментарий

Купола без крыльев
04.02.2017 Мск  |  добавить комментарий

Цена прозрения
03.02.2017 Мск  |  комментариев: 13

Американцы никогда не летали на Луну. СССР знал правду, но молчал
02.02.2017 Мск  |  комментариев: 9

Анатолий Чубайс признался в том, о чем молчал все годы
31.01.2017 Мск  |  комментариев: 4

Трамп: первая кровь
26.01.2017 Мск  |  комментариев: 1

Как одновременно можно быть потомками и красных, и белых?
24.01.2017 Мск  |  комментариев: 8

Фейк о Лагард и Сбербанке в Крыму: сказка ложь, да в ней намек
24.01.2017 Мск  |  комментариев: 1

Грефу, Чубайсу и Кудрину досталось от директора совхоза
20.01.2017 Мск  |  комментариев: 64

Голодные годы, тучные и 2016-й год - сравним?
12.01.2017 Мск  |  комментариев: 3

"Лукашенко мог стать руководителем Союзного государства. Но теперь, видимо, готовится к дрейфу на Запад"
09.01.2017 Мск  |  комментариев: 35

Смыслы-перевертыши современного российского кино
06.01.2017 Мск  |  комментариев: 7

Несколько вопросов по поводу крушения Ту-154
30.12.2016 Мск  |  комментариев: 14

"В истории с Ту-154 нас уводят от реальности"
30.12.2016 Мск  |  комментариев: 35


Новости

20:10 Мск
Белоруссия закроет въезд для граждан с паспортами ДНР и ЛНР
19:33 Мск
Россия поставит танки "Уралвагонзавода" на Ближний Восток
18:54 Мск
Аваков: Донбасс захватим за полтора года
18:50 Мск
Путин счел "интересными и перспективными" разработки ЦСР по развитию экономики
18:30 Мск
Мосгорсуд оставил под арестом Вайнзихера и Ольховика до мая
18:09 Мск
В Пензенской области в ДТП погибли три человека
17:36 Мск
В ДНР начали отвод тяжелого вооружения от линии соприкосновения
17:15 Мск
В Оренбурге с крыши ТЦ упал снег на младенца
16:50 Мск
Водитель "Порше", сбивший пешехода на Мосфильмовской улице в Москве, оказался сыном угольного олигарха
16:32 Мск
В Кудымкаре на несколько дней отключат воду, чтобы протестировать источник питьевой воды горожан
16:31 Мск
В Прибалтике солдаты НАТО задержаны за бесчинства
16:30 Мск
Руслан Гаттаров: "Мы должны получить тысячи новых предприятий"
16:30 Мск
Департамент земельных отношений Перми ждет внеплановая проверка из-за ареста замглавы Павла Пахунова
16:28 Мск
Роскомнадзор предупредил новостные агрегаторы об истечении срока подачи сведений об их суточной посещаемости
16:25 Мск
Суд отправил в тюрьму экс-главу стройфирмы Тюмени, похитившего 26 "казенных" миллионов
16:12 Мск
В Ханты-Мансийском автономном округе на 99,5% обеспечена собираемость налогов
16:05 Мск
Четверо погибших, двое раненых. Российские военные подорвались на фугасе в Сирии
16:04 Мск
"Строгановка" не в силах содержать свой филиал в Кунгуре: худколледж передадут краю
16:04 Мск
Мутко о подготовке к Кубку конфедераций: Все идет по плану, каких-то проблем нет
15:58 Мск
"Не звонит и не пишет, потому что в подавленном состоянии", - адвокат Чудновец навестил девушку в нижнетагильской колонии
15:50 Мск
В Карабаше после вмешательства прокуратуры площадку у "Вечного огня" очистят от снега
15:49 Мск
Глава спортивного комитета Перми уволился по собственному желанию
15:45 Мск
Ольга Васильева — на встрече с Путиным: "Российская наука молодеет"
15:42 Мск
Бил палкой по голове. Курганец отправится в тюрьму на 14 лет за жестокое убийство инвалида
15:40 Мск
Региональные СМИ поддерживают словом: после поправок в закон "О СМИ" на медиа-рынке прибавится ясности, но не денег
15:37 Мск
Суд по делу о махинациях с землями барда Новикова стартует 21 февраля
15:33 Мск
СМИ: В Триполи обстрелян кортеж главы ливийского правительства национального согласия
15:33 Мск
Дмитрий Кобылкин рассказал, чего президент ждет от Северного широтного хода
15:33 Мск
СМИ: Министр обороны Польши запретил генералам общаться с правительством
15:26 Мск
Югорские единороссы создают межмуниципальные координационные советы
15:26 Мск
Президент Союза биатлонистов России: "Добровольно мы от чемпионата по биатлону в Тюмени не откажемся"
15:21 Мск
В Дагестане возбуждено уголовное дело после гибели девочки, которую растерзали бродячие псы
15:10 Мск
Энергетики обесточили несколько десятков незаконно подключенных строений в цыганском поселке Екатеринбурга
15:04 Мск
Мосгорсуд проверит законность включения "Левада-Центра" в список НКО-иноагентов 14 марта
14:58 Мск
"Осторожно, мокрый снег и гололед!" - свердловские дорожники выступили с предупреждением к автомобилистам
14:58 Мск
Футбольный клуб "Урал" переименует трибуны домашней площадки в честь легенд свердловского футбола
14:55 Мск
Ушло в суд дело матери из Салехарда, возившего по гостям тяжелобольного ребенка: в больницу мальчик приехал уже мертвым
14:51 Мск
В Югре участие во фронтальном диктанте на языках КМНС могут принять жители стран зарубежья
14:49 Мск
В Челябинской области компании, участвующие в разработке мраморного месторождения, урегулировали многолетний спор
14:47 Мск
срочно Лавров: спецслужбы США "рутинно прослушивали" посла России Кисляка
14:16 Мск
Предполагаемым убийцам почтальона в Екатеринбурге предъявлены обвинения: они во всем сознались и написали явки с повинной
14:16 Мск
Кремль: встречи Путина и Лукашенко в ближайшее время не будет
14:10 Мск
Россия будет поставлять мясо птицы в Египет
14:04 Мск
Общественники взяли под контроль расходы на реконструкцию здания для Пермской художественной галереи
13:59 Мск
В Свердловской области на заснеженной трассе столкнулись пять автомобилей: три человека погибли, еще два госпитализированы
13:59 Мск
Центробанк назначил АСВ временной администрацией в банке РПЦ "Пересвет"
13:59 Мск
Песков: Признание документов ДНР и ЛНР не нарушает норм международного права
13:59 Мск
Ольга Васильева: ЕГЭ по истории должен быть обязательным
13:52 Мск
Убийство Ким Чен Нама привело к дипломатическому скандалу
13:50 Мск
Южный Урал готов к проведению этапа Кубка мира по фристайлу в дисциплине ски-кросс
13:42 Мск
Лавров назвал обвинения России в подготовке переворота в Черногории "высосанными из пальца"
13:35 Мск
Общая стоимость московского жилья снова достигнет $1 трлн к 2022 году
13:19 Мск
В Великом Новгороде 8-летняя девочка погибла из-за удара током от заряжавшегося телефона
13:18 Мск
На Южном Урале будут судить педофила, который развратил 11-летнего мальчика
13:15 Мск
На реконструкцию аэропорта Нового Уренгоя потратят 6 миллиардов рублей
13:12 Мск
В Югре смягчили обвинение водителю автобуса, попавшего в ДТП, в результате которого погибли дети-спортсмены
13:11 Мск
В Сирии при исполнении воинского долга погиб екатеринбуржец
13:09 Мск
В Челябинской области индекс промпроизводства в январе вырос на 4,4%
13:09 Мск
В центре Екатеринбурга не будут сносить мечеть. Суд отклонил иск МУГИСО
13:04 Мск
Выходные дни. Получить госномера и заменить права в ГИБДД будет нельзя 23 и 24 февраля
13:00 Мск
срочно Двукратный олимпийский чемпион по биатлону: "Чемпионат мира в Тюмени наша страна может провести лучше австрийцев"
12:51 Мск
РФС объявил о назначении арбитров на предстоящие матчи 1/4 финала Кубка России
12:48 Мск
Пилотный проект. В зауральском селе Глядянское продолжается работа по внедрению высокоскоростного интернета
12:47 Мск
Первые выделенные полосы в рамках "отложенной транспортной реформы" появятся в Екатеринбурге уже в мае
12:37 Мск
Екатеринбуржец за незаконное привлечение к "уголовке" отсудил у государства почти миллион рублей
12:35 Мск
Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана в 2017 году пройдет в Челябинске
12:27 Мск
ФСБ нагрянула с обысками к чиновникам в Красноярском крае

Владимир Меньшов: Вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии Если в кино или по телевизору показывают что-либо об СССР, почти со стопроцентной вероятностью это фальсификация истории

размер шрифта: A A A   в блог   версия для печати

Владимир Меньшов: Вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии

– Какие факторы современной общественной жизни способны вывести вас из равновесия?

– Наиболее раздражающие моменты связаны с тем, как преподносится история нашей страны ХХ века. К этому можно было бы уже привыкнуть, но у меня не получается. Я не могу принять официально восторжествовавший взгляд на историю СССР, который настойчиво пытаются внедрить в умы молодого поколения. Общение с теми, кто сформирован современными учебниками и телевидением, зачастую просто ошарашивает. Новое поколение опирается в своих суждениях на антисоветский официоз, незнакомо с альтернативным взглядом на прошлое, а следовательно, неспособно выработать собственную позицию.

Если в кино или по телевизору показывают что-либо об СССР, почти со стопроцентной вероятностью это фальсификация истории. Нас убеждают, что жизнь в Советском Союзе была беспросветна, стараются, чтоб эта мысль проникла в каждую клетку общественного сознания.

На Западе уже давно сложился стереотип мышления по отношению к России, он сформирован умело, сознательно. Их высоколобые интеллектуалы ещё могут оперировать противоположными концепциями, но западный обыватель находится в абсолютной власти антисоветского мифа.

Вот, к примеру, я посмотрел фильм BBC «Кто убил Сталина?». Уровень экспертов-советологов, безапелляционность оценок, примитивность формулировок поначалу производили комический эффект. Но по ходу действия, когда русские актёры, изображающие «ближний круг» – высокопоставленных советских политиков, – начали безудержно пьянствовать, падать мордами в салат, превращаться в скотов, а нетрезвый Сталин взирал с саркастической улыбкой на эту оргию, фильм стал просто оскорблением нашей страны… Но ведь почти то же самое, в несколько адаптированном виде, я вижу и в российских фильмах!

Совсем недавно с некоторой гордостью нам представили французский фильм «Концерт». С нашей стороны участвовали хорошие актёры, и перед премьерой они рассказали, что получилась тёплая такая комедийная лента… Да вы что, ребята, вы посмотрите на это глазами обычного француза, который пришёл в кинотеатр! С какими выводами он выйдет оттуда?.. Оказывается, в брежневские времена, в начале 80-х, дирижёр Большого театра пострадал за то, что отказался уволить из оркестра всех евреев. Его самого выгнали с работы, а евреи погибли в сибирских лагерях. Только маленькую девочку благородные французы вывезли на Запад в футляре от контрабаса… И мои коллеги соглашаются играть в картине и не испытывают никакого чувства стыда!

Даже если бы весь этот бред был правдой, неужели стоило бы участвовать? Может, пора поучиться у европейцев, которых нам всегда предлагают как образец достоинства и чести? Немца, например, вы на разговор о войне не вытащите, там почти у каждого в шкафу припрятан скелет дедушки, воевавшего на Восточном фронте. А попробуйте затронуть позорное поведение французов во время Второй мировой. Насколько я знаю, там были режиссёры, которые пытались сделать кино о коллаборационизме, за что подвергались жесточайшему остракизму. Во Франции принято говорить лишь о Сопротивлении, которое даже де Голль признавал всего лишь удачным пропагандистским мифом. Немцы, во всяком случае, поразились, увидев на подписании капитуляции французов в качестве победителей… Попробуйте побеседовать с англичанами о том, как они подло тянули с открытием второго фронта, ждали, пока мы с немцами измотаем друг друга. Попытайтесь поговорить с румынами и венграми, которые воевали на стороне фашистов, с чехами, которые делали на своих заводах два из трёх танков немецкой армии… Все они умело замалчивают постыдные страницы своей истории и никому не позволят поднимать эти темы.

Самобичевание всегда было присуще российскому менталитету, и особенно оно расцвело с началом перестройки. Любая попытка развенчать героические страницы нашей истории стала рассматриваться как вклад в борьбу с ненавистным коммунистическим режимом. Это проникло в поры нашей общественной жизни, стало повседневностью. Потом будет очень трудно выкорчёвывать тотальный антисоветизм, который за двадцать пять лет обрёл мощную корневую систему, но делать это, безусловно, придётся. Мы не сможем существовать в ситуации кромешной исторической несправедливости.

В этом отношении очень показательной стала программа «Суд времени». Наконец в публичном пространстве удалось услышать позицию, противоположную антисоветской. Концепции, что после 17-го года в русской истории ничего хорошего не происходило, были противопоставлены мощные, взвешенные контраргументы. И конечно, просто поражало зрительское голосование.

– Несмотря на поток антисоветчины в СМИ, всё равно соотношение – девяносто к десяти. С чем вы это связываете?

– Я не могу это объяснить. Знаю, что результаты произвели оглушающее впечатление на либеральную интеллигенцию… Казалось бы, итоговые цифры должны подтасовать, предложить что-нибудь нейтральное – 48 на 52 (как это происходило в студии, где шли дебаты). Но когда включался подсчёт голосов по стране, результат категорически не совпадал со студийным. То ли вовремя не сообразили, то ли организаторы проекта проявили принципиальность.

Итог оказался удивительным ещё и потому, что он не соответствует результатам любых выборов в нашей стране. Я не верю, что на выборах происходит массовая подтасовка, – значит, есть причины, по которым телеголосование выявляет явную поддержку социалистической идеи, а на реальных выборах этого не происходит.

Вообще, мне кажется, сейчас очень важно провести глубокие социологические исследования, потратить на это большие деньги и определить, в каком состоянии находится наше общество. Необходимо понять, чего хочет народ, каковы его предпочтения и недовольства. Ведь со времён Горбачёва мы очень многому научились и на многое переменили свои взгляды.

– Ваши фильмы называют «народными», а вас – «народным режиссёром». Возможно, вы знаете о народе нечто такое, чего не знают остальные?..

– Для меня это очень важная тема. Помню, по молодости на меня произвела впечатление мысль, и я даже её выписал: «Толпа – это не народ, Пушкин – народ». Ну да, звучит эффектно. А сейчас думаю: почему же всё-таки толпе, массам отказывать в проявлении народного менталитета? И Пушкин потому и гений, что сумел наиболее ярко и мощно выразить дух народа. Хотя и несправедливо написал о русском бунте как бессмысленном и беспощадном. Беспощадном – конечно, но – бессмысленном… Мне в гораздо большей степени импонирует позиция Блока, который в мятежах, бунтах, революциях видел сведение исторических счётов, внезапное распрямление пружины, сжимавшейся в течение многих десятилетий, а то и веков.

Рассуждая о народе, неизбежно вступаешь в область размытых понятий, законов, которые невозможно сформулировать. И тем не менее подспудно понимаешь, что каким-то образом всё происходящее вокруг отфильтровывается народными массами и выкристаллизовываются убеждения, мифологические представления. Постепенно складываются взгляды, принимают устойчивую форму – относительно какого-то правителя, целого исторического периода или конкретного события. На поверхности общественного процесса могут бурлить споры, кипеть страсти, но параллельно где-то в глубине формируется кристалл – незыблемая точка зрения, на которую уже не повлиять.

Этот процесс касается всего – искусства в том числе. Сколько я наблюдал за свою жизнь однодневок, которые, едва появившись, получали статус нетленки. Иногда классика назначали сверху, но чаще снизу возникал шепоток: это надо видеть, надо слышать, надо читать! Проходило время, и гении становились просто способными ребятами, возникали новые авторитеты… Методично, незаметно Время и Народ делали своё дело.

– Результат кристаллизации всегда кажется вам справедливым?

– Это уже вне моральных и субъективных оценок, это похоже на законы природы… В своё время я прочёл в воспоминаниях жены Роберта Рождественского, как всю жизнь бодались между собой Евтушенко и Вознесенский, не шутейно, а совершенно всерьёз, доказывая собственное право считаться лучшим русским поэтом второй половины ХХ века. И просто обожгло её резюме по этому поводу: «А оказалось – Высоцкий…»

Совершенно как у Маяковского в «Разговоре с фининспектором о поэзии»: «…Эти сегодня стихи и оды, в аплодисментах ревомые ревмя, войдут в историю как накладные расходы на сделанное нами – двумя или тремя…»

– В отношении ваших картин кристаллизация произошла. Согласны?

– «Любовь и голуби», бесспорно, стала народной картиной, она принята всеми социальными группами, объединяет даже коммунистов с либералами. Интереснее история с «Москвой слезам не верит», которая, казалось бы, должна принадлежать своему времени. В неё включены реалии ушедшей эпохи, уже не вполне понятные нынешним молодым людям, однако странным образом этот фильм превращается в матрицу не только советской, но и просто русской народной жизни.

А ведь картина родилась, что называется, из дуновения ветерка, не была результатом какой-то серьёзной подготовки. В это время меня больше интересовало кино социальное, политическое. Ещё во ВГИКе я написал сценарий художественного фильма «Требуется доказать» с подзаголовком: «По мотивам книги Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме». Когда его прочёл мой учитель Михаил Ильич Ромм, он пригласил меня к себе домой, закрыл дверь кабинета и сказал: «Володя, если ты хотел доказать, что ты человек способный и даже талантливый, то тебе это удалось. Но во избежание серьёзных неприятностей сценарий больше никому не показывай». Очень это меня расстроило, потому что никаких антисоветских намерений у меня не было. Сценарий вышел полемичным, но ведь и «Детская болезнь левизны» чрезвычайно полемична. Она была написана в связи с Брестским миром, в ней собраны аргументы «за» и «против», которые тогда обсуждались в партийной среде. По существу, ведь и вся партия, и ЦК не принимали идею Брестского мира, но Ленин стоял скалой… Меня интересовала эта коллизия, но тогда реализовать подобный материал оказалось невозможно. Максимум полемичности, который позволялся, – это пьесы Шатрова. Казавшиеся тогда необычайно смелыми, сегодня они выглядят наивно, но в конце 60-х его «Большевики» в «Современнике» стали для меня сильнейшим театральным впечатлением – выдающаяся режиссура Ефремова, прекрасные актёрские работы…

Сценарий «Москва слезам не верит» по сравнению с этим глобальным замыслом казался мелковатым, малоинтересным, беззубым. Но он заставил меня вспоминать биографии знакомых, родственников, рабочие эпизоды своей жизни (после школы между поступлением в институты я работал на заводе, в шахте). Кстати пришлись записные книжки, которые я начал вести в то время, туда я заносил какие-то словечки, выражения, удачные остроты. К счастью, для меня рабочий класс не был той враждебной жлобской общностью, которую пытаются изобразить некоторые интеллигенствующие режиссёры. По версии современного кинематографа, рабочий класс – это что-то глубоко маргинальное, дико пьющее, не отягощённое интеллектом. Так представляют тех, кто стоит у станка, варит сталь, собирает хлеб… А я этих людей полюбил, стал их понимать, ценить их юмор… Сейчас царствуют кавээновские шутки, и мы уже подзабыли настоящий русский юмор, а ведь это удивительное явление. Его важной отличительной чертой является самоирония. Русский юмор в большей степени направлен на себя, а не на окружающих…

Когда я делал этот фильм, никаких наполеоновских планов не вынашивал и главное, о чём беспокоился, – не опозориться бы. Ведь «Москва слезам не верит» была моей первой «взрослой» картиной после «Розыгрыша».

Зрительский успех оказался ошеломительным и совершенно неожиданным для меня.

– Стоять в очереди бóльшей, чем на «Москву слезам не верит», не приходилось.

– Даже гайдаевские фильмы были перекрыты в полтора-два раза. И прежде всего за счёт многократных просмотров. Некоторые зрители писали мне, что смотрели фильм по 10–20 раз…

Сейчас понятно, что уже сработали и фактор времени, и фактор кристаллизации. Я вижу, что картину народ отобрал. При том что её никто не продвигал, не было лоббистов-интеллектуалов, напротив, критики убеждали зрителей: те, кому нравится картина, – неразвитые люди, у которых нет вкуса…

Пусть это звучит не очень скромно, но именно этими фильмами – «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит» – я останусь в памяти «и долго буду тем любезен я народу»… Но ясно и другое: «Ширли-мырли», и особенно «Зависть богов», сделанные гораздо более профессиональной рукой, не вошли в этот фонд народного кино, не выкристаллизовались. Как ни обидно, приходится это констатировать.

– По поводу «Ширли-мырли» можно поспорить…

– Да, я надеюсь, что, может быть, эта картина сделана с определённым опережением и время будет на неё работать. Там есть живой юмор, передана атмосфера безвременья, сумасшедших фарсовых 90-х, но всё-таки этот фильм не вошёл в народное сознание как нечто неотъемлемое, необходимое. А «Москва слезам не верит» вошла. Её персонажи стали почти родственниками, на них ссылаются, их цитируют, они присутствуют в жизни людей и даже служат примером. Вера Алентова обижалась, что у неё не самая выигрышная роль, что в первой серии её героиню заслоняет репризами героиня Ирины Муравьёвой, а во второй – появляется Гоша и перетягивает одеяло на себя. И я, кажется, нашёл верную формулу: у тебя роль-судьба, с тебя будут жизнь делать…

Тогда мне была непонятна истовая ненависть к «Москве слезам не верит» со стороны элитной интеллигенции. Люди просто не могли подобрать слов, чтобы выразить степень своего презрения к картине и быдлу, которое её смотрит. Для меня природа этой ненависти открылась значительно позже. Она была абсолютно социальной. Сидя на кухнях, интеллигенция договорилась между собой, что здесь, «в этой стране», жить нельзя. Я тоже активно участвовал в подобных разговорах, но я-то думал, как переделать жизнь к лучшему!

Читаешь сейчас мемуары апологетов перестройки, тех, кого можно считать нынешними победителями, и удивляешься: они просто тряслись от ненависти к стране. Они уверяют, что не принимали систему, но сквозь строки явственно проглядывает: они не принимали Россию, не принимали нацию, которая смирилась с безобразным социальным строем и с монстром Сталиным. Конечно, они не могли согласиться с картиной, которая доказывала: здесь можно жить, можно сделать карьеру, можно просто быть счастливым.

– Если препарировать произведение искусства, относящееся к категории народного, заглянуть внутрь, из чего состоит механизм, как работает?

– Это таинственный процесс, который можно объяснять только задним числом.

– Но общие критерии, родовые признаки «народности» должны быть. Можно предложить, например, такую версию – народное искусство утешает и вдохновляет…

– Однако в «Тихом Доне» эти составляющие практически не присутствуют. И даже в «Войне и мире». Сейчас кажется странным, но поначалу в этом романе увидели не столько его народность, сколько исторические несоответствия. Кажется, даже Денис Давыдов успел отметить недочёты: какой-то полк на самом деле не там дислоцировался. Но потом на «Войну и мир» стало работать время…

О Великой Отечественной войне не так много произведений, которые можно было бы назвать истинно народными. Мало кому удалось проникнуть в самую сердцевину явления, показать, что собой представляет народ-победитель. Твардовскому удалось. Конечно, «Василий Тёркин» – это вершина… Но вы знаете, я сейчас читаю в концертах Симонова, он вроде не самым крупным поэтом считается, но его военная лирика так пронзительна! И не только хрестоматийное «Жди меня». Война прошла через его судьбу, сплелась с любовью, отношениями с Валентиной Серовой…

Эти попадания есть у многих, может быть, в жизни каждого поэта случаются уникальные совпадения с пульсом жизни. У Гудзенко, например, два стихотворения просто великих: «Нас не надо жалеть…» и «Когда на смерть идут, – поют…». Два-три шедевра есть у каждого поэта, принадлежащего к военному поколению… А вот с военной прозой сложнее…

– Зато народных фильмов о Великой Отечественной множество.

– Видимо, этот гений народного искусства всё время находится в движении – сегодня он в литературе, завтра в музыке, потом в кинематографе. В первую очередь нужно вспомнить «Балладу о солдате» и «Летят журавли». Правда, картина Калатозова, на мой вкус, несколько манерна, хотя и стала прорывом с точки зрения изобразительной культуры. Были ещё фильмы второго эшелона, например, «Живые и мёртвые», замечательная картина Ордынского «У твоего порога»… Режиссёры, которые вернулись с фронта, помнили запах пота, крови и пороха, не могли соврать, у них получалось очень настоящее и сильное кино.

Великая Отечественная война стала невероятным подвигом советского народа. Кажется, что к этому подвигу нас вела вся тысячелетняя история России, к этому высочайшему моменту нашей жизни – Победе… Которой мы не захотели, не смогли воспользоваться. Уже через какие-то сорок лет мы получили развалившееся государство. Это итог Победы?.. Сталин не воспитал себе смену. Он был гений, никаких сомнений в этом нет, и тех, кто выполнял его приказы, мы тоже считали очень талантливыми людьми, но когда они оказались предоставлены сами себе…

В итоге советская система к середине 80-х уже была не готова отвечать на вызовы времени. Назрела смена парадигмы общественного развития, но перестройку, к нашему несчастью, возглавили фигуры некрупные, они всё свели к возвращению России в лоно так называемой европейской цивилизации. Свой собственный путь искать не стали…

Самое подлое в этой истории – несправедливость происшедшего. Разрушали страну те, кто делал карьеру на диссертациях о неизбежности построения коммунизма. С какого-то перепугу случайные люди оказались богачами. Теперь они вершат наши судьбы, да ещё и рассказывают, что раньше всё было устроено не так. Хотя сделали себе миллиардные капиталы на том, что построено, создано в советское время!..

Но я понимаю: обратного хода нет. Пусть много недовольных людей, но в СССР они уже не хотят. За право поехать на отдых в Турцию или Египет человек многим готов пожертвовать.

– Мысль о невозможности возвращения прочно внедрена в сознание, это – сложившееся общественное мнение.

– Мне кажется, такую мысль не внедрить, это уже выкристаллизовалось. У Кара-Мурзы, нашего выдающегося современника, одного из самых мощных мыслителей, объяснивших суть и смысл Советской Цивилизации, подмечено, что времена СССР очень много обязанностей накладывали на человека… Произошло развращение – какого чёрта вставать и идти на работу, если хочется быть хозяином своей судьбы, никуда не идти, а остаться дома и полежать. Новая власть продекларировала: живите как заблагорассудится, хотите на помойке питаться – питайтесь, хотите пробиваться – работайте. Но в массе своей люди вообще разучились работать. За нас работают гастарбайтеры.

– Когда деятель искусства декларирует свою политическую позицию, аудитории трудно её игнорировать. Кто-то из зрителей наверняка изменил своё отношение к вам… Как вы относитесь к этому обстоятельству?

– По отношению ко мне либеральная публика действительно относится крайне настороженно, потому что я не скрываю своих пристрастий и даже в конце 90-х говорил открыто, что голосую за коммунистов. В то время для либералов это было равносильно признанию в педофилии.

Вообще если говорить про наш клуб творческой интеллигенции, то его 90 процентов – на стороне либералов. С ними бесполезно спорить. Я многим предлагал почитать неотразимо логичного Сергея Кара-Мурзу, разящего юмором Владимира Бушина, полагая, что интеллигентный человек должен вникнуть в аргументацию оппонента. Я ведь в своё время изучал позицию и Яковлева, и Афанасьева, и Сахарова… Но либералы свой выбор сделали, их не сдвинуть с места. И они ещё называют ретроградами коммунистов!..

Поэтому что касается общения с коллегами: нужно либо находиться с ними в вечном конфликте, либо принимать такими, какие они есть, и категорически уходить от обсуждения политических тем.

– Как вы оцениваете то, каким предстаёт в современном кино русский мир? Откуда эта тяга к описанию дна, любованию чёрной стороной жизни?

– Слишком долгое время в разных формах декларировался тезис «стыдно быть русским» – истоки этой эстетики здесь. Вполне благополучные московские мальчики увлеклись описанием жизни бомжей, изучением психических аномалий – вплоть до некрофилии. Кроме того, появился адресат. На западных кинофестивалях особой популярностью пользуется любой позор России.

Вообще, как только возникают спектакль, книга, кино, оскорбляющие наш народ, сразу находятся люди, которые требуют поддержки этого произведения, настаивают на награждении и премировании…

С годами мне стало совершенно ясно: вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии. Человек, последовательно занимающий антисоветские позиции, неизбежно понимает, что эти взгляды народом не разделяются, и тогда он вынужден констатировать – народ не тот. С этим народом вообще ничего невозможно создать, это ошибка природы. Далее – чистый расизм: выкорчевать нужно этот народ, и только тогда человечество сможет двигаться семимильными шагами к счастью.

– Сейчас снимается множество антисоветских фильмов, в разных жанрах: эпосы, драмы, комедии, мюзиклы. Скажите как человек, знающий продюсерскую кухню: возможно сегодня снять просоветский фильм? С той же агитационной мощью, пропагандистской силой, что снимают антисоветское кино. Если бы нашёлся какой-то сумасшедший человек с мешком денег?..

– Теоретически – да. Общественный запрос на такое искусство существует. Если найдутся деньги, то проблем как будто возникнуть не должно, запускайся и снимай. И в принципе есть странные миллионеры, жизнь не так однолинейна… Но… Это будет происходить в атмосфере серьёзного морального давления со стороны не только политической элиты, но даже вашей собственной съёмочной группы. Например, у меня был документальный фильм о московских кладбищах в рамках проекта «Сто фильмов о Москве». Я снимал на Новодевичьем, у Кремлёвской стены. Нам разрешили съёмки в Мавзолее. А оператор отказался туда идти. Принципиально: не хочу оказаться рядом с этим чудовищем…

– Если бы вы могли сделать заявку некоему обобщённому образу сценариста, сочетающему талант Габриловича, Гребнева, Володина, какой бы попросили сценарий?

– Кого мне сейчас безумно не хватает для создания фильма, адекватного нашей сегодняшней жизни, так это замечательного и абсолютно незаслуженно забытого сценариста – Евгения Григорьева. Широкому зрителю он известен в основном по «Романсу о влюблённых». Мы с ним много задумывали в начале 90-х годов, но ничего, к сожалению, так и не осуществилось…

Пока медленно и мучительно придумываю историю в одиночку.

Источник: Кинопресса.ru

Другие новости по темам: дом который показывают в фильме москва слезам не верит, меньшов, россия, ссср, кино
06.11.2012 11:17 Мск | Москва | информационная служба Накануне.RU



Если Вы заметили ошибку, выделите текст, ее содержащий, и нажмите Ctrl + Enter







читать комментарии (20)
Добавить комментарий:

Владимир Меньшов: Вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии
Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *





Новости партнеров
Loading...


Loading...




Новости партнеров
Статьи по теме "Мнения из Сети":

Андрей Паршев: Гиви убили диверсанты. Другие версии - это выдумка спецслужб Украины
17.02.2017 Мск  |  добавить комментарий

Как Севастополь сказал "нет" "Патриоту" по версии "патриотов"
10.02.2017 Мск  |  добавить комментарий

Купола без крыльев
04.02.2017 Мск  |  добавить комментарий

Цена прозрения
03.02.2017 Мск  |  комментариев: 13

Американцы никогда не летали на Луну. СССР знал правду, но молчал
02.02.2017 Мск  |  комментариев: 9

Анатолий Чубайс признался в том, о чем молчал все годы
31.01.2017 Мск  |  комментариев: 4

Трамп: первая кровь
26.01.2017 Мск  |  комментариев: 1

Как одновременно можно быть потомками и красных, и белых?
24.01.2017 Мск  |  комментариев: 8

Фейк о Лагард и Сбербанке в Крыму: сказка ложь, да в ней намек
24.01.2017 Мск  |  комментариев: 1

Грефу, Чубайсу и Кудрину досталось от директора совхоза
20.01.2017 Мск  |  комментариев: 64

Голодные годы, тучные и 2016-й год - сравним?
12.01.2017 Мск  |  комментариев: 3

"Лукашенко мог стать руководителем Союзного государства. Но теперь, видимо, готовится к дрейфу на Запад"
09.01.2017 Мск  |  комментариев: 35

Смыслы-перевертыши современного российского кино
06.01.2017 Мск  |  комментариев: 7

Несколько вопросов по поводу крушения Ту-154
30.12.2016 Мск  |  комментариев: 14

"В истории с Ту-154 нас уводят от реальности"
30.12.2016 Мск  |  комментариев: 35



Другие статьи:


Симметричный ответ на "ракетные" провокации США пришел с Урала
Скандал в Северной Осетии: жители требуют отставки министра здравоохранения региона
20.02.2017 Мск  |  общество  |  комментариев: 1

Россия послала сигнал – Донбасс стал на шаг ближе
Россиян поставили на счетчик: в регионах ищут объяснение росту коммунальных платежей
"Меньше всего нам нужны ваши «камбэки»"? Зачем в Кремле принимали губернаторов-отставников
"России и Белоруссии пора обсудить коренные интересы государств"
17.02.2017 Мск  |  политика  |  комментариев: 3

Семь раз проверь, один раз - отрежь. Как фильм "Матильда" раскалывает "белых"
17.02.2017 Мск  |  культура  |  комментариев: 5

От ликвидации малокомплектных школ – к коллапсу школьных автобусных перевозок
17.02.2017 Мск  |  образование  |  комментариев: 3

Максим Шевченко: Захар - молодец. Я сам пытался создать в Донбассе отряд
Скандальные "народные избранники" портят Володину имидж Госдумы
16.02.2017 Мск  |  политика  |  комментариев: 2

Как Вы оцениваете последние назначения новых губернаторов?

Приходят молодые и энергичные - "новая кровь"!

Все те же лица - не вижу разницы

Станет только хуже, у них недостаточно опыта

Не слежу/не интересуюсь


Результаты 513
Екатеринбург Облачность:
Давление: 723 мм. рт. ст.

Температура, °С:
  днем -1
  ночью 0

Ветер: Северо-Восточный  3м/с

подробнее
Новости партнеров

Главная       
вверх
Рейтинг@Mail.ru
Наш проект  Наша команда 

РИА Накануне.RU
© Институт Информационных Технологий, 620142, г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 16
Свидетельство о регистрации СМИ ИА№ФС77-56094 от 15 ноября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ФС77-56357 от 02 декабря 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Телефоны: (343) 295–15–36, 295–15–94, 295–14–38. E-mail: news@nakanune.ru
Использование материалов агентства допускается только с согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к материалам сайта. Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
18+