19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Образование В России

Русский язык тихой сапой лишают статуса единого государственного

Ольга Леткова о недостатках нового закона "Об образовании в РФ" и потере единого языкового пространства

"Ливановский" закон "Об образовании в РФ" на днях прошел первое чтение в Государственной думе, и общественные организации уже выражают свое несогласие по тем или иным положениям в этом законопроекте.

Еще 10 октября в Госдуме состоялись парламентские слушания по законопроекту "Об образовании", на которых мы изложили основные претензии к нему родительской общественности. Наша позиция нашла понимание у представителей профильного думского комитета и, согласно регламенту Госдумы, мы направим им свои поправки после первого чтения.

Начнем с того, что у нас сегодня забота о детях провозглашается одним из основных приоритетов государственной политики. Особое место уделяется борьбе с безнадзорностью, отсутствием родительского попечения. Одновременно новые законодательные инициативы обязывают родителей не оставлять детей без присмотра. Следовательно, это опять удар по родительскому "карману": или платите за продленку, или нанимайте нянь. При этом родители будут нести ответственность, если с ребенком что-нибудь случится в этот период времени, или если ребенок просто окажется один. А если учесть ювенальную направленность нынешнего законодательства, то такая искусственная "маргинализация" семей с детьми имеет довольно тревожные последствия.

Кроме того, платным станет содержание детей и в школах-интернатах. Возможность поместить детей в интернат всегда была хорошей подмогой семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это была реальная альтернатива сиротским организациям. Нашей Ассоциации не раз удавалось перевести ребенка из приюта в школу-интернат с тем, чтобы сохранить ему родную семью, когда родители действительно не могли заботиться о нем из-за бедности, по болезни или в иных случаях тяжелого стечения обстоятельств. Ребенок пять дней находился на интернатном обеспечении, а выходные проводил дома, он не становился сиротой. Теперь этот "спасательный круг" для нуждающихся в помощи семей отобран.

Питание в школах тоже, скорее всего, станет платным, так как его финансовое обеспечение перекладывается на бюджеты субъектов РФ и только в случае, если они сами установят у себя в регионе такую норму. Там, где субъекты не захотят добровольно раскошелиться на питание в детских садах и школах, платить будут родители.

Нас также волнует возможное снижение общего уровня образованности наших детей. Ведь, согласно законопроекту, обязательными к преподаванию в школе будут предметы, установленные в Федеральном образовательном стандарте. А он, в свою очередь, устанавливается исполнительными органами государственной власти. Это подзаконный нормативный акт, который принимается в одностороннем порядке без какого-либо обсуждения и в любое время может быть изменен тем же кулуарным способом.

Таким образом, мы лишаемся каких-либо гарантий получения полноценного образования, не говоря уже о том, что обучение детей за пределами образовательных стандартов будет оплачиваться из все тех же бездонных карманов родителей. Поэтому в законе об образовании должен быть указан перечень предметов (дисциплин), обязательных к преподаванию в школе.

Самый назревший вопрос касается ЕГЭ. Подавляющее большинство родителей, экспертов и учителей требуют, чтобы у учеников школ была возможность сдавать экзамен в традиционной форме. Это связано не столько с трудностью сдачи этого экзамена, сколько с его негативным воздействием на детей. Процесс образования в школах превращается в "натаскивание" на экзаменационные тесты.

В результате школьники не приучаются думать, анализировать, исследовать материал, то есть они не становятся творческими, самостоятельно мыслящими личностями. Многие педагоги высшей школы жалуются, что поколение детей-ЕГЭ не способны самостоятельно принимать профессиональные решения. Для этого им нужно знать правильный ответ. Эта деформация подрастающих поколений ставит перед обществом серьезные вопросы. Нам следует объективно оценить итоги введения в России ЕГЭ и как минимум дать людям альтернативу.

Между тем, иностранное влияние в сфере образования значительно расширяется. Так, согласно законопроекту, учредителями образовательных организаций могут быть и иностранные лица. А язык обучения будет определяться самой образовательной организацией. До сих пор у нас в стране был один государственный язык - русский, на котором и происходило обучение. Субъекты Федерации могли добавлять свои языки в качестве регионального компонента. Теперь каждый субъект РФ сможет проводить обучение только на своем языке. Это значит, что мы теряем единое языковое пространство. Обучившись на одном языке, дети не смогут поступить в ВУЗ на территории другого субъекта или преодолеть языковой барьер при переезде в другой регион. Не говоря уже о том, что это первый шаг к разделу территориальной целостности государства. Иностранные организации также смогут готовить на территории России наиболее одаренных детей только для себя, способствуя "утечке мозгов" за рубеж.

Кроме того, в законопроекте не нашли свое место нормы, направленные на защиту нравственности учеников и их психического здоровья. А ведь недавно вступил в силу федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". На наш взгляд, школа должна заботиться о том, чтобы ученики в стенах образовательных учреждений были защищены не только физически, но и информационно.

В законопроект, по нашему мнению, должны войти положения, защищающие родителей от сбора, использования и передачи персональных данных и сведений о частной жизни всех членов семьи, которые не имеют отношения к образовательному процессу. Сегодня это повсеместная практика, вызывающая массовые жалобы и тревогу родителей.

Родители на всем протяжении обсуждения законопроекта отстаивали возможность своего участия в управлении образовательными организациями, влияния на образовательный процесс. И в редакции законопроекта, внесенного в Государственную Думу, предусмотрены "Советы родителей", как орган самоуправления образовательной организации. Однако, согласно законопроекту, они могут образовываться только в том случае, если это предусмотрено в уставе.

То есть, Советы родителей будут только в тех образовательных организациях, где учредители сами захотят создать такой орган. Организации, деятельность которых может вызвать недовольство родителей, вряд ли станут образовывать у себя дополнительный контрольный орган, да и закрыть его можно будет в любой момент простым решением учредителей о внесении изменений в Устав образовательной организации. Такое положение делает не работающей схему участия родителей в образовательном процессе.

Однако, образование ребенка - это, в первую очередь, право родителя как его законного представителя. А в ситуации все большей коммерциализации образования родители становятся ещё и заказчиками образовательных услуг. И они должны иметь возможность контроля качества их выполнения. Поэтому законопроект должен содержать работающие правовые механизмы, обеспечивающие родителям возможность полноценного осуществления своих прав.

Директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, лидер Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Ольга Леткова для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС