29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBWzsQ
По ссылке http://perevozki.youdo.com/country/geo/balashiha/, описание.
youdo.com


Аналитика все материалы

Путин создает "нефтегазовую опричнину"

Назначение Игоря Сечина председателем правления "Роснефти" с перспективой расширения влияния на объединенную на базе "Роснефтегаза" суперкорпорацию говорит о создании Владимиром Путиным своего рода "нефтегазовой опричнины". Вкупе с уводом от приватизации крупнейших предприятий сферы энергетики и созданием Корпорации развития Сибири и Дальнего Востока это может означать наступившее понимание того, что ТЭК – единственный призрачный шанс, который еще позволяет запустить промышленность, да и просто не "загнуться" при наступлении новой тяжелой фазы кризиса. У этого процесса есть и обратная сторона – распродажа "боярами" пакетов предприятий в других отраслях. 

Бывший вице-премьер РФ Игорь Сечин покинул правительство, чтобы возглавить компанию "Роснефть", которую он курировал с 2006 года. Стали известны любопытные аппаратные детали этого "захода". 

Нынешний президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов станет первым вице-президентом компании после того, как пост председателя правления займет Игорь Сечин. Согласно уставу "Роснефти", функции председателя правления в компании осуществляет ее президент, которым с сентября 2010 года является Худайнатов (он сменил на этом посту Сергея Богданчикова).

Федеральные СМИ сегодня пишут о том, что к приходу Сечина монополию "зачистили" от неугодных топ-менеджеров, вывели из-под контроля правительства и фактически переподчинили администрации президента, оставив Сечину простор для расширения влияния. Об этом пишет, в частности, газета "Коммерсантъ". После победы Путина на выборах президента РФ в марте 2012 года активизировалась подготовка площадки "под Сечина". За это время "Роснефть" успела заключить ряд стратегических сделок, которые готовились в большой спешке. Речь идет, в частности, о сделке по приобретению контроля над газовыми активами "Итеры", а также соглашениях с ExxonMobil, ENI и Statoil.

Одновременно в корпорации быстро менялись кадры. В марте 2012 года из "Роснефти" ушел ключевой топ-менеджер, первый вице-президент компании Павел Федоров. "Было четкое ощущение, что компанию "зачищают" под новую команду", - рассказал один из источников. Предполагается, что вместе с Сечиным в монополии высадится "большой десант из его аппарата". При этом Эдуард Худайнатов, скорее всего, останется на посту первого вице-президента.

"Об Эдуарде Худайнатове можно сказать, что он не выдержал "экзамен". По сравнению с тем же Сергеем Богданчиковым. О последнем говорили, что он профессиональный менеджер, который в определенный момент просто не поладил с Игорем Сечиным. О профессионализме Худайнатова слышать не приходилось. К тому же часто критиковалась внутренняя деятельность компании", - заявил замгендиректора Центра политической информации Алексей Панин, пишет РБК.

С нынешним же премьером у Сечина сложились непростые отношения еще с тех времен, когда Медведев возглавлял совет директоров Газпрома.

При этом у Сечина остаются возможности для расширения сферы своего влияния. Речь идет о возможной консолидации госпакетов акций на базе "Роснефтегаза" "Роснефти", "Зарубежнефти", "Траснефти", "Транснефтепродукта" и "Сургутнефтегаза". В результате в Росси может появиться суперкорпорация, намного превосходящая по своим масштабам "Газпром". Едва ли государство решится отдать её в частные руки.

Еще один важный штрих в этой картине – исключение ряда крупнейших госкомпаний из приватизационной программы. Своим указом Путин внес государственные доли ОАО "Роснефть", ОАО "Системный оператор ЕЭС", ОАО "РусГидро", "ФСК ЕЭС" и ОАО "Холдинг МРСК" в список стратегических предприятий и акционерных обществ.

Вместе с тем, судьба приватизации "Ростехнологий" пока не решена. Напомним, что ранее Путин поручил подготовить план приватизации активов этой госкомпании. "Мы договаривались, что это не застывшая форма, нам нужно приводить в порядок эти предприятия (входящие в "Ростехнологии"), их акционировать, там, где нужно, переводить в форму казенных предприятий, а где возможно - выводить на рынок и приватизировать", - сказал Путин на совещании по вопросам развития корпорации.

О причинах создания Путиным "нефтегазовой опричнины" в беседе с Накануне.RU рассуждает доктор экономических наук, профессор МГУ, руководитель информационно-аналитического агентства ANNA Марат Мусин

Вопрос: В чем Вы видите причины увода Путиным ряда стратегических предприятий от приватизации?

Марат Мусин: Тот факт, что ряд крупных компаний внесены в список стратегических предприятий, говорит о том, что, видимо, есть какая-то политическая договоренность на то, что Дмитрию Анатольевичу Медведеву дается карт-бланш на приватизацию в других отраслях. И мы, к сожалению, в ближайшее время будем видеть приход иностранного капитала, который будет такие важные предприятия забирать под себя. В частности, уже возмущение появляется в IT-секторе. Похоже, кто-то завел деньги с Запада, и люди, близкие к Шувалову, вышибают из таких классических секторов, где люди по 15 лет сидели, ведущие российские "айтишные" компании. Уже какие-то деньги завели в Россию, наняты исполнители, имеются лоббисты вроде Шувалова. И этот рынок начинает уходить под непонятные компании, которые действуют пока от лица России. Это только один пример, но в целом это очень плохой процесс. Закончится все это плохо, потому что не позднее июля у нас возникнут три серьезные проблемы.

Мы стоим перед серьезными вызовами: угроза нефтегазовой блокады России, когда будут сбиваться цены на углеводороды; разрыв инфляционной бомбы – отложенная инфляция из-за выборов; девальвационный шок. По времени все это может сойтись не позднее середины лета. Естественно, правительство попытается заливать все деньгами по модели 2008-2009 годов, но насколько хватит этих денег – тоже вопрос. Доблестное правительство с треском уйдет в отставку, хотя сегодня в составе этого правительства есть приличные люди. Министерство экономики Белоусов возглавил, Лавров остался, на IT достаточно эффективный человек поставлен, молодой министр из Татарстана. Но идет большая игра, видимо, есть политические договоренности, и эта распродажа начинается. То, что обезопасили сектора ТЭКа и поставили людей, которые достаточно жестко могут ими управлять, считаю положительным фактором.

Вопрос: Хотите сказать, Путин создает "нефтегазовую опричнину"? А все остальное отдает на откуп "боярам"? 

Марат Мусин: Наверху идут сложные политические процессы. Это уступки, которые одна российская внутриполитическая группа оказывает другой, и они опасны для нас. Одна группа будет распродавать (независимо от того, соответствует это национальным интересам России или нет) то, что еще не распродали, другая, понимая, что до конца распродать страну – значит окончательно ее уничтожить, хоть что-то оставляет под государственным контролем. Тот факт, что эти компании введены в перечень стратегических, говорит о недоверии Медведеву, это отражает понимание того, что премьер не всегда четко идентифицирует национальные интересы России. Это Путин и показал свои указом.

Вопрос: Шувалов сказал на днях, что ускоренный график приватизации будет готов в течение ближайшей недели. Это все из той же серии заявления? Карт-бланш выдан, и чиновники готовятся объявить, что и когда будут распродавать?  

Марат Мусин: Да, это из той же серии – им надо быстро распродать Родину, потому что они понимают, что они временщики. В этом году они уйдут в отставку. Глубина кризиса, который нас ожидает, намного сложнее, больше, чем дефолт 1998 года. У меня очень большие сомнения, что они деньгами это дело смогут залить. Надо запускать промышленность, а они ее распродают, чтобы она остановилась окончательно.

Вопрос: За последние 2,5 года "модернизации", кстати, в шесть раз упали темпа роста промпроизводства, согласно официальным данным.

Марат Мусин: Когда мы разрываем цепочку добавленной стоимости и встраиваем туда паразитарные интересы, мы уже проигрываем в ценовой конкуренции. Наша продукция становится "золотой". Приватизация в данном случае – механизм остановки промышленности, я молчу о других секторах. Стратегией добивания промышленности – а это рабочие места, это купирование социальных конфликтов, перспективы для различных слоев населения – нас подводят к социальному взрыву. За это правительство Медведева будет отвечать. Они сейчас распродадут все, что смогут, но то, что страна будет на грани уже летом, очевидно. Здесь нужно запускать промышленность, нужно национализировать инфраструктурную отрасль, то есть, обратные процессы должны происходить! Надо снижать цены на ЖКХ, чтобы люди на улицы не выходили, а происходит все наоборот. Хорошо, что хоть в энергетике какое-то понимание есть, что реформа "5+5" была ошибкой, когда за несколько месяцев валютные миллионеры нарождаются пачками от того, что они несчастных старух обворовывают на счетах ЖКХ.

Вопрос: Получается, что Путин увел от приватизации одни отрасли, но почему не увел другие?

Марат Мусин: Видимо, есть договоренности о том, что Медведев вместе с Шуваловым может заняться этим увлекательным делом – распродать остатки Родины. Что же касается ТЭК, то Путин не доверяет Медведеву. Вы сами понимаете, какой управленец Дмитрий Анатольевич Медведев. Нас настигло большое горе. Если бы он просто был поставлен партией руководить – то это одно. То, что правительство в этом году уйдет в отставку, у меня сомнений не вызывает. Вопрос в том, можно ли будет после его работы страну вытащить из пропасти.

Вопрос: Получается, это договоренности между "силовиками и либералами" или, возможно, это часть "пакетного соглашения", по которому Медведев, в том числе, получил пост премьера? Или Путин просто считает, что в других отраслях приватизация не так страшна?

Марат Мусин: Это договоренности между двумя внутрироссийскими элитными группами – одна из них открыто выступает в поддержку курса на сближение с США, а вторая еще пытается как-то лавировать, оставляя для себя какой-то люфт свободы.

Вопрос: Что касается будущего "Роснефти", что ее ждет? Худайнатов смещается на пост вице-президента. Сечин возглавляет компанию, которую курировал с 2006 года. 

Марат Мусин: Нефтянку нужно забирать, нефтянку у нас украли по залоговым аукционам. Суд в Лондоне Абрамовича против Березовского показал, что это действительно кража века. Все страны признали, что это кража века, а Россия – нет. Мы обречены отменить результаты залоговых аукционов, нефтяные предприятия вернуть обратно государству и спросить за те деньги, которые за 17 лет украдены в этих компаниях. Над нами смеется Запад. А логика здесь железная: мы должны национализировать инфраструктуру, энергетику, трубопроводы.

Вопрос: Возможная консолидация активов на базе "Роснефтегаза" – шаг именно в этом направлении?

Марат Мусин: Дело в том, что летом будут сбиты цены на газ, и Россию попытаются поставить на колени, по меньшей мере, заставив ее подписать долгосрочные контракты на поставки углеводородов по бросовым ценам на Запад. Вот такой ультиматум будет нам предъявлен. Частник, естественно, на эти условия пойдет. Государство – никогда, потому что государства не будет. Сейчас ситуация становится ясной. Промышленность убита, и у нас есть только углеводороды. Это единственный призрачный шанс, который позволяет запустить промышленность. Если мы встанем на колени и будем бесплатно углеводороды отдавать, как мы отдавали странам СЭВ 20-летние контракты, то будет социальный взрыв. По Конституции кому недра принадлежат? Почему нефтяной сантехник – миллиардер, а население от этого получает крохи? Все, пожировали, "Челси" купили, пора это завершать, либо страны не будет.

Мнение политолога Павла Салина:

– До последнего времени в российской элите боролись две очень влиятельных группы, одна – сторонников ускоренной приватизации, другая – противников. Среди противников – Сечин, который публично выступал против приватизации. Де-юре он заявлял, что нужно подождать, пока восстановится докризисная капитализация, де-факто это было выступление против приватизации. Другие представители российской элиты околопутинского окружения выступали за ускоренную приватизацию, потому что за последние годы аппаратной борьбы смогли через менеджмент установить контроль над этими предприятиями. В случае приватизации они бы получили эти предприятия в собственность. Их спикером был Дмитрий Медведев, который неоднократно заявлял, что необходимо приватизировать предприятия "в установленные сроки", но реально за Медведевым стоят гораздо более влиятельные группы интересов. Путин должен был определяться. И он поступил в свойственной ему манере – попытался достичь компромисса. С одной стороны, мы видим, что приватизация пойдет по ускоренному сценарию, до 2015-2016 годов ее никто не будет откладывать. С другой стороны, те предприятия, которые находятся в сфере корневых интересов Сечина, фактически и оставлены в сфере его влияния. Сечин получил гарантии, что из-под него предприятия нефтянки и энергетики никто с помощью приватизации не выведет.

Что касается "Ростехнологий", то здесь ситуация достаточно сложная. С одной стороны, Чемезов был одним из основных лоббистов создания госкоропрации, с другой стороны, Путин в последнее время начал разочаровываться в самой идее госкорпораций, крупных госкомпаний и ставить на вид, что, условно говоря, государственный "Газпром" менее эффективен, чем, скажем, "Новатэк", который формально частный, а по факту пользуется преференциями государства в силу того, что его совладельцы – весьма влиятельные люди. Поэтому думаю, что здесь Чемезов может пойти на попятную. Из "Ростехнологий" могут быть выведены какие-то непрофильные активы. Остальное может быть приватизировано, если контроль над этим сохранит либо Чемезов, либо близкие ему круги. Если брать крупные государственные машиностроительные предприятия, которые де-юре приватизированы, то они так и будут де-факто оставаться государственными. Это не в интересах Путина, который взял четкий курс на поддержку человеку труда, чтобы приватизированные предприятия начали сбрасывать с себя социальные обязательства. Вообще, зачем группам, которые лоббируют приватизацию, это нужно? Чтобы со временем сбросить с предприятий социальные обязательства, социальную инфраструктуру. После того, как будет проведена приватизация, эти группы начнут давить на Путина с тем, чтобы им разрешили действовать исключительно исходя из соображений коммерческой выгоды. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС