18 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Общество В России

"Великое переселение народов" в Россию продолжится?

ФМС сегодня отчитается перед Путиным о своей деятельности в прошлом году. Результаты, кстати, говорят сами за себя. В 2011 году к нам в страну въехало около 13,6 млн иностранцев, разрешения на работу были выданы для 1,2 млн человек. А высококвалифицированных специалистов из этого числа – всего лишь 27 тыс. По прогнозам, через 40 лет в России уже треть населения будут составлять мигранты. 

Премьер-министр РФ Владимир Путин предлагает запретить въезд в Россию иностранцам, являющимся злостными нарушителями российского миграционного законодательства. По его словам, речь может идти об ограничении въезда на срок от 5 до 10 или более лет.

Также он предложил усилить санкции в отношении тех, кто провоцирует нелегальную миграцию. "Пока такие нарушения, главным образом, караются символическим штрафом. И здесь миграционная служба просто бессильна: бессмысленно возлагать на вас ответственность, если вы не можете воспользоваться инструментами, которых в жизни не существует, в праве нашем не существует. Считаю, что здесь должны быть предусмотрены санкции уголовного характера и потребуется, видимо, внести изменения в ст.322 Уголовного кодекса России, в некоторые другие правовые акты", - подчеркнул Путин.

 

инфографика мигранты миграция Россия |Фото: Накануне.RU

(для увеличения кликните на изображение) 
 

По информации ФМС России, в 2011 году на территорию РФ въехали свыше 13,6 млн, выехали около 11,7 млн иностранных граждан. Наибольшее количество иностранных граждан прибывает из стран СНГ - это граждане Украины (21,28%), Узбекистана (13,86%), Казахстана (10,88%), Таджикистана (6,61%), Азербайджана (6,21%), Молдавии (4,66%), Киргизии (3,73%) и Армении (3,15%).

За прошлый год в России разрешения на работу были выданы 1,22 млн иностранных граждан, из них граждане, прибывшие в безвизовом порядке - 0,94 млн человек.

При этом, если говорить о высококвалифицированных специалистах, то это всего 27,4 тыс. человек. Едут они, в основном, из Германии, Великобритании, США, Турции, Франции.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Российский религиовед, доцент Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев рассказал Накануне.RU, что анонсированное Путиным ужесточение наказания за нарушение миграционных норм нисколько не противоречит курсу на привлечение все большего числа мигрантов.

Вопрос: Роман Анатольевич, в статьях Путина по национальному вопросу и по Евразийскому союзу есть некоторый диссонанс. Говоря о Евразийском союзе, список участников которого может пополняться, Путин заявляет о максимальной либерализации системы въезда для мигрантов. А в статье по национальному вопросу призывает ужесточить наказание за нарушение миграционных норм. Есть ли здесь противоречие?

Роман Силантьев: Это вещи не взаимоисключающие. Можно резко упростить въезд, при этом ужесточить наказание за нарушение этих либеральных рамок. То есть, не за въезд будет следовать наказание, а за нарушения закона. Тут противоречия нет.

Вопрос: То есть, въезжать можно будет фактически всем, а уж как они тут себя будут вести – останется на совести наших правоохранительных органов?

Роман Силантьев: Да, на мой взгляд, нужно оставить въезд только для тех, кто действительно стране нужен и кто не будет создавать проблем для ее безопасности.

Вопрос: И как отсеивать? Некоторые считают, что нужно ввести визовый режим с республиками Средней Азии.

Роман Силантьев: Есть определенные механизмы, когда составляется список определенных профессий, высококвалифицированных специалистов, а не разнорабочих, обязательным может быть знание русского языка. Эти люди нам нужны. Возможны какие-то религиозно-культурные требования. Приверженцев нетрадиционных исламских учений нам не надо, сектантов нам не надо, людей, которые за какие-то преступления осуждались, нам не надо, людей, которые совершали преступления в России, надо депортировать.

Вопрос: Фраза об ужесточении наказания за нарушение миграционных норм, кстати, звучит в части текста про внутреннюю миграцию. Как отделять эти процессы?

Роман Силантьев: Внутреннюю миграцию сложно регулировать. Единственное, инструмент прописки позволяет ее как-то регулировать. А, вообще, люди, проживающие в России, имеют право на свободное передвижение.

Вопрос: Сам Путин называет происходящие процессы "большим переселением народов" в России. Все-таки, что можно было бы ему противопоставить? Некоторые считают – бессмысленно создавать Миннац, новую чиновничью структуру, пока не поменяли законодательство.

Роман Силантьев: Я думаю, это непростой вопрос – как можно внутреннюю миграцию регулировать. Самый очевидный ответ – создавать рабочие места там, откуда люди едут на заработки. Но как-то не особо это получается делать. Значительная часть народа рвется в Москву, и это создает проблемы не только Москве, но и регионам, из которых идет поток. А это невосполнимые потери. Там может не остаться ни науки, ни медицины, ни других важных отраслей, когда все лучшие специалисты в Москву приедут. Происходит концентрация населения в одном месте. И в СССР, и в царской России более равномерно люди распределялись по крупным городам, не было необходимости ехать в одно место, а сейчас она, видимо, есть. Парой законопроектов эту проблему не решить.

Вопрос: То есть, даже создание рабочих мест – не выход?

Роман Силантьев: Рабочие места-то есть. Но люди на них работать не хотят, потому что там низкая зарплата, низкий престиж профессий. Работы много в стране, но она не всегда привлекательна для людей. Многие имеют такую психологию, что нужно ничего не делать, работать не на заводе, а в офисе. Тут должна быть глобальная программа, старыми мерами не решить проблему.

Вопрос: А все-таки что по поводу Миннаца скажете?

Роман Силантьев: Министерство по делам национальностей себя проявило плохо и со скандалом было разогнано. В истории России вообще нет удачного опыта работы таких организаций. Далеко не у всех народов есть лидеры, выражающие их интересы. Либо далеко не всегда эти лидеры признаются населением. В том числе, кто будет лидером у русских? Организовывать праздники в школах можно и без Миннаца, а решать проблемы Миннац не сможет. Возможно, остановились на том, чтобы создать отдел или департамент в правительстве.

Вопрос: Но возьмем Совет Федерации – там есть представители от всех регионов. Возможно на этом уровне что-то сделать?

Роман Силантьев: Например, от Тувы сенатором был такой православный бизнесмен Сергей Пугачев или мама Ксюши Собчак Людмила Нарусова. Есть большие сомнения, что они представляли интересы тувинского народа.

инфографика миграция население России|Фото: Накануне.RU

(для увеличения кликните на изображение) 

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Во многом с Романом Силантьевым согласен и директор Института демографических исследований Игорь Белобородов:

– Сегодня столица и все крупные мегаполисы имеют другую межэтническую картину, нарушен вековой этнический баланс, и это опасно. Даже без внешней миграции эти внутренние процессы, перемешивание человеческих масс между различными регионами достаточно трагично и для экономики, и для страны в целом, и для демографического развития. Оголяются огромные территории на Дальнем Востоке, в Сибири, дальнейшее стягивание людей в города по определению является фактором снижения рождаемости, и все это ведет к межэтническим конфликтам. Если добавить внешнюю миграцию к этому, то все сказанное усиливается втрое. Сегодня нет адекватной национальной политики. Тема была выбрана неслучайно. Проблема требует своего решения. Во всех крупных городах уже есть кварталы или районы, где компактно проживают представители тех или иных этносов, идет геттоизация. Экономика так же делится по этническому признаку.

Вся политика текущая нисколько не препятствует незаконному проникновению мигрантов. Когда же речь шла о Евразийском союзе, то видимо, в большей степени имелись в виду потоки между Казахстаном, Белоруссией и Россией. Учитывая, что в случае с Казахстаном есть большой фактор соотечественников, то здесь я опасности не вижу. Но сами казахи к нам несильно стремятся. 

Вопрос: Есть мнение, что дети нынешних мигрантов уже будут учиться и учатся в наших вузах и соответственно, станут высококвалифицированными специалистами. С другой стороны, идет и упомянутый Вами процесс геттоизации. Все-таки, что мы увидим – цивилизованное ассимилирование или погромы, как в европейских столицах?

Игорь Белобородов: Вопрос квалификации решаем, сейчас многие мигранты, которые работают, например, в сфере торговли, уже не уборщицы, а кассирши и даже администраторы. Думаю, и по другим отраслям народного хозяйства рост квалификации возможен. Другое дело – устоит ли страна в этих условиях, не будут ли межэтнические потрясения? В условиях нашей снижающейся рождаемости будет возрастать фактор более сильных этносов, которые не видят себя в роли побочного продукта. Тут стоит задуматься.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС