19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика За рубежом

Твиттер-революции начали угрожать Европе

Твиттер-революции, взорвавшие арабский мир, перекинулись на Запад. На фоне бомбежек в Ливии, беспорядков в Йемене, новость о полумиллионной акции протеста в Англии в минувшее воскресение выглядела дико. Между тем,  эта акция также сопровождалась погромами, было задержано более 200 человек. Митинговали британцы против сокращения работников бюджетной сферы, перспектив повышения пенсионного возраста. Известный политолог и философ, профессор МГУ и руководитель Центра консервтивных исследований Александр Дугин в интервью Накануне.RU рассказал, что в скором времени твиттер-революции могут укорениться на Западе.

Вопрос: Акции протеста в странах северной Африки, Ближнего Востока – уже дело обычное. Но почему митингует, казалось бы, благополучная Англия? Размах акции там едва ли был меньше, чем в некоторых странах Африки.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Александр Дугин: Думаю, что на самом деле мы вступаем в новую структуру международного миропорядка. Миропорядок, который существовал до последнего времени, представлял собой упорядоченные структуры организации социальной действительности. Спорили между собой не порядок и хаос, а разные формы порядка – одни силы, одни державы предлагали обществу одну модель порядка, другие – другую. И в этой полемике, конкуренции выяснялась та модель мирового порядка, которая была бы приемлемой. В конце 90-х годов либерально-демократический, рыночный, индивидуалистический порядок стал почти универсальным, его признали все – в мире почти все государства были демократиями, рыночными обществами.

Но произошли интересные процессы в течение 90-х, 2000-х, кульминацией которых было нападение Бен Ладена на Нью-Йорк. То есть, то, что было названо столкновением цивилизаций. Оказалось, что модель западного миропорядка является не универсально применимой. Она не является эффективной на пространстве всей планеты, и тогда проявилось стремление осмыслить глобализацию, как феномен парадоксальный, двусмысленный. Это я имею в виду Роланда Робертсона и его концепт локализаций.

По мере расширения глобального мироустройства, все больше дают о себе знать локальные, региональные явления. "Локальное" в данном случае – синоним хаоса. И хаотичность мира стала стремительно возрастать параллельно с приведением к единой модели, либеральной модели порядка. До какого-то времени казалось, что хаотичность – это свойство только тех стран или тех регионов, которые только вступают в демократический мир, как, например, арабские страны. Недостаточно развитые демократические институты, отсутствие социальной и экономической динамики приводят к хаотизации этого пространства. Но обратите внимание. Вторжение США в Афганистан и Ирак не просто не привели к построению демократического общества в этих странах, они дестабилизровали ситуацию, смогли разрушить существующие модели довольно неприятных порядков, на самом деле, но своего порядка установить не смогли, вместо чего они установили хаос – кровавый хаос, которым является сегодняшний Афганистан, Ирак и Ливия, на самом деле. А завтра таким же кровавым хаосом будет Алжир – стоит только раскачать ситуацию.

Вопрос: И что мы видим теперь?

Александр Дугин: Получается, что вместо укрепления порядка или даже параллельно с его укреплением степень хаотичности начала возрастать. То, что западный мир не обладает иммунитетом к этой хаотичности, нам продемонстрировали события четырехлетней давности в Европе, когда недовольство, в основном, эмигрантской молодежи в пригородах поставило Францию и другие европейские страны на грань глобального коллапса. Определенные меры, как, например, решение повысить пенсионный возраст во Франции или цену за обучение в вузах, вызвали довольно серьезные волнения. Точно так же, как мы видим, что волнения в Висконсине или волнения в Англии относятся к этой категории. Получается, что хаотизация, которая сопутствует установлению мирового порядка не в западных зонах, перекидывается обратно волной и на западные общества. Глобализация установления порядка порождает локальные ответы, которые суммируются и складываются в волны хаосы, с которыми мы и имеем сейчас дело. Они могут захватить Европу точно так же, как и арабский мир. К этому есть несколько предпосылок.

Вопрос: Какие именно?

Александр Дугин: Первое – это огромное количество эмигрантов, которые проживают в Европе и США. Возникает самоиндукция хаоса. Мы сеем хаос в арабском мире – и он перекидывается на Европу.

Второй момент. Сами европейские общества настолько связаны с мультикультуристской политикой, что там тоже создаются предпосылки для локализации культуры. Плюс аспекты постмодерна в культуре, которые поощряют даже не индивидуалистическое, а постиндивидуалистическое отношение, когда во главу угла ставится уже не человек как таковой, а его фрагменты. Это называется "машинами желаний".

Это способствует локализации самих европейских обществ – то есть, выходу из-под системы контроля. Идет создание глобальных предпосылок для создания внутреннего хаоса. Мы вступаем в период очень интересных социальных изменений, которые могут привести к взрыву нынешней глобальной политической системы. И то, что кажется многим технологическим действием, становится уже неуправляемым процессом. Есть сайт movements.org, он поддерживается Google, это сайт, инструктирующий революционеров и бузотеров любой ориентаций, как вести себя в условиях флэш-моба, акций ненасильственного сопротивления или просто повстанческих действий в городах. Интересно, что на этом сайте рекламируются даже определенные сервисы для смартфонов, для мобильных телефонов, разработанные специально для участников городских волнений. Мы, получая твиттер, смартфон, айпэд, получаем инструкцию по свержению правительств, по участию в акциях протеста, маршрутизатор, который позволяет повстанцам ориентироваться на месте в том случае, если государство отключает интернет или цензурирует его.

То, что называется твиттер-революцией или миметическим оружием, оно, конечно, направлено в значительной степени сейчас против тех обществ, которые менее развиты, чем западные, но его природа такова, что локальные процессы или такие предпосылки к хаотизации могут активировать и в тех обществах, которые к глобализации мир под своей эгидой ведут.

беспорядки на манежной омон болельщики спартак|Фото:nakanune.ruВопрос: А что касается России? Мы уже были свидетелями Манежки.

Александр Дугин: России в ближайшее время придется с этим делом столкнуться. Миметическая революция, твиттер-революция, конечно, не только заденет Европу, а может там укорениться. Но то, что она придет в Россию – у меня нет сомнений, неважно, будет ли у нас либеральный президент, либо консервативный. Будет запущена эта модель миметического оружия против любого режима, точно так же, как сетевые войны действуют как против врагов, так и против друзей. В Англии это может оказаться "профилактической" дозой, а Германию может "накрыть". Это вызовы нашему миропорядку, который на глазах меняется.

Вопрос: Если вслед за Англией волна накроет и другие государства Европы, какой из этого может быть выход? Смена правительств или что-то более серьезное?

Александр Дугин: Я думаю, что здесь все интереснее. Для того, чтобы сменить правительство, не требуется запускать миметическое оружие – это и так происходит с определенной периодичностью. В Англии демократическая система прекрасно отлажена, там все можно сделать без этого. Сменится правительство или не сменится – это совершенно неважно. Мы вступаем в общество, которое хочет постоянно подстраивать под себя существующую политическую систему – не раз в какой-то срок, не путем репрезентативной демократии, а быстрее, активнее. Это совсем другое. Кончится это отставкой кабинета министра – неважно. Назревает глобальная смена скорости или глубины демократии. Та репрезентативная демократия, которая существует в Европе или Америке, она, по большому счету, достаточно архаична, отражает условия чуть ли не 18-го века по многим параметрам, а то и 17-го. Демократия устарела. Не сам принцип демократии устарел, а существующая в западном мире демократия устарела. Речь идет о новом этапе политического и социального становления обществ. Мы сейчас апробируем модели, которые грозят изменить облик в самих развитых странах.

Вопрос: Если говорить о различных моделях, то те же африканские государства, где люди более склонны к традиционным ценностям, волна акций протеста не затронула. И применение миметического оружия там было невозможно.

Александр Дугин: По мере модернизации применение станет возможным. Сегодня хаос идет вместе с модернизацией. Модернизация – другое название хаотизации. Человек, который включается в процесс получения дополнительных средств, он сразу же приобретает средства мобильной связи, в которых заложены сервисы революции. Совсем архаичным племенам это не грозит, но они собой и не правят – они давно колонизированы более модернистическими силами, поэтому избежать этого невозможно. Традиционное общество в нынешнем состоянии не является неуязвимым для миметического оружия. Никакой возможности нет избежать хаоса ни у одного режима. Также это затронет Иран, Китай. Китай пытается балансировать между одним и другим. Китай – это та страна, которая сделала баланс между модернизацией и сохранением идентичности. Последние 30 лет Китай работает только на подстраивание этого баланса. Это самая умная страна, но и она от этого не гарантирована. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС