26 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Экономика В России

Олег Смирнов: Запрет эксплуатации ТУ-154М станет очередным шагом в сдаче позиций отечественного авиапрома

Росавиация может приостановить полеты ТУ-154М, если до начала лета на этих самолетах не будут устранены конструктивные недостатки. Такой вердикт был вполне ожидаем, поскольку недавние катастрофы этих самолетов были связаны с отказом систем электроснабжения, вызванных тепловым разгоном аккумуляторов, и нарушением функционирования топливной системы. Президент Фонда "Партнер развития гражданской авиации", заслуженный летчик СССР Олег Смирнов считает эти меры правильными, поскольку главное – это безопасность полетов. В то же время, эксперт говорит, что отказ от эксплуатации "тушек" приведет к серьезным потерям отечественного авиапрома, поскольку на замену им придут не отечественные машины, а "Боинги" и "Эйрбасы". О том, какое будущее ждет нас, если авиастроение не станет приоритетной задачей инновационного развития страны, и причем здесь коррупция, Олег Смирнов рассказал в интервью корреспонденту Накануне.RU.

Вопрос: Так ли уж безнадежны самолеты ТУ-154М, и к каким последствиями может привести запрет на эксплуатацию этих машин?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Олег Смирнов: Самолеты ТУ-154 используются в нашей гражданской авиации уже 40 лет. Они доказали свою надежность и безопасность. Но любой самолет требует ежедневного технического сопровождения, для поддержания летной годности, и, естественно, чем старше самолет, тем больше он требует к себе внимания, а соответственно и больше расходов. Ну, а наш авиапром сегодня просто не в состоянии поддерживать должное техническое состояние этих самолетов. Этот процесс начался не сегодня. Авиационная промышленность постепенно сдавала свои позиции перед зарубежными конкурентами, поскольку власти на самом высоком уровне говорили о необходимости закупать иностранные самолеты. "Если главный заказчик хочет летать на самолетах иностранного производства, то чего же нам тогда работать и париться", - именно так думали наши авиапроизводители и постепенно стали сворачивать как основное производство, так и производство запчастей и механизмов. Сейчас авиакомпании, фактически, остались один на один со старыми самолетами, которые нуждаются в ремонте и профилактике. Но все это - большие деньги и большой труд, потому как комплектующих не достать.

Теперь Росавиация заявила, что если не будут предприняты меры по поддержанию летной годности ТУ-154М, то их эксплуатацию придется прекратить. И в этом она абсолютно права! Главным в авиации всегда был, есть и будет критерий безопасности полетов! Это решение основывалось не на пустом месте. За последнее время с ТУ-154 произошло четыре катастрофы! Одна за другой! Причем 70% этих катастроф произошли из-за так называемого разгона аккумуляторов, то есть из-за технического фактора. Если в России найдутся авиакомпании, которые потянут в финансовом отношении модернизацию ТУ-154, то, значит, эти самолеты еще будут летать, но я не думаю, что это произойдет. К сожалению, как говорят в народе, наш авиапром опушен "ниже плинтуса", он уже физически не сможет помочь самолетам ТУ-154. Приходится констатировать, что мы полностью стали ориентироваться на западного производителя. Об этом говорят и цифры: по итогам прошлого года 83% всех авиапассажиров в стране были перевезены самолетами иностранного производства. А этот год начался с того, что "Аэрофлот" объявил о покупке нескольких "Боингов". Получается, мы организовываем 12 тыс. дополнительных рабочих мест в инновационной сфере для компании "Боинг", а чем мы будем обеспечивать своих специалистов и будем ли обеспечивать вообще - это открытый вопрос!

Вопрос: Потеря ТУ-154 больно ударит по региональным перевозчикам. Ожидаете ли вы банкротств?

Олег Смирнов: Я не думаю, что это приведет к массовым банкротствам, поскольку многие компании начнут закупать импортную авиатехнику. Ведь это еще и экономия. Западные аналоги ТУ-154 используют авиационного керосина в два раза меньше, чем наш самолет. Кроме того, специалисты "Боинга" или "Эйрбаса" сопровождают свою технику от схода со стапелей до списания. И это тоже экономия. Если посмотреть на лизинговые контракты, то несложно подсчитать - к концу этого года иностранными самолетами будет перевозиться уже 90% российских пассажиров. А в недалеком будущем нас ожидает полный переход на самолеты иностранного производства, что будет означать крах нашего авиапрома!

Вопрос: Какие, по-вашему, надо предпринять меры, чтобы все-таки избежать подобной ситуации?

Олег Смирнов: Было бы очень здорово, если бы наш авиапром перенял бы опыт "Боинга" и сопровождал бы самолеты от рождения до утилизации, а не перекладывал бы это на плечи авиакомпаний. Кстати у того же "Боинга" в лизинговом контракте есть пункт, согласного которому любая запчасть доставляется в любую точку земного шара в течении суток! А у нас самолеты неделями стоят и ждут какой-то одной запчасти! Со всеми вытекающими последствиями для авиакомпании и пассажиров... У нас кроме модернизации, другого выхода нет. Мы обречены быть великой самолетостроительной державой, поскольку размеры нашей страны таковы, что авиация для нас - это не просто вид транспорта! Как сказал однажды Владимир Путин, авиация это некий обруч, скрепляющий единство нашей страны. Сейчас, к несчастью, мы являемся свидетелями того, как это обруч рассыпается. По стране уже закрыто большое количество аэропортов и что мы имеем? Западная Сибирь и северные районы, лишенные гражданской авиации, просто обезлюдили! А это уже вопрос геополитики и национальной безопасности! Оттуда по разным подсчетам уехало до 2 млн человек. Кто же там будет развивать экономику? В районах самых перспективных месторождений закрываются аэропорты. Кто это все будет осваивать? В советское время мы добились полной аэрофикации страны, то есть любой житель СССР мог улететь в любую точку страны, купив билет всего лишь за четверть зарплаты, а сегодня жителям Дальнего Востока, чтобы улететь в Москву или в Санкт-Петербург, нужно работать на билет пять-шесть месяцев и при этом не есть, не пить и не одеваться. Если раньше мы перевозили по 140 млн людей в год, то в минувшем году перевезли всего 50 млн. Вот вам показатель. У нас уже выросли целые поколения, которые ни разу не были в столице своей Родины.

Вопрос: А новые самолеты? Есть ли перспектива у "Суперджет 100"?

Олег Смирнов: На этот самолет потрачено очень много денег. Сказать про него что-то определенное можно будет только тогда, когда он появится в авиакомпаниях. Слава Богу, он успешно прошел сертификацию, но какова будет его стоимость? Будет ли техническое обеспечение соответствовать международным стандартам? Не получится ли так, что западные аналоги будут стоить дешевле? Кроме того, создатели "Суперджета" говорили о том, что он придет на смену АН-24 и ЯК-40, то есть самолетам, которые занимались межрегиональными перевозками. Но это, как мне кажется, были легкомысленные и безответственные высказывания. АН-24 и ЯК-40 могут производить посадки на грунт и на снежный наст. А "Суперджет" требует аэродромов очень высокого класса, которых у нас в стране набирается всего 12! Какой же это самолет для местных линий, если он может садиться только на идеально ровную поверхность? У него конструкция продумана для западноевропейских и американских аэродромов. У машины двигатели висят на высоте 35-40 сантиметров от полосы, а значит всасывание туда посторонних предметов, например, осколков асфальта, чревато очень серьезными последствиями. Но наивысшим критерием истины служит практика, так что подождем первых итогов реальной эксплуатации "Суперждета".

Кроме того, я считаю, что нам надо возобновить производство самолетов ИЛ-86 и ИЛ-96. Когда-то им рукоплескал весь мир. У ИЛ-86 не было ни одной катастрофы с людьми на борту! Сюда же можно отнести и самолет ТУ-204. При нормальной доработке эта машина может стать конкурентоспособной. Но они по неизвестным причинам, что называется, "поставлены к забору". Почему так случилось - это вопрос к высшему руководству нашего государства. Я много думал о том, как же так получилось, что мы оказались сориентированы на запад...

Вопрос: И к какому же выводу пришли?

Олег Смирнов: Тут не обошлось без коррупции. Помните историю с взятками, которые представители "Боинга" давали государственным чиновникам из Восточной Европы и России? Там, в Америке полетело немало голов, а у нас все эти люди, которых специалисты знают поименно, до сих пор сидят на своих местах и делают дело, за которое им заплатили....


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС